В 1965 году 1-я и 3-я дивизии морской пехоты США были брошены в Южный Вьетнам. Их путь на вьетнамской земле отмечен многими зверствами, преступлениями и кровавыми расправами над мирным населением.
Стремясь как можно лучше подготовить морскую пехоту к участию в боевых действиях на отдалённых ТВД, руководители Пентагона за последние годы осуществили ряд мероприятий по совершенствованию её организации и перевооружению. В частности, была усилена огневая мощь частей и соединений, повышены их мобильность и боеготовность.
Публикуемая ниже статья, автором которой является главный редактор журнала «Армд форсиз джорнэл» полковник морской пехоты а отставке Б. Нихарт, содержит краткие сведения о численности, боевой подготовке и вооружении морской пехоты США, а также о состоянии и развитии амфибийных сил американских ВМС.
В декабре 1971 года новым, двадцать пятым по счёту командующим морской пехотой США назначен генерал Кашман. Он принял в своё подчинение войска, участвовавшие в войне во Вьетнаме и готовые выполнять боевые задачи в настоящее время.
С точки зрения материально-технической обеспеченности и подготовленности личного состава морская пехота США находится в благоприятном положении. Однако она озабочена некоторыми аспектами своих взаимоотношений с ВМС, равно как с сухопутными войсками и ВВС. Так было после каждой войны, отмечают офицеры морской пехоты. Различные виды вооружённых сил начинают оспаривать свою долю военного бюджета, пересматривать свои структуру, задачи и роль в обеспечении безопасности страны, причём довольно часто это делается ими в ущерб друг другу.
Командование морской пехоты не мучает себя какими-либо сомнениями, излишним самоанализом, пересмотром взаимоотношений различных служб и должностных лиц или определением роли морской пехоты в обеспечении национальной безопасности. Оно уверено, что возглавляет формирование, созданное и существующее на базе устойчивых принципов. Командование морской пехоты выигрывало в прошлом и намерено выигрывать в будущем тем, что воспринимало и- воспринимает все хорошее и полезное в процессе развития вооружённых сил. Один старший офицер морской пехоты заявил: «Если вы уверенно смотрите вперёд и способны опережать события, вам не потребуется поспешно выискивать разные пунктики и уловки для решения возникающих проблем».
Морские пехотинцы полагают, что, несмотря на «меняющееся общество», они способны сохранить свои традиционные качества. Главным в их мышлении и действиях по-прежнему является человек, индивидуум. Новые военные концепции, испытанные и признанные методы и приёмы боевых действий, самое лучшее вооружение, которым американская промышленность обеспечивает морскую пехоту, сами по себе означают немногое. Чтобы добиться хороших результатов в бою, всем этим должны овладеть подготовленные, опытные, энергичные люди, какими и являются морские пехотинцы.
«Вы можете быть уверены, что при недавнем сокращении численности морской пехоты с 300 тыс. человек приблизительно до 200 тыс. мы, разумеется, оставили самых лучших», — заявил генерал Кашман. Требования к вновь вербуемым значительно повышены; стало более трудно продвинуться по службе или продлить срок службы. Одиночная подготовка морского пехотинца стала напряжённей и длительней, расширена и программа его подготовки по специальности.
Боевая подготовка
Специальная боевая подготовка морских пехотинцев, особенно тех из них, кого считают недостаточно способным, проводится теперь по новым программам с учётом индивидуальных особенностей. Это позволяет избегать отрицательных явлений в процессе групповой подготовки и добиваться более высокого уровня мастерства, чем раньше. Ведётся настойчивая разъяснительная и воспитательная работа по искоренению наркомании. Проводится комплекс мероприятий для улучшения бытовых условий жизни каждого морского пехотинца, при этом основное внимание в последние годы было направлено на улучшение казарменного и жилого фонда неженатых солдат и офицеров.
В материально-техническом отношении морская пехота обеспечена хорошо. Из Вьетнама в США вывезено все использовавшееся там вооружение и оборудование. Предметы материально-технического обеспечения, оборудование, вооружение и снаряжение находятся в частях и на складах. В ходе боевых действий во Вьетнаме морская пехота была оснащена современными артиллерийскими системами, включая самоходные 155-мм гаубицы и 175-мм пушки. На вооружение частей бесперебойно поступают новые плавающие гусеничные бронетранспортёры LVTP-7 (рис. 1). Примечательно то, что эта машина стоит дешевле, чем прослуживший почти 20 лет устаревший бронетранспортёр LVTP-5, хотя характеристики её выше. В частности, она обладает более высокой скоростью движения на суше и на воде. В 1972/73 финансовом году командование морской пехоты, вероятно, будет настаивать на замене танков М48, оснащённых 90-мм пушкой, танками М60, вооружёнными 105-мм пушкой.
Рис. 1. Плавающий гусеничный бронетранспортёр LVTP-7.
Авиация морской пехоты располагает в настоящее время более чем 500 самолётами, тогда, как в 1965 году их было только 400. Состоящие на её вооружении истребители F-4 «Фантом» являются пока лучшими самолётами этого класса (до поступления в части самолётов F-14). Просьбу морской пехоты об ассигновании ей средств из бюджета прошлого финансового года на закупку 15 самолётов F-14 конгресс отклонил. Однако. министр обороны разрешил возобновить заявку на эти самолёты в предстоящем финансовом году. Всего морская пехота планирует приобрести 50 истребителей F-14.
Самолёт F-4 «Фантом» необходимо заменить. Если на морскую пехоту будет по-прежнему возлагаться задача обеспечения ПВО в районах высадки морских десантов, то самолёт F-4 следует заменить более совершенным. Такое время неизбежно наступит, заявляет командование морской пехоты. Нет смысла возлагать эту задачу на авиацию ВМС или на ВВС, добавляет оно, поскольку в этом случае потребовалось бы сформировать новые эскадрильи, а в морской пехоте они уже имеются.
Устаревшие штурмовики авиации морской пехоты заменяются более современными лёгкими всепогодными штурмовиками А-4М и А-6Е.
Командование морской пехоты для обновления вертолётного парка заказало новые лёгкие вертолёты UH-1N и вооружённые вертолёты AN-1J. Кроме того, разрабатывается тяжёлый вертолёт UH-53D, грузоподъёмность которого будет в два раза больше, чем грузоподъёмность вертолёта СН-53 (рис. 2).
Рис. 2. Переброска груза с помощью транспортно-десантного вертолёта.
После боевого применения нескольких самолётов OV-lOA против вьетконгских катеров, действовавших в ночное время в дельте реки Меконг, в трёх эскадрильях авиации морской пехоты по семь таких машин переоборудуются в ночные самолёты-разведчики для наблюдения за полем боя.
В перспективе намечается лёгкие штурмовики А-4 заменить многоцелевыми тактическими истребителями с вертикальным взлётом и посадкой AV-8A «Харриер». Характеристики истребителя AV-8A, по оценке офицеров авиации морской пехоты, во многом сходны с характеристиками самолёта А-4. С боевой нагрузкой около 2270 кг он способен взлётеть с участка дороги длиной 183 м или с ровного поля и пролететь с этим грузом 240 км.
Самолёт А-4 может летать с таким же грузом, но для взлёта машины необходима взлётная полоса длиной 1830 м. Основное же преимущество самолёта AV-8A по сравнению с самолётом А-4 — это его новейшая навигационно-бомбардировочная система. Счётно-решающие устройства, система инерциального наведения и облегчённый индикатор-указатель цели обеспечивают вывод самолёта на объект удара в любых метеорологических условиях и рассчитывают для лётчика момент сбрасывания бомб. «Нам необходима не возможность доставить в район цели как можно больше бомб, а нужны более совершенные системы, позволяющие быстро и точно сбросить их на цель»,— заявляют лётчики авиации морской пехоты. Самолёт AV-8A, способный базироваться вблизи района боевых действий войск (ему не нужны специально оборудованные аэродромы), вполне удовлетворяет этим задачам.
На проведённых недавно в Южной Корее и на Среднем Востоке учениях, результаты которых одобрены министерством обороны, проверялись возможности самолётов AV-8A и А-4 по оказанию непосредственной авиационной поддержки войскам. В учении на Среднем Востоке самолёт AV-8A оказался на 25%, а на учении в Южной Корее — на 30% эффективнее самолёта F-4, несмотря на то, что последний имеет большие бомбовую нагрузку и радиус действия. К тому же расходы на выполнение задач самолётом AV-8A были на 5% дешевле.
Более высокие показатели самолёта AV-8A объясняются тем, что он способен поражать большее количество целей и быстрее реагирует на заявки командования по оказанию авиационной поддержки войскам. Например, когда во время учения были обнаружены танки «противника», самолёты AV-8A, вызванные из передовых баз, своевременно появились над целями и поразили их. Когда же в район боевых действий прилетели вызванные из баз самолёты F-4, танков там уже не оказалось. Любой офицер сухопутных войск, несомненно, согласится с тем, что быстрота реакции — это наиболее желаемое качество для самолётов, оказывающих непосредственную авиационную поддержку. Истребитель AV-8A, по оценке морских пехотинцев, обладает очень быстрой реакцией.
Самолёт AV-8A не экспериментальный, каким, например, является разрабатываемый ВВС тактический истребитель непосредственной авиационной поддержки А-Х. Самолёты AV-8A эффективно используются 512-й авиаэскадрильей авиации морской пехоты Великобритании. Недавно семь таких самолётов пересекли территорию Соединённых Штатов и совершили посадку на авиабазе Чайна-Лейк (штат Калифорния), где они в течение двух недель отрабатывали задачи в составе экспедиционного соединения. Обслуживание самолётов обеспечивал технический персонал эскадрильи, переброшенной в Чайна-Лейк вместе с необходимым инструментом, оборудованием и запчастями. В течение указанного выше периода боеготовность самолётов была не ниже 75%. В един из дней самолёты испытывались на максимальное напряжение: в период с 07.00 до 14.00 каждый самолёт совершил шесть «боевых» вылетов на расстояние 80 км.
Боевые возможности самолёта доказаны. Несмотря на явные преимущества самолёта AV-8A перед истребителем F-4 в деле обеспечения действий морской пехоты и доказанную надёжность его использования, министерство обороны и некоторые комиссии конгресса, решая вопрос о том, какой самолёт и какой вертолёт закупать в качестве средств оказания непосредственной авиационной поддержки войскам, ошибочно, по мнению морских пехотинцев, приравнивают его к разрабатываемому истребителю А-Х и вертолёту огневой поддержки АН-56А «Шайен». Располагая десятком экспериментальных прототипов вертолёта «Шайен», командование сухопутных войск несколько озабочено стоимостью этой машины, определяемой в 3—4 млн. долларов. Командование ВВС, предлагая сухопутным войскам самолёт А-Х, утверждает, что вертолёт «Шайен» слишком дорог. Хотя прототипы самолётов А-Х, разрабатываемые двумя фирмами, ещё не испытаны, специалисты ВВС считают, что стоимость такого самолёта не превысит 1,4 млн. долларов. Но надо понять, что самолёт А-Х при низкой стоимости не будет иметь электронного оборудования, аналогично тому, которое успешно оправдало себя на самолётах F-111 и A-7D, Е и которое обеспечит вертолёту «Шайен» и самолёту AV-8A способность точно выходить на цель и поражать её. Если самолёт А-Х оснастить такой же электронной аппаратурой, то он будет стоить столько же или даже дороже, чем вертолёт «Шайен» или самолёт AV-8A.
Морские пехотинцы между тем подчёркивают, что самолёт AV-8A уже находится в серийном производстве, его стоимость известна и, по-видимому, не изменится. Он относится к категории действующих и оправдавших себя летательных аппаратов. Этот самолёт считается весьма удачной системой оружия, которая позволит улучшить взаимодействие авиации и наземных войск морской пехоты.
Командование морской пехоты вполне удовлетворено состоянием своих войск, но оно озабочено некоторыми факторами, от которых зависит выполнение возложенных на них задач. К таким факторам относятся критика оправдавшей себя тактики взаимодействия морской пехоты с авиацией, предназначенной для оказания непосредственной авиационной поддержки, и желание в связи с этим расширить закупку истребителей AV-8A, а также продолжающееся сокращение численности десантных и артиллерийских кораблей.
Начальник штаба ВМС адмирал Замволт в заявлении о положении и перспективах строительства ВМС почти ничего не сказал об амфибийных силах флота. Генерал Кашман в своём выступлении в конгрессе несколько подробнее указал на ухудшение положения в этой области. Однако подчинённые генерала Кашмана говорят об этом более прямо и откровенно.
Если с 1967 года количество атомных ракетных подводных лодок оставалось неизменным, число сторожевых кораблей уменьшилось на 15%, а авианосцев на 25%, то количество десантных кораблей и судов сократилось на 50%, то есть со 137 до 67 единиц. Правда, все оставшиеся в составе флота десантные корабли и суда способны развивать скорость хода 20 узлов и большинство из них построено в конце 50-х—начале 60-х годов. Но они не совсем отвечают требованиям ВМС и морской пехоты, и недалеко то время, когда даже корабли, имеющие скорость 20 узлов, будут выводиться из состава флота. В течение ближайших лет должны вступить в строй пять новых универсальных десантных кораблей водоизмещением по 40 000 т, причём первый из них — «Тарава» должен быть спущен на воду летом текущего года. Однако они не смогут возместить все возможности тех десантных кораблей, которые выводятся из состава регулярного флота.
Нехватка десантных средств
Командование морской пехоты заявило, что минимально приемлемое количество десантных кораблей и судов должно быть таково, чтобы оно обеспечивало переброску и высадку на берег полностью одной дивизии и двух третей состава другой из трёх дивизий с приданными им авиакрыльями. Однако, считаясь с финансовыми затруднениями ВМС, командование морской пехоты неохотно согласилось уменьшить для одновременной переброски указанный контингент морской пехоты до одной полной дивизии и трети состава другой дивизии. Вместе с тем ВМС вскоре сократят количество десантных кораблей и судов настолько, что на них можно будет перебросить и высадить только одну дивизию. К тому же эти корабли и суда будут разделены между двумя театрами—Атлантическим и Тихоокеанским. Следовательно, возможности переброски и высадки дивизий морской пехоты на том или другом театре будут ограничены нехваткой десантных кораблей и судов.
Возможности ВМС по оказанию морской пехоте огневой артиллерийской поддержки уменьшились даже больше, чем возможности по её переброске и высадке. Артиллерийский обстрел района высадки с кораблей ослабляет береговую оборону и наносит урон тактическим резервам противника перед высадкой десанта; корабельная артиллерия также оказывает огневую поддержку по заявкам высадившейся пехоты в критический период между часом «Ч» и моментом, когда на побережье будет развёрнута артиллерия войск десанта и для неё будет переброшено достаточное количество боеприпасов. После этого корабельная артиллерия защищает фланги района высадки, обстреливает цели, находящиеся вдали от побережья, и при необходимости усиливает огневую поддержку пехоты. Как показал опыт второй мировой войны, при высадке на обороняемое японцами или немцами побережье требовался эскадренный миноносец, оснащённый 4—6 127-мм орудиями для поддержки каждого батальона; тяжёлый крейсер, вооружённый 9 203-мм орудиями и 16 127-мм орудиями, для поддержки каждого полка; линейный корабль, имевший 354-мм или 406-мм орудия, для поддержки каждой дивизии.
В настоящее время в регулярных ВМС США нет ни одного линейного корабля, а последний крейсер «Ньюпорт Ньюс» с 203-мм артустановками намечено вывести из состава флота в будущем году. И это происходит несмотря на то, что разработан новый боеприпас, более чем в два раза повысивший дальность стрельбы этих орудий. 30 строящихся эскадренных миноносцев типа «Спрюенс» будут иметь по две облегчённых 127-мм артустановки с несколько повышенной скорострельностью и увеличенной дальностью стрельбы по сравнению с 127-мм орудиями эскадренных миноносцев периода второй мировой войны. Однако общая мощь артиллерийского залпа этих эсминцев будет значительно слабее залпа тех кораблей, которые они заменят.
Просьба отклонена
Командование ВМС отклонило просьбу морской пехоты устанавливать на эскадренных миноносцах типа «Спрюенс» новое облегчённое 203-мм орудие для решения задач по оказанию артиллерийской поддержки десантным войскам. 50 сторожевых кораблей, постройка головного из которых предусмотрена бюджетом ВМС на 1972/73 финансовый год, будут строиться для замены устаревших эскадренных миноносцев периода второй мировой войны. Наряду с решением других задач они должны будут охранять десантные силы, но адмирал Замволт заявил в конгрессе: «Мы сознательно исключаем из задач таких кораблей обстрел побережья… мы пошли на это из-за необходимости снизить стоимость постройки кораблей».
Хотя генерал Кашман и адмирал Замволт не прекращают обсуждать эти вопросы, морские пехотинцы считают, что командование ВМС просто не понимает сущности проблемы. Адмирал Замволт указал на четыре элемента, составляющих морскую мощь США: стратегические силы сдерживания и устрашения, силы завоевания и поддержания господства на море, быстроходные авианосные силы и силы для демонстрации присутствия на заморских ТВД. Первый элемент — это, конечно, подводные лодки, вооружённые ракетами «Поларис» и «Посейдон». Заявления адмирала Замволта и внимание, которое он уделяет распределению бюджетных ассигнований, говорят о том, что остальные три элемента — это авианосцы, противолодочные корабли и авиация.
Использование сил
Для решения задач, вытекающих из стратегии «реалистического устрашения», заявил недавно генерал Кашман в конгрессе, необходимо предоставить президенту ряд прав, которые позволили бы ему выбрать силы для предотвращения конфликта или стабилизации кризисного положения. Амфибийные силы ВМС вместе с морской пехотой, заявил он, могут непрерывно находиться в районах напряжённой обстановки, не рискуя при этом быть втянутыми в конфликт. Морская пехота способна оставаться в море на кораблях или высадиться на берег для решения военных и политических задач. По приказу её можно снова перебрасывать на корабли и суда. В условиях, когда численность наших войск на заморских территориях сокращается, возможность беспрепятственного усиления их становится все менее вероятной. Альтернативное решение этой проблемы — вторжение с применением оружия, и лишь десантные силы способны решать такую задачу. Соединённые Штаты, несомненно, будут оказывать помощь союзным странам своими сухопутными войсками. Часто в таких случаях быстрейшим решением проблемы явится высадка морской пехоты, а единственным путём вступления войск на территорию противника с применением силы — высадка крупного десанта.
Адмирал Замволт совершенно правильно заострил внимание на необходимости усилить защиту морских коммуникаций. Правильно также и то, что силы завоевания и поддержки господства на море требуется пополнить новыми сторожевыми кораблями. Но не слишком ли велик отводимый этим силам приоритет и не слишком ли принижены роль и значение десантных сил, сомневаются морские пехотинцы. Господство на море нельзя удерживать, располагая только континентальными американскими базами, для этого столь же необходимы и заморские базы.
Сохранившиеся американские базы на заморских территориях необходимо защищать, а в случае их потери — брать, применяя оружие, чтобы этими базами могли пользоваться наши силы, обеспечивающие господство на море. Эти важнейшие задачи способны решать только десантные силы, развитию которых необходимо уделять такое же внимание, как и другим родам ВМС.
Офицеры морской пехоты утверждают, что командование ВМС, отдавая предпочтение авианосным силам и силам, обеспечивающим господство на море, и не придавая должного значения десантным силам, по существу отрицает концепцию «сбалансированных ВМС», которая столь эффективно способствовала созданию и поддержанию морской мощи США во время второй мировой войны и в первые послевоенные годы.