Командование в своих агрессивных планах предусматривает привлечение надводных и подводных сил флота для борьбы с кораблями и подводными лодками противника в Северном и Балтийском морях.

По данным зарубежной прессы, исследования, проведённые в ФРГ в начале 50-х годов, показали, что торпеды остаются эффективным оружием флота, и там приступили к созданию новых торпед. Военные специалисты считали, что прежде всего надо разработать двухцелевую торпеду (противолодочную и противокорабельную), которой можно будет вооружить надводные корабли и подводные лодки. В начале 60-х годов были сформулированы тактико-технические требования на разработку двухцелевой торпеды «Сил» (модификации SST4 и SUT) и противолодочной «Зее шланге», которые в начале 70-х годов начали поступать на корабли и подводные лодки и постепенно вытеснять устаревшие торпеды, все ещё находящиеся на вооружении ВМС ФРГ.

Торпеда «Сил», как сообщает зарубежная печать, в начале 70-х годов поступила на вооружение подводных лодок проекта 206, торпедных катеров проекта 142 и ракетных катеров проекта 143. Торпеда калибра 533 мм оснащена электродвигателем, обеспечивающим прямую (безредукторную) передачу момента вращения гребным винтам, что делает её малошумной. Электродвигатель получает энергию от серебрино-цинковой батареи, которая может храниться в течение пяти лет и активизироваться в момент стрельбы путём впрыскивания электролита в её элементы.

Торпеда управляется по проводу и имеет активно пассивную систему самонаведения. Данные о цели (курс, скорость, дальность) от РЛС, гидроакустической станции, оптических приборов и данные о курсе и скорости атакующего корабля с гирокомпаса и лага поступают в ЭВМ блока управления торпедой, где определяются элементы торпедного треугольника (см. рисунок). Перед выстрелом проверяется исправность торпеды, рассчитывается упреждённая точка встречи, и если она оказывается в пределах дальности хода торпеды, то в последнюю вводятся исходные данные. Затем активизируется батарея торпеды и производится выстрел. ЭВМ блока управления торпедой на корабле до обнаружения цели акустической системой непрерывно вычисляет элементы торпедного треугольника по данным о цели, корабле-носителе и ходе торпеды, поступающим с неё на корабль-носитель. На основе этих высчислений, если потребуется, можно скорректировать курс торпеды. Когда торпеда достигнет точки обнаружения цели, акустическая система самонаведения начнёт наводить ее.

Блок-схема выработки команд и обмена данными между кораблем-носителем и торпедой «Сил»
Блок-схема выработки команд и обмена данными между кораблем-носителем и торпедой «Сил» (А — корабль-носитель; Б — корабль-цель; В — торпеда): 1 — лаг; 2 — радиолокационная станция; 3 — гидроакустическая станция; 4 — оптические приборы: 5 — линия передачи данных о цели; 6 — гирокомпас; 7 — блок управления торпедой; 8 — индикатор тактической обстановки; 9 — счётно-решающий прибор гидроакустической станции обнаружения торпеды; 10 — индикатор гидроакустической станции; 11 — блок передачи данных; 12 — ЭВМ: 13 — труба торпедного аппарата; 14 — катушка провода; 15 — провод; 16 — передача команд наведения на торпеду; 17 — передача данных с торпеды; 18 — двигатель; 19 — катушка провода; 20 — отсек электронных приборов; 21 — отсек батарей; 22 — отсек боевой части; 23 — акустическая система самонаведения; 24 — курс торпеды; 25 — курс цели; 26 — расчётная упреждённая точка встречи

Ошибки в данных о цели о корабле-носителе, а также о ходе торпеды автоматически корректируются в момент самонаведении торпеды на цель. Они должны быть не настолько большими, чтобы торпеда прошла слишком далеко от цели и не захватила её.

Торпеду можно легко превратить из боевой в практическую путём замены боевой части практическим зарядным отделением, в котором размешается аппаратура для регистрации основных её характеристик.

Торпеда SST4 (модификация торпеды «Сил») предназначена для стрельбы по надводным кораблям. Калибр её 533 мм, длина 593 см, снаряжена она обычным боевым зарядным отделением (вес заряда 260 кг); имеются контактный и неконтактный взрыватели, оснащена электрической энергосиловой двигательной установкой. Торпеда управляется по проводу, имеет активно-пассивную акустическую систему самонаведения. По габаритам, конструкции и основным характеристикам сравнима с торпедой «Сил». Исключение составляют те характеристики, которые обеспечивают успешное применение торпеды на малых глубинах.

Торпеда SUT (другая модификация торпеды «Сил») калибра 533 мм, двухцелевая, управляемая по проводу, с активно-пассивной акустической системой самонаведения. В ней использованы электронные узлы на интегральных схемах.

Торпеда «Зеешланге», как сообщает зарубежная печать, принята на вооружение подводных лодок в 1975 году. Эта противолодочная 533-мм торпеда разрабатывалась одновременно с торпедой «Сил». Она управляется по проводу и имеет активно-пассивную акустическую систему самонаведения. Ряд её элементов и бортовых систем такие же, как и у торпеды «Сил».

В ВМС ФРГ разрабатываются не только новые эффективные торпеды, но и совершенствуются их отдельные элементы, например улучшаются характеристики энергосиловой двигательной установки, повышается качество линий передачи данных, широко используются микропроцессоры и т. д.

Достижения в создании электрических и термодинамических энергосиловых двигательных установок позволили увеличить скорость к дальность хода торпед. Батареи современных торпед могут хранится пять лет и более, а затем активизироваться за несколько секунд до выстрела. Для термодинамической энергосиловой двигательной установки было разработано новое топливо, оставляющее в воде незначительный след. Полимерные добавки, используемые в пограничном слое торпеды, уменьшают гидродинамическое сопротивление и значительно улучшают работу электрической энергосиловой двигательной установки. Торпеда с электродвигателем и полимерными добавками имеет такие же характеристики, как торпеда с термодинамической двигательной установкой. В настоящее время испытываются опытные образны оборудования такого типа.

По мнению западногерманских военных специалистов, микропроцессор, установленный в торпеде, позволит точнее наводить её на цель Интегральные схемы, широко используемые в микропроцессорах, повышают их надёжность. Меняя фиксированную программированную память микропроцессора, можно быстро и эффективно реагировать на противодействие противника.

В настоящее время и в будущем планируется оснащать торпеды акустическими системами самонаведения. Поэтому исследовательские работы направлены на обнаружение и изучение акустических явлений, возникающих на малых глубинах, с тем, чтобы учесть их при создании новых систем самонаведения.

Западногерманские военно-морские специалисты считают, что задачи обнаружения и классификации целей с помощью гидроакустических средств полностью ещё не решены. В современных торпедах при поиске цели либо поворачивается акустическая база (механическим или электрическим способом), либо из стороны в сторону поворачивается сама торпеда с акустической базой, закреплённой в ней неподвижно. Таким образом, в каждый данный момент наблюдение ведётся только за частью горизонта по курсу, а оставшаяся часть просматривается и последующий момент. При работе акустической системы самонаведения в активном режиме поворачивающаяся акустическая база или вся торпеда должна удерживать направление излучения до получения отражённого сигнала.

Специалисты ВМС ФРГ указывают на два возможных направления развития торпед. Первое (прежняя концепция) — торпеда во время хода управляется по проводу, и при захвате цели акустическая информация по нему поступает на корабль, где вырабатываются команды наведення, передаваемые затем на торпеду.

Выбор цели и выработка команд управления в случае потери цели осуществляются на борту корабля-носителя. Только при разрыве линии передачи данных в торпеде включается автоматическая система наведения.

Второе (новая концепция) — корабль-носитель определяет и передаёт координаты цели, её курс и скорость на торпеду, а та выдаёт данные о своём местоположении на индикатор тактической обстановки корабля-носителя. Курс и скорость торпеды определяются её микропроцессором, который в случае повреждения линии передачи данных вырабатывает оптимальную программу наведения торпеды на цель. Преимущество такого способа наведения торпеды, по мнению западногерманских специалистов, заключается в простоте бортового оборудования корабля.

Разработчики торпед ВМС ФРГ в будущем планируют создавать только двухцелевые торпеды с электрическими энергосиловыми двигательными установками, которые будут получать энергию от серебряных или литиевых батарей и иметь несколько режимов работы, устанавливаемых с корабля-носителя. При этом учитывается, что на малой скорости хода увеличивается радиус реагирования акустической системы наведения торпеды, на средней — дальность действия торпеды, а на максимальной — она быстро сближается в целью.

Для уменьшения гидродинамического сопротивления между корпусом торпеды и водой предполагают использовать полимерные добавки. Система самонаведения должна быть акустической, работающей как в активном, так и в пассивном режиме. В ближайшем будущем, по мнению западногерманских специалистов, передача данных с торпеды на стреляющий корабль будет осуществляться по электрическому проводу. В последующие годы для передачи данных предусматривается применять волоконно-оптические кабели, которые по сравнению с электрическим обладают повышенной скрытностью передачи информации, большей пропускной способностью и высокой механической прочностью, имеют меньший диаметр и вес. В торпедах планируют иметь контактные и неконтактные взрыватели.

Судя по сообщениям зарубежной прессы, в ВМС ФРГ ведётся накопление и серийное производство торпед, рассчитанных на обеспечение мобилизационных потребностей. Все это доказывает, что торпеда по-прежнему остаётся основным и наиболее распространённым подводным оружием ВМС ФРГ.

Добавить комментарий