Возросшие объёмы грузовых перевозок морем при проведении десантных операций и необходимость быстрой переброски боевой техники и военных грузов на необорудованное побережье заставляют министерство обороны изыскивать новые приёмы и методы разгрузки судов и доставки грузов (прежде всего контейнеров) на берег.

Выгрузка военной несамоходной техники (особенно на скалистый берег) представляет значительные трудности. При разгрузке судна вертолётом требуется большая точность его зависания над трюмом, грузоподъёмность его ограничена, работа вертолёта существенно зависит также от метеорологических условий (ветер, осадки, туман и т. д.). Работу такелажников затрудняет сильный поток воздуха от вращающегося несущего винта. Поэтому командование ВМС США в настоящее время большое внимание уделяет применению привязных аэростатов для разгрузки судов и транспортировки крупноразмерных тяжеловесных грузов на берег. Кроме того, научно-исследовательские организации ВМС и армии США изучают возможности использования аэростатов различной формы для погрузочно-разгрузочных работ, а также в качестве кранов.

Судя по сообщениям американской печати, в течение 1972—1973 годов были проведены три серии испытаний, в ходе которых были определены затраты времени на передачу груза, нагрузки на трос при различных режимах работы и решена задача укладки тросов. На испытаниях успешно работал при скорости ветра 15 м/с и порывах ветра до 45 м/с на стоянке аэростат с оболочкой естественной формы (каплевидная, объем 15 000 куб.м., грузоподъёмность 11 т). Для перемещения аэростата с одной выгрузочной площадки на другую использовались двухбарабанная лебедка и буксирный тягач.

Аэростат в ненаполненном виде может вместе с необходимой оснасткой и системой газообеспечения доставляться к месту выгрузки ка борту судна.

На рис. 1 показана система переброски грузов с судна на скалистый берег. Она работает следующим образом — к грузовым стрипам крепится груз, аэростат поднимается в воздух и с помощью лебёдок подтягивается на приёмную площадку на берегу. При расстоянии 500 м между берегом и судном цикл выгрузки (подъём с грузом, перемещение аэростата, снятие груза и возвращение аэростата) занимает 4—8 мин.

Транспортировка грузов с судна на скалистый берег
Рис. 1. Транспортировка грузов с судна на скалистый берег: 1 — судно с грузом; 2 — вспомогательный буксир, подтягивающий судно и управляющий воздушной переброской грузов; 3 — буй со шкивом на якоре; 4 — береговая лебёдка; 5 — блок для поддержания троса

На рис. 2 показана разгрузка контейнерного судна, находящегося приблизительно в 1 км от берега. Оттяжку концов троса в нужном направлении производят вспомогательные буксиры с лебёдками на борту. Основную работу выполняет береговая лебёдка. Исследования показали, что наилучшие условия для разгрузки обеспечиваются в том случае, если судно стоит на носовом и кормовом якорях. Большое внимание уделялось определению возможностей системы по разгрузке судов в условиях сильной качки.

Разгрузка судна с помощью аэростатаРис. 2. Разгрузка судна с помощью аэростата: 1 — вспомогательные буксиры с лебёдками; 2 — разгружаемое судно; 3 — береговая лебёдка; 4 — полезный груз

Аэростат с оболочкой естественной формы объёмом 60000 куб.м. достигает полезной грузоподъёмности 30 т. Для перемещения аэростата такого объёма со скоростью 40 км/ч необходима лебёдка мощностью 2500 л. с.

Коэффициент лобового сопротивления оболочки аэростата удлинённой формы ниже, чем у оболочки естественной формы. Но в этом случае требуется более сложное оборудование для швартовки и наземного обслуживания.

Для заполнения оболочки применялся гелий, но можно использовать водород (при тщательном соблюдении правил техники безопасности). Применение водорода, по мнению военно-морских специалистов, позволит значительно улучшить экономические показатели, поскольку он дешевле гелия в 40—50 раз и его можно получать на месте в больших количествах с помощью несложного современного оборудования. На приведение аэростатной системы в рабочее состояние требуется один-два дня, а эффективность работы зависит от уровня подготовки команды обслуживания. Как считают зарубежные специалисты, при современном уровне развития техники аэростатная транспортная система для погрузки — выгрузки морских судов вполне осуществима и может найти широкое применение после выбора оптимальной системы и уточнения экономической эффективности каждого варианта.

Добавить комментарий