Обладая высокой маневренностью и универсальностью, они способны эффективно решать большинство стоящих перед ВМС задач как в обычной, так и в ядерной войне. По оценке командования ВМС США, авианосные ударные силы являются главным средством в завоевании господства на море. Основу их мощи составляет авианосная авиация. На каждом ударном (многоцелевом) авианосце ВМС США базируется крыло, имеющее в своём составе 75-95 самолётов и вертолётов, в том числе 40-50 носителей ядерного оружия.
Основными классами самолётов авианосной авиации являются штурмовики и истребители. На их долю приходится соответственно 50 и 30% общего числа самолётов.
На вооружении штурмовых авиаэскадрилий находятся: тяжёлые штурмовики-разведчики RA-5C «Виджилент», средние штурмовики А-6Е «Интрудер» и легкие штурмовики А-7Е «Корсар» 2.
Большое влияние на развитие способов и тактики боевых действий палубной штурмовой авиации оказала агрессивная война США в Юго-Восточной Азии. Как сообщает зарубежная печать, в этой войне проводились: массированные действия (удары), эшелонированные действия (периодические), воздушное патрулирование и «свободная охота».
Массированные действия в ходе войны в Индокитае организовывались в случае необходимости уничтожения (разрушения) в кратчайшее время объекта, имеющего сильную, глубоко эшелонированную систему ПВО. Удары при этом выполнялись 20-30 самолётами.
Эшелонированные действия проводились при относительно слабой системе ПВО противника, в сложных метеорологических условиях и ночью, путём нанесения последовательных ударов мелкими группами, а в некоторых случаях и одиночными самолётами с целью оказания длительного воздействия на объект удара. Промежуток времени между ударами определялся с таким расчетом, чтобы объект удара не смог полностью восстановить свою боеспособность.
Воздушное патрулирование осуществлялось в основном при угрозе авианосному соединению со стороны надводных кораблей, а «свободная охота» — прежде всего при нанесении ударов по вновь выявленным объектам на коммуникациях и в тактической глубине обороны противника.
Тактика действии палубной штурмовой авиации после взлёта, по оценке иностранных военных специалистов, включала выполнение следующих элементов: построение боевых порядков, полет но маршруту и прорыв системы ПВО в районе боевых действий и объекта удара, выполнение удара, отход от цели и возвращение на авианосец.
Решающим фактором, влияющим на тактику действий палубной штурмовой авиации, являлась ПВО противника. От степени противодействия средств ПВО зависело построение боевых порядков, выбор высот, средств поражения, способов применения оружия, времени удара, организация взаимодействия сил при ударе и другие элементы.
Построение самолётов в боевой порядок производилось: догоном на маршруте полёта к цели, в заданной точке по заданному пеленгу и дистанции от авианосца, непосредственно над авианосцем.
Основа боевого порядка — звено, состоящее из четырёх самолётов. Звенья в боевом порядке применяли следующие виды строя самолётов: «клин», «пеленг» уступом влево или вправо, «ромб» и «фронт», но чаще всего «клин» и «пеленг», которые обеспечивали более свободное маневрирование всем боевым порядком.
По своему построению боевые порядки подразделяются на сомкнутые и разомкнутые. В боевых действиях в Индокитае сомкнутые боевые порядки применялись при слабой системе ПВО противника в полосе маршрута полёта к цели, в простых метеорологических условиях и при групповой дозаправке топливом в воздухе. Самолёты при этом располагались относительно друг друга на интервалах и дистанциях около одного размаха крыла и длины самолёта соответственно.
Разомкнутые боевые порядки планировались при сильной системе ПВО на маршруте полёта к цели, в сложных метеорологических условиях и ночью, при действиях на максимальную дальность полёта самолёта. В данном случае самолёты располагаются на интервалах 30-70 м и дистанции 10-40 м. Эшелонирование звеньев в боевом порядке составляет: по высоте 100-200 м и дистанции 400-600 м.
При организации удара предусматривались один или несколько маршрутов полета до цели. Один маршрут назначался при нанесении удара по одной цели или если предусмотрена точка боевого расхождения тактических групп, а несколько маршрутов — при ударе по нескольким целям или по одной с нескольких направлений, а также с ходу без дополнительного перестроения.
Как отмечали американские поенные специалисты, в результате совершенствования сил и средств ПВО противника в период боевых действий во Вьетнаме палубная штурмовая авиация уже не могла эффективно выполнять удары без необходимого обеспечения и несла значительные потери. Поэтому в ходе войны была пересмотрена тактика нанесения удара палубными штурмовиками, что потребовало создания ряда тактических групп обеспечения и значительно усложнило организацию взаимодействия сил во время нанесения удара.
В основу тактики боевых действии палубной авиации были положены три принципа, которые сводились к следующему: при любой возможности уклоняться от борьбы со средствами ПВО; если уклонение невозможно, то принимать меры к ослаблению системы ПВО путем массированного применения средств радиоэлектронного подавления; в случаях когда оба предыдущих метода неприемлемы, подавлять систему ПВО нанесением ударов по её средствам.
Эти положения нашли дальнейшее развитие в планах оперативно-тактической подготовки лётного состава ВМС США. Действия палубной авиации определялись прежде всего возможностью системы ПВО объекта удара, характером цели, составом ударных групп, временем суток и метеорологическими условиями. Нанесение удара по разведанной цели производилось группой в составе 16-20 самолётов (из них 12 — 16 штурмовики и истребители). Непосредственный ракетно-бомбовый удар выполняла ударная группа из 8-10 штурмовиков.
Остальные самолёты входили в состав обеспечивающих сил и подразделялись на следующие группы.
Группа демонстративных действий
Она должна была вызвать огонь ПВО из себя, заставить противника включить радиолокационные станции и станции помех и тем самым дать возможность самолётам радиотехнической разведки и электронного подавления выявить радиоэлектронную обстановку в районе удара. В ее составе было три-четыре самолёта, действующих на средних и больших высотах.
Группа подавления средств ПВО
Уничтожала позиции ЗУР и РЛС обнаружения и наведения истребительной авиации, зенитной артиллерии. В нее входили два-три штурмовика с УР типа «Шрайк», «Кондор» или «Буллпап». Прикрытие штурмовиков палубными истребителями осуществлялось только в радиусе их действия. Самолёты группы действовали на средних и малых высотах.
— Группа радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы (РТР и РЭБ). Выявляла и подавляла работу радиоэлектронных средств ПВО непосредственно перед выходом ударных самолётов на рубежи обнаружения и использования оружия. В ее состав входило до двух самолётов РТР и РЭБ типа «Проулер» и два-три самолёта-постановщика пассивных помех. Отмечались случаи включения самолётов радиопротиводействия в боевые порядки ударной группы, что обеспечивало более надёжное прикрытие самолётов. Как правило, самолёты РТР и РЭБ действовали в отведённых зонах вне досягаемости средств ПВО. Части самолётов ударной группы также ставились задачи постановки пассивных помех, под прикрытием которых ударные самолёты уходили от цели после выполнения удара.
— Группа наведения, навигационного обеспечения, управления и дальнего радиолокационного обнаружения. Наводила ударные группы на объект удара и обеспечивала контроль воздушного пространства и наведение истребителей на воздушные цели (имела в своем составе один-два самолёта типа «Хокай»).
— Группа контроля результатов удара и спасения экипажей. В нее входили один-два самолёта RA-5C «Виджилент» и до двух вертолетов.
В район цели все тактические группы летели в едином боевом порядке, за исключением групп наведения и спасения экипажей, которые в район боевых действий следовали по своим маршрутам.
Разделение боевого порядка на тактические группы производилось за зоной активных средств ПВО в заранее намеченной точке. Первыми в зону радиолокационного обнаружения (за 5-7 мин до удара) входили самолёты группы демонстративных действий, через 3-5 мин самолёты группы подавления средств ПВО и постановщики активных и пассивных помех. Затем на рубежи использования оружия выходили самолёты ударных групп. Перед ударом каждое звено перестраивалось в колонну пар. Самолёты в парах следовали друг за другом (временной интервал для самолётов 2-3 с, для пар 4-6 с). Ударные группы атаковали цель с разных направлений в секторе 50-80°. При выходе на цель самолёты маневрировали по скорости и направлению.
Продолжительность удара каждой группы составляли 30-40 с при временном интервале между самолётами в звене 6-10 с. Плотность удара ракетами (боевая нагрузка самолёта две — четыре УР) в залпе звена составляла 8-16 УР, а ударной группы — до 20-24. Плотность удара бомбами при залповом бомбометании звена и нагрузке 8-12 бомб типа Mk82 на самолёт достигала 32-48 бомб.
При ведении боевых действий в Юго-Восточной Азии в зависимости от имеющегося оружия и степени противодействия ПВО противника самолёты палубной штурмовой авиации наносили удары с пикирования, кабрирования, планирования или горизонтального полёта.
Чаще всего применялось пикирование. При этом способе использовались управляемые и неуправляемые реактивные снаряды, авиационные бомбы и стрелково-пушечное вооружение. Удаление рубежа начала пикирования зависело от высоты полёта и угла пикирования. При выходе на цель на малых высотах (100-150 м) назначалась расчётная точка, находящаяся в 40-50 км от цели, с проходом которой самолёты начинали набор высоты 2000-4000 м и осуществляли доворот на боевой курс. На дистанции 5-10 км от цели (в зависимости от угла пикирования) пикировали на цель. Сброс бомб производился на высотах 300-1200 м Время нахождения на боевом курсе составляло 10-15 с, угол пикирования при крутом пикировании — 45- 60°, а пологом — 20–30°. По мнению американского авиационного командования, пикирование обеспечивает наибольшую точность бомбометания, радиальная ошибка экипажа со средним уровнем подготовки была до 30-40 м.
При кабрировании использовались обычные авиационные бомбы. Бомбометание этим способом осуществлялось под большими (110- 115°) и малыми (15-45°) углами кабрирования. При больших углах подход к цели происходил на малых высотах (50-150 м) до выхода самолёта в расчетную точку (1-2 км от цели). С выходом в расчётную точку самолёт переводился в режим кабрирования и при достижении угла 110-115° сбрасывал бомбы. При бомбометании под малыми углами перевод в кабрирование производился за 5-7 км до цели, а сбрасывались бомбы при достижении утла 15-45°. Время нахождения самолёта на кабрировании составляло 4-30 с в зависимости от угла кабрирования. По мнению иностранных специалистов, точность бомбометания этим способом недостаточно высока, поэтому более целесообразно применять его при сбрасывании ядерных бомб.
Бомбометание с планированием проводилось при слабой или подавленной системе ПВО. При этом ударные группы начинали маневр выхода на цель за 100 км и более. После окончания маневра и занятия исходного положения для атаки самолёты на высотах 2000-4000 м и скорости 650-800 км/ч следовали к рубежу применения оружия. Ударные группы с выходом на дистанцию 4 6 км от цели звеньями в строю «пеленг» начинали планирование под утлом 10-15°. Бомбометание производилось с высот 600-1000 м.
Удары с горизонтального полета использовались при слабой системе ПВО, При этом они наносились управляемыми ракетами средней и большой дальности, управляемыми и неуправляемыми авиационными бомбами с малых, средних и больших высот в зависимости от степени противодействия ПВО. Учитывая опыт войны в Индокитае, американское командование считает, что этот способ наиболее эффективен с малых и средних высот. Подход к цели производился на высотах 60- 100 м и простых метеорологических условиях и 200-300 м в сложных метеорологических условиях и ночью на скорости 950-1100 км/ч. Выход на боевой курс осуществлялся за 10-15 км до цели. В зависимости от скорости самолёта бомбы на цель сбрасывались на удалении 2-4 км. По заявлению иностранных военных специалистов, половина сброшенных бомб укладывалась в окружность радиусом 45 м.
Значительное внимание в обеспечении боевых действии палубной штурмовой авиации уделялось радиоэлектронному подавлению. По характеру воздействия на РЛС противника активные помехи подразделялись на маскирующие и имитирующие. Маскирующие помехи в свою очередь по ширине и точности наведения — на заградительные, скользящие и прицельные по частоте.
Важной характеристикой средств РЭБ, по мнению американского командования, является создаваемая ими плотность помех. Имеющаяся на вооружении самолётов палубной авиации аппаратура может создавать мощные заградительные и прицельные помехи в широком диапазоне волн.
Судя по материалам иностранной печати, палубная штурмовая авиация характеризуется постоянной высокой боевой готовностью к ведению боевых действий, возможностью создания на основных направлениях мощных группировок, полётами на высотах всех диапазонов, применением разнообразных средств воздушного нападения в обычном и ядерном снаряжении, всесторонним обеспечением действий ударных групп (разведка, маскировка, прикрытие, широкое использование средств РЭБ, демонстративные действия и подавление средств ПВО), нанесением ударов с различных удалении и направлений в узких секторах.
Учитывая опыт войны в Индокитае и преследуя свои агрессивные цели, командование ВМС США активизирует мероприятия по улучшению боевых возможностей авианосной авиации путем принятия на вооружение самолётов новых типов, оснащения ее более эффективными системами управления оружием, внедрения современных образцов вооружения и бортового оборудования, а также совершенствования тактики действий самолётов.