В последующие годы в связи с быстрым развитием ракетной и ядерной техники взгляды на роль и значение торпед в вооружении флотов изменились. Были значительно уменьшены ассигнования на развитие противолодочных торпед, новые образцы торпед для стрельбы по надводным кораблям практически не создавались. Строившиеся в то время в США сторожевые корабли не оснащались торпедными аппаратами.
Внимание к торпедному оружию повысилось вновь в результате усилившейся гонки вооружений, проводимой империалистическими кругами стран — участниц агрессивного блока НАТО.
В США, начиная с середины 50-х годов, новые образцы торпед разрабатываются по специальным программам «Реторк» 1 и «Реторк» 2. Комплексные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы направлены на создание более эффективных энергосиловых установок и систем управления, обеспечивающих увеличение дальности, скорости и глубины хода торпед, повышение точности их наведения на цель и улучшение маневренных качеств.
От своего партнера по НАТО стараются не отставать и другие капиталистические страны. В Великобритании, Франции, Италии и ФРГ разрабатываются новые образцы торпед для применения с подводных лодок, надводных кораблей, самолётов и вертолётов по различным целям, а также как боевые части некоторых противолодочных ракет.
Характеристики торпедного оружия ВМС основных стран НАТО приведены в таблице.
Характеристики торпедного оружия ВМС основных стран НАТО
Торпедное оружие ВМС США
На вооружении ВМС США состоят торпеды калибров 254, 305, 324, 482, 533 и 570 мм.
По габаритно-весовым характеристикам торпеды подразделяются на малогабаритные (254, 305, 324 мм) и крупногабаритные (482, 533 и 570 мм).
К малогабаритным относятся только противолодочные торпеды Мк43, Мк44 и Мк46, применяющиеся с надводных кораблей и самолётов (вертолётов). Две последние используются также в качестве боевых частей противолодочных ракет «Асрок», «Икара» (Австралия), а Мк46 — и в противолодочной якорной мине «Кэптор».
Торпеда Мк43 (первое поколение малогабаритных противолодочных торпед) имеет электрическую энергосиловую установку и способна поражать быстроходные подводные лодки на глубинах до 300 м.
Торпеда Мк44 (второе поколение) предназначена для поражения подводных лодок, идущих со скоростями 18—24 узла. Электродвигатель торпеды мощностью 40 л. с. питается от батареи, электролитом для которой служит морская вода. Поэтому срок хранения батареи в сухом состоянии практически не ограничен. Для снижения веса в конструкции корпуса торпеды применен стеклопластик. Она производится по лицензии для ВМС Великобритании и Италии.
Торпеда Мк46 третьего поколения (рис. 1) разработана для замены торпед Мк43 и Мк44 и считается американскими военно-морскими специалистами лучшей и наиболее эффективной малогабаритной торпедой ВМС стран НАТО. Она предназначена для поражения подводных лодок, маневрирующих со скоростями до 30 узлов на глубинах до 450 м.
Рис. 1. Американская торпеда Мк46 под фюзеляжем английского противолодочного вертолёта
В авиационном варианте эта торпеда может сбрасываться при скорости полета самолёта до 740 км/ч.
В носовой секции торпеды модификации Мк46 мод. 0 размещены аппаратура самонаведения (АСН) активно-пассивного типа и боевая часть. В средней секции находится газогенератор, работающий на твердом топливе, а в хвостовой — газотурбинный двигатель и вспомогательные механизмы. После каждого практического выстрела необходимо заменять отсек твердого топлива и полностью проверять загрязненный остатками топлива турбинный двигатель, что затрудняет многократное применение торпеды для боевой подготовки. По этой причине было выпущено ограниченное количество торпед Мк46 мод. 0, и широкого распространения они не получили.
После приводнения и погружения на установленную глубину включается ACН, и торпеда движется по программной поисковой траектории. Когда цель обнаружена, осуществляется наведение торпеды активным акустическим каналом АСН. Боевая часть подрывается неконтактным взрывателем. Если цель во время преследования по какой-либо причине потеряна, торпеда повторяет поиск.
Торпеда Мк46 мод. 1 отличается от указанной выше энергосиловой установкой, состоящей из поршневого двигателя и газогенератора, работающего на жидком унитарном топливо, что позволяет многократно применять торпеды в ходе боевой подготовки.
Торпеда Мк46 при использовании её в качестве активной части мины «Кэптор» размещается в легком герметическом контейнере, удерживаемом минным якорным устройством на заданной глубине. Радиус действия акустической аппаратуры около 1 км. При получении акустического сигнала от проходящей цели открывается крышка контейнера и запускается двигатель торпеды. После выхода из контейнера торпеда ищет цель с помощью активно-пассивной АСН. Планируют доставлять мины к месту постановки стратегическим бомбардировщиком В-52.
Первые тяжёлые противолодочные торпеды ВМС США имели небольшие скорости хода, что было вызвано необходимостью снизить влияние ходовой помехи на работу системы самонаведения. Например, скорость торпеды Мк24 всего 12 узлов. У некоторых торпед для сокращения времени поражения цели было две скорости хода. Так, скорость торпеды Мк34 в режиме поиска цели составляла 12 узлов, а в режиме самонаведения — 18 узлов.
Основной противокорабельной торпедой, находящейся на вооружении американских подводных лодок, была до недавнего времени торпеда Мк16, разработанная ещё в первые послевоенные годы. Она предназначена для прицельной стрельбы по надводным кораблям. При атаках конвоев может использоваться прибор маневрирования. В этом случае после прохождения заданного прямолинейного участка пути торпеда описывает циркуляцию радиусом около 270 м влево и вправо. Заряд подрывается контактным и неконтактным взрывателями.
Двигателем торпеды служит турбина, осуществляющая привод гребных винтов через редуктор. В качестве горючего используется спирт, а окислителя — концентрированная перекись водорода, разлагающаяся в специальной каморе с катализатором на кислород и пары воды. В продуктах сгорания отсутствует азот, плохо растворимый в воде и являющийся основной причиной образования демаскирующего следа у воздушных парогазовых торпед. Поэтому след, образуемый торпедой Мк16, слабый и виден только в штилевую погоду.
Типовой и наиболее распространенной на флоте является электрическая противолодочная торпеда Мк37 мод. 0 (калибр 482 мм). Она поступила на вооружение в 1957 году и выпускается промышленностью до настоящего времени. Торпеда имеет активно-пассивную АСН, которая перед выстрелом может устанавливаться на работу как в активном, так и в пассивном режиме. Кроме того, переключение режимов работы производится автоматически в процессе поиска цели. Параметры хода торпеды устанавливаются с помощью системы электрической синхронной передачи непосредственно перед выстрелом.
На рубеже 50—60-х годов в США была разработана телеуправляемая электрическая торпеда Мк37 мод. 1, состоящая на вооружении подводных лодок до настоящего времени. Торпеда снабжена активно-пассивной АСН, управляющей движением торпеды после обнаружения цели. Принятая на вооружение как противолодочная, торпеда Мк37 мод. 1 впоследствии была доработана для стрельбы с подводных лодок также и по надводным кораблям.
В иностранной печати сообщалось об испытаниях усовершенствованной торпеды Мк37, получившей обозначение NT-37C. В процессе модернизации были внесены изменения в её конструкцию, что позволило увеличить скорость и дальность хода, а также улучшить работу АСН.
Среди крупногабаритных торпед специалисты ВМС США выделяют телеуправляемые по проводам торпеды калибров 482 и 533 мм. На вооружении подводных лодок они состоят уже около 15 лет, а на надводные корабли начали поступать со второй половины 60-х годов.
Самая совершенная телеуправляемая торпеда Мк48 создавалась с учётом характеристик как существующих, так и строящихся подводных лодок. Она снабжена системой самонаведения и боевой частью с обычным зарядом. Торпедами этого типа вооружаются подводные лодки и надводные корабли.
В 1964 году фирма «Вестингауз» начала разработку торпеды Мк48 мод. 0. Принятие её на вооружение ожидалось в 1968 году. Однако в ходе работ возникли технические трудности, связанные прежде всего с высокой шумностью торпеды, создающей помехи системе самонаведения. Кроме того, уже в процессе разработки было принято решение создать торпеду в двухцелевом варианте, чтобы использовать её против как подводных лодок, так и надводных кораблей. Все это привело к значительному перерасходу средств и срыву сроков принятия торпеды на вооружение и запуска в серийное производство. Поэтому в 1966 году ВМС США заключили контракт с фирмой «Клевайт» на параллельную разработку торпеды Мк48 мод. 1. В результате проведённых в 1971 году сравнительных испытаний образцов торпеды Мк48 конкурирующих фирм для серийного производства была выбрана торпеда Мк48 мод. 1 (рис. 2), которая начала поступать на флот с 1973 года.
Рис. 2. Американская торпеда типа Мк48 мод. 1
В 1972 голу фирма «Вестингауз» создала телеуправляемую противокорабельную торпеду «Фридом» (калибр 482 мм). Электродвигатель торпеды работает от аккумуляторов, активируемых морской водой. На конечном участке пути предусмотрено программное маневрирование торпеды. Заряд подрывается контактным взрывателем. Эту торпеду планируют продавать ВМС других капиталистических стран.
С принятием на вооружение ВМС США новых образцов торпедного оружия появилась необходимость создать соответствующие учебные базы и улучшить подготовку кадров. В целях боевой подготовки в ВМС США до 1970 года ежегодно делалось в среднем 2200 выстрелов торпедами. Таким образом, важное место в одиночной подготовке кораблей занимают торпедные стрельбы. Возросло количество учебных стрельб, а с ними возросли и потери торпед, стоимость которых составила более 7 млн долларов в год. В целях сокращения потерь при боевой подготовке и сохранения запасов боевых торпед командование ВМС решило в дальнейшем разрабатывать и изготовлять боевые и учебные торпеды раздельно.
Американские торпеды закупаются в США или производятся по лицензиям некоторыми странами НАТО. Так, в ВМС Великобритании используются торпеды Мк37 мод. 0 и 1, Мк44, Мк46, в ВМС Франция и Италии — Мк44.
Торпедное оружие ВМС Великобритании
В ВМС Великобритании на вооружении состоят противокорабельные парогазовые торпеды Мк8, противолодочные электрические торпеды Мк20, Мк23 и Мк24.
Тяжелая противолодочная торпеда Мк20 была принята на вооружение в конце 50 х — начале 60-х годов. Она имеет электрическую энергосиловую установку, пассивную акустическую систему самонаведения и контактный взрыватель. Глубина хода торпеды в режима поиска цели 3—64 м. В начале 70-х годов торпеда прошла модернизацию, в ходе которой была укомплектована устройствами, обеспечивающими электрический ввод исходных данных стрельбы.
Противолодочная торпеда Мк23, разработанная в 1964 году, — первая английская торпеда, управляемая по проводу.
Торпедами Мк24 «Тайгерфиш» (серийное производство началось в 1973 году) воооружены атомные подводные лодки (рис. 3). Она управляется по проводу и оснащена акустической активно-пассивной АСН, контактным и неконтактным взрывателями. Энергосиловая установка состоит из электродвигателя и мощной аккумуляторной батареи и обеспечивает торпеде два режима скорости. В зарубежной печати отмечается, что тактико-технические данные этой торпеды, в частности скорость, дальность и глубина хода, несколько ниже, чем у торпеды Мк48. Торпеда изготовляется в боевом, практическом и учебном вариантах.
Рис. 3. Погрузка торпеды Мк24 «Тайгерфиш» на английскую атомную подводную лодку
В течение ряда лет в Великобритании велась разработка малогабаритной противолодочной торпеды Мк31 для замены американской торпеды Мк44. В 1971 году эти работы были прекращены, а для английского флота закупили в США торпеды Mк46.
Торпедное оружие ВМС Франции
В ВМС Франции подводные лодки вооружаются торпедами Е14, E15 и Z16, которыми можно стрелять с глубин до 150 м.
Торпеды Е14 и Е15 имеют пассивного типа, работающую на частоте 25 кГц. Радиус реагирования системы самонаведения на фрегат, идущий со скоростью 18 узлов, 700 — 800 м. С помощью электромагнитного неконтактного взрывателя осуществляется подрыв боевой части при прохождении торпеды на расстоянии до 4 м под днищем корабля.
Энергосиловая установка состоит из высокооборотного сериесного электродвигателя мощностью 40 кВт (торпеда Е14) и 50 кВт (Е15), а также никель-кадмиевой батареи. Электродвигатель оборудован дополнительным генератором (однофазный ток напряжением 50 В, частотой 400 Гц), обеспечивающим питание ACН, неконтактного взрывателя, электрического гироскопа и других приборов. Разгон гироскопа, привод рулевых машинок и работа предохранительных систем обеспечиваются сжатым воздухом начального давления 250 атм. Включение АСН и приведение в готовность взрывателя происходит по прохождении торпедой первых 350 м после выстрела. В режиме поиска цели торпеда движется по зигзагообразному курсу с отклонениями на 20° вправо и влево от заданного направления.
Торпеда Z16 системы самонаведения не имеет. Она оснащена прибором маневрирования, обеспечивающим синусоидальную траекторию хода, контактным и неконтактным (электромагнитным) взрывателями.
Основной противолодочной торпедой ВМС Франции является самонаводящаяся электрическая торпеда L3. Корпус её изготовлен из лёгких сплавов. Система самонаведения активного типа работает на частоте 35 кГц, радиус реагирования около 600 м. Для повышения точности самонаведения частота следования посылок АСН увеличивается по мере приближения торпеды к цели. При получении первого эхо-сигнала на расстоянии до цели менее 20 м срабатывает неконтактный взрыватель. При этом взрыв заряда происходит с временной задержкой 3—5 с.
Для замены торпеды L3 разработана универсальная (по целям) 533-мм электрическая торпеда L5 с активно-пассивной АСН. Она выпускается в двух вариантах: L5 мод. 1 (1000 кг) для вооружения надводных кораблей и L5 мод. 3 (1300 кг) для подводных лодок. Оба варианта имеют скорость хода до 35 узлов. Торпеда L5 начала поступать на вооружение кораблей в 1973 году.
Самолёты и вертолёты ВМС Франции вооружены торпедой L4 и американской торпедой Мк44. Первая используется также в ПЛУР «Малафон». Калибр этой торпеды 533 мм, вес 540 кг, скорость 30 узлов, она снабжена активной акустической АСН. Зарубежные военно-морские специалисты считают её эффективным оружием против подводных лодок, идущих со скоростью до 20 узлов.
Торпедное оружие ВМС Италии
В итальянском флоте подводные лодки вооружены торпедами G6E для стрельбы по надводным кораблям и противолодочными телеуправляемыми торпедами G6ef «Кангару».
Торпеда G6ef (калибр 533 мм, длина около 6 м) оснащена акустически АСН (рис. 4). Она представляет собой комбинацию торпеды-носителя и боевой части — торпеды Мк44. До сближения с целью торпеда управляется по проводу со стреляющего корабля. Затем по сигналу оператора торпеда Мк44 отделяется от носителя и преследует цель самостоятельно.
Рис. 4. Чертёж итальянской торпеды «Кангару»
В настоящее время разрабатывается универсальная телеуправляемая самонаводящаяся торпеда А-184 (калибр 533 мм). Предполагают вооружить ею подводные лодки и надводные корабли.
Для использования с кораблей, самолётов и вертолётов разрабатывается малогабаритная торпеда А-244 (калибр 324 мм), акустическая система самонаведения которой сможет работать в мелководных районах.
Торпедное оружие ВМС ФРГ
На вооружении ВМС ФРГ состоят парогазовая торпеда G7A и электрическая торпеда G7E, предназначенные для поражения надводных кораблей. После завершения испытаний в 1975 году в ВМС поступила 533-мм телеуправляемая самонаводящаяся торпеда «Сил». Она предназначена в основном для поражения кораблей, но может применяться против подводных лодок, идущих на небольшой глубине. В ближайшем будущем ожидается поступление на корабли флота 533-мм противолодочной торпеды «Зеешланге».
ВМС стран НАТО ассигнуют значительные средства на проведение исследований и разработку торпед различного назначения. Развитие торпедного оружия, как считают зарубежные военные специалисты, идёт в направлении стандартизации и резкого уменьшения числа его типов. Приоритет отдан противолодочным торпедам, хотя в последние годы проводятся работы по созданию и противокорабельных торпед. Определилась тенденция к вооружению подводных лодок и надводных кораблей телеуправляемыми торпедами. К числу разрабатываемых или принятых на вооружение в 70-х годах телеуправляемых торпед относятся NT-37C, «Фридом», Мк48 (США), Мк24 «Тайгерфиш» (Великобритания), «Кангару» (Италия), «Сил», «Зеешланге» (ФРГ).
Продолжаются работы, как сообщает иностранная печать, по созданию противолодочных малогабаритных торпед для вооружения морской авиации, надводных кораблей, а также для использования в качестве боевых частей противолодочных ракет. Такого рода торпеды разрабатываются в Великобритании и Италии. В ВМС США приступили к разработке новой малогабаритной противолодочной торпеды, которая к 1985 году должна заменить торпеду Мк46.
Одно из основных направлений развития торпед, как подчеркивается в зарубежной прессе, увеличение дальности и скорости хода путём применения более совершенных энергосиловых установок и принятия мер по снижению сопротивления движению торпед. Скорость современных торпед (50—60 узлов) имеет тенденцию к дальнейшему росту.
Усовершенствованием электрических энергосиловых установок периода второй мировой войны является создание аккумуляторных батарей, активируемых морской водой. Максимальная мощность батареи этого типа достигает 300 кВт при продолжительности работы 4—10 мин. У серебряно-цинковых батарей, активируемых электролитом, хранящимся в торпеде, более высокие показатели. Так, подобная батарея с биполярными электродами, созданная в 1967 году в США, имела мощность 340 кВт в течение 12 мин работы.
Совершенствование аккумуляторных батарей идет по пути повышения напряжения и плотности разрядного тока, применения новых материалов и электролитов, улучшения конструкции батареи.
В качестве тепловых двигателей в настоящее время используются поршневые машины и турбины. Если мощность торпедной турбины к началу 60-х годов достигала 300 л. с., то сейчас США стремятся увеличить её до 1000 л. с. Особое внимание уделяется уменьшению веса и габаритов турбин и созданию небольших по диаметру высокоскоростных рабочих колес. Совершенствуются и поршневые двигатели. В США и Великобритании разрабатываются новые поршневые двигатели открытого цикла удельной мощностью 10 л. с./кг, а также двигатели замкнутого цикла.
Изыскиваются новые высокоэффективные топлива для тепловых двигателей. Основным объектом исследований являются однокомпонентные и гидрореагирующие топлива. В настоящее время однокомпонентное топливо уже используется в двигателях американских торпед Мк46 и Мк48.
Исследуется возможность снизить сопротивление движению торпед путём впрыскивания растворов различных полимеров в пограничный слой обтекания корпуса торпеды, создания условий искусственно развитой кавитации и т. п. Однако, по мнению зарубежных специалистов, это до сих пор заметных результатов не принесло.
Другое важное направление совершенствования торпед — снижение их шумности, увеличение радиуса реагирования и повышение помехозащищенности акустических систем самонаведения.
Торпедные системы самонаведения (ССН) 60-х годов имели радиус реагирования 600—1400 м при рабочей частоте 30—60 кГц. Ведутся работы по снижению рабочей частоты до 600—900 Гц, что позволило бы увеличить радиус реагирования в два-три раза.
Повышение помехозащищённости ССН достигается уменьшением интенсивности собственных помех торпеды, ослаблением помех па путях проникновения в приемное устройство ССН и применением чисто схемных мер. В США запатентован метод поиска, в процессе которого осуществляется периодическое выключение двигателя торпеды, что снижает уровень собственных шумов и значительно увеличивает дальность обнаружения цели.
Серьёзное внимание уделяется увеличению глубины хода противолодочных торпед путём совершенствования конструкции корпуса и применения новых материалов. По данным зарубежной печати, у первых американских противолодочных торпед глубина хода составляла 120 — 130 м, а в настоящее время около 450 м.
Одновременно с модернизацией торпед развиваются корабельные системы управления стрельбой, торпедные аппараты и вспомогательные системы.
В состав всех современных систем управления стрельбой торпедами, имеющихся на подводных лодках, входят быстродействующие ЭВМ, например: американские системы Мк112 (подводные лодки типов «Скипджек» и «Джордж Вашингтон»), Мк113 (лодки типа «Пермит»), английская система TIOS (лодки типа «Оберон»), норвежская система MSI-70U (лодки типа «Коббен») и шведская система TFCJ (подводные лодки типов А-14 и 43). Все указанные системы обеспечивают стрельбу торпедами одновременно по двум целям и наведение телеуправляемых по проводам торпед.
Торпедные аппараты современных подводных лодок в настоящее время также достигли высокой степени совершенства и представляют собой сложные технические устройства с автоматизированными системами обслуживания, выстреливания и перезарядки.