В агрессивных военных планах капиталистических государств значительное место отводится наступательным действиям бронетанковых войск. Руководствуясь захватническими целями, капиталистические государства вооружают свои армии новыми образцами танков и других бронированных машин. В то же время, оценив состояние и перспективы развития бронетанковой техники и вооружения, иностранные военные специалисты стали больше уделять внимания проблемам борьбы с бронированными целями противника. При разработке противотанковых средств заметна тенденция к повышению их огневой мощи и мобильности. Примером тому является вооружение танков орудиями—пусковыми установками, а вертолётов — противотанковыми управляемыми ракетами и пушками калибра до 30 мм.

В предлагаемой читателям переводной статье её авторы стремятся «заглянуть в будущее» противотанковых средств. Статья представляет интерес тем, что в ней рассматриваются особенности возможной конструкции и боевого использования истребителей танков будущего, а также их штатно-организационной структуры.

Представим себе такую картину. Стремительно скользя по автостраде в нескольких сантиметрах от поверхности земли со скоростью около 200 км/час, высокомобильное противотанковое средство, представляющее собой летающую стабилизированную платформу (ЛСП), быстро поднимается на высоту деревьев и производит пуск управляемой ракеты, имеющей систему самонаведения. Вслед за этим ЛСП быстро исчезает в тумане; облачный покров при этом находится на высоте около 100 м, а видимость не превышает 0,5—1,0 км.

На основе опыта использования аэромобильных дивизий во Вьетнаме внимание военных специалистов, определяющих основное направление развития вооружения, в настоящее время все чаще обращается к европейским театрам военных действий. При этом, естественно, возникает ряд актуальных вопросов. Один из них — будут ли вертолёты, вооружённые противотанковыми средствами, применяться в качестве истребителей танков? В настоящей статье сделана попытка дать некоторые ответы на этот вопрос.

Как известно, в настоящее время для борьбы с танками используются устаревающие вертолёты типа UH-1B, вооружённые противотанковыми ракетами SS-11, которые управляются по проводам с оптическим визированием на траектории. Однако опыт применения этого оружия весьма ограничен. Установлено, что эффективность его в сильной степени зависит от натренированности оператора ПТУР и условий стрельбы. Кроме того, необходимость оптического сопровождения ракеты на траектории обусловливает повышенную уязвимость вертолётов в боевой обстановке. Сейчас признано, что и вертолёт AH-1Q практически малопригоден для использования в качестве истребителя танков. Промышленность предложила модифицированный вариант этого вертолёта, оснащённого более эффективными противотанковыми управляемыми ракетами . Поступление на вооружение новой более усовершенствованной летающей системы огневой поддержки (УЛСОП) возможно, однако это вопрос будущего.

В настоящее время армии многих стран имеют мощные бронетанковые войска, обладающие развитой системой ПВО, которая постоянно совершенствуется. Личный состав подразделений обучен решительным наступательным действиям и способен вести наступление в темпе, по крайней мере, 50 км в сутки. Встаёт вопрос, сможет ли современный боевой вертолёт или система УЛСОП будущего успешно решать поставленные задачи по уничтожению бронированных целей?

В результате аналитических исследований, выполненных с использованием ЭВМ в пехотной школе армии (Форт-Беннинг, штат Джорджия), установлено, что вертолёты AH-1G «Хью Кобра», вооружённые ПТУР «Тоу», могут действовать против танков противника достаточно эффективно. Однако если в Модели боя из состава своих сил исключались бронетранспортёры, предназначенные для обеспечения огневой поддержки (вооружены 12,7-мм пулемётами), а вертолёты использовались для эвакуации окружённой пехоты, то потери своих войск были очень велики. При этом танки «противника» имели возможность свободно решать боевые задачи.

Ряд исследовательских организаций в США провели параллельные исследования аэромобильности войск на поле боя и использования вертолётов для борьбы с танками, в результате которых получены в основном сходные данные. Однако следует помнить, что ЭВМ выдаёт такие результаты, которые обусловлены начальными входными данными. Вследствие этого нельзя быть уверенным в том, что картина боя воспроизводится в игровых моделях боя с большой степенью достоверности.

Для эффективной борьбы с танками в будущем целесообразно создать новое мобильное противотанковое средство— летающие стабилизированные платформы, вооружённые ПТУР с системой самонаведения. Стоимость серийного производства их должна быть сравнительно невысокой, что даст возможность иметь их в большом количестве. Предполагается, что каждая ЛСП будет управляться одним человеком. Для ведения боевых действий следует создать аэромобильные противотанковые подразделения (роты), включающие 30 ЛСП (рис. 1). Командиром такого подразделения может быть офицер бронетанковых войск. В состав роты должны войти 24 сержанта (операторы ЛСП). Роты ЛСП надо придать каждой пехотной дивизии, а также бронекавалерийским (танковым) полкам. Боевые действия подразделений ЛСП предполагается обеспечивать огневой поддержкой других подразделений.

Организационная структура роты истребителей танков
Рис. 1. Организационная структура роты истребителей танков.

Во взводе поиска и разведки ЛСП должны иметь специальные приборы для обнаружения целей и определения их расположения. На вооружении противотанковых взводов будут состоять управляемые ПТУР с системой самонаведения. Взвод поддержки должен включать одного административного работника, двух специалистов по обслуживанию ЛСП, специалиста по материально-техническому обеспечению и шесть специалистов по вооружению и приборам.

Важным является выбор типа конструкции летательного аппарата для создания на его базе нового истребителя танков. Прежде всего необходимо, чтобы управление ЛСП и её обслуживание были проще, чем современного джипа, а вооружение — эффективным (ПТУР, обладающая высокой эксплуатационной надёжностью). На ЛСП не должно быть сложных приборов управления, но её необходимо оснастить аппаратурой для слепого полёта. Для передвижения ЛСП достаточно иметь скорость не более 200 км/час, а максимальную высоту полёта — не более 30 м. Следует ожидать также требования установить на ЛСП приборы ночного видения. Однако при этом надо исходить из того, что на ЛСП не должно быть громоздкого оборудования. На первых модификациях ЛСП для ведения ночных действий можно разместить обычные системы подсветки, пока не будут разработаны дешевые и лёгкие приборы ночного видения. При всех упрощениях конструкции ЛСП должна обладать высокой способностью к ведению боевых действий в любых погодных условиях Центральной Европы. Оснащение ЛСП существующей в настоящее время аппаратурой для наблюдения ночью и в условиях плохой видимости, вероятно, не увеличит существенно её способности выполнять возложенные боевые задачи, а лишь снизит надёжность. Поэтому разработка такой аппаратуры является важной проблемой.

Для создания подъёмной силы и маневрирования в конструкции ЛСП может быть использован принцип управления сверхзвуковым пограничным слоем. В соответствии с этим подъёмная сила образуется за счёт обтекания воздухом со сверхзвуковой скоростью крестообразной несущей поверхности (рис. 2). Необходимое давление воздуха может создать газотурбинный двигатель с мощным лёгким компрессором. Движение аппарата в пространстве обеспечивается воздушным потоком, истекающим со сверхзвуковой скоростью.

Возможная конфигурация летающей стабилизированной платформыРис. 2. Возможная конфигурация летающей стабилизированной платформы.

Управление по крену, тангажу и маневрирование по курсу могут выполняться оператором с помощью обычной ручки управления. Механизм, управляющий величиной подъёмной силы, также может быть связан с этой ручкой или иметь отдельный привод. Контрольные приборы должны включать указатели расхода масла, топлива и температуры выхлопных газов двигателя, а также магнитный компас и индикатор положения платформы.

Такая конструкция ЛСП не только обеспечивает её малый вес, но и облегчает обслуживание и ремонт. Это позволит оператору ЛСП выполнять несложный ремонт самостоятельно. Предлагаемый истребитель танков достаточно компактный, его легко укрывать. В случае необходимости его можно перевозить любыми транспортными средствами.

Важным обстоятельством является также то, что такой истребитель танков готов к боевому использованию практически сразу же после доставки его на исходную позицию, поскольку, в отличие от вертолёта, здесь отсутствует необходимость монтажа в рабочее положение несущего винта. При плохой погоде, типичной для Западной Европы, ЛСП может быстро передвигаться по шоссе, её легко перевозить по железным дорогам или по рекам. ЛСП могут скрытно приближаться к полю боя, передвигаясь над верхушками деревьев и местными предметами в готовности в любой момент произвести пуск своих пакет по танкам.

Поскольку ЛСП не имеет несущего винта, то естественным является вопрос, что произойдёт с ней, если откажет двигатель. При ответе на этот вопрос следует учитывать достижения и результаты работ по программе «Аполлон». В данном случае достаточно применить несколько небольших тормозных твёрдотопливных двигателей, разместив их на днище аппарата.

Такие двигатели обеспечат плавный управляемый спуск на поверхность земли, а воздушный поток инертного газа из баллона смягчит удар. В конструкции ЛСП может быть предусмотрено устройство для катапультирования оператора.

Следует ожидать, что тактика боевого использования ЛСП не будет сильно отличаться от тактики современного боя. Высота подъёма ЛСП, как правило, должна находиться на уровне верхушек деревьев или ниже, а скорость перемещения на поле боя составлять 80 — 200 км/час. Скрытность перемещения на малых высотах, использование фактора внезапности, способность быстро выходить из боя и держаться на безопасном расстоянии от огня противника, а также взаимная поддержка в бою экипажей ЛСП обеспечат этому новому боевому средству высокую живучесть.

Предлагаемые аэромобильные подразделения истребителей танков явятся новым типом формирований, которые должны стать преемниками истребительно-противотанковых частей и подразделений второй мировой войны. Аппараты, которыми они будут оснащены, найдут применение в разнообразных условиях боевой обстановки и на различной местности. К тому же эти аппараты вполне отвечают требованиям, предъявляемым к индивидуальным средствам передвижения солдат по воздуху. Их намечается также использовать для решения большого количества различных боевых задач в звене рота—батальон.

Наступило время переоценки взглядов на ведение некоторых видов боевых действий в будущем с применением новых образцов оружия. Но прежде чем разрабатывать сложное и дорогостоящее оборудование, необходимо тщательно проанализировать основные концепции их боевого применения. Это относится и к одноместной летающей стабилизированной платформе.

Подполковник Дж. ФИЛЛИПС, майор Г. СТАЙЛЗ
Американский журнал «Армор», май—июнь 1971

Добавить комментарий