Агрессивный характер внешней политики американского империализма, его стремление к мировому господству привели после второй мировой войны к созданию в огромной военной машины, к небывалой милитаризации страны и гонке вооружений. На осуществление этих мероприятий, предусматривающих подготовку к войне против Советского Союза и других социалистических стран, расходуются колоссальные средства. Иностранные специалисты подсчитали, что только с 1950 по 1970 год прямые военные расходы США составили 1 120 млрд. долларов, а с учётом косвенных военных затрат — около 1200 млрд. долларов.
 
Агрессивная сущность международного империализма, возглавляемого США, в последние годы усилилась. Это было подчёркнуто в материалах XXIV съезда КПСС. В Отчётном докладе Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза товарищ Л. И. Брежнев отмечал, что «в послевоенные годы в капиталистическом мире в небывалых масштабах происходит рост милитаризма. Эта тенденция ещё более усилилась за последнее время. Только за один 1970 год страны вложили в подготовку войны 103 миллиарда долларов. Наиболее опасный характер милитаризация приобрёла в США. За последние пять лет в этой стране истрачено на военные цели около 400 миллиардов долларов».
 
Военный бюджет на 1971/72 финансовый год, а также некоторые данные относительно перспективного финансирования военных приготовлений США являются новым доказательством усиления агрессивности американского империализма, дальнейшего роста милитаризма и продолжения политики гонки вооружений.
 
В бюджете на 1971/72 финансовый год, который заканчивается 30 июня 1972 года, для министерства обороны запланированы ассигнования в сумме 79,2 млрд. долларов, что на 3,9 млрд. долларов больше, чем в предыдущем финансовом году. Если учесть к тому же 3,3 млрд. долларов, предназначенных на создание космической техники и освоение космического пространства (главным образом в интересах Пентагона) по линии (национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (), то общая сумма средств на военные цели в текущем финансовом году достигнет 82,5 млрд. долларов.
 
Строительство американских вооружённых сил в последние годы финансируется по нескольким основным программам. По мнению американских военных специалистов, такой принцип финансирования призван обеспечить необходимое соответствие в развитии отдельных видов и элементов вооружённых сил, а также наиболее рациональное использование денежных средств и материальных ресурсов на подготовку и ведение войны. Размеры ассигнований по основным программам и целевому назначению за последние три финансовых года приведены в табл. 1.
 
Таблица 1
Ассигнования министерству обороны США в 1969/70 — 1971/72 финансовых годах (в млн. долларов)
 
Ассигнования министерству обороны США в 1969/70 — 1971/72 финансовых годах (в млн. долларов)
 
1. Без учёта ассигнований на содержание персонала и ассигнований по некоторым другим статьям, которые по данной классификации включены в другие программы.
 
Данные, указанные в таблице на 1971/72 финансовый год, являются проектными. В связи с этим следует кратко остановиться на порядке составления и утверждения военного бюджета в США.
 
Для федерального бюджета США характерно то, что запрашиваемые правительством средства подлежат постатейному обсуждению и утверждению сенатом и палатой представителей конгресса. Обсуждение нового бюджета начинается, как правило, с середины текущего финансового года и заканчивается тогда, когда очередной финансовый год уже наступил (он начинается 1 июля). Однако такая система не мешает министерству обороны расходовать намеченные правительством средства в течение года, хотя официально они и не утверждены конгрессом. Несмотря на длительные и упорные дебаты, конгресс обычно соглашается в целом на ассигнование запрашиваемых средств. Некоторые изменения, вносимые конгрессом, большого практического значения для военного бюджета не имеют.
 
В 1971/72 финансовом году правящие круги США продолжают политику «вьетнамизации», которая предусматривает более широкое использование войск южновьетнамского марионеточного режима в агрессивной войне в Юго-Восточной Азии. Одновременно с этим Пентагон проводит сокращение своих войск в этом районе мира. Если в апреле 1969 года там было 543,4 тыс. американских солдат и офицеров, то к декабрю 1972 года, как об этом заявил министр обороны США Лэйрд в конгрессе, численность вооружённых сил США в Индокитае сократится; в Южном Вьетнаме она должна уменьшиться до 50 тыс. человек.
 
При текущем финансировании военных мероприятий администрация Никсона все же вынуждена в определённой степени считаться и с растущими требованиями общественности сократить или по крайней мере не допускать быстрого роста военных расходов. Поэтому военные планирующие органы США полагают возможным пойти на некоторое снижение численности вооружённых сил при одновременном усилении их боевой мощи, технической оснащённости и мобильности.
 
В течение 1971/72 финансового года численность американских регулярных вооружённых сил предусматривается уменьшить на 400 тыс. человек. К 30 июня 1972 года она должна составить 2 505 тыс. человек, в том числе: сухопутных войск — 942 тыс., ВВС — 753 тыс., ВМС — 810 тыс. человек (из них в морской пехоте 206 тыс.). Численность вооружённых сил в Европе пока намечено оставить без изменений, хотя в конгрессе и рассматриваются предложения о частичном сокращении данной группировки войск.
 
Министр обороны США Лэйрд, выступая в конгрессе по проекту бюджета министерства обороны на 1971/72 финансовый год, публично провозгласил новую стратегию «реалистического устрашения», которая, по его словам, базируется на достаточности стратегических сил и сил общего назначения и позволяет американскому правительству делать на них главную ставку в случае возникновения всеобщей ядерной войны. В свете этой стратегии бюджетом предусматривается дальнейшее наращивание военной мощи, и в первую очередь стратегических наступательных сил. Как отмечалось в иностранной печати, в состав этих сил в 1971/72 финансовом году будут входить 1054 установки межконтинентальных баллистических ракет (1000 ракет и 54 ракеты 2), 41 атомная ракетная подводная лодка с 656 ракетами и , 520 стратегических бомбардировщиков В-52 и FB-111.
 
В 1971/72 финансовом году выделены значительные средства на осуществление следующих программ по совершенствованию сил стратегического назначения:
 

  • замена межконтинентальных ракет «Минитмэн» ракетами «Минитмэн» 3 с многозарядными головными частями типа MIRV (на эту программу намечается израсходовать 860 млн. долларов, в том числе на закупку ракет «Минитмэн» 3 — 570 млн. долларов);
  • модификация и закупка ракет «Минитмэн» 2 — 100 млн. долларов;
  • перевооружение шести атомных ракетных подводных лодок ракетами «Посейдон» (вместо «Поларис») с многозарядными головными частями типа MIRV — 810 млн. долларов (в том числе закупка ракет «Посейдон» — 360 млн. долларов);
  • продолжение работ по развёртыванию системы ПРО «Сейфгард»: ввод в строй двух комплексов ПРО для защиты ракетных баз «Минитмэн» в Гранд-Форкс (штат Северная Дакота) и в Мальмстром (штат Монтана), начало строительства комплексов для обороны баз «Минитмэн» в Уайтмен (штат Миссури) и Уоррен (штат Вайоминг). На указанные цели запланировано выделить 1290 млн. долларов, включая расходы на закупку противоракет и «Спринт», научные исследования и строительные работы;
  • налаживание серийного производства и закупка управляемых ракет класса «воздух — земля» для стратегических бомбардировщиков В-52, FB-111 и В-1А — 210 млн. долларов;
  • модификация стратегических бомбардировщиков В-52 — 230 млн. долларов;
  • модификация стратегических бомбардировщиков FB-111 — 35 млн. долларов;
  • модификация истребителей-перехватчиков F-106 — 18 млн. долларов.

 
Наряду с этим в 1971/72 финансовом году намечается завершить перевооружение четырёх эскадрилий стратегической авиации бомбардировщиками FB-111.
 
Правительство США осуществляет также программу оснащения стратегической транспортной авиации новыми тяжёлыми военно-транспортными самолётами. В связи с резким возрастанием стоимости самолёта С-5А программа закупок министерством обороны сокращена с 200 самолётов до 81. В 1971/72 финансовом году выделяется 375 млн. долларов, чтобы завершить закупки для четырёх эскадрилий таких самолётов и приобрести 12 военно-транспортных самолётов С-130Е.
 
Военным бюджетом на 1971/72 финансовый год предусматривается выделение средств на повышение боевых возможностей и мобильности сил общего назначения за счёт приобретения нового оружия и военной техники. Сухопутным войскам в этом финансовом году намечается поставка 400 вертолётов ОН-58 (120 млн. долларов), оперативно-тактических ракет (90 млн.) для замены устаревших ракет и , а также поставка ЗУР (20 млн.), ПТУР (68 млн.) и (35 млн.), усовершенствованных ЗУР (85 млн. долларов).
 
Запланированы также ассигнования на закупку танков М60А1, танковых мостоукладчиков и артиллерийско-стрелкового вооружения (205 млн.), наземных военно-транспортных машин (262 млн.), средств связи и электронного оборудования (180 млн.), а также боеприпасов (1600 млн. долларов).
 
Военно-воздушные силы, несмотря на некоторое сокращение личного состава и выделяемых на их строительство средств, в основном сохранят свою ударную мощь за счёт дальнейшего оснащения их новой авиационной техникой. В 1971/72 финансовом году на производство и закупку боевых и специальных самолётов планируется выделить 690 млн. долларов. Программой предусматривается, в частности, закупить 97 штурмовиков A-7D, 36 тактических истребителей F-4E,12тактических разведчиков RF-4C, 10 учебно-тренировочных самолётов, а также тактические истребители F-5E для поставки другим странам. Таким образом, тактические ВВС в текущем году закупят 188 самолётов. Кроме того, по бюджету выделены средства на закупку для ВВС управляемых ракет , , и .
 
Анализ бюджета США на 1971/72 финансовый год показывает, что особое внимание уделяется выполнению кораблестроительных программ. С назначением адмирала Мурера председателем объединённого комитета начальников штабов фонды на строительство и модернизацию кораблей значительно возросли. В частности, намечено строительство атомного фрегата УРО, семи эскадренных миноносцев типа DD963, пяти быстроходных атомных торпедных лодок типа SSN688 и шести вспомогательных судов. Подлежат модернизации два фрегата УРО и другие корабли.
 
В текущем финансовом году Пентагон запросил средства на закупку для ВМС 290 боевых и учебных самолётов и вертолётов — на 22 машины больше, чем в предыдущем году. В частности, планируется закупить 48 палубных истребителей F-14, 36 базовых патрульных самолётов Р-3С, 13 противолодочных палубных самолётов S-3A, 24 палубных штурмовика А-7Е, 19 разведывательных самолётов ЕА-6В, 30 самолётов с вертикальным взлётом и посадкой AV-8A , 48 учебно-тренировочных самолётов, 24 вертолёта UH-1N для морской пехоты и 2 транспортных самолёта.
 
На производство ракетного оружия для ВМС в течение года предполагается израсходовать около 300 млн. долларов. За счёт этих средств намечается оснащение ВМС ракетами «Спарроу», «Сайдвиндер», , «Шрайк», и другими.
 
В докладе конгрессу о проекте бюджета на 1971/72 финансовый год министр обороны Лэйрд, пытаясь оправдать гонку вооружений в США, особое внимание уделил вопросам достижения военно-технического превосходства над Советским Союзом. Эта точка зрения министра не могла не найти поддержки у американских монополий, для которых производство новых, более сложных и дорогостоящих систем оружия связано с получением дополнительных прибылей. По этой причине в 1971/72 финансовом году министерство обороны на военные исследования запросило около 7,9 млрд. долларов, что на 760 млн. долларов больше соответствующих фондов предыдущего финансового года. Распределение средств на военные научные исследования в 1971/72 финансовом году приведено в табл. 2.
 
Распределение бюджетных ассигновании на военные научные исследования в 1971/72 финансовом годуТаблица 2
Распределение бюджетных ассигновании на военные научные исследования в 1971/72 финансовом году

Стратегия «реалистического устрашения» находит своё выражение прежде всего в увеличении средств, выделяемых на разработку новых стратегических систем. Основными (системами, на создание которых министерство обороны получает в 1971/72 финансовом году значительные суммы, являются:
 
 
сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1А (планируется выделить 370 млн. долларов), который должен заменить устаревший стратегический бомбардировщик В-52;
подводная ракетная система ULMS (110 млн. долларов); ею планируется заменять существующую подводную ракетную систему «Поларис—Посейдон»;
самолётная система дальнего радиолокационного обнаружения и управления противовоздушной обороной AWACS (145 млн. долларов).
 
Предусматривается также продолжить научные исследования по проекту создания ПРО «Сейфгард», испытания и усовершенствование систем управления и защиты ракет «Минитмэн» 3, «Минитмэн» 2 и «Посейдон», а также завершить разработку ракеты «Срэм» для стратегических бомбардировщиков.
 
Научные исследования, в целях развития сил общего назначения направлены на разработку новых систем оружия, позволяющих наращивать боевую мощь сухопутных войск, ВВС и ВМС.
 
Чтобы повысить огневую мощь и маневренность сухопутных войск, основные усилия в 1971/72 финансовом году направляются на разработку, испытания и совершенствование основного боевого танка ХМ803, вертолёта огневой поддержки АН-56А, самоходного зенитного ракетного комплекса SAM-D, тяжёлого вертолёта грузоподъёмностью 20—30 т, управляемых ракет 1А (модернизация) и «Ланс», ПТУР «Тоу» и «Дракон», самоходной системы ЗУРО «Чапарэл», тактического транспортного вертолёта общего назначения «Уттас».
 
Продолжатся работы по созданию для тактических ВВС истребителя F-15, дозвукового штурмовика АХ, истребителя F-5E, управляемых ракет «Мейверик» и других систем оружия.
 
Для ВМС намечается разработка противолодочной системы LAMPS, в том числе лёгкого противолодочного вертолёта, который мог бы базироваться на эскадренные миноносцы и сторожевые корабли, многоцелевого корабельного зенитного ракетного комплекса , корабля на подводных крыльях для борьбы с атомными подводными лодками. Предусматриваются средства на завершение разработки и испытания торпеды Мк48, управляемой ракеты «Феникс» класса «воздух—воздух», продолжение разработки палубного истребителя F-14, самолёта дальнего радиолокационного обнаружения Е-2С, разведывательного самолёта ЕА-6В, управляемой ракеты «Кондор» класса «воздух—земля».
 
Приведённые в статье далеко не полные данные, характеризующие особенности американского военного бюджета на 1971/72 год, показывают, что правящие круги США продолжают раздувать гонку вооружений, которая вызывает расходы огромных денежных и материальных средств. Все это сопровождается ростом налогов в стране, сокращением объёма производства в гражданских отраслях промышленности, усилением инфляционных тенденций в экономике, увеличением дефицита государственного бюджета, ростом государственного долга.
 
В последнее время в связи с проводимой политикой «вьетнамизации» администрация Никсона пытается уменьшить собственные издержки на ведение агрессивной войны в Юго-Восточной Азии. В 1971/72 финансовом году расходы Пентагона на ведение боевых действий в этом районе планируются в сумме 11 млрд. долларов, тогда как три года назад они составляли 29,3 млрд. долларов. Однако, несмотря на уменьшение средств на войну во Вьетнаме, сокращения военного бюджета США в ближайшие годы не ожидается.
 
Как сообщала иностранная печать, ежегодные военные бюджеты США в 70-е годы будут находиться на уровне, превышающем 80 млрд. долларов, а по прогнозам некоторых американских экономистов — даже 90 млрд. долларов. Эти колоссальные средства намечается использовать на реализацию планов по дальнейшему увеличению мощи американских вооружённых сил. В первую очередь предполагается совершенствование стратегических наступательных сил и сил общего назначения.
 
В предстоящем 1972/73 финансовом году Пентагон намерен увеличить размеры запрашиваемых военных ассигнований по сравнению с текущим годом на 3 млрд. долларов. Чтобы навязать стране такие огромные военные расходы, Пентагон и военно-промышленный комплекс начали в широких масштабах обрабатывать общественное мнение США. Печать, телевидение, радио и другие органы американской пропаганды вновь вытащили на свет мифическое пугало «советской угрозы», к которому империалисты прибегают всегда, когда хотят замаскировать свои агрессивные намерения. В пропагандистскую кампанию включились также бывший председатель комитета начальников штабов генерал Уилер, бывший верховный главнокомандующий-объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе генерал Лемнитцер и другие видные представители американской военщины.
 
Рост военного бюджета США, который составляет финансовую основу агрессивной политики американского империализма, свидетельствует об активизации подготовки правящих кругов США к войне против Советского Союза и других стран социалистического содружества.
 
Агрессивным устремлениям американских империалистов противостоит высокая бдительность советского народа, постоянная боевая готовность и несокрушимая мощь Вооружённых Сил СССР, способных в любой момент дать отпор агрессору.

Добавить комментарий