Военные специалисты стран агрессивного блока считают, что успех в будущей войне во многом будет зависеть от материально-технического обеспечения боевых действий войск. Вместе с тем, по их мнению, службы тыла не выполнят своих задач, если военные автомобили стран Североатлантического союза не будут обладать такой же проходимостью, как и боевые машины. В связи с этим в планах НАТО большое значение придаётся совершенствованию транспортных средств.

На основе анализа состояния современного автотранспортного парка армий стран НАТО зарубежные специалисты заявляют, что многие типы состоящих на вооружении военных колёсных машин не соответствуют предъявляемым к ним требованиям и поэтому имеющийся парк военных грузовых и бронированных колёсных автомобилей должен быть в значительной степени обновлён.

С этой целью в некоторых странах НАТО пытаются разрабатывать такие автомобили, которые отвечали бы предъявляемым к ним требованиям в ближайшие 10—20 лет.

Каким должен быть автомобиль будущего автомобильного парка Великобритании и бундесвера , как добиться унификации узлов и агрегатов военных автомобилей и обеспечить снабжение их запасными частями, как решить проблему высокой проходимости машин? Эти и многие другие вопросы, связанные с разработкой новых военных автомобилей в Великобритании и ФРГ, освещаются в приведённых ниже переводах статей.

Огневая мощь современного боя при учёте количества участвующих в нем людей возрастает по мере совершенствования образцов вооружения и военной техники. В связи с этим увеличивается объём подвоза боеприпасов и других предметов снабжения в боевые части и подразделения. Однако существует требование, чтобы численность личного состава боевых частей была больше, чем численность персонала служб тыла и административного аппарата, что не позволяет увеличить количество людей, занятых материально-техническим обеспечением.

Для сокращения общих расходов на автотранспортный парк армия должна максимально использовать коммерческие машины. Военные автомобили должны создаваться на базе гражданских машин.

Считается, что будущий парк автотранспортных средств Великобритании с экономической точки зрения будет более эффективен, чем существующий. Он будет включать машины трёх категорий:

  • высокоподвижные стандартные коммерческие автомобили для эксплуатации в стационарных тыловых частях;
  • модифицированные коммерческие автомобили, удовлетворяющие специальным военным требованиям, для использования в тыловых районах;
  • военные транспортные, командно-штабные машины и машины связи, созданные на базе коммерческих автомобилей, для действий в боевых частях и частях боевого обеспечения.

С целью снижения стоимости автомобилей первых двух категорий решено устанавливать на них не многотопливные, а обычные дизельные двигатели. По этой же причине будет ограничено число классов грузоподъёмности машин, а степень стандартизации и взаимозаменяемости узлов и деталей всех автомобилей — максимально увеличена. Эти мероприятия позволят сократить количество необходимых запасных частей, а также сроки и расходы на подготовку водителей и обслуживающего технического персонала. Предполагается, что количество машин и численность водителей будущего парка по сравнению с существующим не увеличатся, в то время как общая грузоподъёмность автомобилей значительно возрастёт. Будут механизированы погрузочно-разгрузочные работы. В тыловых районах найдут применение обычные погрузчики. В полковые транспортные подразделения боеприпасы и предметы снабжения должны доставляться автомобилями на стандартных поддонах. Часть этих автомобилей оборудуют кранами для перегрузки поддонов на другие машины, направляющиеся к боевым частям на передовых позициях.

Для транспортировки горючего в тыловых районах будут использоваться автомобили-цистерны ёмкостью 23 000 л, а для подвоза горючего в войска первого эшелона — машины с цистернами ёмкостью до 12 000 л. Кроме того, горючее будет перевозиться в баках по 2300 литровых бидонах старого образца, размещённых на грузовых автомобилях, которые после снятия порожних баков смогут использоваться для выполнения других задач.

В целях обеспечения высокой проходимости военных автомобилей, выполненных с максимальным использованием узлов и агрегатов коммерческих машин, требуются значительные расходы. Автомобили должны быть полноприводными, иметь прочную раму, надёжную подвеску, колёсный движитель и трансмиссию, мощный двигатель и т. д.

В зависимости от назначения автомобили будут обладать различной мобильностью: низкой, средней и высокой.

Автомобили низкой мобильности грузоподъёмностью 4 т (4×2) и 16 т (8х4) будут создаваться на базе коммерческих автомобилей. Они будут эксплуатироваться в тылу на шоссейных и хороших просеёлочных дорогах. Кроме того, они должны быть приспособлены для объезда повреждённых участков дороги и движения по сильно пересеченной местности (для рассредоточения на местности) во время нападения с воздуха.

Автомобили средней мобильности будут полноприводными и должны обладать достаточно хорошей проходимостью на пересеченной местности. Их будут использовать для подвоза боеприпасов и предметов снабжения непосредственно к огневым позициям. Автомобили этой категории — неплавающие, преодолевать водные преграды они будут с помощью инженерных переправочных средств. Примерам такой машины может служить 4-т автомобиль общего назначения «Бедфорд».

Автомобили высокой мобильности будут предназначены главным образом для действий на пересеченной местности. Они должны быть плавающими и иметь такую же проходимость, как и гусеничные машины. Примером подобных автомобилей является 5-т плавающий автомобиль «Столвэт», состоящий в настоящее время на вооружении английской армии.

В корпусных и дивизионных тыловых районах будут использоваться автомобили соответственно низкой и средней мобильности грузоподъёмностью 16—20 т. Общий вес таких машин не должен превышать 28 т.

Для действий в передовом районе наиболее подходящим по габаритам является 4-т автомобиль. Сейчас разрабатывается 8-т автомобиль таких же размеров, на котором смогут перевозиться шесть стандартных поддонов НАТО, каждый из которых имеет вес 1,3 т (вместе с грузом). Для использования в ротах и батареях разрабатывается тягач (4×4), который вместе с 1,5-т активным одноосным прицепом составит 2,5-т сочленённый автомобиль. Проводятся сравнительные испытания 1-т автомобилей: «Вольво» 4141 с 6-цилиндровым двигателем и «Лендровер» с 8-цилиндровым V-образным двигателем. 1/2-т и 3/4-т автомобили будут, как правило, использоваться для нужд управления и связи. Таким образом, в 80-х годах в армии Великобритании на вооружении будут состоять 1/2-, 3/4, 1-, 2 1/2-, 4-, 8- и 16—20-т автомобили.

Новые автомобили

В настоящее время разрабатывается много перспективных армейских автомобилей. Центром по разработке боевых машин предусматривается создать специальные автомобили различного назначения на базе машин низкой и средней мобильности.

Базовой машиной 16 — 20-т автомобилей низкой мобильности будет 8-колёсный грузовик с двумя ведущими осями (8×4) и жёсткой рамой. В кузове этого автомобиля можно будет перевозить 12 стандартных поддонов НАТО или контейнер длиной 6 м. Максимальная скорость движения автомобиля по шоссе составит 72 км/час, удельная мощность должна быть 8 л.с./т. В ФРГ к создаваемым автомобилям в отношении удельной мощности предъявляются такие же требования.

На рис. 1—2 показаны силуэты 16—20-т автомобилей низкой мобильности:

1 — 16-т автомобиль (8×4) имеет единую жёсткую раму. На грузовой платформе перевозится 12 поддонов НАТО или контейнер длиной 6 м. На машине в варианте самосвала сконструирован кузов ёмкостью 14 куб. м, ёмкость этой же машины в варианте автомобиля-цистерны 23 000 л. Передний и задний углы въезда равны 25^. Клиренс составляет 8,3% от размера базы.

Силуэты новых автомобилей сухопутных войск Великобритании
Силуэты новых автомобилей сухопутных войск Великобритании:
I. 16—20-т автомобили низкой мобильности:
1 — 16-т автомобиль (8X4); 2 — 20-т тягач.
II. 16-т автомобили, вопрос о разработке которых ещё решается:
3 — 8-т автомобиль (4×4) с 8-т прицепом; 4 — 8-т автомобиль (6X6) с 8-т активным прицепом; 5 — 16-т автомобиль (8X8 или 8X6); 6 — тягач (6×6) 155-мм орудий; 7 — тягач (6X6) )55-мм орудий и транспортер 8 поддонов.
III. 8-т автомобили средней мобильности (перспективные разработки):
8 — 8-т автомобиль (4X4); 9 — платформа с краном грузоподъёмностью 1,8 т; 10 — транспортёр баков с горючим; 11 — транспортёр контейнера; 12 — автомобильное шасси; 13 — машина с защитным устройством от осколков мин; 14 — автомобиль-цистерна ёмкостью 12 000 л. с.; 15 — ремонтно-эвакуационная машина; 16 — самосвал.
IV. Возможные варианты машины:
17 — 8-т транспортер (6×6) весом 17,4 т; 18 — бронированная машина связи (6X6) весом 12 т; 19 — бронированная командно-штабная машина.

На рис. (8—16) показаны силуэты 8-т автомобилей средней мобильности (перспективные разработки):
8 — 8-т базовый автомобиль (4×4) общим весом 16,3 т. Перевозит 8 т грузов на шести поддонах, длина грузовой платформы 5 м и ширина 2,5 м, высота кабины 2,4 м, мощность двигателя 160—195 л. с.
9 — плоская платформа с краном грузоподъёмностью 1,8 т для погрузки стандартных поддонов НАТО.
10 — транспортёр баков с горючим.
11 — транспортёр контейнера длиной 4,5 м; второй контейнер может буксироваться на 8-т прицепе.
12 — автомобильное шасси.
13 — машина с кабиной, защищённой от осколков мин.
14 — автомобиль-цистерна ёмкостью 12 000 л для использования в передовом районе.
15 — ремонтно-эвакуационная машина 8-т и 4-т автомобилей.
16 — самосвал с кузовом ёмкостью 6,5 куб. м, угол наклона кузова 55°.

2 — тягач с 20-т полуприцепом для инженерного имущества. 10-т машины средней мобильности будут созданы с максимальным использованием узлов и агрегатов автомобилей низкой мобильности. Базовой машиной может стать 10—13-т (4×4) автомобиль общего назначения с передней ведущей осью, имеющий 3—6-т прицеп. Эти машины можно использовать в качестве тягача 155-мм артиллерийских орудий, а также гаубицы, разрабатываемой совместно Великобританией и ФРГ.

На рис. 3—7 показаны силуэты 16-т автомобилей, вопрос о разработке которых ещё решается:

3—8-т базовый автомобиль (4×4) с 8-т прицеяом. Грузы перевозятся на поддонах или в контейнерах. Общий вес автомобиля 28 т, мощность двигателя 280 л. с.

4—8-т грузовой автомобиль (6×6) с одноосным активным прицепом. Грузы перевозятся на поддонах и в контейнерах. Общий вес автомобиля 28 т, мощность двигателя 280 л. с.

5—16-т автомобиль (8х8 или 8×6) с единой жёсткой рамой, должен быть выполнен на базе существующих коммерческих машин и нового 8-т автомобиля (4×4). Общий вес автомобиля 27 т, мощность двигателя 280 л. с. Грузы весом 16 т будут перевозиться на поддонах, в контейнерах или без тары. Рассматривается также возможность создания варианта 16-т сочленённого автомобиля.

6 — тягач (6×6) 155-мм артиллерийских орудий. Общий вес автомобиля 20 т, грузоподъёмность четыре поддона, мощность двигателя 280—305 л. с.

7 — тягач (6×6) 155-мм артиллерийских орудий. Мощность двигателя 280—305 л. с., общий вес 24 т, грузоподъёмность восемь поддонов.

Ведётся разработка наиболее многочисленного семейства 8-т автомобилей средней мобильности. Свыше 2500 таких машин заказано для поставки в войска в 1976 —1977 годах. Базовый автомобиль этого семейства машин будет полноприводный. Многие машины будут оборудованы погрузочными кранами и лебёдками. Максимальная скорость движения по шоссе достигнет 80 км/час, удельная мощность 10 л. с./т. Переправочные средства для этих машин должны иметь грузоподъёмность класса 16. Часть автомобилей данного семейства будет приспособлена для транспортирования по воздуху.

Вазовый 4-т автомобиль «Бедфорд» средней мобильности уже имеется и будет состоять на вооружении английской армии в течение многих лет. На основе этой машины предполагается создать автомобиль-цистерну ёмкостью 4500 л для обеспечения армейской авиации. Разрабатываются также цистерны для перевозки на грузовиках подобного типа.

Скоро поступят в эксплуатацию 1-т и 272-т автомобили средней мобильности. 1-т грузовик будет служить тягачом нового 105-мм орудия, транспортировать комплекс ЗУРО », а также использоваться в качестве командирской, санитарной машины и машины связи. Для обеспечения транспортировки машин вертолётами предусматривается возможность уменьшения веса её до 1,5 т. 1-т тягач вместе с 1,5-т прицепом составят 2,5-т сочленённый автомобиль средней мобильности.

1/2-т и 3/4-т автомобили наиболее пригодны для перевозки малых грузов, а также средств связи и управления. На вооружении английской армии давно уже состоят 3/4-т автомобили «Лендровер» с длинной базой. 1/2-т автомобили «Лендровер» с короткой базой поступили недавно в войска и останутся в армии в течение 80-х годов.

Машины высокой мобильности

Существующие транспортные средства высокой мобильности не относятся ни к одному из рассматриваемых классов грузоподъёмности. В английской армии имеются две машины, которые будут применяться продолжительное время: шведский гусеничный транспортёр BV 202Е и 5-т плавающий автомобиль «Столвэт». Стратегическое командование использует гусеничный транспортёр BV 202Е на северном фланге НАТО. Эта машина хорошо показала себя в Норвегии, выполняя задачи по разведке и материально-техническому обеспечению, а также перевозя на специальных лыжах 105-мм гаубицу.

5-т плавающий автомобиль «Столвэт» создан с использованием узлов и агрегатов боевых машин семейства FV-600. Автомобиль снабжён водомётным движителем, который без особой подготовки обеспечивает преодоление водных преград со скоростью 8,3 км/час. В кузове с откидными бортами могут перевозиться грузы на стандартных поддонах или совсем без тары. Эта машина сможет также перевозить два бака с горючим ёмкостью по 2 300 л. Часть автомобилей «Столвэт» оборудована лебёдками или погрузочными кранами, а некоторые варианты специальных машин имеют радиотехническое или ремонтно-эвакуационное оборудование, Удельная мощность автомобиля «Столвэт» 15 л. с./т. максимальная скорость движения по шоссе 62 км/час и по пересеченной местности — 32 км/час.

К концу 70-х—началу 80-х годов предполагается создать три новых образца машин для применения в передовых районах.

Целесообразность разработки этих трёх машин ещё изучается и в генеральный штаб проекты не представлены. Планируется создать эти машины с использованием узлов и агрегатов 8-т и 16-т автомобилей.

В 80-х годах возникнет необходимость иметь 8-т грузовой транспортёр высокой мобильности. Такой автомобиль будет трёхосным, плавающим, полноприводным, с погрузочным краном. Управляемой будет одна передняя ось. Грузовая платформа длиной 4,5 м обеспечит перевозку шести стандартных поддонов с грузом общим весом около 9,2 т. Мощность двигателя машины достигнет 280 л. с., а величина удельной мощности — не менее 15 л. с./т.

К концу 70-х годов планируется разработать боевую бронированную машину связи на шасси 8-т транспортёра высокой мобильности. Новая машина должна иметь две управляемые оси и специальные шины высокой проходимости.

Боевой вес её составит 12 т, мощность двигателя — 220 л. с.

К этому же времени создадут бронированную командно-штабную машину, которая будет иметь много общих узлов и агрегатов с машиной связи.

Силуэты возможных вариантов будущих машин, о которых говорилось выше, показаны на рис. 17—19:

17 — 18-т неплавающий высокомобильный транспортёр (6×6) для перевозки грузов на шести поддонах, общий вес машины 17,4 т, удельная мощность 15 л. с./т.

18 — бронированная машина связи (6×6), длиной 6 м и высотой 2,4 м.

19 — бронированная командно-штабная машина (по конструкции имеет много общего с машиной связи). Потребность в ней возникнет в конце 70-х годов.

Для перевозки основного боевого танка Мк2 и нового танка английской армии необходим танковый транспортёр грузоподъёмностью 56 т, рассчитанный на преодоление водных преград при помощи переправочных средств, имеющих грузоподъёмность класса 80.

Тягач нового английского транспортёра будет трёхосным с автоматической или полуавтоматической трансмиссией, а вес его не должен превышать 15,5 т.

Ориентировочные данные о количестве и сроках поставок новых тяжёлых транспортных автомобилей представлены в таблице.

Таблица
Ориентировочные данные о количестве и сроках поставок новых тяжёлых транспортных автомобилей

Ориентировочные данные о количестве и сроках поставок новых тяжёлых транспортных автомобилей

Добавить комментарий