С развитием в стране капиталистических отношений расширялся и укреплялся государственный аппарат как орган насилия над народом своей страны и инструмент проведения внешней политики, в которой значительная роль отводилась ведению грабительских несправедливых войн. За 200 лет государственный аппарат США превратился в гигантский механизм по управлению внутренними и внешними делами монополистической буржуазии. В настоящее время численность федеральных служащих, не считая личный состав вооружённых сил, почти 3 млн. человек, то есть примерно столько же, сколько составляло все население Соединённых Штатов при их образовании.
Одним из ключевых органов государственного аппарата США является Совет национальной безопасности (СНБ), который играет весьма важную роль в формировании и проведении внутренней, внешней и военной политики. Общее рассмотрение структуры государственной власти США даёт возможность отчётливее выделить место СНБ в системе государственного управления.
В соответствии с конституцией государственная власть в США разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом законодательной власти является конгресс, состоящий из двух палат — сената и палаты представителей, состав которых периодически переизбирается. Конгресс осуществляет законодательство по всем вопросам, относящимся к компетенции федеральной власти. Он рассматривает бюджет страны, включая военные ассигнования. Только конгресс имеет право объявить войну.
К исполнительной власти, или, как её нередко называют, администрации, относятся министерства, многочисленные федеральные управления, агентства, комиссии и другие ведомства, а также исполнительный аппарат при президенте (Executive office of the President). Иногда его называют исполнительным управлением президента. Главы министерств образуют кабинет министров. Вооружённые силы представлены в нем министром обороны. На своих заседаниях кабинет министров рассматривает вопросы внутренней и внешней политики, однако он не оказывает такого влияния на её формирование, как СНБ. По просьбе президента кабинет министров может изложить свою точку зрения, дать совет и т. п., но разработка основных направлений в области внутренней и внешней политики осуществляется в рамках исполнительного аппарата при президенте. Количество и состав органов, входящих в исполнительный аппарат при президенте, может меняться. Создаются новые и упраздняются ранее существовавшие органы. Все они подчинёны непосредственно президенту (см. схему). В некоторых из них он сам является председателем.
Принципиальная структура органов исполнительного аппарата при президенте и Совете национальной безопасности
Судебная власть представлена верховным судом, который состоит из председателя и восьми членов, назначаемых пожизненно президентом и утверждаемых сенатом.
Совет национальной безопасности был создан в 1947 году в соответствии с Законом о национальной безопасности. Этим же законом были учреждены Центральное разведывательное управление и министерство обороны. Цель создания СНБ состояла в том, чтобы иметь при президенте постоянный совещательный орган по главным вопросам внутренней, внешней и военной политики, который также осуществлял бы координацию деятельности видов вооружённых сил, министерств и других федеральных ведомств в интересах обеспечения национальной безопасности. Бывший президент США Никсон, внесший ряд изменений в структуру и стиль работы СНБ, отметил в одном из своих внешнеполитических посланий, что главная обязанность этого органа состоит в том, чтобы представлять президенту страны информацию и её анализ, предлагать и обосновывать свою позицию.
Система СНБ построена с таким расчётом, чтобы обеспечить сбор всей информации и способствовать выработке оптимальных решений. При этом все анализы и решения должны опираться на самую широкую фактическую базу, чтобы факты, спорные вопросы и перспективный подход к решению были представлены президенту вместе с альтернативными курсами действий (при учёте всех положительных и отрицательных сторон) и с подсчётом расходов. Обсуждение в СНБ проблем национальной безопасности даёт возможность президенту оценить их и выбрать наиболее важные, перед тем как он примет окончательное решение.
В настоящее время постоянными членами СНБ являются: президент, вице-президент, государственный секретарь, министр обороны. Кроме них, в СНБ входят в качестве консультантов директор ЦРУ и председатель комитета начальников штабов (КНШ). Должностными лицами СНБ являются помощник президента по национальной безопасности и исполнительный секретарь. Все они постоянно участвуют в заседаниях СНБ. По решению президента на заседания СНБ могут быть приглашены и другие официальные лица: министры, их заместители, руководители федеральных ведомств. Это делается в том случае, когда рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью соответствующих учреждений.
В октябре 1975 года сенат подготовил законопроект, предусматривающий включение министра финансов в состав членов СНБ, мотивируя своё предложение тем. что поддержание прочного экономического и финансового положения имеет жизненно важное значение для национальной безопасности. Бывший президент США Форд не поддержал законопроект сената, расценив эту инициативу как нежелательную и ненужную на том основании, что при формировании внешней политики он располагает другими способами получения советов по экономическим вопросам. В результате президентского вето законопроект не был принят.
Перечень лиц, входящих в СНБ, указывает, что все они занимают самое высокое служебное положение в государстве и обладают большой властью и полномочиями в определении военно-политического курса США.
Председателем СНБ является президент США. По существующему положению он глава государства, правительства и верховный главнокомандующий вооружёнными силами. Президент США отвечает за разработку и проведение в жизнь внешней и внутренней политики и обеспечение в целом национальной безопасности. Под его непосредственным руководством ведётся разработка федерального бюджета, определяется размер военных ассигнований, запрашиваемых у конгресса на каждый год, рассматриваются и утверждаются основные направления строительства вооружённых сил. Только президент имеет право отдать приказ на применение ядерного оружия. Круг обязанностей и ответственность президента, несомненно, велики, и наличие специального аппарата, помогающего определить и выбрать наиболее приемлемое решение по тому или иному вопросу, не является чем-то необычным. Важно другое — кто и в чьих интересах даёт эти советы. С 20 января 1977 года президентом США стал Картер.
Членом СНБ является и вице-президент страны. В тех случаях, когда президент США по каким-либо причинам не может выполнять свои обязанности, вице-президент замешает его, а в случае смерти или отставки президента автоматически становится президентом страны до очередных выборов.
Государственный секретарь стоит первым в списке министров. Будучи членом СНБ и главным советником президента США по вопросам внешней политики, он оказывает значительное влияние на определение внешнеполитического курса США. До ноября 1975 года бывший государственный секретарь Киссинджер одновременно являлся помощникам президента по национальной безопасности. Решением президента Киссинджер был освобождён от должности помощника президента по национальной безопасности с сохранением поста государственного секретаря. Помощником президента США по национальной безопасности в настоящее время является Бжезинский.
Большое воздействие на военно-политический курс и строительство вооружённых сил оказывает министр обороны, С 20 января 1977 года на этот пост назначен Браун.
Правящие крути США не мыслят внешней политики и стратегии без опоры на военную силу. Они всячески пытаются доказать и обосновать, что военное превосходство США и дальнейшее увеличение мощи являются необходимыми условиями для обеспечения национальной безопасности. Однако ни для кого не секрет, что тон этой «озабоченности» о национальной безопасности задают военно-промышленные монополии, наживающиеся на военных заказах. Подобные действия представителей военно-промышленного комплекса встречают поддержку Белого дома. Так, например, в марте 1976 года президент США призвал конгресс одобрить без изменений внесённый им военный бюджет на 1976/77 финансовый год в размере около 113 млрд. долларов, что позволит Соединённым Штатам, как заявил президент, обеспечить успешное решение всех проблем в области национальной безопасности и внешней политики.
Как свидетельствует история, внешняя политика американского империализма была и остаётся связанной с ведением агрессивных войн, подавлением национально-освободительных движений, подготовкой к новым большим и малым войнам. Разоблачая агрессивный характер империализма, В. И. Ленин отметил, что он «отличается наименьшим миролюбием и свободолюбием, наибольшим и повсеместным развитием военщины». 200 лет истории США — это 200 лет истории агрессивных, захватнических войн.
Особую роль в СНБ играет министр обороны, являющийся главным советником президента США по военным вопросам. По закону министр обороны является гражданским лицом. На него возложено руководство вооружёнными силами. Он отвечает за их строительство, боеготовность, использование, материально-техническое обеспечение, организацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Ежегодно министр обороны выступает в конгрессе с докладом, в котором излагаются основные направления строительства вооружённых сил и запрашиваются для этой цели соответствующие ассигнования.
Оперативное руководство вооружёнными силами министр обороны осуществляет через комитет начальников штабов во главе с его председателем, который также привлекается к участию в работе СНБ.
Председатель КНШ является высшим военным должностным лицом в вооружённых силах США. Через него военные имеют возможность излагать на заседаниях СНБ свою точку зрения и выступать в её защиту.
Характер и повестка дня заседаний СНБ в значительной мере зависят от международной обстановки и тон информации, которую военно-политическое руководство получает от разведывательных органов. Бывший президент Форд, выступая 7 ноября 1975 года в Бостоне, подчеркнул, что разведка абсолютно необходима для «безопасности Соединённых Штатов и даже для их существования». В другом выступлении 17 февраля 1976 года он следующим образом охарактеризовал связь политики и разведки: «Для того, чтобы наша внешняя политика была эффективной, она должна исходить из ясного понимания международной обстановки. Если мы будем действовать, не располагая достаточными и своевременными разведывательными данными, это ослабит нашу безопасность,… мы также не можем ограничивать функции нашей разведки выяснением вопроса о том, грозит ли нам военное нападение в ближайшем будущем. Мы нуждаемся также в сведениях о состоянии мировой экономики, о политических и социальных тенденциях… Для того, чтобы обеспечивать и охранять свою безопасность в дипломатическом, военном и экономическом плане, мы должны обладать всеохватывающим разведывательным потенциалом».
Ответственность за обеспечение разведывательными данными военно-политического руководства, и в первую очередь президента и СНБ, возложена на директора ЦРУ. В задачу этой разведывательной организации США входит не только добывание разведывательной информации об иностранных государствах, её обработка, анализ и доклад руководству страны, но также организация политических провокаций, государственных переворотов и заговоров, вооружённых конфликтов, подрывной идеологической работы и т. п. В Соединённых Штатах имеются и другие разведывательные организации, ведущие разведку за рубежом, однако вся разведывательная информация по вопросам национальной безопасности в обобщённом виде поступает в СНБ через ЦРУ. Со своей стороны СНБ осуществляет общее политическое руководство и контроль над ЦРУ и другими разведывательными органами.
В изданном 18 февраля 1976 года президентском указе о реорганизации разведки говорится, что СНБ будет проводить полугодовые анализы зарубежной деятельности разведывательных органов США и оценивать эффективность их работы. Ответственность за подготовку этих анализов возложена на помощника президента по национальной безопасности. Он участвует во всех заседаниях СНБ, организует их подготовку и проведение по указанию президента.
Состав участников заседаний СНБ может быть различным, но постоянные члены участвуют обязательно. Президент решает, кого следует пригласить на то или иное заседание. Периодичность их проведения определяется также президентом. Он решает, должен ли СНБ собираться регулярно или по мере необходимости. Обычно заседания СНБ проводятся один-два раза в неделю. Хотя СНБ является совещательным органом при президенте, но после того как рекомендации будут одобрены президентом, они обретают силу директивных указаний для всех правительственных ведомств, которых они касаются. Основным видом документов, издаваемых СНБ, является меморандум о решениях в области национальной безопасности, содержащий указания о политическом курсе.
Для обеспечения деятельности СНБ и проведения подготовительной работы к заседаниям при нем имеется система вспомогательных органов, в которую входят: старшая группа анализа, комитет заместителей министров, межведомственные группы, специальные группы, комитет по анализу оборонных программ, комитет по зарубежной разведке и обслуживающий аппарат.
Старшая группа анализа является ведущим органом при СНБ. Она занимается большинством политических вопросов, поступающих на рассмотрение президента для принятия решения. Председатель группы — помощник президента по национальной безопасности. Члены — заместитель государственного секретаря, заместитель министра обороны, директор ЦРУ и председатель КНШ. По решению председателя в работе группы могут принимать участие руководители различных федеральных ведомств. В задачу группы входит изучение вопросов с целью выявления, заслуживают ли они того, чтобы ими занимались СНБ и президент. Она рассматривает документы, поступающие из межведомственных и специальных групп СНБ и правительственных ведомств, отбирает важнейшие, требующие рассмотрения на высшем уровне. Документы по менее важным проблемам передаются для проработки в комитет заместителей министров. Старшая группа анализа следит за тем, чтобы при рассмотрении того или иного вопроса Советом национальной безопасности были учтены мнения заинтересованных министерств и ведомств, подобраны и проанализированы все факты, относящиеся к проблеме, подготовлены варианты решения и указаны затраты, связанные с их реализацией.
Комитет заместителей министров призван обеспечить согласованное осуществление внешнеполитических решений министерствами и ведомствами. Комитет также рассматривает вопросы, направленные ему старшей группой анализа. Председателем комитета является заместитель государственного секретаря, его помощником — заместитель государственного секретаря по политическим вопросам. Члены — заместитель министра обороны, помощник президента по национальной безопасности, директор ЦРУ. председатель КНШ.
Межведомственные группы образованы в основном по региональному принципу. Таких групп пять: по Латинской Америке, Европе, Ближнему Востоку и Южной Азии, Африке, Восточной Азии. Шестая занимается военно-политическими вопросами. Каждая из них возглавляется соответствующим помощником государственного секретаря. В состав групп входят представители помощника президента по национальной безопасности, министра обороны, директора ЦРУ, председателя КНШ, а также глав других правительственных ведомств. Группы изучают основные проблемы регионов и готовят предложения по их решению. Кроме того, они в состоянии принимать решения по текущим делам, которые могут быть рассмотрены на уровне заместителей министров, а наиболее важные вопросы передаются в старшую группу анализа.
Специальные группы создаются по мере необходимости для исследования конкретных вопросов, для чего привлекаются опытные высококвалифицированные специалисты из правительственных учреждений и научно-исследовательских организаций. Каждую такую группу обычно возглавляет ответственный сотрудник из аппарата помощника президента по национальной безопасности.
Комитет по анализу оборонных программ проводит на уровне заместителей министров анализ основных направлении военной политики и военных программ, увязывая их со стратегическими, политическими, дипломатическими и экономическими интересами США. Комитет возглавляет помощник президента по национальной безопасности. Члены комитета — заместитель государственного секретаря, заместитель министра обороны, председатель КНШ, председатель совета экономических консультантов, директор административного и бюджетного управления и директор ЦРУ.
В ноябре 1971 года при СНБ был образован орган общего руководства разведкой — комитет по вопросам разведки, в который вошли помощник президента по национальной безопасности, председатель КНШ, заместитель министра обороны, директор ЦРУ, заместитель государственного секретаря и министр юстиции, В феврале 1976 года этот комитет был упразднён и создан новый орган — комитет по зарубежной разведке. Его председатель — директор «разведывательного сообщества» (новая должность), он же директор ЦРУ. В настоящее время им является Соренсен, бывший помощник президента Дж. Кеннеди. В состав комитета по зарубежной разведке вошли заместитель министра обороны, ведующий вопросами разведки, и заместитель помощника президента по национальной безопасности. На комитет возложено оперативное руководство разведывательными службами США за рубежом.
Обслуживающий аппарат СНБ состоит из группы высококвалифицированных сотрудников, которой руководит помощник президента по национальной безопасности. Главное место в этом аппарате занимает канцелярия помощника президента. В неё поступают все наиболее важные документы, касающиеся национальной безопасности. Там они оцениваются, определяется степень их важности. В случае необходимости документы перерабатываются для доклада президенту или для рассмотрения их на заседании СНБ.
Обзор структуры, состава, функций и предназначения СНБ позволяет сделать однозначный вывод о том, что этот важный военно-политический орган системы государственного управления США призван обеспечивать «национальную безопасность» и «национальные интересы» эксплуататорских классов, а, как известно, национальные интересы монополистического капитала и национальные интересы американского народа — это не одно и то же.
В Отчётном докладе ЦК КПСС XXV съезду указано, что влиятельные силы США «изображают в превратном свете политику Советского Союза и, ссылаясь на вымышленную «советскую угрозу», призывают к новому взвинчиванию гонки вооружений в США и в НАТО».
Сохранение тенденции роста военного бюджета США под предлогом необходимости обеспечения национальной безопасности является не чем иным, как попыткой правящих кругов сохранить существование капиталистической системы любой ценой, вплоть до развязывания всеобщей ядерной воины против социалистических стран.
Советский Союз последовательно проводит в жизнь ленинскую миролюбивую политику Воины Советских Вооружённых Сил надёжно стоят на защите завоеваний социализма и вместе с воинами братских армий готовы дать отпор любой агрессии.