В агрессивных замыслах милитаристских кругов и значительная роль отводится Италии, занимающей выгодное стратегическое положение в бассейне Средиземного моря. Внимание империалистов к этой стране особенно усилилось за последнее время в связи со сложностями, возникшими в отношениях между Грецией и Турцией из-за Кипра. Командования вооружённых сил США и НАТО, опасаясь за свои военные базы, находящиеся в этих странах, пытаются подобрать запасные варианты их размещения в Италии, территория которой считается важным плацдармом для подготовки нападения на социалистические страны и установления господства империализма в Африке и на Ближнем Востоке.

Среди стран — участниц НАТО в Южной Европе содержит весьма крупные вооружённые силы, насчитывающие более 400 тыс. человек. Кроме того, она располагает мобилизационными ресурсами, позволяющими в случае необходимости развернуть многомиллионную армию. Большая часть вооружённых сил Италии входит в состав объединённых вооружённых сил НАТО в Южной Европе.

В соответствии с программами инфраструктуры НАТО на территории страны, по сведениям иностранной печати, создана достаточно развитая аэродромная сеть, модернизируются и расширяются военно-морские базы, развернута сеть пунктов управления войсками и автоматизированная система управления силами и средствами ПВО блока «Нейдж», создан значительный складской фонд, построена сеть трубопроводов для снабжения войск НАТО горючим и т. д. (рис. 1). По национальным планам инфраструктуры строятся и расширяются порты, аэродромы, учебные полигоны и казармы, развиваются и совершенствуются пути сообщения, средства связи и другие объекты.

Основные элементы инфраструктуры Италии
Рис. 1. Основные элементы инфраструктуры Италии

Аэродромная сеть Италии

На территории Италии, по сведениям иностранной печати, более 120 аэродромов, расположенных в основном в северной и центральной частях страны. Наиболее крупные аэродромы, пригодные для базирования тактической авиации и авиации ПВО, находятся в районах Виченца, Удине Верона, Пиза, Милан, Рим, Неаполь, Бриндизи и на о-вах Сицилия и Сардиния. Часть крупных аэродромов (Авиано и другие) передана, как об этом сообщалось в итальянской печати, в распоряжение объединённых ВВС НАТО и США.

Гражданские аэродромы (аэропорты), по мнению иностранных специалистов, имеют низкую пропускную способность и устаревшее оборудование. Вместо расположенных близко один от другого аэропортов Венеция, Тревизо, Линате и Мальпенса (оба в Милане), Бергамо, Болонья, Форли, Римини и другие предлагалось построить несколько крупных аэропортов. Этот вопрос обсуждался в правительственных органах, однако положительного решения не было принято, так как строительство современных крупных аэропортов требует значительных капиталовложений.

В настоящее время мероприятия по улучшению аэродромной сети направлены главным образом на модернизацию существующих и строительство новых, в основном гражданских аэропортов. Их количество планируется довести до 45: два — межконтинентального значения (Рим, Милан), 21 — международного и 22 национального и областного значения. Намечается строительство новых аэропортов в окрестностях городов Флоренция, Неаполь, Агридженто (Сицилия). Итальянские специалисты полагают, что указанная сеть аэропортов обеспечит потребности гражданской авиации до 1980 года.

В итальянской печати отмечаются серьезные недостатки в службе обеспечения полётов, которая включена в систему ПВО и работает преимущественно в интересах военной авиации.

Командование НАТО считает, как сообщает иностранная печать, что аэродромная сеть страны в целом удовлетворяет потребности существующей группировки объединённых и национальных ВВС может принимать самолёты для усиления находящихся в Италии американских ВВС.

Военно-морские базы и порты Италии

К основным военно-морским базам Италии относятся: Таранто (главная ВМБ), Неаполь, Специя, Мессина, Анкона, Бриндизи, Аугуста, Кальяри (о. Сардиния). Для базирования ВМС используются также порты Генуя, Венеция, Гаэта, Маддалена и другие. На ВМВ Аугуста, Неаполь, Ливорно и порт Бриндизи базируются корабли 6-го флота США, его основная база — Неаполь. В порту Маддалена базируются подводные лодки США. Важнейшими базами снабжения американских ВМС являются порты Аугуста, Ливорно, Бриндизи и Кальяри.

Наиболее крупными портами считаются: Генуя, Аугуста, Триест, Кальяри, Венеция, Таранто, Неаполь, Савона, Специя, Равенна, Ливорно (рис. 2), Порто-Торрес, Джела, Анкона (рис. 3) и Бари. Кроме оборудованных баз и портов, имеется большое количество второстепенных портов и якорных стоянок, которые могут быть использованы для рассредоточенного базирования ВМС.

Общий вид порта Ливорно
Рис. 2. Общий вид порта Ливорно

Несмотря на рост грузооборота портов Италии, их пропускная способность, по оценке иностранных специалистов, осталась на уровне довоенной (за исключением нескольких крупных и заново построеных портов), что вызывает длительный простой судов на рейдах.

По оценке командования НАТО, сеть ВМБ и портов в Италии позволяет обеспечить манёвр группировки национальных и американских ВМС и производить снабжение и ремонт кораблей различных классов.

Общий вид порта Анкона
Рис. 3. Общий вид порта Анкона

Для улучшения условий базирования ВМС военно-морские порты постоянно совершенствуются, расширяется причальный фронт, увеличиваются судоремонтные возможности, производятся дноуглубительные работы в гаванях и на фарватерах, модернизируется портовое оборудование, проводятся мероприятия по повышению живучести кораблей в условиях применения ядерного оружия и другие работы.

Позиции ЗУР Италии

Батареи ЗУР, размещенные на стационарных позициях, обеспечивают, по сведениям итальянской печати, прикрытие основной группировки войск и ВВС, а также важных обьектов в северных районах страны. Противовоздушная оборона территории Италии включена в Южную зону объединённой системы ПВО НАТО в Европе, в частности в район ПВО 5-го объединённого тактического авиационного командования (штаб в Виченца). Силы и средства ПВО района включают истребительные эскадрильи и дивизионы ЗУР и .

Пункты управления и сеть связи в Италии

В Италии находится командный пункт дня руководства объединёнными вооружёнными силами НАТО на Южно-Европейском ТВД и КП объединённых ВВС, которые расположены в районе Неаполя. В Вероне размещён пункт управления объединёнными сухопутными войсками НАТО, дислоцирующимися в пределах этого ТВД.

Основным средством управления поисками является система тропосферной связи НАТО , с помощью которой осуществляется связь штаба объединённых вооружённых сил НАТО в Европе с министерством обороны Италии и оперативным центром управления и оповещения района ПВО. Эта система представляет собой многоканальную комплексную сеть, состоящую из радиорелейных и тропосферных станций.

По сообщениям западноевропейской печати, на территории страны строятся станции для обеспечения связи через искусственные спутники Земли (в общей системе связи НАТО в Европе).

В Италии создана развитая телефонно-телеграфная сеть связи, осуществляемая по воздушным, подземным и подводным кабелям, а также по радиорелейным линиям. Узлы связи, как правило, расположены в больших городах, что, по мнению иностранных военных специалистов, повышает уязвимость всей системы в целом.

Пути сообщения и транспорт Италии

Пути сообщения и транспорт совершенствуются главным образом по национальным планам, и только военные трубопроводы построены и модернизируются по программам инфраструктуры НАТО.

Территории Италии покрыта густой сетью автомобильных и железных дорог. Важную роль во внешних и внутренних (каботажных) перевозках грузов и пассажиров играет морской торговый транспорт.

Автомобильные дороги Италии

Общая протяжённость автомагистралей Италии свыше 288 тыс. км, 93% имеют твёрдое покрытие. К настоящему времени построено более 5 тыс. км современных автомагистралей. Автомагистрали и дороги первого и второго классов составляют более половины всех автомобильных дорог. Дорожная сеть на территории страны развита неравномерно. Наибольшее количество дорог сооружено в северной части страны (около 3 тыс. км автомагистралей).

Большое значение уделяется строительству автомагистралей, которые идут с севера на юг вдоль тирренского (магистраль «Солнце») и адриатического (магистраль «Адриатика») побережий. Они связывают крупнейшие города Северной Италии с городами Неаполь и Бари, находящимися в южной части страны, и служат также сквозными маршрутами в другие страны Западной Европы.

Основными автомагистралями в стране являются: Милан — Флоренция — Рим — Неаполь — Реджо-ди-Калабрия — Мессина — Катания — Палермо; Падуя — Болонья — Римини — Бари; Турин — Милан — Верона — Падуя — Триест; Сан-Бернардский тоннель — Аоста — Турин; Вентимилья — Генуя — Ливорно.

Пропускная способность автомагистралей, по официальным статистическим данным, 28—34 тыс. автомобилей в сутки. Сложный рельеф местности (4/5 территории страны занимают горы и возвышенности) вызывает необходимость в большом количестве искусственных сооружений при строительстве дорог. Так, на автомагистрали «Адриатика» протяженностью 635 км построено 34 тоннеля (19 км), 119 крупных мостов и виадуков (35 км), 1200 небольших мостов и путепроводов. Искусственные сооружения встречаются практически через каждые 500 м.

В настоящее время государственные дороги основных направлении коммерческого движения реконструируются: спрямляются и расширяются узкие места, прокладываются новые тоннели и другие инженерные сооружения.

В Италии проложено более 6500 км европейских дорог класса «Е» и только 3200 км этих дорог, по мнению иностранных специалистов, удовлетворяют установленным для них стандартам.

В транспортных связях Италии со странами Центральной Европы важное место занимают Сан-Бернардский и Монбланский тоннели, которые обеспечивают грузовые и пассажирские перевозки в течение всего года. Большой Сан-Бернардский тоннель имеет длину 5850 м, ширину 9,5 м и высоту 4,5 м, расчётная пропускная способность его, по данным итальянской печати, 9 — 11 тыс. автомобилей в сутки. Длина тоннеля под горой Монблан 11 600 м, ширина проезжей части 7 м, высота 4,5 м. Скорость движения машин в нём 60—70 км/ч. Суточная расчётная пропускная способность 10 — 14 тыс. автомобилей.

На долю автомобильного транспорта Италии приходится около 80% всех внутренних грузовых перевозок страны. Автомобильный парк насчитывает около 15 млн. автомобилей, из них свыше 1 млн. — грузовые.

Железнодорожный транспорт Италии

Железнодорожный транспорт Италии, по признанию итальянской печати, переживает кризисное состояние. Сеть железных дорог (протяженность около 20 тыс. км) за послевоенный период почти не возросла. Активно используется лишь 13% её протяженности, грузооборот падает.

По плотности сети железных дорог (5,4 км на 100 кв.км) Италия уступает многим странам Европы. По степени же электрификации железных дорог (около 50%) она занимает третье место в капиталистическом мире после Швейцарии и Швеции.

Значительная часть дорог проходит по долинам и в прибрежных районах. Профиль и план их довольно сложны: уклоны на некоторых участках достигают 0,025, радиусы кривых не более 350 м.

В северные районы страны выводят три фронтальные двухпутные электрифицированные дороги: Турин — Болонья — Римини — Бриндизи; Турин — Рим — Реджо-ди-Калабрия; Бальцано — Верона — Болонья. Они пересекаются рокадной электрифицированной дорогой Турин — Милан — Верона — Триест.

Альпы пересекают несколько важнейших линий: Верона — Инсбрук (Австрия), Милан — Лозанна (Швейцария), Турин — Леон (). Между Апеннинским п-овом и о. Сицилия действует железнодорожная паромная переправа.

На железных дорогах имеется значительное количество инженерных сооружений, в том числе более 40 тыс. мостов и виадуков, около 2 тыс. тоннелей.

Наиболее крупными железнодорожными узлами считаются Милан, Турин, Генуя, Ворона, Рим, Неаполь, Болонья. Крупные сортировочные станции находятся в городах Милан, Венеция, Болонья, Рим, Турин, Генуя и Мессина.

Подвижный состав государственных железных дорог включает около 750 паровозов, 1030 тепловозов, 1836 электровозов, а также более 127 тыс. вагонов, из которых 113,3 тыс. грузовых.

Морской транспорт Италии

Морской транспорт имеет большое значение как для экономики страны, так и для переброски войск и грузов с других континентов. Морским транспортом доставляется до 90% импортируемого минерального сырья и вывозится большая часть экспортируемой промышленной продукции. Грузооборот итальянских портов составляет более 300 млн. т в год, из них около 250 млн. приходится на импортные и экспортные грузы. Грузооборот каждого из 15 крупнейших портов страны превышает 5 млн. т. Важнейшие порты — Генуя (грузооборот более 50 млн. т), Венеция, Неаполь, а также грузовые порты Аугуста, Таранто, Специя.

В 1975 году в состав морского торгового флота Италии входили 1027 судов суммарной вместимостью 9,1 млн. бр.-рег т.

Воздушный транспорт Италии

Воздушный транспорт представлен государственной авиатранспортной компанией «Алиталия», трассы которой идут в большинство капиталистических стран, и рядом сравнительно небольших внутренних авиационных и вертолётных компаний, совершающих рейсы между крупнейшими городами и островами страны, а также в страны Западной Европы, Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Общая грузовая вместимость самолётов более 440 т.

На 32 действующих аэропорта приходится около 8% движения авиатранспорта капиталистических стран Европы, при этом на 14 крупнейших аэропортов — 92,5% всех взлётов и посадок транспортных самолётов.

Командование итальянских вооружённых сил планирует в случае войны использовать воздушный транспорт главным образом для переброски войск и малогабаритных срочных грузов на большие расстояния.

Трубопроводный транспорт Италии

Проложенный в Италии трубопровод НАТО начинается в районе Специи, пересекает Апеннинский п-ов и двумя трассами идет в направлении Виченцы и Равенны.

Кроме военного трубопровода, в стране построены нефтепроводы для перекачки нефти от портов погрузки и месторождений нефти к нефтеперерабатывающим заводам. Общая протяженность нефтепроводов составляет 1875 км, к важнейшим относятся: Трансальпийский (Триест — Ингольштадт) и Центрально-Европейский (Генуя — Феррара — Ингольштадт). Сеть газопроводов достигает 8 тыс. км. Большинство трубопроводов сконцентрировано преимущественно на севере страны.

На территории Италии, по сведениям зарубежной печати, создана развитая система складирования. Построено значительное количество складов, подготовлены запасы вооружения, боевой техники, горючего, боеприпасов, продовольствия и других материально-технических средств.

Милитаристские круги США и НАТО, разрабатывая планы новой агрессивной войны, главное внимание уделяют тем элементам инфраструктуры, которые создают благоприятные условия для быстрого развёртывания и сосредоточения на избранных направлениях всех видов вооружённых сил, для ведения ими высокоманёвренных, активных боевых действии и их бесперебойного материально-технического обеспечения.

Добавить комментарий