Американские военно-морские специалисты под термином «тыловое обеспечение» понимают «такие аспекты военных операций, которые имеют дело:
- с разработкой, приобретением, хранением, перевозками, размещением, распределением и эвакуацией военных материалов;
- передвижением, эвакуацией и госпитализацией личного состава;
- арендой или строительством, эксплуатацией, деятельностью и размещением береговых сооружений».
Этот термин охватывает всю совокупность проблем, связанных с распределением экономических и военных ресурсов, включая такие компоненты, как корабли, боевая техника, вооружение, технические средства, предметы снабжения и прочие материальные ценности, а также контроль за использованием этих ресурсов соединениями ВМС. Он включает в себя также понятия «материально-техническое обеспечение» и «снабжение».
Тыловое обеспечение ВМС, как подчеркивалось в иностранной печати, предполагает создание максимально благоприятных условий для наиболее эффективного использования боевой мощи флотов в военных действиях на море. Поэтому в агрессивных устремлениях милитаристских кругов, а следовательно, и в практике американского военного строительства вопросы тылового обеспечения ВМС занимают прочное место и имеют всевозрастающее значение.
Общее руководство тыловым обеспечением военно-морских сил в соответствии с принятой организационной структурой осуществляет министр ВМС (рис. 1).
Рис. 1. Структура органов управления тыловым обеспечением ВМС США
Помощник министра ВМС по тылу и строительству отвечает за разработку планов развития и использования сил и средств службы тыла, строительство береговых объектов ВМС, подготовку предложений по бюджетным вопросам, осуществление связи с государственными, частными и торговыми организациями и промышленностью. Ему подчинен специальный отдел по созданию для ВМС резервов топлива и нефтепродуктов.
Начальник штаба ВМС вопросы тылового обеспечения сил флота решает через своего заместителя по тылу и командующего командованием материально-технического обеспечения.
Заместитель начальника штаба ВМС по тылу является одновременно начальником управления тылового обеспечения. В его задачи входят:
- разработка и контроль реализации планов снабжения сил флота;
- организация ремонта и технического обслуживания кораблей, самолётов, вооружения и боевой техники;
- определение потребностей мирного и военного времени в боеприпасах, ГСМ и продовольствии;
- подготовка предложений по всем финансовым вопросам.
На него же возложено общее руководство деятельностью сил обслуживания Атлантического и Тихоокеанского флотов.
Командование материально-технического обеспечения (МТО) осуществляет руководство и контроль за функционированием системы тылового обеспечения ВМС, централизует и координирует исследования, разработки, испытания, оснащение ВМС кораблями, самолётами, различной боевой техникой и новыми комплексами военно-морского оружия. Командующий командованием МТО осуществляет руководство через своего первого заместителя и трех заместителей, возглавляющих соответствующие отделы штаба командования МТО по вопросам производства и закупок (он же осуществляет связь и взаимодействие с помощником министра ВМС), программ и финансов, перспективного планирования и управления.
В состав командования МТО входят пять функциональных командований (военно-морских систем, авиационных систем, средств связи и электроники, снабжения, строительства и инженерных сооружений), а также управление проектов.
Командования военно-морских систем, авиационных систем и средств связи и электроники в рамках своей специализации ведают научно-исследовательскими работами в области совершенствования существующих и разработки новых систем (как самостоятельно, так и с привлечением частных фирм), заключают контракты, осуществляют закупки и организуют ремонт и модернизацию соответствующих видов боевой техники, распределяют и контролируют расход выделенных бюджетных ассигнований, разрабатывают инструкции по эксплуатации, а также поддерживают связь с заинтересованными государственными и частными организациями.
Командование военно-морских систем состоит из восьми управлений:
- строительства и оснащения подводных лодок;
- вооружения и силовых установок;
- планирования, программ и финансов;
- контрактов;
- по связи с промышленностью;
- по связи с флотом;
- научно-исследовательских работ;
- строительства и оснащения надводных кораблей
.
Командование снабжения выполняет следующие функции:
- определение потребностей, планирование, закупки, организация перевозок и снабжения кораблей, авиационных и вспомогательных частей и подразделений продовольствием, ГСМ, товарами бытового и общевойскового назначения;
- организация и контроль за работой предприятий военной торговли, проведение научных исследовании в области снабжения, издательское дело.
В состав командования входят отделы: общевойскового снабжения, продовольственный, закупок, военной торговли, транспортный, редакторско-издательский и типография.
Командование снабжения располагает тремя контрольно-учетными центрами МТО (Филадельфия, Грейт-Лейкс и Меканиксберг) и восемью крупными центрами снабжения (Окленд, Лонг-Бич, Сан-Диего, Пёрл-Харбор, Норфолк, Ньюпорт, Чарлстон, Пьюджет-Саунд), которые имеют огромные складские помещения и большие запасы всех предметов обеспечения.
Транспортный отдел командования снабжения обобщает поступающие заявки на железнодорожные, воздушные и морские перевозки и передает их в штаб армейской службы военных перевозок, который координирует все транспортные операции в интересах министерства обороны. Перевозки военных грузов осуществляются с привлечением всех видов гражданского транспорта, а также сил и средств военно-транспортного авиационного командования ВВС и командования морских перевозок ВМС США.
Командование строительства и инженерных сооружений ведает вопросами проектирования и строительства в интересах ВМС различных береговых объектов: военно-морских баз, аэродромов, складов, служебных и бытовых зданий, жилых городков и спортивных сооружений. Командованию подчинены строительные силы ВМС, которые организационно входят в состав Атлантического и Тихоокеанского флотов.
Управление проектов занимается исследованиями, проектированием и разработкой наиболее важных систем вооружения и боевой техники. Управление состоит из отделов (проектов): систем стратегического оружия, управляемых реактивных снарядов, систем автоматической посадка самолётов, противолодочных систем, подводных лодок, глубоководных аппаратов и других.
Функциональным командованиям и отделам подчинены соответствующие научно-исследовательские центры, лаборатории, полигоны и другие учреждения.
Материально-техническое обеспечение кораблей и авиации ВМС, действующих в составе боеготовых сил, возложено на соответствующие отделы штабов Атлантического и Тихоокеанского флотов, оперативных флотов и соединений. В их функции входят разработка и контроль выполнения планов снабжения на определённый период времени, конкретную операцию или поход. Они же определяют нормы и потребности во всех видах снабжения, устанавливают порядок и время пополнения запасов, составляют и передают в соответствующие инстанции заявки на запасные части, боеприпасы, топливо и продовольствие, на ремонт или замену аппаратуры, разрабатывают планы воинских перевозок. Непосредственное обеспечение кораблей и соединений осуществляют силы обслуживания этих флотов через системы стационарного и подвижного базирования.
Система базирования, как считают зарубежные военные специалисты, призвана поддерживать высокий уровень боеготовности кораблей путем материально-технического обеспечения их всем необходимым включая боезапас, топливо, воду, продовольствие, а также своевременный ремонт вооружения, технических средств и обслуживание личного состава.
Система стационарного базирования американских ВМС включает континентальные (на побережье США) и передовые (на территории других государств) военно-морские базы и пункты базирования.
Военно-морская база — это оборудованный район базирования, обеспечивающий проведение боевой подготовки и повседневной деятельности частей и соединений флота. База имеет рейды и гавани с оградительными и причальными сооружениями, приспособленные для стоянки кораблей и судов, быстрого и удобного пополнения запасов кораблей. Организационно в состав базы входят расположенные на её территории судостроительные и судоремонтные предприятия, радиоцентры, медицинские учреждения, склады оружия, ГСМ, продовольствия и других видов снабжения, а также жилой городок, места отдыха личного состава, спортивные сооружения.
Пункт базирования обладает лишь оборудованной стоянкой для кораблей и минимумом береговых средств обеспечения базирования.
Военно-морские базы, по американской организации, входят в состав военно-морских районов, на которые, помимо обеспечения базирования сил флота, возложены задачи охраны побережья. В иностранной прессе сообщалось, что в ВМС США имеется 14 таких районов (рис. 2), шесть из них расположены на восточном побережье США, два — в центральной части, три — на западном побережье и по одному в зоне Карибского моря, Гавайских о-вов и Панамского канала. Существовавший ранее военно-морской район на Аляске был расформирован в 1974 году.
Рис. 2. Военно-морские районы США
В зарубежной печати сообщалось, что в настоящее время изучается вопрос о реорганизации военно-морских районов континентальной части США. Там планируется создать вместо 11 районов только шесть:
- северо-восточный, штаб в Нью-Йорке (объединит 1, 3 и 4-й районы, а также район г. Вашингтон);
- юго-восточный, штаб в Чарлстон (5-й и 6-й);
- южный, штаб в Новом Орлеане (часть 8-го района);
- юго-западный, штаб в Сан-Диего (11-й и 12-й);
- северо-западный, штаб в Сиэтл (13-й);
- центральный, штаб в Грейт-Лейкс (часть 8-го и 9-й районы).
Крупнейшими военно-морскими базами ВМС США являются: на Атлантическом побережье—Норфолк (штат Вирджиния), Бостон (штат Массачусетс), Чарлстон (штат Южная Каролина), Нью-Йорк (штат Нью-Йорк), Мейпорт и Ки-Уэст (штат Флорида). На Тихом океане — Сан-Диего, Лонг-Бич, Сан-Франциско (штат Калифорния), Бремертон (штат Вашингтон) и Пёрл-Харбор (Гавайские о-ва).
Норфолк — главная база Атлантического флота. Организационно в её состав входят:
- военно-морская база Норфолк;
- база амфибийных сил Литтл-Крик;
- авиабазы Норфолк и Ошеана;
- судостроительная верфь Ньюпорт-Ньюс;
- учебный центр Атлантического флота в Дэм-Нек;
- станция военно-морского оружия в Йорктаун;
- Портсмутский военно-морской госпиталь;
- центр снабжения флота и другие базовые органы и учреждения в этом районе.
Общая протяженность причального фронта базы — около 6 миль, ежегодно её посещают до 2500 кораблей и судов. Судоверфь имеет семь сухих доков и около 6 миль причального фронта Ежегодно здесь проходят модернизацию и капитальный ремонт примерно 100 кораблей и судов, включая ударные авианосцы.
Сан-Диего — главная база Тихоокеанского флота. В её состав входят:
- военно-морская база Сан-Диего;
- база амфибийных сил Коронадо;
- авиабазы Мирамар, Норт-Айленд (рис. 3), Империал-Бич;
- военно-морской госпиталь на 2600 коек;
- учебный центр Тихоокеанского флота;
- центр подготовки новобранцев;
- пункт базирования подводных лодок в Балласт-Пойнт;
- центр снабжения флота;
- школы подготовки специалистов ВМС.
Рис. 3 Причал для авианосцев на авиабазе Норт-Айленд (ВМБ Сан-Диего)
База обеспечивает базирование более 200 кораблей различных классов.
В зарубежной печати сообщалось, что значительная часть кораблей (более 50) базируется на военно-морские базы США и их союзников, расположенные на заморских территориях:
- Гаэта (Италия) — штаб и флагманский корабль 6-го флота;
- Неаполь (Италия) — штаб группы авианосцев, ударный авианосец и до 15 различных кораблей;
- Маддалена (Италия) — плавбаза и группа подводных лодок;
- Холи-Лох (Великобритания) — 14-я эскадра атомных ракетных подводных лодок;
- Рота (Испания) — 16-я эскадра атомных ракетных подводных лодок;
- о. Гуам (Марианские о-ва) — 15-я эскадра атомных ракетных подводных лодок, около 15 тральщиков и артиллерийских катеров;
- Йокосука (Япония) — штаб и флагманский корабль 7-го флота, ударный авианосец, шесть эскадренных миноносцев и пять десантных кораблей;
- Сасебо (Япония) — группа кораблей обслуживания;
- Субик-Бей (Филиппины) — штаб группы ударных авианосцев, спасательное судно.
Система подвижного базирования признается американским военно-морским командованием как наиболее жизнедеятельная в современных условиях вооружённой борьбы на море, ибо она позволяет значительно повысить боеготовность боевых сил флота и эффективность их использования, увеличить время непрерывного пребывания кораблей в море на выполнении боевых задач, повысить живучесть системы материально-технического обеспечения и снизить зависимость флота от береговых баз.
В систему подвижного базирования входят:
- подвижные базы, оборудованные комплексом наземных сооружений;
- суда обеспечения, обслуживающие боевые корабли и оперативные соединения в море;
- транспортные средства морских и воздушных перевозок.
Основу системы подвижного базирования составляют современные быстроходные суда обеспечения, обладающие скоростью хода 20 узлов и более. В зарубежной печати сообщалось, что всего в составе ВМС насчитывается более 70 таких судов.
Примерно 16—18 судов снабжения регулярных ВМС постоянно развёрнуты на Средиземном море и в западной части Тихого океана для обеспечения деятельности 6-го и 7-го флотов. Наиболее современными и отвечающими требованиям подвижного базирования считаются универсальные транспорты снабжения, сочетающие в себе качества и функции транспортов спецоружия и боеприпасов, транспортов продовольствия и танкеров.
Корабли и суда обеспечения, действующие в составе оперативных флотов или соединений, сводятся в оперативные группы или отряды, маневрирующие обычно на небольшом удалении от боевых сил флота. Суда же, обладающие скоростью хода 20 узлов и более (такие, например, как универсальные транспорты снабжения), нередко вводятся в состав боевых порядков.
В иностранной прессе сообщалось, что к середине 1975 года должка быть завершена некоторая реорганизация ВМС. В частности, силы обслуживания флотов предполагалось объединить с крейсерско-миноносными и амфибийными в единое командование надводных сил каждого флота (Атлантического и Тихоокеанского).
Текущий ремонт и техническое обслуживание кораблей производятся силами и средствами континентальных и передовых военно-морских баз. Для ремонта кораблей и их боевой техники привлекаются плавучие базы и мастерские, так называемая группа судов поддержки, а также подвижные инженерные отряды, организационно входящие в состав сил обслуживания Атлантического и Тихоокеанского флотов.
Всего ВМС США имеют около 110 таких судов.
Капитальный ремонт кораблей осуществляется по особому плану на судоремонтных предприятиях ВМС Чарлстон, Мэр-Айленд, Лонг-Бич, Норфолк, Пёрл-Харбор, Филадельфия, Портсмут и Бремертон. Для этих же целей привлекаются частные судостроительные и судоремонтные верфи.
Командование морских перевозок на правах отдельного командования входит в состав ВМС и предназначено для перевозки морем личного состава, техники и военных грузов в интересах всех видов вооружённых сил США как в мирное, так и в военное время.
Строительство береговых военно-морских объектов осуществляют строительные силы ВМС, которые к середине 1975 года, судя по сообщениям иностранной печати, имели в регулярных силах 10 батальонов (около 10 тыс. человек) и в резерве 12 батальонов (примерно 12 тыс.). Местом их постоянной приписки являются центры строительных сил Атлантического флота — Галфпорт (штат Миссисипи) и Тихоокеанского флота — Порт-Уенеме (штат Калифорния).
Таковы некоторые особенности системы материально-технического снабжения ВМС США, призванной обеспечивать в различных районах Мирового океана агрессивные действия американского флота — ударной силы международного империализма.