Как известно, связь с подводными лодками, находящимися в подводном положении, осуществляется в основном в сверхдлинноволновом (СДВ) диапазоне и только в звене «берег — подводная лодка», что объясняется способностью радиоволн этого диапазона распространяться на большие расстояния (независимо от ионосферных возмущений, вызываемых солнечной активностью или ядерными взрывами) и проникать в глубь морской воды.
По данным зарубежной печати, до 1968 года связь с ПЛАРБ в погруженном положении осуществлялась только через береговые сверхдлинноволновые передающие центры. Из них Джим-Крик (штат Вашингтон) обеспечивал связь с подводными лодками, находившимися в Тихом океане и Арктике, Луалуалей (Гавайские о-ва) — в Тихом океане, Хилт (Австралия, м. Северо-Западный) — в Тихом и Индийском океанах. Передающий центр Катлер (штат Мэн) использовался для связи с подводными лодками, находившимися в Северной и Восточной Атлантике, Северном Ледовитом океане и на Средиземном море, а Аннаполис (штат Мэриленд) и Бальбоа (зона Панамского канала) — для связи с лодками в Западной и Центральной Атлантике.
В зарубежной печати отмечается, что эти передающие центры оборудованы огромными антенными системами (например, в центре Каттер система расположена на площади 6 кв.км.), которые уязвимы от ударов противника, поэтому может быть нарушено управление ПЛАРБ. В связи с этим командование ВМС США дополнительно к береговым передающим центрам создало резервную систему «Такамо» для связи с атомными ракетными подводными лодками. Её основу составили самолёты-ретрансляторы.
Военно-морские специалисты США считают, что такие самолёты, находящиеся в воздухе на боевом дежурстве, трудно обнаружнть и уничтожить. В случае возникновения войны и вывода из строя береговых передающих центров через самолёты-ретрансляторы можно будет своевременно передавать приказы на ПЛАРБ, находящиеся на боевом патрулировании.
В качестве самолёта-ретранслятора из четырёх рассматривавшихся типов самолётов был выбран С-130 «Геркулес» фирмы «Локхид», который был модернизирован и получит обозначение EC-130Q (см. рисунок). Его основные тактико-технические данные: максимальная скорость 600 км/ч, практический потолок 7000 м, дальность полета 7500 км, максимальная полезная нагрузка 20 т, нормальный взлетный вес 70,3 т. Длина самолёта 30 м, высота 11,7 м, размах крыла 40,4 м. Экипаж 14 человек (пять офицеров и девять унтер-офицеров), из которых офицер и четыре унтер-офицера обслуживают средства радиосвязи.
Самолёт-ретранслятор EC-130Q
Систему «Такамо» начали развертывать в 1968 году, сформировав две эскадрильи самолётов-ретрансляторов EC-130Q.
В составе Атлантического флота была создана 4-я эскадрилья (авиабаза Потокси-Ривер, штат Мэриленд) из восьми самолётов. В её составе около 90 офицеров и 390 унтер-офицеров и рядовых. В 4-ю эскадрилью входит также учебный отряд, в котором проходит окончательную подготовку весь личный состав, назначаемый на боевое дежурство. В учебном отряде 15 инструкторов круглый год готовят кадры по обслуживанию, эксплуатации и ремонту средств связи и другого оборудования, установленного на самолётах-ретрансляторах.
На Тихом океане была сформирована 3-я эскадрилья в составе четырёх самолётов, базирующихся на авиабазу Аганья (о. Гуам). Численность её личного состава около 40 офицеров, а также 180 унтер-офицеров и рядовых.
Лётчики проходят подготовку на курсах пилотов самолётов С-130 (авиабаза Литл-Рок, штат Арканзас). К самостоятельным полетам в составе экипажа самолёта-ретранслятора они допускаются после того, как налетают не менее 300 ч. Не ранее чем через год пилот, налетав минимум 1000 ч, может быть назначен командиром корабля. В среднем каждый экипаж в течение месяца находится в воздухе 80 ч.
Штурманы проходят подготовку в 29-й учебной эскадрилье (авиабаза Корпус-Кристи, штат Техас), а затем в учебном отряде 4-й эскадрильи в течение трёх месяцев.
Операторы средств связи обучаются четыре недели в школе связи ВМС, шесть недель на курсах подготовки связистов для системы «Такамо», а затем в 29-й учебной эскадрилье.
На борту самолёта ретранслятора устанавливаются УКВ, СВ, ДВ и СДВ радиоприёмники, УКВ и КВ радиостанции, а также СДВ передатчик. Сообщения, предназначенные для ПЛАРБ, поступают на борт самолёта с воздушного командного пункта, либо с наземного КВ или СДВ передающего центра, либо с ИСЗ, выполняющего роль ретранслятора, и передаются на подводные лодки.
Эти сообщения на борту самолёта записываются на магнитную ленту для повторной передачи, контроля или справки. Телефонные и телетайпные сообщения ретранслируются в УКВ, КВ и СДВ диапазонах, а сообщения, передаваемые кодом Морзе, — только в КВ и СДВ диапазонах.
Все средства связи на самолёте установлены в двух отсеках. В первом, расположенном за кабиной пилотов, размещаются центральный пост управления оборудованием, посты операторов, контролирующих прохождение сообщений по телефонному и телеграфным каналам, и пост оператора, обслуживающего СДВ передатчик, а по втором (хвостовом) — дистанционно управляемые приемные и приёмо-передающие устройства, а также усилители и устройства обработки сигналов. Мощные выходные каскады СДВ передатчика и устройства их согласования с буксируемой антенной находятся рядом.
Создание малогабаритных СДВ передатчиков, приспособленных для размещения на самолёте, стало возможным благодаря применению нового метода генерирования низких частот большой мощности с использованием схем на кремниевых управляемых вентилях. Эти схемы по сравнению с ламповыми позволили увеличить мощность передатчика на единицу его веса и уменьшить нa порядок его объём. Они обладают также большими КПД и надёжностью.
Антенная система, расположенная в хвостовой части самолёта, считается наиболее сложным элементом связного оборудования. Она состоит из антенны, представляющей собой стальной трос (диаметр около 6 мм), помещённый в медную оболочку, и гидравлических и электрических устройств, обеспечивающих буксировку антенны длиной до 8 км и подъём её на борт самолёта через входное устройство.
Конец антенны крепится к небольшому аэростату, который поддерживает его при буксировке. Когда антенна находится на борту самолёта, аэростат размещается в специальном гнезде с наружной стороны фюзеляжа самолёта.
Около выходного устройства находится пост оператора, управляющего всеми процессами, связанными с буксировкой антенны и её подъёмом на борт самолёта.
До начала 1973 года на самолётах-ретрансляторах использовалось оборудование «Такамо» 3. Но к этому времени, как сообщала зарубежная печать, была усовершенствована антенная система и разработано более надёжное оборудование, размеры которого на две трети меньше по сравнению с «Такамо» 3. Мощность СДВ передатчика была увеличена на порядок и составила около 200 кВт. Это оборудование, получившее наименование «Такамо» 4, стали устанавливать на самолётах-ретрансляторах с 1973 года.
Военно-морские специалисты США рассматривают «Такамо» как дублирующую систему связи с ПЛАРБ. В настоящее время для управления ПЛАРБ в США разрабатывается более надежная система связи, которая будет работать в диапазоне очень низких частот (10-80 Гц).