В ходе реализации национальных программ развития надводных сил в государствах Северо-Восточной Азии отмечаются их отличия от европейских стран в корабельном составе перспективных национальных ВМС. Так, в Японии традиционно большое внимание уделяется строительству эскадренных миноносцев, которые рассматриваются в качестве наиболее универсальных кораблей, способных выполнять широкий круг боевых и специальных задач.

Вместе с тем в КНР и Республике Корея принят более сбалансированный подход в военно-технической политике, характеризующийся развитием кораблей различных классов, специализирующихся на решении конкретных задач. В этих странах фрегаты (ФР) традиционно предназначены прежде всего для обеспечения противолодочной и противокорабельной обороны тактических корабельных групп, конвоев, а также для защиты морских коммуникаций в ближней морской зоне.

Анализ основных направлений развития кораблей этого класса позволяет определить наиболее общие характеристики и требования к ним:

  • водоизмещение 2 500 — 500 т;
  • мореходные качества, обеспечивающие возможности плавания при любом волнении моря и применения оружия при волнении до 6-7 баллов;
  • оснащение эффективными системами обнаружения и поражения подводных и надводных целей, а также комплексами самообороны от средств воздушного нападения;
  • обеспечение условий для базирования вертолёта, а в перспективе и беспилотных летательных аппаратов;
  • экономичная энергетическая установка, обеспечивающая полную скорость 28-30 уз и максимальную дальность плавания не менее 4 ООО миль;
  • сниженная заметность по физическим полям;
  • повышенные живучесть корабля и надёжность функционирования вооружения и технических средств;
  • высокая степень автоматизации управления корабельными системами и, соответственно, уменьшенная численность экипажа;
  • улучшенные условия обитаемости;
  • сравнительно низкая стоимость постройки и эксплуатации корабля.

В Китае, согласно национальной классификации, к кораблям класса фрегат относятся сторожевые корабли (СКР, около 50 единиц). Их развитие направлено на повышение боевой устойчивости существующих десантных и перспективных авианосных ударных групп в удалённых районах, а также эффективности борьбы с современными подводными лодками, в том числе оснащёнными воздухонезависимыми энергетическими установками, в акваториях прибрежных морей.

Самыми современными сторожевыми кораблями ВМС Китая являются СКР типа «Мааньшань», построенные по проекту 054, и его модификации. Данный проект разрабатывался на основе традиционного архитектурно-конструктивного типа — гладкопалубный корпус с развитой двухостровной надстройкой, двумя пирамидальными мачтами и большим развалом шпангоутов для улучшения остойчивости и увеличения внутрикорпусного объёма. В соответствии с современными требованиями при создании кораблей этого типа широко применяются элементы технологии «стелт». Для уменьшения эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) профилям внешних обводов корпусов придаются специально рассчитанные углы наклона, палубное оборудование размещается внутри корпуса или за фальшбортами.

Сторожевой корабль «Вэньшу» (типа «Мааньшань», проект 054) ВМС Китая
Сторожевой корабль «Вэньшу» (типа «Мааньшань», проект 054) ВМС Китая

В кормовой части СКР оборудованы ангар и взлётно-посадочная площадка для постоянного базирования одного среднего вертолёта.

Существующие проблемы создания собственной газовой турбины, пригодной для применения в кораблестроении и отвечающей современным требованиям по мощности, экономичности и надёжности, обусловили отказ китайских разработчиков от оснащения СКР комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой. Вместо нее использована двухвальная дизельная главная энергетическая установка (ГЭУ) с четырьмя 16-цилиндровыми двигателями 16РА6 V-280 STC суммарной мощностью 28 179 л. с., изготовленными по лицензии французской фирмы «СЕМТ-Пилстик», которые обеспечивают наибольшую скорость хода корабля 29 уз и дальность плавания около 5 ООО миль при скорости хода 16 уз.

В состав вооружения входят две четырёхконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет (ПКР) YJ-83, способных поражать как морские, так и береговые стационарные цели на дальности до 150 км, а также восьмиконтейнерная ПУ ЗРК «Хунци-7» в носовой части корабля. Там же расположена 100-мм артиллерийская установка (АУ, боевая скорострельность 90 выстр./мин, максимальная дальность стрельбы 17 км, досягаемость по высоте 15 км), являющаяся копией французской АУ «Компакт». Обводы её башни оптимизированы для уменьшения ЭПР.

Самооборону корабля от ПКР и скоростных маневренных надводных целей обеспечивают четыре артустановки «тип 630» с российскими 30-мм шестиствольными автоматами АО-18. Система управления огнем китайской разработки включает РЛС «тип 347G» и оптоэлектронную станцию обнаружения и сопровождения целей OFD-630.

Для решения противолодочных задач на СКР предусмотрено базирование вертолета Ка-28 российского производства или китайского «Чжи-9С» «Хайтун». Корабль оснащён также двумя трёхтрубными 324-мм торпедными аппаратами (ТА) для стрельбы торпедами «Юй-6» или «Юй-7» (максимальная дальность хода 11 км, скорость хода до 42 уз, масса боевой части 45 кг), созданными на базе американской торпеды Мк 46, и двумя шестиствольными реактивными бомбомётными установками «тип 87».

В состав радиоэлектронных средств входят: двухкоординатная РЛС «тип 363S» освещения воздушной и надводной обстановки (аналог станции DRBV-15 «Си Тайгер» французской фирмы «Томсон-CSF»), РЛС SR64 обнаружения низколетящих целей (дальность обнаружения сверхзвуковой ПКР на высоте около 15 м составляет 20 км), а также боевая информационно-управляющая система ZKJ-4B/6, разработанная на основе французской TAVITAC.

Сторожевой корабль «Сюйчжоу» (проект 054А) ВМС Китая
Сторожевой корабль «Сюйчжоу» (проект 054А) ВМС Китая

Основные ТТХ новых фрегатов ВМС КНР

Основные ТТХ новых фрегатов ВМС КНР

По оценкам китайских экспертов, СКР типа «Мааньшань» по своим тактико-техническим характеристикам не уступает современным фрегатам других стран. Однако отмечается низкая надёжность отдельных систем китайского производства и недостаточная боевая эффективность ракетного вооружения. Это обусловило прекращение серии после постройки второго корабля и доработку проекта с участием российских специалистов.

Построенные по улучшенному проекту 054А СКР типа «Сюйчжоу» являются в настоящее время самыми многочисленными из кораблей основных боевых классов ВМС НОАК.

Сторожевой корабль «Юйлинь» (типа «Сюйчжоу»)
Сторожевой корабль «Юйлинь» (типа «Сюйчжоу»)

К началу 2014 года в боевом составе китайского флота имелось 15 кораблей этого типа, ещё пять находятся на различных стадиях постройки на судоверфях «Гуанчжоу Хуанпу шипбилдинг компани» (Гуанчжоу) и «Худонг шипъярд» (Шанхай). Основным отличием от базового варианта является состав ракетно-артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Так, в носовой части СКР вместо ЗРК «Хунци-7» размещены четыре восьмиячеечных модуля установки вертикального пуска (УВП) для зенитных управляемых ракет (ЗУР) HQ-16, разработанных на базе российской ЗУР 9М317.

В связи с тем что УВП заняла дополнительное подпалубное пространство в носовой части фрегата разработчики заменили 100-мм АУ на меньшую по размерам 76-мм артустановку, созданную на базе российской АК-176. Кроме того, побортно размещены два артиллерийских комплекса самообороны «тип 730». Данный комплекс (боевая скорострельность 4 000-5 000 выстр./мин, максимальная эффективная дальность стрельбы до 4 км, досягаемость по высоте 3 км) включает палубную семиствольную 30-мм АУ с вращающимся блоком стволов (аналог артиллерийской части GAU-8/A голландского арткомплекса «Голкипер») и систему управления огнём (РЛС «тип 347G», оптоэлектронная станция обнаружения и сопровождения целей OFC-3, лазерный дальномер).

В отличие от базового проекта на новом СКР установлены китайские копии российских РЛС: трёхкоординатная станция «Фрегат-М2ЭМ» обнаружения воздушных, надводных целей и выдачи целеуказания огневым средствам, а также «Минерал-МЭ» обнаружения низколетящих целей.

Благодаря значительной дальности плавания (до 5 000 миль при скорости хода 16 уз), оснащению достаточно современными системами противовоздушной и противолодочной обороны, а также эффективными радиоэлектронными средствами корабли типа «Сюйчжоу» планируется включать в состав охранения перспективных многоцелевых авианосцев.

Наряду с этим на замену устаревшим кораблям типа «Наньтун» для обеспечения эффективного контроля прибрежной морской зоны в КНР реализуется крупномасштабная программа строительства СКР типа «Бэнбу». Корабли создаются по проекту 056, разработанному государственной судостроительной корпорацией CSSC. По своим основным тактико-техническим характеристикам новый СКР соответствует классу лёгких фрегатов (или корветов) согласно классификации ВМС стран .

Сторожевой корабль «Мэйчжоу» (типа «Бэнбу», проект 056) ВМС Китая
Сторожевой корабль «Мэйчжоу» (типа «Бэнбу», проект 056) ВМС Китая

ГЭУ корабля включает два дизельных двигателя 16PA6V-280 (суммарная мощность около 14 ООО л. с.), производимых заводом «Шэньсин дизель» на основе доработанного лицензионного образца германской фирмы «Ман». Разработчиками применена схема CODAD, предусматривающая на экономичном ходу работу одного из дизелей на оба вала с винтами регулируемого шага и подключение второго при переходе на полный ход. Это обеспечивает наибольшую скорость 30 уз.

В состав вооружения СКР входят: зенитный ракетный комплекс ближнего действия FL-3000N (пусковая установка на восемь ЗУР HQ-10, максимальная дальность поражения воздушной цели 9 км); две двухконтейнерные ПУ ПКР YJ-83 (максимальная дальность стрельбы 180 км); одна 76-мм и две 30-мм АУ. Наряду с этим корабль оснащен двумя трёхтрубными 324-мм ТА для стрельбы противолодочными торпедами «Юй-7». В кормовой части оборудована взлётно-посадочная площадка для вертолёта «Чжи-9». Ангар для постоянного базирования вертолёта не предусмотрен.

Основу радиоэлектронного вооружения СКР составляют РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «тип 360», система управления огнём артустановок «тип 347G», а также подкильная и буксируемая гидроакустические станции.

Необходимо отметить достаточно высокие темпы работ по созданию нового корабля. Учитывая, что НИОКР по разработке его эскизного проекта начались в 2009 году, общий цикл его создания составил три года, что на два-три года меньше обычных сроков, характерных для современной кораблестроительной промышленности КНР. По оценкам китайских экспертов, это обусловлено в том числе необходимостью обеспечения эффективной защиты национальных интересов в районе островов, национальная принадлежность которых оспаривается сопредельными государствами.

Всего в первой серии планируется построить до 20 СКР проекта 056, а общая потребность китайских ВМС в кораблях этого типа оценивается в 40 единиц. Стоимость данной программы не менее 8 млрд долларов.

Строительство ведется одновременно на верфях «Худонг шипъярд», «Хуанпу шипбилдинг компани», «Учан шипъярд» (г. Ухань) и «Далянь Ляонань шипъярд» (г. Люйшунь). В ближайшее время намечено ввести в состав боеготовых сил китайских военно-морских сил шесть кораблей. В первую очередь данными СКР предусматривается комплектовать Южный флот НОАК (ВМБ Юйлинь, о. Хайнань).

В Республике Корея реализуется рассчитанная до 2028 года программа FFX по строительству 24 фрегатов типа «Инчхон». Новый ФР (длина 102 м, полное водоизмещение около 3 200 т, полная скорость хода 30 уз), созданный на базе существующих кораблей типа «Ульсан», сохранил основные архитектурно-конструктивные особенности прототипа: гладкопалубный корпус с развитой надстройкой и большим развалом шпангоутов для улучшения остойчивости и увеличения внутрикорпусного объёма.

Фрегат «Инчхон» ВМС Республики Корея
Фрегат «Инчхон» ВМС Республики Корея

Двухвальная ГЭУ корабля включает два дизельных двигателя 20V956ТВ92 (суммарная мощность около 6 000 л. с.) германской фирмы MTU. Она обеспечивает полную скорость хода 30 уз и дальность плавания до 4 500 миль при скорости 18 уз.

В целях снижения закупочной стоимости корабля принято решение не оснащать его УПВ для стрельбы ЗУР ближнего действия или средней дальности. В состав ракетно-артиллерий-ского вооружения фрегата входят две четырёхконтейнерные ПУ ПКР «Хэсон» (максимальная дальность стрельбы по морским и береговым целям 150 км), ПУ Мк 31 ЗРК самообороны «Рам», 127-мм АУ Мк 45 мод. 4 и американский 20-мм шестиствольный артиллерийский комплекс «Фаланкс» Мк 15 Block 1В. Для расширения боевых возможностей по поражению наземных целей, в том числе в глубине территории противника, предусмотрен вариант замены одной из пусковых установок ПКР четырёхконтейнерной ПУ перспективных крылатых ракет морского базирования «Хенму-3С» (максимальная дальность стрельбы около 1 500 км).

На корабле также размещены два трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата, оборудованы ангар и вертолётная площадка для базирования вертолета «Супер Линкс». Основу радиоэлектронных средств составляет трёхкоординатная РЛС, разработанная фирмой «Самсунг» на основе голландской РЛС «Смарт-S» Мк 2, и гидроакустический комплекс KHMS этой же фирмы с подкильной и буксируемой антеннами.

Головной фрегат «Инчхон» был передан южнокорейским ВМС в 2011 году, а в боевой состав флота вошёл в 2013-м. Контрактная стоимость строительства фрегата около 130 млн долларов. Всего к 2016 году предполагается построить пять кораблей первой подсерии, а до 2023-го — не менее 15 единиц с темпом строительства два корпуса в год. Данная программа оценивается в 1,8 млрд доллларов. Новые корабли заменят не только устаревшие фрегаты типа «Ульсан», но и корветы типа «Пхохан» по мере вывода последних из состава национальных ВМС.

В целом, учитывая обострившиеся территориальные противоречия между государствами региона, командование ВМС Китая и Республики Корея номере строительства новых кораблей планирует увеличить интенсивность их задействования для несения дозорной службы и защиты национальных интересов в спорных районах прилегающих морей. Считается, что повышенные оперативные возможности фрегатов обеспечивают им значительные преимущества по сравнению с используемыми другими странами в этих целях патрульными кораблями и катерами, а также корветами.

Добавить комментарий