В настоящее время в , входящей в агрессивный блок , уделяется большое внимание совершенствованию подвесных лодок, которые поступают на вооружение западногерманских ВМС, а также в значительных количествах экспортируются в другие капиталистические страны.

В военных приготовлениях командования подводным лодкам ВМС ФРГ отводится важная роль, особенно на случай ведения боевых действий в Северном и Балтийском морях. Здесь их наряду с ракетными катерами и истребительно-бомбардировочной авиацией планируют использовать для уничтожения или ослабления флота противника.

Проектирование подводных лодок в началось в 1956 году, сразу после вступления её в блок и отмены ограничений на собственное военное производство. Строятся лодки на судостроительных верфях компаний «Ховальдтсверке дойче верфт» (г. Киль) и «Рейншталь норд-зееверке» (г. Эмден).

В настоящее время находятся в составе флота страны или строятся на экспорт дизельные подводные лодки проектов 205, 206, 207 и 209, разрабатываются лодки проекта 210.

Подводные лодки проекта 205

Подводные лодки проекта 205 предназначены для ведения боевых действий в Балтийском и Северном морях (рис. 1). В настоящее время в составе ВМС насчитывается шесть таких лодок (U1, U2, U9—U12). Они неоднократно участвовали в маневрах ВМС НАТО и, по свидетельству западных военно-морских специалистов, выполняли задачи по борьбе с противолодочными силами. Лодки проекта 205 (длина 43,5 м, ширина 4,6 м, осадка 3,8 м; надводное водоизмещение 370 т, подводное 450 т; максимальная подводная скорость хода 17 уз) имеют сравнительно большую дальность плавания в подводном положении и низкий уровень шума. Вооружение — восемь носовых 533-мм торпедных аппаратов.

Подводная лодка проекта 205
Рис. 1. Подводная лодка проекта 205

В одновальной энергетической установке, обеспечивающей электродвижение в надводном положении (рис. 2), используются высокооборотные дизель генераторы вместо низкооборотных дизелей, работающих на винт. Западногерманские специалисты считают, что это позволило уменьшить вес установки (несмотря на применение низкооборотного гребного электродвигателя) и упростить управление ею.

Схема энергетической установки подводной лодки проекта 205
Рис. 2. Схема энергетической установки подводной лодки проекта 205: 1 — дейдвудное устройство; 2 — главный упорный подшипник; 3 — эластичная муфта; 4 — гребной электродвигатель: 5 — главный распределительный щит; 6 — дизель-генераторы; 7 — группы аккумуляторной батареи

Носовые горизонтальные рули расположены в нижней части носовой оконечности лодки по новой схеме, которая стала применяться на всех западногерманских подводных лодках последующих проектов. Особенность этой схемы состоит в том, что рули применяются только раздельно. Руль левого борта используется для создания топящей силы при погружении (имеет постоянно отрицательный угол атаки), а руль правого борта выдвигается для всплытия (положительный угол атаки).

Подводные лодки проекта 206

Подводные лодки проекта 206 (18 лодок), введённые в строй в течение 1972—1975 годов, составляют основу подводного флота (рис. 3). По мнению специалистов ВМС ФРГ, лодки этого проекта (надводное водоизмещение 100 т, подводное 600 т; длина 48,6 м, ширина 4,7 м, осадка 4 м; экипаж 22 человека) удовлетворяют предъявляемым требованиям. Они хорошо приспособлены для действий в Балтийском и Северном морях, имеющих сложные гидрологические условия и небольшие глубины. Малые размеры и объем корпуса, низкие уровни акустического и магнитного полей, а также наличие на выдвижных устройствах противорадиолокационного покрытия способствуют скрытности действий подводных лодок и снижают вероятность их подрыва на минах.

Подводная лодка проекта 206
Рис. 3. Подводная лодка проекта 206

На вооружении этих кораблей, оснащенных современными радио-электронными средствами, состоят управляемые по проводам торпеды . Кроме того, они могут нести мины и, как считает командование ВМС ОРГ, широко использоваться для их постановки.

По своей архитектуре подводная лодка однокорпусная. Ола имеет корпус обтекаемой формы с цилиндрической вставкой в средней части, штевневой носовой оконечностью и веретенообразной кормовой. В верхней части носовой оконечности есть обтекатель, в нем смонтирована антенна шумопеленгаторной станции. Кормовые горизонтальные рули со стабилизаторами смещены вниз, а вертикальный руль расположен за гребным винтом. Ограждение выдвижных устройств, в котором также расположена шахта входного люка, значительных размеров. Боевой рубки на подводных лодках ФРГ нет.

Прочный корпус из маломагнитной стали, выполненный в виде цилиндра, переходит в корме в конус. В его средней части имеется уравнительная цистерна, по обе стороны от которой находятся аккумуляторные ямы, а также цистерны дифферентные, топливные и с питьевой водой. Торпедно-заместительные цистерны размещены под казёнными частями торпедных аппаратов.

Цистерны главного балласта в аварийных случаях продуваются воздухом высокого давления (ВВД), баллоны с которым расположены как в прочном корпусе, так и вне его. Давление в системе ВВД по сравнению с подводными лодками проекта 205, где оно составляет 250 кг/см2, было существенно повышено. Общекорабельная система гидравлики обеспечивает работу приводов рулей, выдвижных устройств и крышек торпедных аппаратов.

На подводной лодке предусмотрены индивидуальные спасательные средства для выхода подводников из аварийной лодки методом свободного всплытия, а также надувные спасательные плотики, которые хранятся в водонепроницаемых выгородках обтекателя и автоматически заполняются сжатым воздухом в момент всплытия.

Одновальная энергетическая установка выполнена по дизель-генераторной схеме (гребной электродвигатель мощностью 1800 л. с., два дизель-генератора мощностью по 600 л. с. и аккумуляторная батарея). Подводная лодка развивает максимальную скорость в подводном положении 17 уз (в течение 1 ч) и в надводном 10 уз.

Высокооборотные дизель генераторы западногерманских фирм MTU (дизели) и «Сименс» (генераторы) обеспечивают зарядку аккумуляторной батареи, электропитание гребного электродвигателя, общекорабельных потребителей в надводном положении и в режиме РДП. При изготовлении высокооборотных V-образных 12 цилиндровых двигателей широко применялись алюминиевые сплавы. Частота вращения 1400—1500 об/мин, удельный вес дизеля около 7,2 кг/л. с., работает при углах крена до 20° (длительных) и до 45° (кратковременных). Дизели запускаются сжатым воздухом. Гребной электродвигатель постоянного тока — двухъякорный с хорошими характеристиками во всем диапазоне частоты вращения (25—250 об/мин), что позволяет эффективно использовать его на всех режимах движения подводной лодки. Электродвигатель соединяется с гребным валом эластичной муфтой.

При создании подводной лодки проекта 2UG, как сообщает зарубежная печать, особое внимание было уделено вопросам снижения шумности главной энергетической установки и всего корабля в целом.

Акустическое поле — главный демаскирующий фактор подводной лодки — уменьшилось путем устранения вибрации корпуса, тщательной балансировки роторов электромашин и насосов, применения эластичных муфт сцепления и трубопроводов с гибкими патрубками, а также установки главных и вспомогательных механизмов на специальных амортизаторах.

Батарея включает четыре группы свинцово-кислотных аккумуляторов, размещённых в двух аккумуляторных ямах. Их корпуса для повышения ударостойкости изготовлены из стеклопластика. Элементы трубчатой конструкции, заменившие в батарее пластинчатые, позволили, по утверждению западногерманских специалистов, увеличить её ёмкость на 20 проц.

Новые системы перемешивания электролига и охлаждения батареи сделали возможной ее эксплуатацию при температурах в отсеке до 45°С. Напряжение, температура и плотность электролита каждого аккумулятора, а также общее напряжение батареи контролируются дистанционно с пульта, расположенного в посту управления энергетической установкой. Срок эксплуатации батареи четыре-пять лет. Благодаря экономичной силовой установке при имеющихся запасах топлива дальность плавания подводной лодки в надводном положении 4500 миль (скорость хода 5 уз).

Питание радиоэлектронной аппаратуры и другого оборудования переменным током обеспечивается с помощью статических инвенторов, которые устанавливаются на всех современных западногерманских подводных лодках вместо машинных преобразователей тока.

В системе регенерации для поглощения углекислого газа из воздуха в отсеках лодки применяются обычные приборы, в которых используется очищенная окись кальция. Запасы кислорода для дыхания хранятся частично в стальных баллонах (давление 200 кг/см2) и в твёрдой форме (пластины регенерации французской конструкции). Западногерманские специалисты считают, что применение этих пластин более выгодно в условиях длительных переходов в подводном положении, а при плавании с ежедневным подвсплытием для зарядки аккумуляторной батареи лучше хранить кислород в газообразном состоянии.

В носовой части подводной лодки проекта 206 установлены восемь 533-мм торпедных аппаратов. В каждом из них постоянно находится готовая к залповой стрельбе торпеда. Это повышает боевые возможности подводной лодки и позволяет полностью отказаться от запасных торпед или иметь их в минимальном количестве.

Торпедные аппараты и система управления стрельбой дают возможность использовать современные противокорабельные и противолодочные торпеды, в том числе управляемые по проводам. Боезапас составляют американские противолодочные торпеды Мк37 и новейшие западно- германские управляемые по проводам противокорабельные торпеды с гидроакустической головкой самонаведения, работающей в активном и пассивном режимах.

На подводных лодках проекта 206 применяются системы управления стрельбой SINBADS голландской фирмы «Сигнаал аппаратен». В её состав входят датчики исходной информации, аппаратура обработки данных и управления оружием (рис. 4). Система выполнена с учётом последних достижений микроэлектроники (широко используются интегральные схемы) на базе многофункциональной цифровой ЭВМ.

Функциональная схема системы управления стрельбой SINBADS
Рис. 4. Функциональная схема системы управления стрельбой SINBADS (а — подсистема сбора информации; б — подсистема управления оружием): 1 — блок передачи данных; 2 — блок предварительных усилителей; 3 — антенная система гидролокатора; 4 — пульт управления гидролокатором; 5 — имитатор акустических сигналов; 6 — преобразователь высокочастотных сигналов: 7 — усилитель; 8 — антенные системы шумопеленгаторной станции; 9 — предварительный усилитель; 10 — пульт управления шумопеленгаторной станцией; 11 — блок передачи данных; 12 — антенная система РЛС; 13 — распределительный блок; 14 — блок контроля: 15 — устройство определения дальности цели по данным шумопеленгаторной станции; 16 — зенитный перископ; 17 — командирский перископ; 18 — средства РЭБ^ 19— лаг и гирокомпас; 20 — пульт приготовления торпедных аппаратов; 21 — восемь торпедных аппаратов; 22 — усилительный блок; 23 — распределительная коробка; 24 — блоки управления; 25 — пульт управления оружием; 26 — 40-см экран отображения тактической обстановки; 27 — линия связи с другими системами;

Система управления стрельбой обеспечивает наблюдение за надводной и подводной обстановкой, обнаружение цели и её сопровождение; обработку данных, поступающих от средств обнаружения, а также оценочных данных от оператора; непрерывное отображение тактической обстановки на экране индикатора в реальном масштабе времени (сопровождает до пяти целей по данным шумопеленгаторной станции); расчёт местоположения цели и ее элементов движения; выработку данных стрельбы (одновременно по трём целям) и выбор типа торпеды; ввод данных в торпеду, предназначенную для стрельбы; наведение торпеды на цель (для торпед, управляемых по проводам). При этом оператор наблюдает за траекторией движения торпеды и при необходимости корректирует её после захвата цели акустической головкой самонаведения торпеды.

Система SINBADS позволяет вести стрельбу только на основе данных гидроакустических средств, она обеспечивает одновременное наведение до трёх торпед, управляемых по проводам. Результаты расчётов выдаются через каждую минуту. На экране пульта управления стрельбой (диаметр 40 см) информация отображается в буквенно-цифровой или в графической форме (отметки целей и траекторий их движения относительно корабля). Система также может использоваться для проведения тренировок и оценки проводимых экспериментов.

Подводная лодка оснащена шумопеленгаторной станцией, гидролокатором, станциями гидроакустической разведки и звукоподводной связи, аппаратурой для измерения шумов лодки и эхолотом, станцией радиотехнической разведки и навигационной РЛС. Аппаратура радиосвязи обеспечивает связь в звеньях «подводная лодка — корабль», «подводная лодка — самолёт» и «подводная лодка — берег» в КВ и СДВ диапазонах радиоволн. В состав навигационных средств входят гирокомпас с репитерами, перископы, приемоиндикаторы радионавигационной системы и навигационная РЛС.

На подводных лодках ВМС ФРГ посты управления радиоэлектронными средствами располагаются в главном командном пункте, что позволяет в ограниченном пространстве разместить большое количество аппаратуры. Посты радиосвязи и управления торпедной стрельбой обычно находятся по левому борту, а штурманский и гидроакустический — по правому.

В 1971 году фирмы ФРГ, строящие подводные лодки, заключили с английской фирмой «Виккерс шипбилдинг» (г. Барроу) соглашение, по которому последняя может строить на своих верфях подводные лодки по западногерманским проектам, но с английским оружием и радиоэлектронным оборудованием. Первые три подводные лодки (подводное водоизмещение 600 т) были предназначены для ВМС Израиля. По своей конструкции и основным тактико-техническим характеристикам они подобны подводным лодкам проекта 206 и дополнительно вооружены системой ЗУРО ближнего действия SLAM (максимальная дальность стрельбы 3 км) для поражения противолодочных вертолётов и низколетящих самолётов.

Подводные лодки проекта 207

Западногерманские фирмы разрабатывают и строят подводные лодки не только для своих ВМС, но и на экспорт. В период 1963—1967 годов по проекту 207 было построено 15 подводных лодок для ВМС Норвегии (водоизмещение надводное 370 т, подводное 435 т).

Подводные лодки проекта 209

В ФРГ приступили к созданию океанских дизельных подводных лодок после того, как предел стандартного водоизмещения для лодок, разрешённых к постройке на западногерманских верфях, был поднят до 1000 т. Был разработан базовый проект 209, по которому уже построены четыре подводные лодки для ВМС Греции, две — для ВМС Турции, и ведётся строительство для ряда латиноамериканских стран, в том числе для Венесуэлы.

Подводная лодка проекта 209 имеет надводное водоизмещение 990 т, подводное 1290 т; длину 54 м, ширину 6,2 м, осадку 5 м. По своей конструкции она во многом подобна всем остальным западногерманским подводным лодкам за исключением кормового оперения, которое выполнено по крестообразной схеме. Компоновка лодки показана на рис. 5. Энергетическая установка включает четыре или два дизель-генератора, гребной электродвигатель (мощность 5000 л. с.) и четыре группы аккумуляторной батареи. Она обеспечивает подводной лодке подводною скорость хода 21 уз в течение 1 часа, в надводном положении 10 уз).

Схема подводной лодки проекта 209
Рис. 5. Схема подводной лодки проекта 209: 1 — кормовая группа цистерн главного балласта; 2 — дифферентные цистерны; 3 — эластичная муфта; 4 — гребной электродвигатель; 5 — дизель-генераторы; G — топливные цистерны; 7 — аккумуляторные ямы: 8 — уравнительные цистерны; 9 — антенная система гидролокатора; 10 — контейнеры со спасательными плотиками; 11 — торпедно-заместительная цистерна; 12 — привод носовых горизонтальных рулей; 13 — носовые горизонтальные рули; 14 — баллоны воздуха высокого давления; 15 — торпедные аппараты; 16— каюты унтер офицерского состава; 17 — каюты личного состава; 18 — каюты офицерского состава; 19 — каюта командира; 20 — камбуз; 21 — гальюны; 22 — главный командный пункт; 23 — рубка радиосвязи; 24 — пост управления энергетической установки; 25 — пост вспомогательных механизмов; 26 — машинный отсек

Корабельные запасы включают: топливо — 50 т (с перегрузкой 64 т), смазочное масло — 3,5 т, питьевую воду — 19 т, воду для мытья — 38 т, провизию из расчета 3 кг на члена экипажа ежедневно. Полная автономность плавания 50 сут. Вооружение — восемь носовых 533-мм торпедных аппаратов, приспособленных для стрельбы всеми типами торпед, включая управляемые по проводам, необходимые радиоэлектронные средства и английская боевая информационно-управляющая система TIOS. Предусмотрена возможность оснащения корабля системой ЗУРО SLAM, пусковая установка которой с шестью направляющими и телевизионной камерой системы наведения монтируется в ограждении выдвижных устройств н поднимается в положение готовности к стрельбе при подвсплытии подводной лодки в перископное положение. Численность экипажа определена в 31 человек. Однако опыт эксплуатации первых подводных лодок, построенных для ВМС Греции, показал, что это число является избыточным в связи с широким применением автоматических систем управления главными и вспомогательными механизмами.

Подводные лодки проекта 210

В ФРГ разрабатывается подводная лодка проекта 210 (стандартное водоизмещение 750 т). Предполагается построить шесть таких лодок для ВМС ФРГ с целью замены подводных лодок проекта 205 и 15 с целью замены лодок проекта 207 для ВМС Норвегии (в соответствии с правительственными соглашениями, заключёнными в 1975 году между ФРГ и Норвегией).

В 1974 году ФРГ было разрешено строить подводные лодки стандартным водоизмещением до 1800 т, но их строительство пока не планируется. Однако иностранная пресса сообщает, что в ФРГ разрабатывается проект подводной лодки водоизмещением более 1000 т для действий в Северной Атлантике, в составе вооружения которой предусмотрены противокорабельные крылатые ракеты.

Добавить комментарий