В военных приготовлениях бундесвера большое внимание уделяется развитию инженерных войск и инженерному обеспечению всех видов боевых действий сухопутных сил, в том числе и обороны.

По взглядам западногерманского военного командования, важнейшими задачами инженерного обеспечения в обороне являются:

  • устройство заграждений и производство разрушений, в том числе наращивание заграждений на возможных направлениях наступления вероятного противника;
  • фортификационное оборудование рубежей и районов (полос) обороны;
  • подготовка и содержание путей и запасных переправ, восстановление их при разрушении; инженерное обеспечение бовых действий частей (соединений), наносящих контратаку (контрудар).

Объем и содержание этих задач могут видоизменяться в зависимости от направления, на котором обороняется корпус. Считается, что на приморском направлении, например, глубина полосы подготавливаемых заграждений будет больше, чем в южных горных районах страны. Изменится также объём задач по строительству и содержанию дорог, колонных путей, мостов и т. п.

По мнению западногерманских военных специалистов, устройство заграждений и разрушений — одна из основных задач инженерного обеспечения в обороне. Подчёркивается, что именно заграждения и разрушения создадут наибольшие трудности на пути наступающих войск. Поэтому соединения и части оснащены достаточным количеством средств заграждений, а в ходе боевой подготовки войск данному вопросу уделяется первостепенное внимание.

Как сообщалось в западногерманской военной печати, фортификационное оборудование рубежей и районов обороны в мирное время не производится, за исключением работ по созданию пунктов управления. Поэтому считается, что степень защиты войск и техники в фортификационном отношении будет определяться тем временем, которым располагают обороняющиеся войска. По оценке западногерманских специалистов, оснащённость соединений и частей бундесвера средствами инженерного вооружения в целом довольно высокая и позволяет быстро оборудовать окопы и укрытия для боевых средств, хотя отмечаются ограниченные возможности по отрывке траншей. Большое количество разнообразных машин и переправочных средств в инженерных частях армейского корпуса решает проблему подготовки и содержания путей, запасных переправ, а также обеспечивает действия контратакующих частей и соединений.

Задачи инженерного обеспечения в обороне армейского корпуса решаются, как и в других армиях, инженерными и другими родами войск. К полевым строительным работам предусматривается привлекать местное население и гражданские предприятия с их материально-техническими ресурсами. Однако основная роль в выполнении задач инженерного обеспечения отводится все же инженерным войскам, имеющим довольно большой удельный вес в западногерманской армии.

Инженерные части и подразделения армейского корпуса и принципы их использования в обороне

Принципы боевого применения инженерных войск и решаемые ими задачи в обороне армейского корпуса различны. Это зависит главным образом от их организационно-штатной принадлежности. Судя по материалам западногерманской военной печати, специализация инженерных частей и подразделений в армии ФРГ недостаточно чёткая. Вместе с тем ярко выражена оснащённость сапёрных подразделений в зависимости от их места в боевых порядках обороняющихся соединений и частей.

По мнению западногерманских военных специалистов, в непосредственном распоряжении командования армейского корпуса имеются следующие инженерные части и подразделения: один-два тяжёлых инженерно-сапёрных батальона, один-три сапёрных (лёгких) батальона, инженерно-амфибийный батальон, несколько понтонно-мостовых рот и рота инженерных машин. Кроме того, в каждой дивизии находится один сапёрный батальон пятиротного состава, а в каждой бригаде — одна сапёрная рота.

Общее количество различных инженерных рот в армейском корпусе с усилением достигает 38—44. Это большие по составу роты: численность каждой 140—200 человек и более. Инженерные войска сравнительно хорошо оснащены землеройными, дорожными и грузоподъёмными машинами, переправочными средствами, бронетранспортёрами, автотранспортом, средствами связи и заграждений. Так, если привлекается до 75% сапёрных рот, корпус может за сутки установить 25—30 тыс. противотанковых мин, подготовить к подрыву до 150 км дорог и 20 мостов.

Как отмечается в западногерманских военных журналах, в бундесвере придерживаются следующих принципов боевого применения инженерных войск:

  • использовать их главным образом для решения таких задач, которые требуют соответствующей квалификации личного состава и специального оснащения;
  • сосредоточивать основные усилия сил и средств на главных направлениях в соответствии с планом боя и важностью выполняемых задач;
  • не допускать дробления инженерных подразделений на рабочие команды с нарушением их организационной целостности;
  • в большинстве случаев задачи инженерного обеспечения инженерная часть (подразделение) должна выполнять в полном составе, так как при этом максимально используются техника и специалисты, а следовательно, повышается эффективность обеспечения;
  • инженерные части (подразделения) корпуса должны применяться, как правило, для решения корпусных задач, дивизионные части — дивизионных задач, хотя иногда сапёрный батальон дивизии может переподчиняться корпусу или бригаде;
  • создавать значительный резерв материальных средств, особенно переправочных, как в корпусе, так и в дивизии;
  • использовать в случае крайней необходимости инженерные части и подразделения в качестве пехоты для выполнения боевых задач.

Инженерные войска в бундесвере используются для общей или непосредственной поддержки. В первом случае их применяют централизованно по плану старшего начальника; во втором — они выполняют задачи в интересах определённого соединения (части).

Обычно для непосредственной поддержки бригад и дивизий выделяется до 65% сапёрных рот от общего их количества в корпусе.

Конкретное использование инженерных частей и подразделений армейского корпуса, по данным западногерманской и другой зарубежной военной печати, может быть следующим.

Тяжёлый инженерно-сапёрный батальон, как правило, применяется в полосе обороны корпуса для выполнения корпусных задач. В отдельных случаях частью сил он может усиливать дивизии. В обороне батальону ставятся задачи по возведению полевых фортификационных сооружений на пунктах управления и в позиционных районах ракетных войск, строительству дорог, в том числе с твёрдым покрытием (совместно с ротой инженерных машин), по ликвидации последствий ядерного удара противника и выполнению инженерных работ в интересах службы тыла корпуса. Батальон может также применяться для устройства заграждений и производства разрушений.

Возложенные задачи батальон может выполнять всем личным составом или поротно. Сапёрные роты батальона идентичны в своей организации, применяют их в одних и тех же целях.

Сапёрный (лёгкий) батальон предназначается в основном для усиления дивизий первого эшелона. Применяется он для выполнения таких задач, как устройство заграждений и производство разрушений, оборудование и содержание путей движения войск (в интересах отдельных соединений или корпуса в целом). Личный состав батальона может привлекаться в качестве инструкторов при устройстве войсками заграждений и укреплений полевого типа.

Батальон может использоваться централизованно или децентрализованно. Сапёрные роты батальона по своей организации идентичны.

Инженерно-амфибийный батальон армейского корпуса в обороне используется для оборудования запасных переправ на основных путях движения войск, а также переправ на путях выдвижения вторых эшелонов при нанесении ими контрудара по противнику на вновь выявившемся (непредвиденном) направлении. Как правило, батальон действует поротно, он может находиться в резерве корпуса.

На вооружении батальона находятся три комплекта самоходного понтонного парка М2 «Аллигатор».

Каждая амфибийная рота имеет комплект такого парка. Она в состоянии навести мост грузоподъёмностью 60 т длиной 44, 70, 87 и 104 м соответственно из 5, 8, 10 и 12 машин парка за 20—50 мин. или собрать 4, 6 и 12 паромов грузоподъёмностью соответственно 50, 30 и 8 т за 9, 15 и 16 мин.

Понтонно-мостовые роты в обороне могут использоваться для оборудования запасных переправ на основных путях движения войск, а также для наведения переправ на путях выдвижения вторых эшелонов при нанесении ими контрудара. Силами мостостроительного взвода, имеющего мостостроительную установку, рота в состоянии строить низководные деревянные мосты на свайных опорах (с темпом до 10 пог. м в час).

Рота инженерных машин является инженерно-техническим подразделением. В её функции входит обеспечение своей штатной техникой тяжёлых и лёгких сапёрных батальонов армейского корпуса, а в отдельных случаях — сапёрных батальонов дивизий.

Основные задачи роты: оказание помощи войскам при оборудовании ими укреплений полевого типа и сооружений на пунктах управления, строительство дорог, аэродромов и портов, а также производство различных земляных работ.

Кроме того, роту инженерных машин предусматривается использовать для оборудования колонных путей на разрушенных дорожных магистралях, расчистки улиц городов от завалов и прокладывания путей движения для войск, устройства и содержания пунктов сбора строительных материалов, восстановления разрушенных транспортных и тыловых сооружений и т. п.

Сапёрный батальон дивизии в обороне выполняет многочисленные и разносторонние задачи преимущественно в полосе действий своей дивизии. Временно как исключение батальон может быть подчинён армейскому корпусу, одной из бригад или смешанному соединению.

Ввиду того что организация и вооружение рот батальона различны, они выполняют разные задачи. Поэтому батальон рекомендуется применять, как правило, поротно. Не исключено, что батальону придётся решать отдельные задачи и в полном составе.

На сапёрный батальон дивизии в обороне обычно возлагаются следующие задачи:

  • устройство минных заграждений в полосе обороны дивизии;
  • усиление рубежей, если передний край обороны проходит по берегу водной преграды;
  • поддержка родов войск при возведении ими полевых укреплений (рыхление грунта и перемещение его машинами, заготовка строительных материалов);
  • обеспечение боевых действий частей и подразделений при обороне населённых пунктов (устройство заграждений, расчистка секторов обстрела с помощью взрывов и специальных машин, подрыв каменных зданий, приспособление подвалов под командные и медицинские пункты, создание проломов в каменных сооружениях для проводки скрытых коммуникаций в районе расположения опорных пунктов);
  • обеспечение маневра своих войск в условиях разрушений и опустошений, образовавшихся в результате ядерных взрывов;
  • обеспечение контратаки (контрудара).

Сапёрная рота сапёрного батальона дивизии (в батальоне их три) применяется обычно в полном составе, самостоятельно или же придаётся другим частям, действующим в оборонительной полосе или на отсечных позициях. Сапёрные роты могут поддерживать ведение боевых действий войсками прикрытия в полосе обеспечения. Иногда сапёрные роты рекомендуется придавать войскам прикрытия. В этом случае рота действует повзводно.

Сапёрные роты слабо оснащены техникой, поэтому они получают иногда усиление за счёт штабной роты батальона.

Как правило, сапёрные роты батальона выполняют такие же задачи, которые способны решать сапёрные роты бригад. Такими задачами, например, могут быть:

  • устройство заграждений в большом объёме;
  • усиление естественных препятствий;
  • подготовка и проведение подрывных работ на дорогах и крупных объектах;
  • заготовка элементов фортификационных сооружений;
  • возведение фортификационных сооружений на пунктах управления;
  • участие в сборке (наводке) и эксплуатации паромов (мостов), возведённых из табельного переправочно-мостового имущества.

Понтонно-мостовая рота сапёрного батальона дивизии применяется обычно в полном составе при оборудовании запасных переправ в полосе обороны дивизии или когда рота обеспечивает выдвижение дивизии с целью нанесения контрудара. Для наводки моста или сборки паромов предусматривается привлекать сапёрную роту батальона, которая обеспечивает подготовку путей, ликвидирует заграждения и помогает в наводке моста.

Усиленная рота в состоянии за 1,5—2 час. навести 16-, 30- или 50-т наплавной мост длиной соответственно 180, 150 и 114 м или собрать 24 парома грузоподъёмностью 16 т, 18—30 т или 12—50 т соответственно за 45, 60 и 75 мин. Эти же переправы роты могут оборудовать самостоятельно, только с большей затратой времени, что в условиях обороны считается допустимым.

Наплавные мосты рекомендуется затоплять, что, по мнению специалистов бундесвера, повысит их неуязвимость.

Рота штабная и снабжения сапёрного батальона дивизии обеспечивает управление батальоном и снабжение его имуществом. Если в роте имеется взвод инженерных машин, он действует или самостоятельно или усиливает сапёрные роты. Этот взвод способен в течение 3—5 час. выполнить все необходимые земляные работы во взводном опорном пункте.

Для решения задач инженерного обеспечения в распоряжении каждой мотопехотной (пехотной, танковой) бригады бундесвера имеется своя сапёрная рота. В отдельных случаях при оборудовании мостовых и паромных переправ рота может быть придана сапёрному батальону дивизии.

Сапёрная рота бригады в обороне решает следующие задачи:

  • устраивает заграждения на главных направлениях;
  • обеспечивает повышение маневренности контратакующих групп, особенно танкового батальона, в глубине участка обороны;
  • производит заготовку материалов и конструкций для полевых укреплений;
  • выделяет инструкторов при возведении полевых укреплений.

Как правило, рота выполняет основные задачи в полном составе. В сдерживающем бою сапёрная рота бригады действует преимущественно поочерёдно с сапёрной ротой сапёрного батальона дивизии. Путём быстрой установки различных заграждений, смешанных минных полей, а также усиления препятствий, особенно на дорогах, рота стремится затруднить действия противника.

Некоторые принципы использования инженерных машин

В зарубежной военной печати, в том числе и западногерманской, инженерные машины в зависимости от места их применения в боевых порядках войск принято делить на две группы:

  • инженерные машины, предназначенные для использования при непосредственном соприкосновении с противником, то есть в боевых порядках частей первого эшелона;
  • инженерные машины, используемые для выполнения инженерных задач в глубине обороны и в оперативном тылу.

К первой группе относятся сапёрные танки, танковые мостоукладчики, танки с бульдозерным оборудованием, самоходные штурмовые мосты и машины (средства), предназначенные для установки, разведки и преодоления минно-взрывных заграждений. Остальные машины (механизмы), имеющиеся на вооружении в инженерных войсках, относятся ко второй группе. Основными из них являются: бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры, скреперы.

По взглядам западногерманских военных специалистов, общими принципами применения инженерных машин являются:

  • сосредоточение машин на главном направлении;
  • создание резерва инженерных машин, особенно переправочных как в дивизии, так и в корпусе;
  • использование инженерных машин по прямому предназначению: находящихся в корпусных частях — на выполнении корпусных задач, в дивизионных — на выполнение дивизионных задач. Но это не исключает возможности передачи их вместе с подразделением или частью на усиление бригадам (дивизиям) первого эшелона.

Инженерные машины тяжёлого инженерно-сапёрного и сапёрного батальонов могут применяться для выполнения земляных работ при возведении фортификационных сооружений на пунктах управления армейского корпуса и в позиционных районах ракетных войск, для строительства дорог, а также подготовки колонных путей в интересах контратакующих группировок.

Такие инженерные машины, как экскаваторы и бульдозеры (из состава роты инженерных машин корпуса), предполагается использовать для выполнения земляных работ при возведении фортификационных сооружений на пунктах управления армейского корпуса, на позициях войск (когда придаются дивизиям) и для создания запасных и ложных опорных пунктов. Автогрейдеры и скреперы рекомендуется применять для подготовки сети путей в интересах контратакующих группировок.

Инженерные машины сапёрного батальона дивизии (экскаваторы, тракторные бульдозеры и погрузчики) и сапёрной роты бригады (танковые и тракторные бульдозеры) могут использоваться для выполнения земляных работ при возведении фортификационных сооружений на пунктах управления дивизии и соответственно бригады и частично на позициях войск. Автомобильные краны применяются для возведения фортификационных сооружений на пунктах управления, автогрейдеры — для подготовки и содержания дивизионных и бригадных путей.

Среди инженерных машин первой группы определённый интерес представляет сапёрный танк, созданный на базе бронированной ремонтно-эвакуационной машины (рис. 1). Мощность двигателя танка 830 л. с. Танк оснащён бульдозерным оборудованием, рыхлителем, неполноповоротным крановым оборудованием, подвесным буром и лебёдкой; имеется подрывное имущество. С помощью сапёрного танка можно поднимать грузы весом до 20 т; рыхлить плотные грунты на глубину до 40 см, отрывать шурфы диаметром 60—70 см при глубине до 1,8 м (30 шурфов в час), срезать и перемещать до 200 куб. м грунта в час, разрушать сооружения и объекты, растаскивать завалы, вытаскивать застрявшую технику, укладывать колейные покрытия и строить низководные мосты. Сапёрный танк находится на вооружении сапёрных рот бригад.

Сапёрный танк «Стандарт»
Рис. 1. Сапёрный танк «Стандарт»

На вооружении бундесвера состоят колёсные тягачи фирмы «Фаун»: средний артиллерийский тягач и 16-т тягач повышенной проходимости (рис. 2). Оба тягача оснащены бульдозерным оборудованием, которое предназначается для расчистки колонных путей, отрывки артиллерийских окопов и укрытий для самих тягачей.

Артиллерийский тягач повышенной проходимости фирмы «Фаун»
Рис. 2. Артиллерийский тягач повышенной проходимости фирмы «Фаун»

Из инженерных машин, относящихся ко второй группе, наибольшее распространение получили тракторные бульдозеры, экскаваторы и автогрейдеры.

Тракторные бульдозеры весьма широко применяются для земляных и дорожных работ, в том числе для прокладывания колонных путей. При ведении оборонительных действий бульдозеры будут использоваться для оборудования позиций войск (отрывка котлованов под убежища и их обсыпка, отрывка окопов и укрытий для танков и другой техники, отрывка котлованов для складов боеприпасов, горючего и т. д.). На оснащении инженерных войск находятся гусеничные бульдозеры мощностью 60 и 160 л. с. Их производительность колеблется от 55 до 100 куб. м грунта в час.

закупает во Франции траншейную машину «Матэнен» MDX (рис. 3), предназначенную для отрывки участков траншей, стрелковых одиночных и парных окопов, щелей и ходов сообщений. Производительность машины при работе в грунте средней плотности составляет 300 пог. м траншеи в час при её глубине 1,1 м.

Траншейная машина «Матэнен»Рис. 3. Траншейная машина «Матэнен»

В частях бундесвера широко используется колёсный ковшовый погрузчик «Хатра» SL-125 (рис. 4). Погрузчик является универсальной грузоподъёмно-землеройной машиной. Он способен выполнять не только подъёмно-транспортные работы, но и отрывать котлованы под убежища, укрытия и окопы для техники. Производительность этого погрузчика составляет 50—70 куб. м грунта в час.

Погрузчик «Хатра» SL-125 с дистанционным управлениемРис. 4. Погрузчик «Хатра» SL-125 с дистанционным управлением

Автогрейдеры считаются универсальными дорожными машинами. Они предназначены для ремонта, строительства и содержания войсковых дорог, взлётно-посадочных полос и площадок полевых аэродромов.
Автогрейдеры оснащены различным сменным рабочим оборудованием: бульдозерным, снегоочистительным, дорожным катком. Производительность такого автогрейдера при устройстве войсковой дороги шириной 6—7 м достигает 1 км в сутки.

Таковы основные принципы боевого применения средств инженерных войск армейского корпуса ФРГ в обороне. По оценке иностранных военных специалистов, армейский корпус бундесвера располагает в настоящее время такими инженерными силами и средствами, которые способны обеспечить в инженерном отношении боевые действия корпуса, ведущиеся как с применением, так и без применения ядерного оружия.

Добавить комментарий