По сообщениям зарубежной печати, ряд научно-исследовательских организации ВМС США ведёт поиск более совершенных конструкций плавучих волногасящих устройств, предназначенных для защиты от волн акваторий пунктов временного базирования кораблей и баз снабжения, развёртываемых на участках высадки морских десантов. Быстровозводимые волногасящие устройства позволяют в короткие сроки оборудовать оградительные сооружения для обеспечения временного базирования корабельных соединений в акваториях, слабо защищённых от морских волн.
В 1970-1972 годах в США были спроектированы быстровозводимые волноломы различной конструкции для использования в прибрежной полосе северо-западной части Европы. При проектировании волноломов были приняты следующие основные исходные гидрологические данные: глубина акватории в месте установки 15 м, высота подходящей к волнолому волны 6 м, длина волны 180 м, высота разбитой волны за волноломом не более 0,9 м, время установки волнолома на акватории 48 ч. В ходе работ был проведён сравнительный анализ по критериям «стоимость — скорость перемещения — степень волногашения» трёх типов волноломов:
- пневматического;
- плавучего, состоящего из гибких матерчатых цилиндрических элементов, частично заполненных водой;
- коробчатой конструкции, выполненной из металла.
Наилучшие результаты показал волнолом, состоящий из гибких матерчатых цилиндрических элементов.
Инженерно-строительная лаборатория ВМС США создала лёгкое волногасящее устройство (рис. 1), включающее плавучее полотнище из пластика с большим количеством ячеистых пустот. Стороны полотнища заглублены в воду и удерживаются тросами, прикреплёнными к якорям. Это волногасящее устройство предназначено для гашения волн на открытых рейдах или защиты якорных стоянок кораблей в передовых базах от воздействия волн и мёртвой зыби.
Рис. 1. Схема установим лёгкого волногасящего устройства на акватории пункта базирования: 1 — плавучее полотнище; 2 — полые шары; 3 — амортизатор; 4 — якорь
Количественный и качественный рост корабельного состава ВМС ряда ведущих капиталистических стран, по мнению зарубежных военно-морских специалистов, потребовал увеличить протяжённость причального фронта в пунктах базирования, изменить технические характеристики причальных сооружений и ускорить сроки их возведения. В основном решение этих задач осуществлялось путём создания плавучих причалов промышленного изготовление.
Конструирование плавучих причалов для установки в пунктах базирования соединений кораблей было начато инженерно-строительной лабораторией ВМС США ещё в 60-х годах. Именно в этот период создан плавучий причал из металлических понтонов типа NL, предназначавшийся для обеспечения стоянки и снабжения кораблей, а также погрузки на морские суда военной техники весом до 60 т.
В ходе агрессивной войны США во Вьетнаме для временного базирования кораблей и сокращения сроков разгрузки десантных судов в условиях необорудованного побережья в США были разработаны плавучие причалы более совершенной конструкции: стоечный типа «Понтонамми» и причал с использованием надувных поддерживающих камер.
Первый состоит из нескольких металлических плавучих секций, жёстко соединённых между собой. Для повышения устойчивости он оборудован трубчатыми опорами, опускаемыми на дно акватории. Благодаря им секции причала с помощью гидравлических домкратов могут подниматься на необходимую высоту над уровнем моря. Кроме того, составляющие секции этого причала можно применять и в качестве волноломов для акватории пунктов базирования кораблей.
Второй причал состоит из средних, носовых и аппарельных секций, которые собираются из стальных полых понтонов. Носовой и средний понтоны без днища, в их внутренних полостях размещены надувные камеры из прочной обрезиненной нейлоновой ткани. В нерабочем состоянии камеры находятся внутри полости понтонов и удерживаются там специальными стропами. При заполнении воздухом нижняя кромка камер выступает на 75 см ниже корпуса понтонов и опирается на дно. Причал состоит из трёх секций (длина каждой 27 м, ширина 6,4 м), рассчитан на переправу техники и грузов весом до 56 т. Он доставляется к месту развёртывания на десантном корабле, компрессорная станция которого может заполнять воздухом камеры причала при его установке. Проведённые испытания, как сообщает зарубежная печать, показали удовлетворительную устойчивость причала под нагрузкой и возможность эксплуатации его на акваториях при высоте волны до 1,8 м.
Согласно данным, опубликованным в американской прессе, наряду с использованием табельных плавучих причалов в ВМС США применяли плавающий лёд для создания временных причальных сооружений в арктических условиях. Так для разгрузки морских судов, доставлявших оборудование и грузы на антарктическую станцию ВМС США в Мак-Мердо, оборудовали плавучий причал из блоков льда, прикреплённых металлическими тросами к береговой кромке. Для лучшего сцепления колёс транспортных средств с ледяной поверхностью причала её покрывали слоем вулканического шлака. Плавучий причал, сооружённый из льда, использовался для обработки сухогрузных судов водоизмещением свыше 7000 т и танкера дедвейтом 20 800 т.
Командования ВМС США и некоторых других зарубежных стран в своих планах военных приготовлений большое внимание уделяют обеспечению рассредоточенной стоянки кораблей и снабжению их жидким топливом вне пунктов базирования. С этой целью широко применяют плавучие рейдовые устройства двух типов: кольцевые плавучие палы и рейдовые бочки специальной конструкции.
Плавучий пал (рис. 2) представляет собой подвижное причальное устройство, обеспечивающее рассредоточенную стоянку кораблей и подачу им жидкого топлива на акватории. Он состоит из плавучего понтона шестиугольной формы, полой металлической колонны и бетонного основания с внутренними камерами, которые могут быть заполнены водой (притоплены) или сжатым воздухом для создания положительной плавучести при перемещении пала в другое место установки. Палы такой конструкции могут устанавливаться на глубине до 18 м и приливно-отливных колебаниях уровня моря до 4,6 м. Они оборудованы швартовыми приспособлениями для обеспечения стоянки кораблей и раздаточными устройствами для выдачи и приёмки жидкого топлива.
Рис. 2. Плавучий пал: 1 — понтон шестиугольной формы; 2 — металлическая колонна; 3 — бетонное основание
В 1958 году в Швеции была разработана рейдовая бочка типа «Имодко». В 1959 году её опытный образец был изготовлен на Гельсинборгской верфи и испытан в ВМС Швеции при подаче кораблям дизельного топлива из пластмассового подводного резервуара. С помощью этих бочек, соединённых с береговыми складами трубопроводами, корабли могут принимать жидкое топливо, а танкеры грузоподъёмностью до 100 000 т передавать его на временные или стационарные склады ГСМ.
В тех случаях, когда рейдовые бочки не используются, они могут быть притоплены под воду с помощью системы погружения, управляемой дистанционно с корабля или берегового склада. Подобные рейдовые устройства находят широкое применение в ряде ВМС зарубежных стран для оборудования скрытых пунктов снабжения корабельных соединений жидким топливом в передовых базах и временных пунктах базирования.
По данным иностранной печати, большое внимание в ВМС стран НАТО уделяется созданию и оснащению береговых частей быстровозводимыми транспортными сооружениями многоразового использования. Это вызвано резко возросшей мобильностью корабельных соединений и необходимостью организовать их тыловое обеспечение в передовых пунктах базирования. Зарубежные специалисты считают, что эти сооружения должны надёжно защищать личный состав тыловых подразделений и технику в пунктах базирования от атмосферных воздействий, а при определённых условиях и от радиоактивных осадков ядерных взрывов. В инженерно-строительных органах ВМС США, Великобритании и ФРГ эту задачу решают путём создания различных типов пневматических сооружений, лёгких транспортабельных фургонов, складывающихся боксов и сооружений контейнерного типа.
Наиболее перспективными для инженерного оборудования передовых пунктов базирования кораблей считаются воздухоопорные, пневмокаркасные, пневмопанельные и комбинированные пневматические сооружения.
Основные преимущества пневматических сборно-разборных сооружений, по мнению зарубежных военных специалистов, заключаются в лёгкости, быстроте возведения на неподготовленных площадках, компактности, доступности транспортировки наземным, морским и воздушным транспортом, возможности выполнять работы по монтажу и демонтажу без применения специальных строительных машин и кранов. Так, отношение общего веса пневматических сооружений к их полезной площади составляет 2-4 кг/кв.м., а суммарной трудоёмкости их возведения к полезной площади — 0,06 — 0,08 человеко-дня/кв.м. Эти характеристики для сооружений из металла, полимерных материалов или деревянных конструкций достигают соответственно 60-300 кг/кв.м. и 0,4 — 0,5 человеко-дня/кв.м.
Представляет интерес применение быстротвердеющей полиуретановой пены, армированной стекловолокном, для изготовления элементов сборно-разборных сооружений. Сооружения из таких элементов можно использовать для инженерного оборудования временных пунктов базирования кораблей, развёртываемых в любых районах морских театров.
По сведениям, опубликованным в иностранной печати, в настоящее время работы по созданию подвижных средств для обеспечения электроэнергией кораблей и береговых объектов, развёртываемых в пунктах временного базирования, ведутся по следующим основным направлениям:
- совершенствование серии подвижных электростанций турбогенераторного типа мощностью 10-300 кВт;
- разработка транспортабельных топливных элементов с высоким КПД для непосредственного преобразования химической энергии углеводородного топлива в электрическую;
- создание атомных энергоблоков, размещаемых на плавучих или наземных платформах.
Командования ВМС СЩА и других стран НАТО уделяют большое внимание созданию быстромонтируемых систем водоснабжения, развёртываемых во временных пунктах базирования соединений кораблей. Они могут обеспечивать подачу до 36 куб.м/ч очищенной воды кораблям и береговым объектам и хранение её в нейлоновых ёмкостях общей вместимостью до 300 куб.м. В систему входит комплект лёгких труб диаметром до 10 см и общей длиною до 10 км. Кроме создания табельных систем водоснабжения, за рубежом разрабатывается оборудование для быстрого обнаружения подземных источников воды.
В ВМС США не только совершенствуются существующие образцы подвижных инженерных средств базирования, но и создаются принципиально новые для соединений кораблей и авиации. Так, инженерно-строительная лаборатория разработала комплексный проект новой океанской системы подвижного базирования MOBS (Mobil Ocean Basing System), которая может использоваться в качестве плавучих аэродромов, вертолётных площадок, пунктов снабжения кораблей, складов для запасов материально-технических средств и мастерских по ремонту оружия.
По сообщениям иностранной печати, в качестве исходных моделей для создания MOBS предполагается рассмотреть три типа плавучих платформ:
- самоходную железобетонную (1220×305 м), находящуюся в горизонтальном положении над поверхностью моря на вертикальных полых колоннах, имеющих положительную плавучесть (рис. 3);
- с корпусом типа баржи (365х122 м), обладающую большой устойчивостью и находящуюся в полупогруженном состоянии, тримаранного типа (91,4х91,4 м), укреплённую на трёх горизонтально погруженных в воду корпусах (рис. 4).
Рис. 3. Плавучая железобетонная платформа (система MOBS)
Рис. 4. Плавучая платформа тримаранного типа (система MOBS)
Инженерно-строительная лаборатория ВМС США разработала, построила и спустила на воду в Порт-Уайним (штат Калифорния) модель плавучей платформы, предложенной в качестве будущей океанской системы подвижного базирования — передовой базы соединений кораблей ВМС 80-х годов.
С 1972 года модель проходит всесторонние испытания, цель которых — получить фактические данные для дальнейшей разработки подвижных систем базирования корабельных соединений и авиации ВМС.
Модель платформы (масштаб 1:10, вес 60 т) была собрана в море из железобетонных блоков, цилиндров, опор и колонн. Она состоит из двух цилиндрических корпусов (длина 11 м, диаметр 1,7 м), погруженных в воду и находящихся в горизонтальном положении. На этих корпусах укреплены восемь вертикальных стоек, изготовленных в виде колонн (длина 2 м, диаметр 0,45 м), к ним сверху крепится горизонтальная палуба (9,7х8,1 м).
Для создания модели платформы использовался железобетон, который, по мнению авторов проекта, является наиболее дешёвым материалом и вполне соответствует требованиям, предъявляемым к постройке плавучих платформ. Из бетона высоких марок, не подверженного агрессивному воздействию морской воды, можно изготавливать детали различной формы и размеров. Кроме того, постройка плавучих платформ из бетона возможна практически в любом районе морского побережья, имеющем песок и щебень. Как считают зарубежные военно-морские специалисты, это будет оказывать положительное влияние на организацию инженерного обеспечения временного базирования кораблей в новых районах морских театров военных действий.
Как сообщается в иностранной печати, другое, не менее важное направление в развитии океанских и морских систем подвижного базирования — разработка новых плавучих причальных комплексов. По проекту один из таких комплексов должен состоять из трёх секций, каждая из которых представляет собой цилиндр (длина 244 м, диаметр 12 м), погруженный в море. На секциях монтируются 27 колонн, к которым крепится горизонтальная площадка (244×12 м), предназначенная для базирования противолодочных вертолётов. В несущих цилиндрах комплекса, погруженных в море, оборудованы цистерны, рассчитанные на хранение до 200 тыс. т жидкого топлива для кораблей и вертолётов.
Проект предусматривает оборудование причального комплекса подруливающим устройством, что позволит ему маневрировать со скоростью до двух узлов. По данным иностранной печати, строительство океанских систем подвижного базирования типа MOBS начнётся в 1978-1980 годах. Считают, что эти системы, находясь у берегов США или в других районах Мирового океана, значительно расширят оперативные возможности корабельных соединений и авиации ВМС США в условиях временного базирования.