Чтобы удовлетворить все возрастающие потребности в военно-технических специалистах, военно-политическое руководство США делает ставку на военизацию гражданских высших и средних учебных заведений, максимально приспосабливая их учебный процесс к потребностям Пентатона. С целью повышения у молодёжи заинтересованности в получении военной профессии в вузах страны разработана и внедрена специальная система поощрительных мер, прежде всего материального характера, для лиц, изъявивших желание учиться на кадровых офицеров или офицеров резерва.
Ниже, по материалам американской военной печати, кратко рассматривается действующая система подготовки и переподготовки офицерского состава сухопутных войск.
Подготовка офицерского состава младшего звена
Кадры офицерского состава армии готовятся в военном училище Вест-Пойнт, на курсах вневойсковой подготовки офицеров при гражданских высших учебных заведениях и в офицерских кандидатских школах. Офицерский корпус пополняется также за счёт набора гражданских специалистов, имеющих высшее техническое или специальное образование, которым сразу же присваивается воинское звание.
Военное училище Вест-Пойнт занимает ведущее место в системе подготовки кадровых офицеров для сухопутных войск. Отбор кандидатов происходит строго по социальному и образовательному цензам. В училище принимаются лица, окончившие колледжи или университеты и имеющие рекомендации членов конгресса или президента. Некоторое количество слушателей принимается из числа рядового и сержантского состава регулярной армии. Срок обучения четыре года.
В 1966 году в училище обучалось около 3000 слушателей, в 1968 году — 3600, в 1970 году — 4337, а в 1972 году — около 4360 слушателей. Численность преподавательского состава училища превышает 500 человек.
Выпускникам училища присваивается первичное офицерское звание «второй лейтенант», после чего они направляются в регулярные войска, где обязаны прослужить не менее пяти лет, а затем имеют право уволиться из армии в резерв.
Согласно программе курсанты изучают военные и общеобразовательные дисциплины. Основу учебной программы составляют 40 обязательных и 130 факультативных курсов по 22 различным профилям. Каждый слушатель, кроме изучения военных дисциплин, может специализироваться в одной из четырёх областей знаний: в естественных науках, прикладных науках и инженерном деле, гуманитарных науках или в вопросах национальной безопасности. В течение 1970—1971 годов учебная программа была значительно переработана в направлении большей специализации подготовки командных кадров с учётом их будущей службы в войсках, дислоцирующихся на заморских территориях. Увеличено, в частности, количество часов на изучение театра военных действий и местных условий будущей страны пребывания.
Основные рода войск курсанты изучают в течение первых трёх лет. Теоретическая подготовка закрепляется стажировкой в войсках. Например, на первом курсе слушатели проходят недельный учебный сбор в бронетанковом центре, во время которого отрабатываются вождение танка, стрельба, а также тактика боевых действий танков в дневных и ночных условиях. На втором курсе слушатели проходят стажировку в танковых подразделениях, а на третьем курсе — второй учебный сбор в бронетанковом центре и стажировку в должности командира танкового взвода. На этом сборе отрабатывается взаимодействие танков с пехотой, артиллерией и авиацией и изучается опыт боевого применения бронетанковой техники в Южном Вьетнаме.
Инженерная подготовка проводится, как правило, в полевых условиях. Слушатели, которые по окончании училища будут назначены в инженерные войска, проходят дополнительную месячную стажировку (в качестве командиров взводов) в инженерных подразделениях сухопутных войск, находящихся в Европе.
В военном училище широко применяется программированное обучение. Для этой цели при нем создан вычислительный центр, учебный телевизионный центр и отделение технического обеспечения.
Главное назначение вычислительного центра — предоставить каждому слушателю возможность пользоваться счётно-решающими устройствами в течение всего периода обучения. Центр располагает тремя ЭВМ в классах, главной ЭВМ для обработки данных с внешним запоминающим устройством на 18 млн. знаков и двумя классными спаренными ЭВМ. В училище имеется и отдельная лаборатория аналоговых ЭВМ. Основы знаний в области вычислительной техники слушатели получают в начале четвёртого года обучения. Цель подготовки заключается в том, чтобы каждый слушатель умел составлять программу с использованием формализованного языка и работать на ЭВМ по заданной программе.
Учебный телевизионный центр располагает внутренней телевизионной сетью, состоящей из 240 приёмных точек.
Отделение технического обеспечения оказывает помощь преподавателям в эффективном использовании счётно-решающих устройств.
Такие кафедры училища, как химической службы, электроники, термодинамики, иностранных языков, артиллерийско-техническая, располагают лабораториями, оборудованными специальной техникой по профилю обучения.
Курсы вневойсковой подготовки офицеров при гражданских вузах являются важнейшей формой подготовки офицерского состава резерва, а также источником пополнения армии кадровым младшим офицерским составом. Так, по состоянию на 1968 год свыше 40% офицеров регулярной армии были выпускниками таких курсов.
По данным на 1971 год вневойсковая подготовка офицеров резерва проводилась в 353 национальных колледжах и университетах. В них функционировало 517 различных курсов, при этом в 32 вузах преподавание военного дела было обязательным.
Как отмечалось в американской печати, только при 283 колледжах и университетах военному делу обучается одновременно до 150 000 студентов. В одних вузах обучение на курсах обязательное, в других — добровольное.
Учебная программа состоит из двух курсов: основного (продолжительность обучения два года) и курса повышенной подготовки (четыре года). Двухгодичный курс рассчитан на подготовку офицеров резерва, а четырёхгодичный — кадровых офицеров.
На основном курсе изучаются:
- принципы организации и использования родов войск, соединений, частей и подразделений;
- современное стрелковое вооружение и боевая техника;
- военный этикет и правила поведения в быту;
- военная гигиена и оказание первой помощи пострадавшим в боевых условиях;
- военная история, включая первую и вторую мировую войны, войны в Корее и во Вьетнаме.
Лица, прошедшие двухгодичный курс обучения, получают воинское звание «второй лейтенант резерва».
На курсе повышенной подготовки в более широком объёме изучаются вопросы военной теории и тактики, управления и связи. Еженедельно на этом курсе отводится три часа теоретическим или практическим занятиям. Студенты повышенного курса обучения получают ежемесячное пособие размером в 50 долларов. Некоторые кандидаты в офицеры получают стипендии. В 1971 году стипендию получали около 19 000 человек, из них 6500 студентов, готовящихся стать офицерами сухопутных войск. Окончившим повышенный курс присваивается первичное офицерское звание «второй лейтенант». Выпускники обязаны прослужить два года в кадрах и четыре года в кадровом резерве, а получавшие стипендию — три года в кадрах и столько же в кадровом резерве.
В целом система подготовки офицеров резерва охватывает значительное число студентов. В 1965/66 учебном году военную подготовку по двухлетней программе получили 157 тыс. человек, в 1966/67 году 177 тыс., в 1967/68 году— 189 тыс., а в 1968/69 учебном году—212 тыс. человек.
Из числа студентов, проходивших подготовку по четырёхлетней программе, в 1967 году в сухопутные войска направлено 11500 человек, в 1968 году — 17 225, а в 1969 году — 18 000 человек (по другим данным — 21 000 человек).
Следует подчеркнуть, что вневойсковая военная подготовка (начальная) проводится.и в некоторых средних учебных заведениях. Так, в 1969/70 учебном году такая подготовка проводилась в 1200 школах и ею было охвачено свыше 220 тыс. учеников.
Офицерские кандидатские школы — это самостоятельные учебные заведения, комплектуемые преимущественно за счёт военнослужащих— ворэнт-офицеров, сержантов и рядовых, изъявивших желание стать офицерами. Кандидаты должны иметь среднее образование и прослужить в армии 17 месяцев. До поступления в школу кандидаты проходят восьминедельный курс основной и восьминедельный курс повышенной одиночной подготовки при частях и соединениях, в которых они служат.
Учебный план этих школ включает теоретические занятия в объёме взвода и роты (оружие и боевая техника, организация связи и управление артиллерийским и миномётным огнём, действия воздушно-десантных и аэромобильных частей и подразделений, организация взаимодействия с авиацией, флотом и морской пехотой) и практические занятия по выработке командных навыков, во время которых кандидаты стажируются на должностях командира отделения, помощника командира взвода, старшины роты, заместителя командира роты и командира роты. Срок обучения в школе 23 недели. Окончившим школу присваивается звание «второй лейтенант». Выпускники кандидатских школ должны прослужить в регулярной армии не менее двух лет. По сообщению иностранной прессы, в настоящее время через офицерские кандидатские школы сухопутных войск ежегодно проходит примерно 9 тыс. человек. В связи с переходом на добровольный принцип комплектования армии вооружённым силам, как считают американские специалисты, ежегодно потребуется 36 000 молодых офицеров, из которых 13 850 человек будут готовить высшие гражданские учебные заведения, 2370 человек — военные училища и 16 220 человек — офицерские кандидатские школы. Недостающее количество молодых офицеров предполагается восполнять за счёт прямого присвоения офицерских званий гражданским лицам, имеющим редкие специальности, необходимые вооружённым силам, а также отличившимся ворэнт-офицерам и сержантам кадровой службы.
Подготовка офицерского состава среднего звена
Дальнейшая специализация и переподготовка командного состава осуществляется на различных курсах в военных школах родов войск и служб. Всего в сухопутных войсках насчитывается 27 таких учебных заведений, перечень, которых приводится в таблице. Комплектуются они преимущественно за счёт офицеров, прослуживших в войсках не менее двух лет.
Лица, только что окончившие военное училище Вест-Пойнт, а также курсы вневойсковой подготовки при вузах или кандидатские офицерские школы и получившие назначение на службу в специальный род войск (войска связи, инженерные части и другие), направляются в соответствующую школу рода войск для дополнительного обучения по» профилю своей будущей специальности в воинской части.
Как отмечается в американской печати, в школах родов войск широко применяются программированное обучение, ЭВМ и телевидение. Так, в 17 военных школах используются местные замкнутые телевизионные системы, которые позволяют вести одновременно две учебные программы. В 12 военных школах слушателей обучают с помощью ЭВМ, специально разработанных для этой цели.
Ниже приводятся данные о предназначении некоторых школ родов войск.
Перечень военных школ родов войск и служб
Пехотная школа готовит (в порядке переподготовки) офицерские кадры для пехотных (механизированных) соединений и частей. Ежегодно в школе функционирует примерно 20 различных курсов. Продолжительность обучения от 3 до 9 месяцев (в зависимости от категории военнослужащих). Пропускная способность школы — свыше 60 000 слушателей в год (включая сержантский состав). Средний возраст слушателей — 30 лет. Учебное время распределяется следующим образом: 45% на теоретические занятия по военным дисциплинам и столько же на практические, остальное время отводится на физическую подготовку.
Большое внимание в ходе обучения в школе уделяется методике проведения занятий с личным составом подразделений по различным военным дисциплинам.
Школа бронетанковых войск ведёт обучение по трём основным циклам: боевая подготовка, огневая поддержка мелких подразделений и тактическая подготовка. При школе действуют различные краткосрочные курсы, в том числе: ремонта и обслуживания бронетанковой техники, руководства и управления, специальный курс старших офицеров и другие.
О характере деятельности школы говорят следующие данные. Только в 1968 году, в период максимального напряжения боевых действий в Индокитае, 9300 человек окончили краткосрочные курсы при школе по следующим программам:
- основной курс офицера резерва бронетанковых войск (13 выпусков, 1482 человека);
- основной курс кадрового офицера бронетанковых войск (5 выпусков, 398 человек);
- повышенный курс офицера бронетанковых войск (3 выпуска, 645 человек);
- специальный курс старших офицеров (4 выпуска, 142 человека);
- курс ремонта и обслуживания бронетанковой техники (903 старших и 692 младших офицера);
- курс руководства и управления (13 выпусков, 430 человек) и другие.
Для лётного состава, штабных офицеров и командиров авиаразведывательных подразделений армейской авиации с конца 1970 года при школе были организованы курсы по повышению квалификации в области взаимодействия армейской авиации с бронетанковыми войсками.
В школе полевой артиллерии и реактивных снарядов и школе ПВО проходят переподготовку офицеры-артиллеристы. Продолжительность обучения в обеих школах один год.
В школе инженерных войск ежегодно проходит переподготовку свыше 8400 человек, в том числе 350 военнослужащих из других стран НАТО. Постоянный состав школы 190 офицеров и 1300 рядовых инструкторов.
Школа химической службы готовит офицерский и сержантский состав для всех видов вооружённых сил. В школе имеется пять отделений и специальные курсы продолжительностью обучения от 1 до 28 недель. Ежегодная пропускная способность отделений и курсов свыше 4000 человек. Кроме американских военнослужащих, в школе обучается офицерский и сержантский состав из 32 иностранных государств. Постоянный состав школы 720 человек, из них 133 офицера и ворэнт-офицера, 480 сержантов и рядовых, 107 вольнонаемных.
Как сообщалось в американской печати, школа располагает современными лабораториями и полигонами. На одном из них могут создаваться реальные условия радиационной обстановки, возникающей после взрыва ядерных боеприпасов.
Школа квартирмейстерской службы имеет два отделения. На одном готовятся младшие специалисты, на другом — офицеры в звании до капитана. Обучение ведётся по 63 различным направлениям (специальностям).
Школа готовит командиров взводов и рот для тыловых частей и подразделений, а также штабных офицеров квартирмейстерской службы в звене от штаба батальона до штаба дивизии. Ведётся также подготовка других специалистов тыловой службы.
Курс обучения на офицерском отделении рассчитан примерно на год. На офицерском отделении обучается около 200 слушателей из иностранных армий, преимущественно из стран НАТО.
Подготовка специалистов службы тыла осуществляется также в специальном учебном центре, расположенном в Форт-Ли. Здесь проходят подготовку офицеры в звании от капитана до полковника, а также чиновники службы тыла. При центре имеется несколько курсов по различным профилям обучения с продолжительностью подготовки от 2 до 12 недель.
Подготовка старших офицеров и офицеров высшего звена. После обучения на курсах в школах родов войск и службы в войсках офицеры повышают свою военную подготовку в различных военных колледжах. Через военные колледжи проходит до 50% офицерского состава вооружённых сил. На переподготовку в колледжи направляются старшие офицеры в звании «майор» и «подполковник», прослужившие в войсках 1420 лет и способные занять соответствующие должности в дивизиях, корпусах, полевых армиях и в объединённом штабе комитета начальников штабов. Сухопутные войска ежегодно направляют в различные военные колледжи примерно 1800 офицеров, из них 300 человек — в колледжи других видов вооружённых сил.
Высшую военную подготовку офицерский состав сухопутных войск получает, последовательно обучаясь в армейском командно-штабном колледже, а затем в армейском военном колледже. Для занятия должностей в высших штабах и центральных управлениях, а также руководящих командных должностей в войсках требуется закончить соответствующее объединённое военно-учебное заведение вооружённых сил, штабной, национальный военный или военно-промышленный колледжи.
Армейский командно-штабной колледж (Форт-Ливенуорт) готовит строевых и штабных офицеров для соединений и частей американских сухопутных войск и армий союзников США. Очный курс командно-штабного колледжа рассчитан на 4,5 месяца. Пропускная способность колледжа достигает 1500 офицеров в год.
Армейский военный колледж (Карлайл-Барракс) готовит офицеров для занятия старших командных должностей в сухопутных войсках. В колледже одновременно обучается 200—230 слушателей, в том числе несколько гражданских чиновников из различных правительственных учреждений, связанных с экономическим и материально-техническим обеспечением войск. Продолжительность обучения 10 месяцев.
Штабной колледж (Норфолк, штат Виргиния) готовит офицеров, набираемых из всех родов войск, служб и видов вооружённых сил для работы в крупных войсковых и объединённых штабах. В колледже обучается примерно 160 слушателей.
Национальный военный колледж вооружённых сил (Форт-Макнейр) готовит старших офицеров для работы в объединённом штабе комитета начальников штабов, в центральных управлениях министерства обороны, а также в правительственных учреждениях, связанных с деятельностью вооружённых сил. В колледже обучается 140 слушателей.
Военно-промышленный колледж (Вашингтон) готовит кадры для работы в военных и правительственных учреждениях, ведающих экономической мобилизацией страны и военной промышленностью. В колледже обучается примерно 180—190 слушателей.
В американской военной печати отмечается, что технические рода войск и служб армии США (химические, артиллерийско-технические, тыла, связи, транспортные) испытывают острую нужду в офицерском составе со средним и высшим образованием. В связи с этим в США поднимается вопрос о необходимости создания самостоятельного колледжа технических войск с девятимесячным сроком обучения. Специально учреждённая для изучения данной проблемы комиссия в принципе поддержала это предложение, однако ввиду финансовых затруднений и сложности вопроса она рекомендовала командованию подготовку офицеров технических и тыловых служб продолжать пока в армейском командно-штабном колледже и штабном колледже вооружённых сил. Одновременно комиссия предложила расширить подготовку и переподготовку необходимых специалистов па курсах при центре подготовки офицеров тыловой службы армии США с последующим преобразованием курсов в колледж тыловых служб армии, приравняв его во всех отношениях к штабному и командно-штабному колледжу.
Таковы некоторые данные о существующей в армии США системе подготовки офицерских кадров, которая предусматривает воспитание у офицеров готовности защищать интересы господствующих классов и превращает их в послушное орудие американского империализма.