В планах дальнейшего наращивания мощи вооружённых сил командования армий стран — участниц агрессивного блока , и в первую очередь , стали придавать большое значение новой системе противотанкового оружия «вертолёт-ПТУРС». Она представляет собой вертолёт огневой поддержки армейской авиации, вооружённый противотанковыми управляемыми реактивными снарядами класса «воздух-земля». В результате проведённых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, экспериментальных огневых стрельб, а также анализа опыта боевых действий в Южном Вьетнаме и на Ближнем Востоке в Пентагоне пришли к выводу, что система оружия «вертолёт-ПТУРС» — одно из наиболее перспективных средств борьбы с танками и другими подвижными бронированными целями.

В настоящее время на вооружении американской авиации состоят вертолёты UH-1D и AH-1Q «Кобра-Toy» (вооружены ПТУРС ), в сухопутных войсках Франции — вертолёты SE-3I30 2 и SE-3160 «Алуэтт» 3 (ПТУРС AS.11 и AS.11B1). Кроме того, французские и западногерманские фирмы совместно разработали ПТУРС «Хот» для вертолётов SA-341 () и ВО105 (), а в США — новый ПТУРС .

Как отмечается в иностранной печати, современные вертолётные ПТУРС имеют существенные недостатки:

  • относительно небольшую дальность стрельбы (около 3000 м);
  • сравнительно малую скорость полета ПТУРС к цели {около 200 м/с).

Кроме того, вертолёт не может совершать противозенитный манёвр после пуска ПТУРС, так как последний наводится по проводам и вертолёт «связан» со снарядом вплоть до поражения цели. В случае обстрела вертолёта экипаж вынужден совершать манёвр и, следовательно, прекращается наведение ПТУРС на цель. Например, при стрельбе ПТУРС «Тоу» стрелок 15-20 с. наводит снаряд, и в течение этого времени вертолёт зависает или летит на цель в опасной зоне поражения активными средствами ПВО противника. В последнее время максимальная дальность стрельбы ПТУРС «Тоу» увеличена с 3000 до 3750 м путём применения более тонкого провода управления.

Однако американские военные специалисты считают, что это не исключает возможности поражения вертолётов огнём крупнокалиберных пулемётов и малокалиберных зенитных пушек. Применение нового ПТУРС «Хеллфайр», по мнению американских специалистов, повысит эффективность противотанковых вертолётных средств.

Вертолётный ПТУРС «Хеллфайр» (рис. 1) разрабатывается фирмой «Рокуэлл интернэшнл». Его длина около 1500 мм, диаметр корпуса 152 мм, стартовый вес 27,2 кг. Снаряд модульной конструкции, состоит из головки самонаведения, кумулятивной боевой части, системы управления и двигателя.

Опытный образец ПТУРС «Хеллфайр» класса «воздух-земля» в разрезе
Рис. 1. Опытный образец ПТУРС «Хеллфайр» класса «воздух-земля» в разрезе: 1 — обтекатель полуактивной головки самонаведения; 2 — лазерная головка самонаведения; 3 — кумулятивная боевая часть; 4 — отсек системы управления (автопилот); 5- передний узел подвески ПТУРС; 6 — РДТТ; 7 — консоль крыла; 8 — пневмопривод аэродинамического руля

Головки самонаведения ПТУРС «Хеллфайр» будут взаимозаменяемые, различных типов: полуактивная лазерная, комбинированная (радиолокационная и инфракрасная), телевизионная и тепловизионная с отображением местности и цели на индикаторе в кабине стрелка. Комбинированная головка с двойным режимом работы (радиолокационным и инфракрасным) использует радиолокационную и инфракрасную пассивные подсистемы самонаведения, её можно применять для поражения средств ПВО противника. При этом вначале наведение осуществляется на электромагнитное излучение РЛС системы управлении оружием (посредством радиолокационной подсистемы), а в случае выключения источника электромагнитного излучения снаряд наводится с помощью другой (инфракрасной) подсистемы по источнику ИК излучения поражаемого объекта.

Полуактивная лазерная головка самонаведения разработана фирмой «Рокуэлл интернэшнл» и в настоящее время проходит лётные испытания. Фирма «Хьюз» создаёт телевизионную и тепловизионную головки самонаведения, фирма «Мартин-Мариетта» — телевизионную, фирма «Тексэс инструментс» — тепловизионную, а совместно фирмы «Рокуэлл интернэшнл» и «Мартин-Мариетта» — комбинированную (радиолокационную и инфракрасную). После проведения конкурсных испытаний головок самонаведения различных типов будут выбраны фирмы для их дальнейшей доработки и производства.

Кумулятивная боевая часть создана для пробивания усиленной брони. В ней применяется заряд ВВ с двумя последовательно расположенными кумулятивными воронками, а элементы головки размещены по периметру кольцевой воронки заряда, В отсеке системы управления находятся автопилот и необходимая электронная аппаратура. Для стабилизации снаряда в полете по тангажу, рысканию и крену используются два трёхстепенных гироскопа. В двигательном отсеке размешается твердотопливный ракетный двигатель. На корпусе этого отсека крепится крестообразное крыло, на задних кромках которого находятся хвостовые аэродинамические рули, отклоняемые пневмоприводом. Заканчивается двигательный отсек реактивным соплом. На вертолётную пусковую установку ПТУРС подвешивается с помощью двух узлов, расположенных на корпусе снаряда.

Испытания противотанковой системы оружия «вертолёт-ПТУРС», оснащённой снарядами «Хеллфайр» с лазерной головкой самонаведения, начались в 1974 году в армейском центре разработок систем оружия в г. Хантер Лиггетт (штат Калифорния). В том же году проведено несколько пусков ПТУРС с полуактивной лазерной головкой.

Для обеспечения работы полуактивной лазерной головки самонаведения требуется подсвечивать цель источником лазерной энергии (лазерным целеуказателем) непосредственно с противотанкового вертолёта, со специального вертолёта-целеуказателя или с наземного передового наблюдательного пункта. Специальная группа американских военных представителей отметила в качестве недостатка систем и необходимости участия в наведении ПТУРС оператора (находится на вертолёте-целеуказателе или на наземном пункте), который все время должен удерживать луч лазера на цели.

В ходе боевых стрельб проводились испытания лазерных целеуказателей, разработанных фирмами «Рокуэлл интернэшнл» и «Филко Форд». Во время одного из них армейская авиация выделила шесть модифицированных вертолётов AH-1G , два из которых (ударные вертолёты) предназначались для боевых пусков. Их оборудовали пусковыми установками ПТУРС «Хеллфайр» (рис. 2), станциями обнаружения и сопровождении подсвеченных целей, а также пультами управления пуском снарядов в кабинах стрелка и лётчика. На каждый такой вертолёт подвешивалось шесть ПТУРС «Хеллфайр». Однако можно также подвешивать дополнительно по два снаряда на внутренний пилон (см. цветную вклейку). Два других вертолёта были рассчитаны на обеспечение боевых пусков (вертолёты-целеуказатели). В носовой части их фюзеляжей находились лазерные целеуказатели — лазерные станции подсветки целей фирмы «Рокуэлл интернэшнл». Третья пара вертолётов была вооружена ПТУРС «Хеллфайр» и лазерным целеуказателем со станцией обнаружения и сопровождения целей фирмы «Филко Форд», размещаемым в подвесном контейнере на пилоне под правой консолью крыла.

Пусковая установка вертолёта AH-1G "Хью Кобра" с подвешенными ПТУРС «Хеллфайр»Рис. 2. Пусковая установка вертолёта AH-1G «Хью Кобра« с подвешенными ПТУРС «Хеллфайр» (в центре весовой макет снаряда)

На ударных вертолётах, взаимодействовавших совместно с вертолётами-целеуказателями, подвешивались ПТУРС с лазерными головками самонаведения, разработанные фирмой «Рокуэлл интернэшнл». Как указывается в американской печати, эта головка может обнаруживать цель, подсвеченную источником лазерной энергии, на расстоянии около 8 км. После захвата цели в головке вырабатывается специальный сигнал, который поступает в кабины стрелка и лётчика, после чего в пределах разрешённой дальности стрельбы производится пуск снаряда. Затем пилот вертолёта осуществляет противозенитный манёвр или продолжает выполнять боевые задачи, нанося удары по другим целям.

Американские специалисты отмечают, что вертолётная станция обнаружения и сопровождения подсвеченных лазером целей (разработана фирмой «Рокуэлл интернэшнл») более чувствительна, чем головка самонаведения ПТУРС «Хеллфайр». Она обеспечивает вывод сигнала цели на индикатор и ее индикацию на лобовом стекле в кабине лётчика. Станция позволяет обнаружить цель в секторе ±60° по обе стороны от продольной оси вертолёта. Пуски снарядов могут осуществляться даже по целям, дающим слабый отражённый сигнал. В настоящее время станция готова к серийному выпуску.

Вертолёт «Хью Кобра», оборудованный подвесным контейнером с аппаратурой фирмы «Филко Форд», вооружается тремя снарядами, которые крепятся на левом пилоне, с него же осуществляются подсветка цели и пуск. Кроме того, этот вертолёт может использоваться для подсветки целей, по которым будут вести стрельбу ПТУРС с других ударных вертолётов. Дальность подсветки целей около 5,5 км, а дальность обнаружения целей, подсвеченных другими источниками лазерной энергии (бортовыми вертолётными или наземными), 18 км. Все вертолёты огневой поддержки, принимавшие участие в лётных и огневых испытаниях новой системы оружия «вертолёт-ПТУРС», оборудованы аппаратурой, с помощью которой определялись период наибольшей уязвимости вертолёта от активных средств ПВО противника, время захвата цели головкой самонаведения ПТУРС и число попаданий.

После завершения серии испытаний в Хантер Лиггетт представители сухопутных войск США сообщили, что при пусках ПТУРС на максимальную дальность операторы лазерных станций подсветки целей и стрелки не испытывали практически затруднений при облучении целей лазерным лучом и пусках.

Американские сухопутные войска проводят лётные и огневые испытания противотанковой системы оружия «Хеллфайр» также и в Редстоунском армейском арсенале (штат Алабама). Основная задача этих испытаний заключается в накоплении статистических данных по точности попаданий ПТУРС в подвижные и неподвижные бронированные цели в различных условиях пуска. Для этого одиночные и залповые пуски ПТУРС проводятся в дневных и ночных условиях в режимах зависания или крейсерского полёта вертолёта. Цели подсвечиваются с воздуха или с земли, а также с переключением облучения (сначала с воздуха, а затем с земли) и т. д. Во время испытаний запускались снаряды , оснащённые лазерными головками самонаведения от ПТУРС «Хеллфайр».

В 1975 году был осуществлён пробный залповый пуск двух ПТУРС с вертолёта AH-1G с интервалом 0,25 с по двум танкам, находившимся на расстоянии около 20 м друг от друга. Один из них подсвечивался с вертолёта-целеуказателя, а другой — с земли. Танки были поражены. Схема стрельбы показана на рис. 3. В другом случае ПТУРС запускали по цели, которую облучали с одинаковым кодированием поочерёдно двумя лазерными станциями подсветки целей: сначала с ударного вертолёта, а после пуска ПТУРС — с наземного передового пункта. Снаряд перешёл с одного режима подсветки на другой и поразил цель. Американские специалисты считают, что этот метод можно использовать для введения в заблуждение противника и дезорганизации работы его средств противодействия.

Залповый пуск двух ПТУРС «Хеллфайр» с вертолёта АН-1G по танкам
Рис. 3. Залповый пуск двух ПТУРС «Хеллфайр» с вертолёта АН-1G по танкам

До 1976 года в США было проведено более 50 пусков ПТУРС в ночных условиях, при этом цели (танки) подсвечивались как с воздуха, так и с земли. Для увеличения максимальной дальности снаряды «Хеллфайр» были оснащены более мощным модифицированным двигателем от управляемой авиационной ракеты «Фалкон» класса «воздух-воздух». Пуски проводились с наземных пусковых установок, максимальная дальность стрельбы в безветренную погоду составляла около 10 км.

Кодирование сигналов лазерного излучения.

Зарубежные военные специалисты считают, что при ведении боевых действий оружие с лазерными системами самонаведения найдёт широкое применение, многие цели на поле боя будут подсвечиваться источниками лазерной энергии как с земли, так и с воздуха. При этом возможно, что несколько ракет или других средств поражения систем оружия с лазерными головками самонаведения станут наводиться на одну и ту же цель. Это приведёт к большому перерасходу дорогостоящих боеприпасов, а некоторые цели так и останутся неуничтоженными. Кроме того, указывается, что противник может отвести ПТУРС от действительной цели и направить на ложную. Чтобы не допустить этого, необходимо кодировать сигналы как лазерного целеуказателя, так и вводить код в лазерные головки самонаведения. Система самонаведения снаряда должна работать в том же диапазоне волн и с той же частотой повторении импульсов, что и лазерный целеуказатель.

В запоминающее устройство головки самонаведения ПТУРС «Хеллфайр» можно ввести до шести кодов лазерного излучения. Необходимый код устанавливается из кабины стрелка, где на панели управления оружием имеется наборное устройство (типа телефонного диска или системы тумблеров). Буквенно-цифровые коды согласованы с кодированным лазерным излучением наземного или вертолётного лазерного целеуказателя. Стрелок может ввести один и тот же код одновременно в несколько головок самонаведения ПТУРС (до трёх). После кодирования головка способна воспринимать сигналы лазерного излучения. Относительно широкое поле зрения обеспечивает захват цели при пуске.

Головка самонаведения ПТУРС «Хеллфайр» захватывает цель после приёма четырёх импульсов отражённой лазерной энергии. Для всех лазерных целеуказателей, применяющихся в США, частота повторения составляет 20 импульсов в секунду. Система самонаведении вырабатывает сигналы управления, и ПТУРС наводится на цель, если принятые головкой импульсы соответствуют установленному коду.

Американские военные специалисты считают, что для оснащения боевых вертолётов сухопутных войск и создания необходимого запаса потребуется 10 тыс. управляемых снарядов «Хеллфайр». По их мнению, эту систему оружия можно использовать и при ведении огня с закрытых позиций с наземных пусковых установок для поражения бронированных целей противника. Кроме того, системой оружия «Хеллфайр» планируется оснастить вертолёты морской пехоты США.

Добавить комментарий