Командования ВМС стран — участниц НАТО к началу 70-х годов стали рассматривать вертолёт как неотъемлемую часть вооружения корабля, которое значительно расширяет его возможности в борьбе с подводными лодками. Так, оперативная зона действия противолодочных вертолётов значительно превышает дальность действия современных корабельных систем ПЛУРО. В частности, дальность стрельбы корабельных систем «Асрок» (США), «Малафон» (Франция), «Икара» (Великобритания) не более 24 км, в то время как радиус действия современного вертолёта «Си Кинг» около 350 км.
Вертолёт, как считают зарубежные военно-морские специалисты, имеет существенное преимущество перед кораблём в использовании средств обнаружения и поражения подводных лодок. Так, авиационные буксируемые гидроакустические станции (ГАС) работают в условиях значительно меньших помех, чем корабельные, и имеют большую эффективность. Вертолёты могут взаимодействовать также с противолодочными самолётами для более точного определения местоположения лодки, обнаруженной самолётами, и в случае если корабельные противолодочные силы находятся на большом удалении от неё.
В иностранной прессе отмечалось, что в США в последнее время расширились работы по созданию новых типов более эффективных противолодочных вертолётов и оснащению их новейшим радиоэлектронным оборудованием. Больше стал обновляться парк противолодочных вертолётов в ВМС Великобритании, Франции, Италии и других стран НАТО. При этом наметилась тенденция к созданию лёгких пилотируемых вертолётов весом до 5—6 т, предназначенных не только для борьбы с подводными лодками, но и для борьбы с воздушными целями, ведения радиотехнической разведки, создания помех, осуществления поисковоспасательных работ, снабжения кораблей в море и переброски личного состава. Один-два таких вертолёта предполагают базировать на каждом корабле даже небольшого водоизмещения. Продолжается также строительство и совершенствование тяжёлых вертолётов (взлётный вес свыше 9 т) для вооружения крейсеров-вертолётоносцев, десантных вертолётоносцев и авианосцев.
На основании материалов, опубликованных в зарубежной печати, ниже приводятся краткие данные о состоянии и перспективах развития противолодочных вертолётов США и других стран блока НАТО.
США
ВМС США имеют многочисленный парк противолодочных вертолётов. Из них вертолёты SH-3 «Си Кинг» (модификации SH-3A и SH-3D, принятые на вооружение в 1961 и 1966 годах соответственно) являются основными для многоцелевых авианосцев. Всего выпущено 325 машин, из них 250 SH-3A и 75 SH-3D. Вертолёт SH-3D (рис. 1) оснащён более мощной силовой установкой и улучшенным оборудованием. Запас топлива в его внутренних баках 3180 л.
Рис. 1. Противолодочный вертолёт SH-3D «Си Кинг»
Вертолёт SH-3D построен в амфибийном варианте (основные стойки шасси убираются внутрь и снабжены поплавками). Оборудован опускаемой ГАС типа AN/AQS-13 (угол сканирования луча 180°) и автоматической системой стабилизации, поддерживающей заданную высоту зависания. Он может использоваться и в качестве поисково-спасательного вертолёта, для чего имеется лебёдка грузоподъёмностью 270 кг. С помощью наружного тросового крюка может транспортировать груз весом до 3630 кг.
Вертолёты «Си Кинг» с 1971 года переоборудуются в вертолёты (SH-3H) с улучшенными боевыми возможностями. Они оснащаются более совершенной радиоэлектронной аппаратурой, обеспечивающей решение задач поиска и обнаружения не только подводных лодок, но и надводных кораблей, ведения радиотехнической разведки и постановки помех корабельным радиолокационным станциям.
Вертолёты SH-3H имеют магнитный обнаружитель, приёмное устройство которого размещено за правым поплавком (в левом находятся держатели дымовых маркеров). Под днищем в районе стоек основного шасси смонтирована опускаемая ГАС, а за ней — обтекатель антенной системы поисковой РЛС. В задней части корпуса вертолёта смонтирована убирающаяся антенна приёмника сигналов от радиогидроакустических буёв (РГБ), а внизу под кабиной — аппаратура радиотехнической разведки. Имеются установки для сбрасывания РГБ и радиолокационных отражателей. Противолодочные торпеды на держателях подвешиваются к понсонам вертолёта. Лётные испытания первых опытных образцов SH-3H с кораблей начались в 1972 году.
В конце 60-х годов за рубежом была выдвинута концепция создания лёгких вертолётов многоцелевого назначения (система «Лэмпс») для вооружения кораблей небольшого водоизмещения. Основным назначением этих вертолётов является борьба с подводными лодками. В соответствии с концепцией американские военно-морские специалисты планировали разработать вертолёты в три этапа — сначала вертолёты для системы «Лэмпс» Мк1, затем «Лэмпс» Мк2 и «Лэмпс» Мк3.
В системе «Лэмпс» Мк1, принятой на вооружение в 1971—1972 годах и являющейся промежуточной используются вертолёты SH-2D и SH-2F (рис. 2), переоборудованные из многоцелевых вертолётов HH-2 «Си Спрайт». Наибольшее распространение получили вертолёты SH-2F. Они оснащены магнитным обнаружителем AN/ASQ-81, 15 активными и пассивными буями, морскими маркерами, канадской поисковой РЛС LN66 и аппаратурой записи и отображения поступающей информации. Запас топлива во внутренних баках 1500 л. По одному-два вертолёта базируется на эскадренных миноносцах и фрегатах.
Рис. 2. Противолодочный вертолёт SH-2F системы «Лэмпс» Мк1
Вертолёты системы «Лэмпс» Мк2, как сообщает зарубежная печать, не получили дальнейшего развития. Часть аппаратуры, которая проходила испытания на двух опытных образцах YSH-2E, предполагается установить на вертолёт системы «Лэмпс» Мк3. Работы по его созданию начались в начале 70-х годов, а к концу 1975 года планировалось построить опытный образец. По своим боевым возможностям этот вертолёт должен был значительно превосходить SH-2F. В работе на конкурсной основе участвовало 13 фирм, которые за основу брали как серийные образцы, так и машины, находящиеся в стадии разработки или лётных испытаний. Новый вертолёт должен по весу и размерам в максимальной степени удовлетворять условиям базирования на корабле, а также размещения на нём торпед Мк46 и совершенного электронного оборудования. Последнее включает ЭВМ для сбора, обработки и отображения данных, радиогидроакустические буи AN/SSQ-53 и AN/SSQ-50, магнитный обнаружитель AN/ASQ-81 и поисковую РЛС AN/APS-124 для обнаружения кораблей. Корабль-носитель планируется оснастить современной аппаратурой связи, приёма и обработки информации.
По сообщению американской прессы, в настоящее время командование ВМС США отдаёт предпочтение вертолёту YUH-60A фирмы «Сикорский» (переоборудованный вариант армейского многоцелевого тактического вертолёта), разработанному по программе UTTAS.
В конструкцию вертолёта должны быть внесены следующие изменения:
- разработаны узлы подвески торпед и оборудованы помещения для всего комплекса аппаратуры поиска и обнаружения подводных лодок и надводных кораблей;
- созданы автоматически складывающиеся лопасти несущего винта и хвостового оперения, чтобы вертолёт мог разместиться в корабельном ангаре;
- установлены спасательные лебёдки и носовая стойка шасси (вместо хвостового колеса).
Силовая установка должна состоять из двух газотурбинных двигателей мощностью по 1536 л. с., 83% деталей вертолёта должны быть идентичны деталям вертолёта YUH-60A. В 1976 финансовом году на разработку вертолёта «Лэмпс» Мк3, включая создание и испытание всего комплекса оборудования, запрашивалось около 35 млн. долларов. Первоначально планируется построить 200 таких машин.
Великобритания
В настоящее время с кораблей различных классов используются противолодочные вертолёты «Си Кинг» HAS.1, «Уосп» HAS.1 и «Уэссекс» HAS.1. Основным из них является вертолёт «Си Кинг», построенный в 1969 году по лицензии на базе американского вертолёта S-61. Па вертолёте установлено оборудование английского производства: опускаемая ГАС типа 195 фирмы «Плесси», поисковая РЛС типа AN391, доплеровская навигационная станция AD580 фирмы «Маркони-Эллиот», радиовысотомер AN/APN-171 и автоматическая система управления полётом «Луис Ньюмарк» Мк31. Максимальный запас топлива составляет 3700 л. Английские вертолёты «Си Кинг» поставлялись под различными обозначениями в Пакистан (Мк40), ФРГ (Мк41), Норвегию (Мк43) и Австралию (Мк50).
«Уосп» и «Уэссекс», как сообщает зарубежная печать, устарели и будут заменяться новым противолодочным вертолётом «Линкс» HAS.2 англо-французской разработки.
«Линкс» (рис. 3) разрабатывался с 1968 года для вооружения главным образом английских и французских эскадренных миноносцев. Лётные испытания его начались в 1972 году, а поставки в части — в 1975—1976 годах. До 1980 года планируется построить около 500 машин для английских ВМС и сухопутных войск.
Рис. 3. Противолодочный вертолёт «Линкс» H4S.2 (английский вариант) во время лётных испытаний с тремя фотоаппаратами, смонтированными в подвесном контейнере
Фюзеляж цельнометаллической конструкции. Кабина, рассчитанная на двух человек, имеет большую площадь остекления для лучшего обзора. Шасси трёхколесное, неубирающееся, с самоориентирующимся носовым колесом. Для облегчения посадки на палубу корабля колёса основных стоек шасси (колея 2,77 м, база 3,01 м) могут устанавливаться под углом 45°. Вертолёт оснащён двумя газотурбинными двигателями, сухой вес каждого 136 кг, максимальная мощность по 900 л.с. Топливо (726 кг) содержится в пяти мягких баках, размещённых под полом кабины. Внутри кабины можно установить два дополнительных бака с 726 кг топлива. Предусмотрено протектирование баков.
Вертолёт оснащается автоматическим устройством управления полётом, включающим дублированную систему улучшения устойчивости по тангажу, крену, рысканию и общему шагу, а также одноканальную систему стабилизации курса. На вертолётах для флота Великобритании имеется также устройство стабилизации истинной высоты полёта и выполнения автоматического координированного разворота. Вертолёты ВМС Франции, кроме того, могут автоматически переходить в положение висения. Французский вариант вертолёта предполагается оснастить опускаемой ГАС и установить специализированную цифровую ЭВМ AQS-901 для обработки сигналов, поступающих от РГБ, и отображения их на индикаторах.
На английском варианте предусматривается применение УР AS.12 и разрабатываемых в настоящее время «Скьюа» (длина 2,4 м, вес около 180 кг). Вертолёт, оснащённый лебёдкой и соответствующим дополнительным оборудованием, может использоваться для поисково-спасательной службы.
В июле 1975 года вертолёт «Линкс» совершил посадку на палубу эскадренного миноносца «Шеффилд» (Великобритания). В это же время фирма «Уэстленд» получила заказ на 127 вертолётов, из них: 62 — для английских сухопутных войск и 30 — для флота, 18 — для ВМС Франции, девять — для Бразилии и восемь — для Нидерландов. Вертолетами «Линкс», судя по сообщениям иностранной печати, заинтересовались Норвегия, Дания, ФРГ и Австралия.
Франция
Для борьбы с подводными лодками предназначаются вертолёты собственного производства — SA-321G «Супер Фрелон» и SA-316 «Алуэтт» 3, а также американские — «Сикорский» HSS-1. Вертолёты последних двух типов устарели и будут заменены вертолётами «Линкс» HAS.2.
Вертолёты «Супер Фрелон» находятся в составе флота с 1970 года и действуют с десантных вертолётоносцев. Они относятся к современным тяжёлым машинам, нижняя часть фюзеляжа которых выполнена в форме летающей лодки. Вертолёт оснащён опускаемой ГАС, поисковой панорамной РЛС с аппаратурой опознавания «свой — чужой», доплеровской навигационной РЛС и радиовысотомером. Большое количество аппаратуры вызвало увеличение экипажа до пяти человек. При проведении операций по поиску подводных лодок продолжительность полёта составляет 4 ч. Вертолёт может использоваться для постановки и траления мин.
Разрабатываемый для Франции вариант противолодочного вертолёта «Линкс» будет оснащён вооружением и оборудованием французского производства.
Италия
Италия имеет на вооружении противолодочные вертолёты: АВ 204AS, АВ 212ASW (фирмы «Агуста-Белл»), А 106 («Агуста») и ASH-3 «Си Кинг» («Агуста-Сикорский»).
Вертолёт АВ 204AS — противолодочный вариант американского многоцелевого вертолёта UH-1B «Ирокез». Оснащён газотурбинным двигателем (запас топлива 700 л), ГАС и поисковой РЛС AN/APN-195. Общее время поиска с использованием гидроакустической станции 1 ч 40 мин (55% времени вертолёт находится в положении висения). Радиус действия 110 км. Имеется вариант, вооружённый УР AS.12, для борьбы с быстроходными катерами.
Вертолёт А 106 относится к классу лёгких одноместных машин. Запас топлива 200 л (с дополнительными баками 600 л), максимальная дальность полёта 250 км (с подвесными баками 740 км), а продолжительность полёта соответственно 1 ч 40 мин и 4 ч 30 мин.
Вертолёт АВ 212 ASW разработан на базе вертолёта АВ 204 AS и относится к классу средних машин, используемых с палуб небольших кораблей днём и ночью в любых метеорологических условиях. Оснащён гидроакустической станцией AN/AQS-13B с переменной глубиной погружении (максимальная до 137 м), поисковой РЛС MELARI-5955, доплеровской навигационной станцией AN/APN-172, радиовысотомером AN/АРМ-171, навигационным счётно-решающим устройством СМA-708 и автоматической системой управления полётом с гиростабилизированной платформой. Запас топлива 813 л, время поиска с двумя торпедами при скорости полёта 167 км/ч составляет 3 ч (50% времени он находится в режиме висения).
Вертолет ASH-З «Си Кинг» строится в Италии по американской лицензии. На нем установлена поисковая РЛС AN/APN-195 и доплеровская навигационная РЛС AN/APN-182.
В качестве противолодочного оружия наибольшее распространение получили торпеды американского производства типа Мк43, Мк44 и Мк46.
Основные характеристики корабельных противолодочных вертолётов