Милитаристские круги Соединённых Штатов Америки продолжают затрачивать огромные средства на развитие своих вооружённых сил, которые являются послушным орудием в руках монополистического капитала. Эти вооружённые силы, как известно, дислоцируются не только на американском континенте. Они разбросаны практически по всем более или менее важным в стратегическом отношении районам мира. Союзники по военным блокам и отдельные страны, связанные с Соединёнными Штатами двусторонними соглашениями, вынуждены предоставлять им свои территории для размещения военных баз, соединений, частей и подразделении сухопутных войск и военно-воздушных сил, боевых кораблей и морской пехоты, складов обычного и специального оружия и объектов связи.

Для руководства вооружёнными силами США созданы многочисленные органы военного управления. Целью настоящей статьи и является ознакомление читателей журнала со структурой высших органов руководства вооружёнными силами Соединённых Штатов Америки и задачами, стоящими перед ними.

По американской конституции верховным главнокомандующим вооружёнными силами является президент США. Он осуществляет общее руководство вооружёнными силами через совет национальной безопасности и министерство обороны (см. схему).

Схема высших военных органов США
Схема высших военных органов США

Совет национальной безопасности был создан в 1947 году как консультативный орган при президенте по вопросам внутренней и внешней политики. В его состав входят:

  • президент (председатель);
  • вице-президент;
  • государственный секретарь;
  • министр обороны.

В качестве должностных лиц в совет включены помощник президента по вопросам национальной безопасности и исполнительный секретарь. По решению президента на заседания совета могут приглашаться и другие ответственные должностные лица государственного и высшего военного управления США. Как правило, на заседания совета национальной безопасности приглашаются министр финансов, председатель комитета начальников штабов, директор Центрального разведывательного управления и постоянный представитель США при ООН.

Совет национальной безопасности разрабатывает и представляет президенту рекомендации по всем вопросам подготовки и ведения империалистических войн, а также координирует и направляет деятельность всех правительственных органов в области военной и внешней политики.

Совету национальной безопасности подчинено Центральное разведывательное управление (ЦРУ) — основной орган стратегической разведки США (образовано в 1947 году). ЦРУ обеспечивает высшее руководство всесторонней информацией о противниках и союзниках США, ведет стратегическую разведку; организует политические убийства, заговоры и провокации, государственные перевороты и вооружённые конфликты в других странах; собирает, обобщает и анализирует информацию, добытую всеми разведывательными органами США; рассылает полученную информацию всем заинтересованным правительственным ведомствам США и союзников в части, их касающейся.

Непосредственное руководство вооружёнными силами США осуществляет министерство обороны, созданное в 1947 году как один из исполнительных органов президента.

Во главе министерства стоит министр обороны, назначаемый президентом с согласия сената сроком на четыре года (с 3 ноября 1975 года — Дональд Рамсфелд). Министр обороны — гражданское лицо. Он руководит вооружёнными силами и несёт всю полноту ответственности за строительство, боевую готовность и использование всех видов вооружённых сил, организацию управления, материально-техническое обеспечение и централизованное руководство научно-исследовательскими работами. Министр обороны является главным консультантом президента по военным вопросам.

Оперативное руководство вооружёнными силами министр обороны осуществляет через комитет начальников штабов и главнокомандующих объединёнными и специальными командованиями, а административное управление — через свой центральный аппарат и министерства видов вооружённых сил (армии, ВВС и ВМС).

Консультативный орган при министре обороны — совет по вопросам строительства вооружённых сил рассматривает и составляет доклады для министра обороны по вопросам, касающимся строительства и использования вооружённых сил. В совет входят:

  • министр обороны (председатель);
  • заместитель министра обороны;
  • министры видов вооружённых сил (армии, ВВС и ВМС);
  • директор научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • председатель комитета начальников штабов;
  • начальники штабов видов вооружённых сил.

На заседания совета иногда приглашается комендант морской пехоты.

Непосредственно министру обороны подчинено управление национальной безопасности. Это самостоятельный орган в системе министерства обороны, выполняющий специальные разведывательные функции в его интересах, а также в интересах других правительственных ведомств. Управление работает в тесном взаимодействии с советом национальной безопасности при президенте США и предназначено для организации, ведения и координации деятельности органов радио- и радиотехнической разведки и радиопротиводействия, раскрытия шифров и кодов иностранных государств, обеспечения скрытности правительственной, дипломатической и военной связи.

Организационно министерство обороны состоит из центрального аппарата министра, комитета начальников штабов к отдельных управлений министерства обороны.

Центральный аппарат министра обороны включает заместителя министра, директора научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, девять помощников министра обороны, специального помощника министра обороны по атомной энергии, директора систем управления и связи и генерального юрисконсульта. Все вышеуказанные должностные лица центрального аппарата министра обороны (кроме заместителя) возглавляют соответствующие управления, каждое из которых в свою очередь состоит из нескольких отделов (от трёх до восьми).

Министр обороны имеет право вносить изменения в организационную структуру министерства обороны по мере необходимости.

Заместитель министра обороны (гражданское лицо) назначается президентом с согласия сената сроком на четыре года. Он занимается предварительной проработкой различных предложений по строительству вооружённых сил, оказывает помощь министру обороны в руководстве вооружёнными силами и центральным аппаратом и выполняет его отдельные поручения.

Основным органом министра обороны, занимающимся разработкой, созданием, испытаниями и оценкой эффективности систем вооружения, боевой техники, военных материалов, является управление директора научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), который одновременно является главным советником министра обороны по всем вопросам науки и техники. Директор НИОКР руководит деятельностью группы оценки систем оружия, обеспечивающей министерство обороны данными оперативного анализа и оценки всех основных программ по разработке систем оружия и боевой техники для видов вооружённых сил, родов войск и специальных формирований.

Вопросами комплектования воооуженных сил и обучения личного состава занимается управление, возглавляемое помощником министра обороны по личному составу и резервам. Основные задачи этого управления — разработка и осуществление кадровой политики в вооружённых силах, определение потребностей в личном составе для всех видов вооружённых сил, создание и поддержание на должном уровне резервных компонентов. Кроме того, аппарат помощника министра обороны по личному составу и резервам отвечает за организацию службы информации в вооружённых силах, включая военную периодическую печать, теле- и радиопрограммы, прессу. Это управление решает все вопросы, связанные с религией, гражданскими правами военнослужащих и другие.

Особое место в центральном аппарате министерства обороны занимает помощник министра обороны по разведке, который ответствен за координацию деятельности всей разведывательной службы в вооружённых силах, наиболее рациональное распределение финансовых средств между разведывательным управлением министерства обороны и разведками видов вооружённых сил, в том числе средств на разработку, производство и закупки разведывательной техники и вооружения. В задачу помощника министра обороны по разведке входит организация работы и координация усилий по разработке оценок степени военной угрозы Соединённым Штатам, а также организация системы своевременного предупреждения высшего военного командования о возможном нападении на территорию страны или контингенты её вооружённых сил, расположенные на заморских владениях или территориях иностранных государств. Помощник министра обороны по разведке занимается также совершенствованием организационно-штатной структуры всех разведывательных органов министерства обороны и отвечает за разработку новых приёмов и методов использования разведывательных средств. Будучи гражданским лицом, помощник министра обороны по разведке не осуществляет непосредственного оперативного руководства деятельностью разведывательных органов, в том числе и разведывательным управлением министерства обороны (РУМО), а разрабатывает предложения и рекомендации министру обороны по всем этим вопросам. Однако он имеет право через соответствующих должностных лиц министерства обороны и штабов видов вооружённых сил координировать разработку основных разведывательных программ и согласовывать распределение бюджетных ассигнований.

Одним из важных органов центрального аппарата министерства обороны является управление, возглавляемое помощником министра обороны по тылу и военному строительству. Это управление отвечает за обеспечение своевременной поставки утверждённых систем оружия и боевой техники, боеприпасов и военных материалов во все виды вооружённых сил. Управление тыла обеспечивает также координацию деятельности частей и учреждений, занимающихся тыловым обеспечением, и отвечает за строительство, содержание и эксплуатацию военных объектов. Помощник министра обороны по тылу является председателем совета министерства обороны по рассмотрению заявок на системы вооружения и боевую технику. Кроме того, управление занимается организацией транспортировки и хранения военных материалов, контролирует использование недвижимой собственности министерства обороны и обеспечением оружием и боевой техникой стран — союзниц США по блокам и стран, с которыми заключены двусторонние договоры на поставку вооружения.

Все вопросы, связанные с расходованием денежных средств, в том числе определение потребностей, разработка военного бюджета, финансирование различных военных программ, финансовый контроль, решает управление помощника министра обороны по финансовым вопросам. Этот же орган отвечает за оказание помощи руководству видами вооружённых сил по планированию, распределению ассигнований и контролю за исполнением бюджета, а также по всем организационно-административным вопросам, связанным с финансовой деятельностью. Финансовое управление министерства обороны является ответственным за представление контрольно-финансовому управлению конгресса США всех сведений, касающихся финансирования вооружённых сил.

Важный орган центрального аппарата министерства обороны — управление, возглавляемое помощником министра обороны по военно-политическим вопросам, который является главным консультантом министра обороны по вопросам планирования и выполнения программ министерства обороны в области международных отношений. К компетенции этого управления относятся:

  • вопросы, связанные с разработкой и координацией военных договоров и соглашений;
  • проблемы разоружения и контроля над вооружениями; договоры на использование американскими вооружёнными силами баз и объектов на территориях иностранных государств, определение правового положения американских военнослужащих на этих базах;
  • разработка и осуществление программ оказания военной «помощи» иностранным государствам или государственным органам, представляющим интерес для министерства обороны США.

Это же управление организует, координирует и контролирует деятельность представителей министерства обороны в различных миссиях США за рубежом, на международных конференциях и совещаниях, в международных военных органах.

Одним из управлений, во главе которого стоит помощник министра обороны, является управление по анализу и оценке военных программ. В то время как управления других помощников министра обороны занимаются узкоспециальными вопросами, деятельность этого управления охватывает широкий круг вопросов. Здесь осуществляются исследования с целью обеспечить ответственных за принятие решений лиц в министерстве обороны (главным образом министра обороны) своеобразным «меню», из которого можно выбрать вариант, с наибольшей вероятностью обеспечивающий достижение данной цели, и в первую очередь в плане боевой готовности вооружённых сил. При определении приемлемости любой предлагаемой программы управление дает статистически подробную, научно обоснованную оценку её вероятной эффективности и определяет стоимость претворения в жизнь принятых решений.

Важное место в центральном аппарате отводится управлению, возглавляемому помощником министра обороны по военному законодательству. В его функции входит обеспечение связи министерства обороны с конгрессом, исполнительным аппаратом президента и другими правительственными органами, особенно по вопросам рассмотрения и утверждения конгрессом законодательной программы министерства обороны и обеспечения юридических норм во взаимоотношениях между министерством обороны и правительственными органами и организациями. Кроме того, управление организует выступления в конгрессе различных должностных лиц министерства обороны, министерств видов вооружённых сил при обсуждении военных вопросов, а также отвечает за соблюдение законности в вооружённых силах.

В составе центрального аппарата министерства обороны имеется специальное управление, возглавляемое помощником министра обороны по медицинскому обеспечению и проблемам окружающей среды. Оно должно координировать вопросы, связанные с той сферой деятельности министерства обороны, министерств видов вооружённых сил, учреждений и частей, которая оказывает влияние на окружающую среду. Кроме того, это управление занимается медико-санитарным обеспечением личного состава министерства обороны, госпитальной службой, заказами медицинского оборудования и медикаментов, организацией борьбы с наркоманией и алкоголизмом.

В составе центрального аппарата есть также управление, возглавляемое помощником министра обороны по информации и пропаганде, которое:

  • организует цензуру всех материалов, издаваемых министерством обороны, включая доклады для различных комиссий конгресса;
  • занимается пропагандой вооружённых сил среди гражданского населения;
  • отвечает за обеспечение прессы открытой информацией о жизни и деятельности вооружённых сил на континенте и заморских территориях;
  • организует и выдает разрешение на участие военных учреждений и организаций в различных национальных и международных выставках, демонстрациях и церемониях;
  • отвечает за состояние культурно-массовой работы в военных гарнизонах.

Специальный помощник министра обороны по атомной энергии дает рекомендации, координирует и контролирует деятельность в области планирования и разработки программ по использованию атомной энергии в военных целях.

Директор систем управления и связи пользуется правами помощника министра обороны и несёт ответственность за организацию и развитие всех видов и систем управления и связи вооружённых сил, а также связи с соответствующими федеральными ведомствами.

Генеральный юрисконсульт возглавляет военно-юридическое управление министерства обороны и отвечает за все виды юридического обслуживания вооружённых сил. Генеральный юрисконсульт является юридическим представителем министерства обороны. В его обязанности входит также подготовка юридических заключений или обоснований для министра обороны и его заместителя, общее руководство разработкой законодательной программы министерства обороны и определение позиции этого министерства по тем пунктам предлагаемых законопроектов, которые могут его касаться.

Рабочим органом министра обороны по оперативному руководству вооружёнными силами является комитет начальников штабов.

Его возглавляет председатель, назначаемый президентом по рекомендации и с согласия сената из числа генералов (адмиралов) сроком на два года. По должности он считается высшим офицером вооружённых сил.

В качестве органа, члены которого выполняют роль главных военных советников президента, совета национальной безопасности и министра обороны, комитет начальников штабов разрабатывает стратегические планы и обеспечивает стратегическое руководство вооружёнными силами (включая руководство операциями, которые проводят главнокомандующие объединёнными и специальными командованиями), а также издает от имени министра обороны директивы по вопросам стратегического и оперативного использования объединений и соединений сухопутных войск, ВВС и ВМС, входящих в состав этих командований.

Рабочим органом комитета начальников штабов является объединённый штаб, непосредственно разрабатывающий планы и мероприятия для вооружённых сил в целом.

Другими видами деятельности вооружённых сил (кроме оперативной) министр обороны США руководит через министерства армии, ВВС и ВМС, а также через отдельные управления министерства обороны.

Министерства армии, ВВС и ВМС являются высшими органами управления своих видов вооружённых сил и осуществляют общее руководство строительством, комплектованием, подготовкой кадров, финансированием, материально-техническим обеспечением, научно-исследовательскими работами в области организации, оснащения оружием и военной техникой, а также мобилизационным развертыванием, боевой и оперативной подготовкой и боевым использованием войск.

Сухопутные войска, ВВС и ВМС, входящие в состав объединённых и специальных командований, выведены из оперативного подчинения министерств видов вооружённых сил. Право на использование войск, выделенных в состав объединённых и специальных командований, предоставлено главнокомандующим этими командованиями, которые подчиняются непосредственно министру обороны через комитет начатьников штабов и руководствуются только их указаниями.

Отдельные управления министерства обороны служат для оказания помощи министру и комитету начальников штабов в решении специфических задач при руководстве вооружёнными силами.

Управление ядерных боеприпасов подчиняется министру обороны через комитет начальников штабов:

  • руководит работами в области научных исследовании, создания, производства, накопления запасов и испытаний ядерного оружия;
  • консультирует и помогает комитету начальников штабов в разработке рекомендации, касающихся состава запасов, распределения и рассредоточения ядерного оружия;
  • проводит инспекторские смотры объектов, на которых собирается, ремонтируется или хранится ядерное оружие;
  • руководит целым рядом учебных и ознакомительных курсов по ядерному оружию.

Разведывательное управление подчинено министру обороны через комитет начальников штабов и организует, руководит и контролирует деятельность разведывательных органов министерства обороны. Оно:

  • контролирует и координирует деятельность разведывательных органов министерств армии, ВВС и ВМС;
  • обеспечивает разведывательной информацией заинтересованные органы министерства обороны;
  • осуществляет надзор за выполнением утверждённых планов и программ разведывательной деятельности других органов военной разведки;
  • отвечает за экономное и эффективное распределение ассигнований министерства обороны на разведку и их правильное расходование.

Картографическое управление подчинено министру обороны через комитет начальников штабов и предназначено для организации работы в области составления издания, распределения и рассылки топографических, авиационных, космических и морских навигационных карт и информационных навигационных справок, таблиц и извещений.

Управление связи подчиняется министру обороны через комитет начальников штабов, отвечает за работу, снабжение и ремонт систем и средств связи, обслуживающих министерства обороны, а также другие правительственные органы.

Управление перспективных военных исследований выделено из состава управления директора научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как самостоятельное в 1972 году и подчинено непосредственно министру обороны. Управление занимается организацией и проведением фундаментальных и прикладных исследований и разработкой перспективных проектов, которые смогут найти применение в военном деле.

Управление оказания военной помощи создано для руководства и контроля за выполнением планов и программ по оказанию военной «помощи» и продажей оружия иностранным государствам. Оно подчинено непосредственно министру обороны.

Управление финансового контроля за военными контрактами, созданное в 1965 году как единый орган министерства обороны для ведения дел с подрядчиками, подчинено непосредственно министру обороны. Управление обеспечивает единообразие в проведении административных ревизий и проверок в области контрактно-закупочной деятельности министерства обороны, подготавливает рекомендации в области цен и по другим вопросам для ведающего закупками персонала военного ведомства.

Управление снабжения подчиняется непосредственно министру обороны и отвечает за обеспечение вооружённых сил предметами снабжения общего назначения — продовольствием, обмундированием, горюче-смазочными материалами, медико-санитарным имуществом и т. д. Кроме того, управление снабжения организует оптовое распределение предметов снабжения; заключает контракты с промышленностью, координирует деятельность всех органов министерства обороны в области закупок, учета, хранения и распределения предметов снабжения; разрабатывает единые методы обработки информации в определенных областях НИОКР (научная и техническая документация) и снабжения (включая определение порядка заказов и заявок). Управление отвечает также за разработку единого каталога предметов военного снабжения, который используется правительством при составлении федерального каталога на все покупаемые и хранимые товары.

Управление гражданской готовности является высшим координационным и консультативным органом, направляющим деятельность федеральных министерств и ведомств, правительств штатов и местных органов власти в вопросах планирования и практического осуществления мероприятии гражданской обороны и организации борьбы со стихийными бедствиями. Подчиняется непосредственно министру обороны.

Управление расследований создано с целью объединения усилий по расследованию преступности среди личного состава министерства обороны, а также для проверки его лояльности.

Для обеспечения президента, министра обороны, комитета начальников штабов информацией о состоянии вооружённых сил и для передачи в короткие сроки приказов и распоряжений командования создана национальная система оперативного управления вооружёнными силами, состоящая из стационарных и подвижных командных центров и пунктов, оборудованных электронно-вычислительной техникой. Главными абонентами этой системы являются основной и запасной командные центры вооружённых сил и воздушный командный пункт вооружённых сил, оборудованный на специальных самолётах. Кроме того, в национальную систему оперативного управления вооружёнными силами входят командные пункты и оперативные центры видов вооружённых сил и объединённых и специальных командований.

Дтя обеспечения связью президента США, органов государственного управления и правительства создана национальная система связи, ведущая роль в которой отводится стратегической системе связи министерства обороны.

Стратегическая система связи министерства обороны объединяет соединённые между собой магистральными линиями ретрансляционные узлы связи, к которым с помощью местных линий подключаются оконечные узлы, обслуживающие органы стратегического управления вооружённых сил.

Основными компонентами стратегической системы связи являются глобальные системы видов вооружённых сил, автоматизированная система цифровой связи AUTODIN, автоматизированная система телефонной связи AUTOVON, автоматизированная система закрытой телефонной связи AUTOSEVOCOM, военная спутниковая система связи, а также средства связи, обеспечивающие национальную систему оперативного управления вооружёнными силами США, и специальные стратегические сети связи.

В настоящее время в США, проводятся мероприятия по совершенствованию организационной структуры министерства обороны и министерств видов вооружённых сил, объединённых и специальных командований, по созданию развитых систем управления и связи. Принимаются меры по рассредоточению и резервированию командных центров и узлов связи, созданию избыточности средств связи на основных стратегических направлениях. Затрачиваются огромные средства на работы по программам, которые должны в конечном итоге обеспечить стратегическое руководство вооружённых сил США устойчивой системой управления войсками в случае развязывания ими агрессивных войн, в первую очередь против Советского Союза и других стран социалистического содружества.

Добавить комментарий