В 1964—1967 годах в вооружённых силах Канады была проведена реорганизация, в результате которой были упразднены сухопутные войска, ВВС и ВМС как виды вооружённых сил и созданы шесть командований: мобильное, военно-морское, ПВО, учебное, транспортно-авиационное, связи.
Военно-морское командование (штаб в Галифакс) включает силы флота, морскую авиацию и обслуживающие их части, базирующиеся на Атлантическом и Тихоокеанском побережьях (см. схему). Как сообщалось в зарубежной печати, основными задачами, которые призвано решать это командование, являются:
- борьба с подводными лодками противника;
- обеспечение морских перевозок;
- организация поисково-спасательных операций в прибрежных районах страны.
Организация военно-морского командования
Военно-морское командование возглавляет командующий. Он непосредственно управляет силами флота на Атлантике, а силами флота на Тихом океане — через своего заместителя, штаб которого расположен в Эскуаймолт.
По данным иностранной прессы, в настоящее время военно-морское командование Канады насчитывает около 80 боевых кораблей и вспомогательных судов, в их числе: три подводные лодки, четыре эскадренных миноносца, 14 фрегатов и несколько тральщиков. Морская авиация имеет примерно 70 боевых самолётов и противолодочных вертолётов. Численность личного состава командования около 14 500 человек.
В организационном отношении корабельные силы на Атлантике (основу их составляют три подводные лодки, четыре эскадренных миноносца, восемь фрегатов) сведены в Атлантическую флотилию, которая состоит из эскортных эскадр (по три-четыре корабля в каждой), эскадры подводных лодок, эскадры тральщиков (четыре единицы) и групп вспомогательных судов. На Тихом океане находятся две эскортные эскадры (шесть фрегатов), группы тральщиков и вспомогательных судов.
В составе морской авиации имеется эскадрилья противолодочных самолётов «Треккер» (13 единиц), четыре эскадрильи патрульных самолётов «Аргус» (32) и две эскадрильи противолодочных вертолётов «Си Кинг» (24). По сообщению зарубежной прессы, эта авиация введена в состав интегрированного авиационного командования за исключением эскадрильи противолодочных вертолётов, которые предназначены для использования с эскадренных миноносцев и фрегатов.
Основные базы и аэродромы военно-морского командования: на Атлантическом побережье — Галифакс (ГВМБ), Шируотер, Гринвуд и Саммерсайд, на Тихоокеанском — Эскуаймолт (БМБ) и Комокс.
Как свидетельствуют сообщения иностранной печати, Канада наряду с устаревшими кораблями располагает и современными, оснащёнными новыми видами оружия и радиоэлектронных средств.
Подводные лодки типа «Оберон» (три единицы) построены в Великобритании в 1965—1968 годах. Их надводное водоизмещение 2060 т, подводное 2120 т; длина 90 м, ширина 8,1 м, осадка 5,5 м; надводная скорость хода 12 узлов, подводная 17 узлов; вооружение: восемь 533 мм торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых). Экипаж 65 человек, в том числе семь офицеров.
В иностранной печати сообщалось что в мирное время канадские подводные лодки используются главным образом для обеспечения противолодочной подготовки флота, они вполне боеготовы для участия в боевых действиях в случае возникновения войны.
Эскадренные миноносцы типа «Ирокез» построены на канадских судостроительных верфях с 1969 по 1973 год. Все они имеют водоизмещение 4200 т; длину 129,8 м, ширину 15,2 м, осадку 4,4 м; наибольшую скорость хода около 30 узлов. Корабли оснащены двумя противолодочными вертолётами, а также средствами ПВО и оказания огневой поддержки морским десантам при высадке и действиях на берегу.
Фрегаты — наиболее многочисленный класс кораблей канадского флота. Большинство из них канадской постройки 1956—1964 годов. Их полное водоизмещение 2800 — 3000 т, максимальная скорость хода 28—30 узлов. Все они имеют противолодочные вертолёты «Си Кинг», системы ПЛУРО «Асрок» или бомбометы «Лимбо», а также 76-мм артиллерийские установки. Эти корабли, кроме борьбы с подводными лодками противника, способны выполнять и другие задачи, в том числе вести разведку и оказывать артиллерийскою поддержку сухопутным войскам в прибрежных районах.
Канадский флот имеет несколько тральщиков, сторожевых катеров, противолодочный катер на подводных крыльях, океанографические суда, плавучие базы, транспорты снабжения, танкеры, а также сторожевые катера полицейской службы.
В составе министерства транспорта Канады имеется береговая охрана, в которую входят примерно 140 различных катеров и судов, в том числе 20 ледоколов, а также около 30 транспортных самолётов и вертолётов. Все они составляют резерв ВМС.
Ремонт и материально-техническое обеспечение кораблей флота производится непосредственно на судостроительных верфях в Галифаксе и Эскуаймолте. В Галифаксе находятся также учебные заведения для подготовки рядовых, унтер-офицеров и офицеров флота. Подготовка личного состава военно-морской авиации производится на авиабазах Шируотер (близ Галифакс), Гринвуд, Сэммерсайд и Комокс.
Как сообщает иностранная печать, боевая подготовка канадского флота направлена в основном на отработку перечисленных выше задач как по национальным планам, так и совместно с ВМС США. Корабли Атлантической флотилии Канады активно привлекаются к учениям объединенных ВМС НАТО на Атлантике.
Командующий военно-морского командования одновременно возглавляет объединенные ВМС НАТО в Канадском районе, который входит в зону ответственности главного командования объединении вооружённых сил НАТО в Западной Атлантике. Основу этих объединенных ВМС составляют противолодочные корабли, подводные лодки и базовая патрульная авиация ВМС США и Канады.
По мнению зарубежных специалистов, характер и направленность боевой подготовки сил и средств военно-морского командования свидетельствуют о том, что флот Канады обладает значительными оперативными возможностями по борьбе с подводными лодками.