На основе анализа состояния современного автотранспортного парка армий стран НАТО зарубежные специалисты заявляют, что многие типы состоящих на вооружении военных колёсных машин не соответствуют предъявляемым к ним требованиям и поэтому имеющийся парк военных грузовых и бронированных колёсных автомобилей должен быть в значительной степени обновлён.
С этой целью в некоторых странах НАТО пытаются разрабатывать такие автомобили, которые отвечали бы предъявляемым к ним требованиям в ближайшие 10—20 лет.
Каким должен быть автомобиль будущего автомобильного парка Великобритании и бундесвера ФРГ, как добиться унификации узлов и агрегатов военных автомобилей и обеспечить снабжение их запасными частями, как решить проблему высокой проходимости машин? Эти и многие другие вопросы, связанные с разработкой новых военных автомобилей в Великобритании и ФРГ, освещаются в приведённых ниже переводах статей.
Огневая мощь современного боя при учёте количества участвующих в нем людей возрастает по мере совершенствования образцов вооружения и военной техники. В связи с этим увеличивается объём подвоза боеприпасов и других предметов снабжения в боевые части и подразделения. Однако существует требование, чтобы численность личного состава боевых частей была больше, чем численность персонала служб тыла и административного аппарата, что не позволяет увеличить количество людей, занятых материально-техническим обеспечением.
Для сокращения общих расходов на автотранспортный парк армия должна максимально использовать коммерческие машины. Военные автомобили должны создаваться на базе гражданских машин.
Считается, что будущий парк автотранспортных средств Великобритании с экономической точки зрения будет более эффективен, чем существующий. Он будет включать машины трёх категорий:
- высокоподвижные стандартные коммерческие автомобили для эксплуатации в стационарных тыловых частях;
- модифицированные коммерческие автомобили, удовлетворяющие специальным военным требованиям, для использования в тыловых районах;
- военные транспортные, командно-штабные машины и машины связи, созданные на базе коммерческих автомобилей, для действий в боевых частях и частях боевого обеспечения.
С целью снижения стоимости автомобилей первых двух категорий решено устанавливать на них не многотопливные, а обычные дизельные двигатели. По этой же причине будет ограничено число классов грузоподъёмности машин, а степень стандартизации и взаимозаменяемости узлов и деталей всех автомобилей — максимально увеличена. Эти мероприятия позволят сократить количество необходимых запасных частей, а также сроки и расходы на подготовку водителей и обслуживающего технического персонала. Предполагается, что количество машин и численность водителей будущего парка по сравнению с существующим не увеличатся, в то время как общая грузоподъёмность автомобилей значительно возрастёт. Будут механизированы погрузочно-разгрузочные работы. В тыловых районах найдут применение обычные погрузчики. В полковые транспортные подразделения боеприпасы и предметы снабжения должны доставляться автомобилями на стандартных поддонах. Часть этих автомобилей оборудуют кранами для перегрузки поддонов на другие машины, направляющиеся к боевым частям на передовых позициях.
Для транспортировки горючего в тыловых районах будут использоваться автомобили-цистерны ёмкостью 23 000 л, а для подвоза горючего в войска первого эшелона — машины с цистернами ёмкостью до 12 000 л. Кроме того, горючее будет перевозиться в баках по 2300 литровых бидонах старого образца, размещённых на грузовых автомобилях, которые после снятия порожних баков смогут использоваться для выполнения других задач.
В целях обеспечения высокой проходимости военных автомобилей, выполненных с максимальным использованием узлов и агрегатов коммерческих машин, требуются значительные расходы. Автомобили должны быть полноприводными, иметь прочную раму, надёжную подвеску, колёсный движитель и трансмиссию, мощный двигатель и т. д.
В зависимости от назначения автомобили будут обладать различной мобильностью: низкой, средней и высокой.
Автомобили низкой мобильности грузоподъёмностью 4 т (4×2) и 16 т (8х4) будут создаваться на базе коммерческих автомобилей. Они будут эксплуатироваться в тылу на шоссейных и хороших просеёлочных дорогах. Кроме того, они должны быть приспособлены для объезда повреждённых участков дороги и движения по сильно пересеченной местности (для рассредоточения на местности) во время нападения с воздуха.
Автомобили средней мобильности будут полноприводными и должны обладать достаточно хорошей проходимостью на пересеченной местности. Их будут использовать для подвоза боеприпасов и предметов снабжения непосредственно к огневым позициям. Автомобили этой категории — неплавающие, преодолевать водные преграды они будут с помощью инженерных переправочных средств. Примерам такой машины может служить 4-т автомобиль общего назначения «Бедфорд».
Автомобили высокой мобильности будут предназначены главным образом для действий на пересеченной местности. Они должны быть плавающими и иметь такую же проходимость, как и гусеничные машины. Примером подобных автомобилей является 5-т плавающий автомобиль «Столвэт», состоящий в настоящее время на вооружении английской армии.
В корпусных и дивизионных тыловых районах будут использоваться автомобили соответственно низкой и средней мобильности грузоподъёмностью 16—20 т. Общий вес таких машин не должен превышать 28 т.
Для действий в передовом районе наиболее подходящим по габаритам является 4-т автомобиль. Сейчас разрабатывается 8-т автомобиль таких же размеров, на котором смогут перевозиться шесть стандартных поддонов НАТО, каждый из которых имеет вес 1,3 т (вместе с грузом). Для использования в ротах и батареях разрабатывается тягач (4×4), который вместе с 1,5-т активным одноосным прицепом составит 2,5-т сочленённый автомобиль. Проводятся сравнительные испытания 1-т автомобилей: «Вольво» 4141 с 6-цилиндровым двигателем и «Лендровер» с 8-цилиндровым V-образным двигателем. 1/2-т и 3/4-т автомобили будут, как правило, использоваться для нужд управления и связи. Таким образом, в 80-х годах в армии Великобритании на вооружении будут состоять 1/2-, 3/4, 1-, 2 1/2-, 4-, 8- и 16—20-т автомобили.
Новые автомобили
В настоящее время разрабатывается много перспективных армейских автомобилей. Центром по разработке боевых машин предусматривается создать специальные автомобили различного назначения на базе машин низкой и средней мобильности.
Базовой машиной 16 — 20-т автомобилей низкой мобильности будет 8-колёсный грузовик с двумя ведущими осями (8×4) и жёсткой рамой. В кузове этого автомобиля можно будет перевозить 12 стандартных поддонов НАТО или контейнер длиной 6 м. Максимальная скорость движения автомобиля по шоссе составит 72 км/час, удельная мощность должна быть 8 л.с./т. В ФРГ к создаваемым автомобилям в отношении удельной мощности предъявляются такие же требования.
На рис. 1—2 показаны силуэты 16—20-т автомобилей низкой мобильности:
1 — 16-т автомобиль (8×4) имеет единую жёсткую раму. На грузовой платформе перевозится 12 поддонов НАТО или контейнер длиной 6 м. На машине в варианте самосвала сконструирован кузов ёмкостью 14 куб. м, ёмкость этой же машины в варианте автомобиля-цистерны 23 000 л. Передний и задний углы въезда равны 25^. Клиренс составляет 8,3% от размера базы.
Силуэты новых автомобилей сухопутных войск Великобритании:
I. 16—20-т автомобили низкой мобильности:
1 — 16-т автомобиль (8X4); 2 — 20-т тягач.
II. 16-т автомобили, вопрос о разработке которых ещё решается:
3 — 8-т автомобиль (4×4) с 8-т прицепом; 4 — 8-т автомобиль (6X6) с 8-т активным прицепом; 5 — 16-т автомобиль (8X8 или 8X6); 6 — тягач (6×6) 155-мм орудий; 7 — тягач (6X6) )55-мм орудий и транспортер 8 поддонов.
III. 8-т автомобили средней мобильности (перспективные разработки):
8 — 8-т автомобиль (4X4); 9 — платформа с краном грузоподъёмностью 1,8 т; 10 — транспортёр баков с горючим; 11 — транспортёр контейнера; 12 — автомобильное шасси; 13 — машина с защитным устройством от осколков мин; 14 — автомобиль-цистерна ёмкостью 12 000 л. с.; 15 — ремонтно-эвакуационная машина; 16 — самосвал.
IV. Возможные варианты машины:
17 — 8-т транспортер (6×6) весом 17,4 т; 18 — бронированная машина связи (6X6) весом 12 т; 19 — бронированная командно-штабная машина.
На рис. (8—16) показаны силуэты 8-т автомобилей средней мобильности (перспективные разработки):
8 — 8-т базовый автомобиль (4×4) общим весом 16,3 т. Перевозит 8 т грузов на шести поддонах, длина грузовой платформы 5 м и ширина 2,5 м, высота кабины 2,4 м, мощность двигателя 160—195 л. с.
9 — плоская платформа с краном грузоподъёмностью 1,8 т для погрузки стандартных поддонов НАТО.
10 — транспортёр баков с горючим.
11 — транспортёр контейнера длиной 4,5 м; второй контейнер может буксироваться на 8-т прицепе.
12 — автомобильное шасси.
13 — машина с кабиной, защищённой от осколков мин.
14 — автомобиль-цистерна ёмкостью 12 000 л для использования в передовом районе.
15 — ремонтно-эвакуационная машина 8-т и 4-т автомобилей.
16 — самосвал с кузовом ёмкостью 6,5 куб. м, угол наклона кузова 55°.
2 — тягач с 20-т полуприцепом для инженерного имущества. 10-т машины средней мобильности будут созданы с максимальным использованием узлов и агрегатов автомобилей низкой мобильности. Базовой машиной может стать 10—13-т (4×4) автомобиль общего назначения с передней ведущей осью, имеющий 3—6-т прицеп. Эти машины можно использовать в качестве тягача 155-мм артиллерийских орудий, а также гаубицы, разрабатываемой совместно Великобританией и ФРГ.
На рис. 3—7 показаны силуэты 16-т автомобилей, вопрос о разработке которых ещё решается:
3—8-т базовый автомобиль (4×4) с 8-т прицеяом. Грузы перевозятся на поддонах или в контейнерах. Общий вес автомобиля 28 т, мощность двигателя 280 л. с.
4—8-т грузовой автомобиль (6×6) с одноосным активным прицепом. Грузы перевозятся на поддонах и в контейнерах. Общий вес автомобиля 28 т, мощность двигателя 280 л. с.
5—16-т автомобиль (8х8 или 8×6) с единой жёсткой рамой, должен быть выполнен на базе существующих коммерческих машин и нового 8-т автомобиля (4×4). Общий вес автомобиля 27 т, мощность двигателя 280 л. с. Грузы весом 16 т будут перевозиться на поддонах, в контейнерах или без тары. Рассматривается также возможность создания варианта 16-т сочленённого автомобиля.
6 — тягач (6×6) 155-мм артиллерийских орудий. Общий вес автомобиля 20 т, грузоподъёмность четыре поддона, мощность двигателя 280—305 л. с.
7 — тягач (6×6) 155-мм артиллерийских орудий. Мощность двигателя 280—305 л. с., общий вес 24 т, грузоподъёмность восемь поддонов.
Ведётся разработка наиболее многочисленного семейства 8-т автомобилей средней мобильности. Свыше 2500 таких машин заказано для поставки в войска в 1976 —1977 годах. Базовый автомобиль этого семейства машин будет полноприводный. Многие машины будут оборудованы погрузочными кранами и лебёдками. Максимальная скорость движения по шоссе достигнет 80 км/час, удельная мощность 10 л. с./т. Переправочные средства для этих машин должны иметь грузоподъёмность класса 16. Часть автомобилей данного семейства будет приспособлена для транспортирования по воздуху.
Вазовый 4-т автомобиль «Бедфорд» средней мобильности уже имеется и будет состоять на вооружении английской армии в течение многих лет. На основе этой машины предполагается создать автомобиль-цистерну ёмкостью 4500 л для обеспечения армейской авиации. Разрабатываются также цистерны для перевозки на грузовиках подобного типа.
Скоро поступят в эксплуатацию 1-т и 272-т автомобили средней мобильности. 1-т грузовик будет служить тягачом нового 105-мм орудия, транспортировать комплекс ЗУРО «Рапира», а также использоваться в качестве командирской, санитарной машины и машины связи. Для обеспечения транспортировки машин вертолётами предусматривается возможность уменьшения веса её до 1,5 т. 1-т тягач вместе с 1,5-т прицепом составят 2,5-т сочленённый автомобиль средней мобильности.
1/2-т и 3/4-т автомобили наиболее пригодны для перевозки малых грузов, а также средств связи и управления. На вооружении английской армии давно уже состоят 3/4-т автомобили «Лендровер» с длинной базой. 1/2-т автомобили «Лендровер» с короткой базой поступили недавно в войска и останутся в армии в течение 80-х годов.
Машины высокой мобильности
Существующие транспортные средства высокой мобильности не относятся ни к одному из рассматриваемых классов грузоподъёмности. В английской армии имеются две машины, которые будут применяться продолжительное время: шведский гусеничный транспортёр BV 202Е и 5-т плавающий автомобиль «Столвэт». Стратегическое командование использует гусеничный транспортёр BV 202Е на северном фланге НАТО. Эта машина хорошо показала себя в Норвегии, выполняя задачи по разведке и материально-техническому обеспечению, а также перевозя на специальных лыжах 105-мм гаубицу.
5-т плавающий автомобиль «Столвэт» создан с использованием узлов и агрегатов боевых машин семейства FV-600. Автомобиль снабжён водомётным движителем, который без особой подготовки обеспечивает преодоление водных преград со скоростью 8,3 км/час. В кузове с откидными бортами могут перевозиться грузы на стандартных поддонах или совсем без тары. Эта машина сможет также перевозить два бака с горючим ёмкостью по 2 300 л. Часть автомобилей «Столвэт» оборудована лебёдками или погрузочными кранами, а некоторые варианты специальных машин имеют радиотехническое или ремонтно-эвакуационное оборудование, Удельная мощность автомобиля «Столвэт» 15 л. с./т. максимальная скорость движения по шоссе 62 км/час и по пересеченной местности — 32 км/час.
К концу 70-х—началу 80-х годов предполагается создать три новых образца машин для применения в передовых районах.
Целесообразность разработки этих трёх машин ещё изучается и в генеральный штаб проекты не представлены. Планируется создать эти машины с использованием узлов и агрегатов 8-т и 16-т автомобилей.
В 80-х годах возникнет необходимость иметь 8-т грузовой транспортёр высокой мобильности. Такой автомобиль будет трёхосным, плавающим, полноприводным, с погрузочным краном. Управляемой будет одна передняя ось. Грузовая платформа длиной 4,5 м обеспечит перевозку шести стандартных поддонов с грузом общим весом около 9,2 т. Мощность двигателя машины достигнет 280 л. с., а величина удельной мощности — не менее 15 л. с./т.
К концу 70-х годов планируется разработать боевую бронированную машину связи на шасси 8-т транспортёра высокой мобильности. Новая машина должна иметь две управляемые оси и специальные шины высокой проходимости.
Боевой вес её составит 12 т, мощность двигателя — 220 л. с.
К этому же времени создадут бронированную командно-штабную машину, которая будет иметь много общих узлов и агрегатов с машиной связи.
Силуэты возможных вариантов будущих машин, о которых говорилось выше, показаны на рис. 17—19:
17 — 18-т неплавающий высокомобильный транспортёр (6×6) для перевозки грузов на шести поддонах, общий вес машины 17,4 т, удельная мощность 15 л. с./т.
18 — бронированная машина связи (6×6), длиной 6 м и высотой 2,4 м.
19 — бронированная командно-штабная машина (по конструкции имеет много общего с машиной связи). Потребность в ней возникнет в конце 70-х годов.
Для перевозки основного боевого танка «Чифтен» Мк2 и нового танка английской армии необходим танковый транспортёр грузоподъёмностью 56 т, рассчитанный на преодоление водных преград при помощи переправочных средств, имеющих грузоподъёмность класса 80.
Тягач нового английского транспортёра будет трёхосным с автоматической или полуавтоматической трансмиссией, а вес его не должен превышать 15,5 т.
Ориентировочные данные о количестве и сроках поставок новых тяжёлых транспортных автомобилей представлены в таблице.
Таблица
Ориентировочные данные о количестве и сроках поставок новых тяжёлых транспортных автомобилей