Следуя агрессивному курсу , западногерманское военное командование большое внимание уделяет оснащению своих вооружённых сил новейшими образцами оружия и боевой техники.

Военные специалисты , анализируя возможности современного оружия и методы его применения, пришли к выводу, что для достижения успеха в будущей войне высокоманёвренные боевые действия войск должны обеспечиваться более эффективными инженерными средствами. С этой целью командование бундесвера приняло широкую программу создания новых и совершенствования имеющихся образцов инженерного вооружения — минно-взрывных устройств, переправочных средств, инженерных машин и другой техники.

В приведённой ниже в сокращённом переводе статье содержатся некоторые данные о состоянии табельного имущества инженерной техники сухопутных войск ФРГ, а также приводятся сведения, характеризующие перспективы развития инженерного вооружения бундесвера.

В общей системе вооружения бундесвера инженерная техника занимает незначительное место, разработка её проходит незаметно, тогда как появление нового самолёта, современного корабля, управляемого оружия или более совершенных средств разведки вызывает в большинстве случаев сенсацию как внутри страны, так и во всем мире. Ассигнования на разработку инженерных средств выделяются в ограниченном масштабе, хотя известно, что подвижность войск на поле боя и в тылу в значительной степени зависит от их инженерного обеспечения.

Возросшая подвижность войск потребовала совершенствования средств разведки водных преград, проводимой за весьма ограниченное время. Имеющиеся средства не удовлетворяют современным требованиям и могут применяться только в качестве вспомогательных. Использование водолазов для разведки водных преград с быстрым течением вызывает определённые трудности. Инженерным войскам необходимы средства, позволяющие определять состояние не только берегов, но и дна водных преград. В соответствии с новыми требованиями эти сведения должны быть получены в течение 30 мин.

Создание средств для ускоренной разведки водных преград представляет собой довольно трудную задачу, которую можно решить только поэтапно. На первом этапе предусматривается разработка прибора с эхолотом для определения поперечного профиля водоёма, качества грунта дна и скорости течения. Прибор должен работать по радиокомандам, которые будет подавать экипаж табельной десантной лодки, оснащённой навесным забортным мотором. Проводимые исследования покажут, можно ли создать на втором этапе автоматический прибор, который передавал бы необходимые сведения о водной преграде приёмной станции, находящейся на берегу. В случае успешного завершения исследований на первом этапе станет возможным перейти сразу к третьему этапу: созданию самоходного подводного средства для разведки преграды, которое, передвигаясь по дну, будет собирать и выдавать данные о профиле дна и качестве (твёрдости) его грунта. Испытания такого средства должны выявить возможность дистанционного управления им по проводам, а также использования на реках с различной скоростью течения.

Переправочные средства, к которым относятся обычные и самоходные понтонные парки, разборные мосты и танковые мостоукладчики, дополняются тяжёлыми паромами, а также инженерными машинами, используемыми для оборудования подходов боевых и транспортных машин к пунктам переправ.

Обычные понтонные парки, состоящие на вооружении инженерных войск бундесвера, представлены двумя типами: парк 16/30/50 на надувных понтонах, используемый в дивизионном звене, и парк 50/80 «Хольплаттен», представляющий собой набор пустотелых плит, из которых собираются тяжёлые паромы и мосты при наводке переправ в тыловых зонах и зонах коммуникаций. Длина наплавных мостов, созданных на основе этих парков, достигает 100 м; класс их грузоподъёмности 50—80. Вспомогательными средствами этих парков являются: буксирно-моторный катер, 13-т автомобильный кран для понтонного парка 50/80 «Хольплаттен» и навесные забортные агрегаты для понтонного парка 16/30/50. Эти и другие табельные средства перевозятся стандартными 7-т грузовыми автомобилями с двухосными прицепами или без прицепов.

Одновременно с разработкой обычных понтонных парков создавался самоходный понтонный парк, состоящий из отдельных машин, способных передвигаться как по земле, так и на воде. Из этих машин собираются перевозные паромы, а из нескольких паромов — наплавные мосты.

В настоящее время самоходный понтонный парк М2 состоит на вооружении амфибийной роты. При скорости течения воды до 3,5 м/сек из комплекта парка можно наводить наплавной мост длиной 150 м. Отдельные машины парка могут использоваться в качестве самостоятельного средства для переправки лёгких боевых и транспортных машин. Две машины этого парка, соединённые между собой, имеют грузоподъёмность 27 т (класс 30), грузоподъёмность парома из трёх машин и наплавного моста в два раза больше (класс 60).

Разборные мосты применяются только в тех случаях, когда невозможно использовать наплавные. К их числу относится английский средний балочный мост MGB. Из его комплекта собираются однопролетные мосты грузоподъёмностью до 55 т (класс 60). Длина моста одноярусной конструкции составляет 9 м, двухъярусной — 30 м. Имущество разборного моста транспортируется 7-т автомобилем-самосвалом с одноосным прицепом.

На вооружение бундесвера принят тяжёлый разборный мост SE, комплект которого рассчитан на сборку одно- и двухпутных мостов (в том числе железнодорожных) на жёстких или плавучих опорах. Он предназначен для обеспечения переправы тяжёлых грузов в зоне коммуникаций. Длина пролёта шоссейного моста 80 м, железнодорожного до 48 м.

В 1972 году на вооружение бундесвера будет принят новый мост, класса 50/60 (рис. 1), который по сравнению с вышеуказанным английским мостом MGB требует меньше времени на укладку (на 15%) и имеет большую грузоподъёмность. Он может применяться как в зоне боевых действий, так и в зоне коммуникаций.

Схемы конструкций однопролётных разборных мостов класса 50/60
Рис. 1. Схемы конструкций однопролётных разборных мостов класса 50/60 (вверху мост длиной 21,8 м, внизу — мост длиной 30,2 м).

До настоящего времени на вооружении бундесвера состоит танковый мостоукладчик американского производства, выполненный на базе танка М48. С его помощью танки могут преодолевать неширокие водные преграды в зоне боевых действий. Длина пролёта моста 18 м, класс грузоподъёмности 60, время укладки на преграду 2 мин.

Мостоукладчик на базе танка должен заменить американский мостоукладчик на базе танка М48. Длина перевозимого им моста 21 м, время укладки на преграду такое же, как у американского образца, однако общий вес машины меньше.

В 80-е годы планируется создать мост, имеющий меньшую уязвимость от огня противника. Он обеспечит войскам форсирование водных преград в более короткое время независимо от качества дна преграды.

В результате исследований будет создана основа для будущего семейства переправочных средств. План исследований охватывает вопросы изыскания наилучших методов тактического применения, а также выбора видов, размеров переправочных средств и технологии их сборки при использовании в дивизионном звене и выше. Научно-технические исследования должны позволить создать простые и недорогие мостовые конструкции, выбрать наиболее прочные материалы для изготовления элементов мостов высокой грузоподъёмности, рассчитанных на длительную эксплуатацию. Кроме того, необходимо разработать специальное измерительное и контрольное оборудование для переправочных средств. Для создания наплавных мостов будут применяться новые синтетические материалы и разрабатываться более современные узлы сочленения их отдельных элементов, чтобы получить надёжные переправочные средства с высоким запасом плавучести и удобные при транспортировке.

Большинство водных преград на территории ФРГ имеет ширину до 40 м, и применение на них наплавных мостов по экономическим и техническим соображениям нецелесообразно. В связи с этим были разработаны мосты, которые легче доставлять к местам форсирования. Они требуют меньше времени, сил и средств на сборку и наводку.

Учитывая особенности рельефа ФРГ, в северной её части предполагается применять самоходные амфибийные мосты ASB, а в южной части — самоходные многопрол`тные мосты SAS. В основу конструкции моста ASB заложено применение нескольких плавающих машин, каждая из которых является частью моста, в конструкцию моста SAS — использование группы машин, прич`м каждая транспортирует и укладывает на преграду мостовую секцию.

Совершенствование переправочных средств, рассчитанных на использование в 80-х годах, будет проводиться в следующих направлениях:

  • уменьшение веса, габаритов и стоимости конструкций;
  • сокращение многообразия типов средств с целью облегчения снабжения ими войск и обучения личного состава боевому применению;
  • создание «семейства» переправочных средств, в конструкции которых можно было бы максимально использовать типовые элементы;
  • более широкое использование синтетических материалов;
  • повышение прочности и надёжности мостов;
  • увеличение грузоподъёмности;
  • применение современных, более экономичных судовых движителей, имеющих меньший удельный в

ес.

Разработку переправочных средств в ФРГ планируется проводить совместно с Великобританией и .

При разработке новых переправочных средств будет обращено внимание на увеличение их скорости и маневренности, удобство транспортировки на суше и по воздуху (с помощью вертолётов), на применение современных силовых установок, материалов и оборудования.

На верфи в районе Боденского озера разработан, прошёл успешные испытания и находится в серийном производстве самоходный паром «Бодан» (рис. 2) класса 60/120 (грузоподъёмность 135 т), состоящий из 12 отдельных понтонов. При необходимости из понтонов могут быть собраны паромы любых размеров и для различных грузов. На концах парома шарнирно укреплены аппарели. Четыре силовые установки мощностью по 145 л. с., расположенные по углам палубы, обеспечивают ему высокую маневренность. На пароме имеются рубка, электростанция, радиолокатор, зенитное вооружение и каюты для личного состава, защищённые от химического, бактериологического и радиоактивного оружия. Отдельные понтоны парома могут перевозиться автомобильным и железнодорожным транспортом. Паром собирается за несколько часов с помощью 12-т портального или 20-т автомобильного крана. Скорость передвижения парома составляет 16 км/час. За несколько минут четыре парома можно соединить в наплавной мост длиной до 100 м. При форсировании водных преград шириной до 1000 м два-три парома способны заменить стационарный мост ограниченной пропускной способности.

Самоходный паром «Бодан» класса 60/120

Самоходный паром «Бодан» класса 60/120
Рис. 2. Самоходный паром «Бодан» класса 60/120: А—схема парома; Б — паром на плаву.

Для инженерных войск разработан и с 1971 года проходит войсковые испытания лёгкий буксирно-моторный катер, который будет использоваться в качестве дополнительного переправочного средства наравне с табельным тяжёлым катером. Лёгкий буксирно-моторный катер весит 4,6 т и имеет осадку 0,55 м; гребной винт, установленный на поворотной колонке, обеспечивает ему высокую маневренность. Катер транспортируется на специальном одноосном прицепе, который буксируется 7-т автомобилем или другим тягачом. С прицепа катер может быть спущен прямо на воду за 45 сек. и за минуту снова поднят на него.

Быстроходная десантная лодка весом 230 кг, вмещающая 8—10 человек, может быть заменена лодкой из синтетических материалов весом 170 кг. Новая лодка, на которой имеется навесной забортный мотор мощностью 40 л. с., развивает скорость до 18 км/час (при наличии груза в 1 т). Если на ней находится только экипаж (два-три человека), то скорость может достигать 40 км/час, что позволяет использовать её для выполнения разведывательных задач.

Применение синтетических материалов при производстве надувных лодок уменьшает их вес, увеличивает срок эксплуатации и облегчает уход за ними. Скорость движения 8—10-местных надувных десантных лодок, имеющих навесной забортный мотор, такая же, как и у быстроходных десантных лодок. В будущем они, видимо, заменят последние.

Новые минно-взрывные средства

К ним, в частности, относятся: усовершенствованный взрыватель DM56A1B1 к противопехотной осколочной мине, пентритовый капсюль-детонатор, взрыватель к удлинённому заряду разминирования, втулка М2 для капсюля-детонатора.

В настоящее время в войска поставляются термитные шашки Ml и М2. Их применение позволяет бесшумно и эффективно разрушать подвижные и стационарные объекты. Новые удлинённые кумулятивные заряды, имеющие значительно меньший вес по сравнению со старыми образцами, в два раза превосходят их по эффективности действия.

Значительные работы проведены по совершенствованию противотанковых мин — кумулятивных неметаллических и тех, которые устанавливают с помощью средств механизации.

Противотанковая мина, рассчитанная на механизированную установку, была упрощена, усовершенствована и прошла войсковые испытания. Она может транспортироваться с поставленным на боевой взвод взрывателем. В любых условиях (даже под водой) обеспечивается её безотказное действие. Мина имеет механизм замедления автоматического перевода в боевое положение, что повышает безопасность её установки, а применяемый взрыватель устойчив к взрывной и ударной волне. Обращение с миной значительно упрощено. По сравнению с предыдущим образцом подобного назначения она имеет более плоскую форму и меньший вес.

Другой тип сбрасываемой мины имеет встроенный пьезоэлектрический многотактный взрыватель, который обеспечивает безопасность в обращении (в том числе при падении), высокую устойчивость к средствам траления и ударной волне ядерного взрыва.

Разработка кумулятивной неметаллической мины будет закончена, по-видимому, в 1972 году. Такая мина, установленная в грунт, способна пробить танковую броню любой толщины. С соответствующим взрывателем она будет срабатывать не только при наезде танка на неё, но и между гусеницами.

На вооружении инженерных войск имеются средства общего назначения, которые обеспечивают выполнение следующих задач:

  • проведение земляных работ (колесные экскаваторы «Альман», ковшовые погрузчики «Хатра», гусеничные экскаваторы М60 и М90, самоходные скреперы SR-53, тракторные гусеничные бульдозеры мощностью 60 и 160 л. с., автогрейдеры «Фриш» и траншейные экскаваторы «Матэнен»);
  • улучшение покрытия дорог (автогудронаторы, машины для укладки щебня, различные катки, в том числе пневмоколесные и вибрационные);
  • строительство железных дорог (рельсоукладчики и подъёмники подвижного состава):
  • добычу воды (буровые станки, рассчитанные на бурение колодцев глубиной 15 и 30 м);
  • строительство мостов из подручных материалов (копры с молотами весом 100, 500 (дизельмолот) и 1250 кг, бетономешалки «Циклос» и другие средства):
  • проведение работ в зимних условиях (одноотвальные и двухотвальные плужные снегоочистители, монтируемые на грузовых автомобилях, шнековые и роторные снегоочистители, приспособленные для навески на стандартные l1/2-т грузовые автомобили «Унимог»);
  • проведение работ на поле боя (сапёрные танки с навесным бульдозерным оборудованием, мощным рыхлителем, лебёдкой, земляным буром и краном).

В настоящее время разрабатываются:

  • раздвижная аппарель весом 10,4 т из лёгкого сплава, предназначенная для замены стандартной аппарели весом 14 т;
  • специальное оборудование к сапёрному танку 70-х годов, позволяющее расширить его боевые возможности по преодолению заграждений;
  • плавающая инженерная машина сопровождения АРМ, опытный образец которой проходит испытания.

Машина сопровождения АРМ предназначена для оказания помощи танкам и бронетранспортёрам при преодолении ими препятствий, прежде всего водных преград. Она будет обладать высокой проходимостью, иметь экскаватор, ковшовое и бульдозерное оборудование, преодолевать водные преграды по дну или на плаву, а также укладывать стальное колейное покрытие на слабых грунтах. Машина АРМ должна заменить гусеничные бульдозеры мощностью 60 и 160 л. с., автогрейдеры и колёсные экскаваторы, состоящие на вооружении инженерных подразделений частей дивизии и выше.

Имеющиеся в настоящее время автомобильные краны грузоподъёмностью 4—20 т пополнятся в будущем новыми совершенными моделями, обладающими большей мобильностью. Новая конструкция кранов с использованием высокопрочных материалов позволяет увеличить их грузоподъёмность примерно в 3,7 раза.

Инженерные войска оснащены комплектами полевых трубопроводов. Комплект включает набор труб общей длиной 50 км, мотопомпы, арматуру, имущество для сборки переходов через преграды, распределительное оборудование и ёмкости для хранения и транспортировки горюче-смазочных материалов. Несколько таких комплектов хранятся на складах инженерного имущества.

По существующим стандартам трубы имеют соединительные узлы и другие элементы, позволяющие использовать их в общей сети трубопроводов НАТО.

Насосные станции, которые могут располагаться на расстояниях 15—25 км одна от другой, обеспечивают максимальное внутреннее давление до 64 ат. Станции имеют всасывающий и нагнетающий насосы, дизельный двигатель мощностью 50 или 110 л. с. На пункте распределения горючего установлены фильтр и сепаратор для отделения воды. При использовании турбинных силовых установок мощность насосных станций увеличится в три раза, значительно уменьшится их вес, а также шум при работе. Разрабатываемые новые гибкие шланги высокого давления должны заменить жёсткие трубы, что позволит ускорить прокладку трубопроводов и уменьшить количество сочленений.

На инженерные войска возложены большие и ответственные задачи по маскировке военных объектов, от решения которых зависит уровень потерь в живой силе и технике.

Ведутся исследования и в области создания маскировочных средств. При этом учитываются возможности перспективных средств разведки, которые появятся в предстоящем десятилетии.

Важным вопросом является прежде всего маскировка от электромагнитного облучения. Необходимо достичь того, чтобы электромагнитные сигналы, отражённые от замаскированных неподвижных объектов и окружающей их местности, имели одинаковый характер. С этой целью в настоящее время боевую технику, оружие, обмундирование и другое имущество покрывают снаружи специальными красками и лаками. Более трудной задачей является маскировка подвижных объектов. Эти вопросы требуют дальнейших исследований. Для маскировки боевой техники под фон окружающей местности применяются различные маскировочные сети.
Таким образом, техническое оснащение инженерных войск бундесвера является одним из важных вопросов боеспособности войск.

Добавить комментарий