Республика Исландия вследствие своего исключительно выгодного географического положения на Атлантике (на морских и воздушных путях между Америкой и Европой) занимает важное место в военно-стратегических планах и . Её территория включена в зону стратегического командования блока на Атлантике.

Исландия рассматривается в качестве удобного плацдарма для подготовки и проведения боевых операций против стран социалистического содружества. Страна не имеет собственных вооружённых сил. Однако на её территории созданы военная база США и другие объекты, а также размещены американские войска. По сведениям иностранном печати, на складах американской базы в Кефлавике хранится атомное оружие.

Географические условия Исландии

Исландия расположена на одноимённом острове в северной части Атлатического океана (рис. 1). Вместе с небольшими прибрежными островами площадь страны составляет 103 тыс. кв. км. Протяжённость острова с севера на юг около 300 км, с запада на восток 500 км. Северное побережье Исландии омывается Гренландским морем, южное и западное — Атлантическим океаном, восточный берег — водами Норвежского моря. Остров отстоит от Североамериканского континента (п-ов Лабрадор) на 1750 км, от Скандинавского п-ова () на 970 км, от Великобритании — свыше 800 км.

Основные элементы инфраструктуры Исландии
Рис. 1. Основные элементы инфраструктуры Исландии

Исландия — гористая страна: около 60% её территории расположено на высоте более 400 м над уровнем моря. Значительная часть страны покрыта горами вулканического происхождения, некоторые из них достигают высоты 2000 м. Высшая точка — вулкан Хваннадальсхнукур (2119 м) на юго-востоке острова.

Свыше 11% территории страны покрыто ледниками, крупнейшие из которых находятся в её центральной и южной частях. Обширные лавовые поля, мощные ледниковые покрытия, многочисленные долины делают внутреннюю часть острова пустынной и труднодоступной. Низменности и равнины занимают всего 7% территории. Они расположены преимущественно на юге в устьях рек Хвитау и Тьоурсау и на западе в районе Фокса-фьорд.

Исландия покрыта густой сетью озёр и рек с множеством порогов и водопадов. Большинство рек полноводны и отличаются быстрым течением. Они совершенно не пригодны для судоходства, но обладают значительными запасами гидроэнергии (4,5 млн. кВт).

Береговая линия острова протяжённостью около 6 тыс. км сильно изрезана. Западные, северо-западные и северные берега страны высокие и скалистые, с глубокими фьордами и бухтами, многие из которых представляют удобные естественные гавани для укрытой стоянки кораблей. Южный берег Исландии в основном низменный, равнинный, с многочисленными отмелями, представляющими опасность для судоходства. Здесь почти нет естественных гаваней.

Остров окаймлён обширным шельфом, ширина которого местами достигает 100 км при глубине моря 200—1200 м. Море у берегов не замерзает.

Климат Исландии субполярный, океанический, благодаря тёплому атлантическому течению (Ирмингера) и холодному восточно-исландскому течению зимой сравнительно тёплый, а летом довольно холодный.

Средняя температура февраля (самого холодного месяца) колеблется от —3° до +2°, июля — от 7° до 12°. Из-за частых циклонов на острове происходят резкие изменения погоды. Во все времена года выпадают осадки в виде дождя и снега (число дней с осадками достигает 300), максимальное количество осадков (2500 мм) выпадает на юго-востоке страны. Большая часть их приходится на осенние месяцы. В этот период также часто дуют шквальные ветры, которые в прибрежных водах создают значительную опасность для судоходства. В центральных районах нередко бывают пыльные бури, которые несут огромные массы вулканической пыли и песка. В течение всего года преобладает значительная облачность, в среднем в году бывает не более 30 ясных и безоблачных дней.

Почвенно-растительный покров беден. В прибрежных низменностях преобладают торфянисто-подзолистые почвы, а в остальных районах — вулканические арктические. На более 2/3 территории страны почти нет растительного покрова, а на остальной части преобладают мохо-лишайниковые покрытия. Лишь на склонах гор и в долинах встречаются незначительные массивы низкорослых лесов, составляющие 0,5% территории. В долинах рек и озёр имеются заболоченные луга.

В прибрежных водах Исландии водится около 150 видов рыб, из которых 15 видов имеют промысловое значение.

Население и государственное устройство Исландии

Численность населения на январь 1975 года составляла 212 тыс. человек. По естественному приросту населения Исландия занимает одно из первых мест среди западноевропейских стран (20 человек на 1000 жителей). Население размещено неравномерно: около 60% проживает на юго-западе (здесь плотность населения 12 человек на 1 кв. км., в остальных районах 9 человек на 1 кв. км.), а центральные районы, составляющие 3/4 всей территории безлюдны.

Более половины населения проживает в городах, из которых наиболее крупный — Рейкьявик.

Рейкьявик — столица страны (98 тыс. человек). Это политический, экономический и культурный центр Исландии, её главный транспортный узел. Здесь сосредоточены все правительственные, основные научные и культурные учреждения: парламент, министерства, а также университет, четыре колледжа, техническое, мореходное, педагогическое и торговое училища, радио- и телецентр, музеи, театры, картинная галерея, библиотеки. В Рейкьявике размещены машиностроительные, текстильные, кожевенно-обувные, деревообрабатывающие предприятия. Большинство предприятий связано с рыбным хозяйством (судоверфи, рыбоперерабатывающий заводы, холодильники и т д.).

Северное побережье Исландии является густонаселённым районом. Здесь расположен второй по величине город страны Акурейри — важный административный и промышленный центр (10 тыс. жителей).

Основные типы населённых пунктов сельской местности — небольшие хутора и отдельные фермерские дворы.

Национальный состав населения однороден: 99% исландцев и только 1% датчан, норвежцев и немцев.

Государственный язык — исландский, государственная религия — лютеранская.

По своему государственному устройству Исландия — буржуазная республика (провозглашена 17 июня 1914 года).

Законодательная власть в стране принадлежит парламенту (альтингу) и президенту, который избирается на четыре года.

Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым из представителей политических партий, имеющих большинство в парламенте. В настоящее время правительство состоит из партии независимости и прогрессивной партии.

В 1971 году в Исландии были проведены внеочередные выборы. В результате их места в альтинге получили представители всех основных партий страны: партия независимости (консервативная) — 25 мест, прогрессивная партия (фермерская) — 17, народный союз (возглавляет борьбу за права трудящихся) — 11, социал-демократическая партия Исландии (СДПИ) — 5 мест, организация свободомыслящих и левых (ОСЛ) — 2. Альтннг состоит из 60 депутатов, избираемых на четыре года.

В административном отношении страна делится на 23 округа с 215 сельскими коммунами. Столица и 14 других городов имеют свои местные органы у правления, не подчинённые округам.

Экономика Исландии

Исландия — высокоразвитая аграрно-индустриальная страна. Основные отрасли экономики — рыболовство и рыбообрабатывающая промышленность. По общему улову рыбы Исландия занимает восьмое место в мире, а в расчёте на душу населения (более 6 т.) — первое. Рыба и рыбопродукты составляют 1/3 валовой продукции страны и 95% стоимости всего экспорта (второе место в Западной Европе после Норвегии).

На базе крупных водных и геотермальных ресурсов успешно развивается топливно-энергетическая промышленность. Общая мощность всех гидроэлектростанций достигает 200 тыс. кВт. В 1972 году введён в строй алюминиевый завод в Стрёумсвик (годовая мощность 77 тыс. т алюминия). Имеются небольшие судостроительные, цементные, азотно-туковые и текстильные предприятия. В промышленности занято около 40% самодеятельного населения.

Основной экономический район Исландии — Рейкьявик и его города-спутники Коупавогур, Хабнарфьордур и Акранес. Здесь сосредоточена также 1/3 тоннажа рыбопромыслового и торгового флота.

На базе использования геотермальных источников значительное развитие получило парниковое и тепличное хозяйство.

Недра Исландии бедны полезными ископаемыми. В небольших количествах добывается сера, исландский шпат, болотная руда, перлит, диатомит и бурый уголь. Кроме того, встречаются месторождении различных строительных материалов (базальтовый шлак, известняк, гравий, липаритовая пемза и другие).

Отсутствие сырьевых ресурсов определило большую зависимость Исландии от внешнего рынка. По внешнеторговому обороту на душу населения она занимает первое место в Европе. Страна ввозит промышленные оборудование, горючее, суда, зерно и т. д. Более 70% экспорта и 50% импорта приходится на страны «Общего рынка».

За последние годы наблюдается значительный рост торгово-экономических связей с США (за 1971 — 1974 годы американо-исландский товарооборот возрос более чем в четыре раза). Это оказывает, как отмечает иностранная печать, существенное влияние на усиление политической и экономической зависимости Исландии от Соединённых Штатов.

Транспорт и связь Исландии

Транспорт Исландии представлен всеми видами, кроме железнодорожного. В силу особенностей географического положения страны и природных условий наибольшее развитие получил морской транспорт, используемый как для внутренних, так и для внешних перевозок. Исландский флот насчитывает около 700 судов общим тоннажем более 80 тыс. бр.-рег. т. Почти все суда недавней постройки (10—15 лет). Более половины состава рыбопромыслового и торгового флота принадлежит частной компании «Эймскипафелаг Исландс» и федерации исландских профсоюзов «Самбанд исленекра самвиниуфелаги». Они контролируют около 80% внешнеторговых перевозок исландского флота.

Исландия связана постоянными грузопассажирскими линиями с портами США, Великобритании и стран Северо-Западной Европы. Поддерживаются также морские сообщения с государствами Африки, Южной Америки и Средиземноморья.

Морской транспорт хорошо обеспечен удобными портами и портовыми стоянками. В настоящее время более 45 портов и портовых стоянок могут принимать суда с осадкой до 5 м (независимо от приливов) и около 20 стоянок — суда с осадкой до 3 м. Однако, как отмечают иностранные специалисты, порты и стоянки размещены неравномерно. Особенно мало их на юго-восточном побережье, где нет удобных мест для их сооружения.

Главный порт страны, через который проходит большая часть внешнеторгового и каботажного грузооборота (80—85%), — Рейкьявик. Его естественная гавань считается лучшей в южной части острова и наиболее выгодно расположена по отношению к морским торговым путям. Порт имеет несколько причалов общей длиной свыше 3 тыс. м (глубина гавани у причалов более 5 м). Здесь находятся судоверфь, нефтехранилища, ремонтные мастерские, склады, холодильник и элеватор.

В последние годы проведены значительные работы по модернизации и расширению порта, что позволило принимать одновременно более 30 рыболовных и сухогрузных судов малого тоннажаю

Важное значение в судоходстве Исландии имеет порт Акурейри, расположенный на севере страны, в заливе Ейяфьордур. Он может принимать суда с осадкой до 5 м. Здесь построены нефтехранилища, склады, холодильник, ремонтные мастерские и судоверфь. Акурейри является также центром судостроительной промышленности. На его верфях строятся суда водоизмещением до 2 тыс. бр.-рег. т.

Важное значение имеют также порты Хабнарфьордур, Исафьордур, Стрёумсвик, Нескейпстадур, Сиглуфьордур и Вестманаэйяр.

В годы второй мировой войны Соединённые Штаты создали на берегу глубоководного залива Хваль-фьорд военно-морскую базу. Здесь построены пирс длиной 260 м, складские помещения, нефте- и водохранилища и другие портовые сооружения. В 1962 году в Хваль-фьорд заходила американская подводная лодка «Наутилус». В настоящее время здесь находится пункт базирования, куда заходят во время учений для пополнения запасов топлива и воды корабли американских ВМС.

Морской транспорт обслуживают 115 маяков, построенных на берегах Исландии и прилегающих островах.

Вследствие сложных условий рельефа и сурового климата наземные виды транспорта развиты слабо. Шоссейные и улучшенные грунтовые дороги были построены в основном в годы второй мировой войны и в послевоенное время. Сейчас почти все районы страны связаны автогужевыми дорогами. Общая протяжённость их около 11,5 тыс. км. Однако только на одной дороге (50 км), связывающей Рейкьявик с Кефлавиком, бетонное покрытие, а остальные имеют щебёночное (из базальтового шлака) или гравийное покрытие. Ширина проезжей части редко превышает 4—6 м, и для разъезда встречных машин через определённые интервалы устроены расширенные участки. На дорогах имеется более 700 мостов длиной 10—300 м и грузоподъёмностью до 9 т (рис. 2). Большая часть их не приспособлена для двустороннего движения, их ширина редко превышает 4 м.

Мост на одной из дорог ИсландииРис. 2. Мост на одной из дорог Исландии

К наиболее крупным мостам, имеющим важное транспортное значение, относятся мосты через р. Лагарфльоут у г. Эйильстадир (длина 301 м) и другие мосты (более 200 м) на кольцевой автомобильной дороге. Основу дорожной сети составляет кольцевая дорога Рейкьявик — Боргаонес — Блендуос — Акурейри — Эгильсстадир — Хёби — Скафтафедль — Сельфосс протяжённостью свыше 1500 км (рис. 3). На востоке страны в районе равнины Скейдараусандур имеется 30-км участок, непреодолимый для обычного автотранспорта из-за многочисленных протоков и блуждающих ледниковых рек. От основной кольцевой дороги отходят ответвления к прибрежным поселениям. Обширные внутренние районы Исландии не имеют дорог, кроме вьючных троп.

Участок кольцевой дороги на севере ИсландииРис. 3. Участок кольцевой дороги на севере Исландии

По сообщениям исландской печати, дальнейшее расширение дорожной сети на ближайшее будущее не предусматривается. На развитие наземною транспорта ежегодно выделяется до 15% бюджета страны. В настоящее время главное внимание уделяется реконструкции существующих дорог.

Автомобильный парк насчитывает около 50 тыс. автомобилей, из которых более 60% сосредоточено в Рейкьявике.

В послевоенные годы возросло значение воздушного транспорта. Он осуществляет как внутренние, так и международные перевозки. Воздушное сообщение на внутренних линиях поддерживается между 20 пунктами страны.

Регулярными воздушными рейсами Исландия связана с Данией, Великобританией, Норвегией и Швецией. Здесь проходят международные авиалинии, связывающие Европу с Северной и Южной Америкой.

В стране имеется свыше 50 аэродромов и посадочных площадок с ВПП длиной 200—3500 м. Крупными аэродромами являются Кефлавик, Рейкьявик, Акурейри, Эгильсстадир и Хабнарфьордур (два первых могут принимать современные реактивные самолеты).

Телефонная связь охватывает почти все населённые пункты, которые включены в национальную систему связи. Более 70% телефонных станций автоматические. В стране действуют 25 радиотелефонных станций, радиотелевизионный центр.

Подводный кабель через Сейдисфьордур связывает Исландию с Бёрвиком на Шетландских о-вах. Установлена радиотелефонная связь Рейкьявика с Нью-Йорком, Лондоном, Копенгагеном, Осло, Стокгольмом.

Американские войска в Исландии

Выгодное географическое положение Исландии на воздушных и морских путях из Европы в Америку с давних пор привлекало внимание империалистических государств. В начале второй мировой войны в Исландии находились части английских войск, а к концу 1941 года было высажено свыше 40 тыс. американских военнослужащих. По планам командования США здесь развернулись значительные работы по созданию военных объектов дня обеспечения деятельности военно-морских сил США в Северной Атлантике. Помимо модернизации аэродрома Кефлавик, были проведены большие работы по созданию объектов связи, расширению и модернизации некоторых портов. Вскоре в руках американских промышленных компаний были сосредоточены основные рычаги во внешней торговле Исландии с другими странами, в обеспечении страны необходимыми товарами и оборудованием.

Оккупация острова войсками США и экономическая экспансия американских магнатов сыграли важную роль в дальнейшем усилении влияния Соединённых Штатов в Исландии и втягивании её в НАТО. Став в 1949 году членом агрессивного Североатлантического блока, Исландия попала в ещё большую политическую и экономическую зависимость от Соединённых Штатов. В 1951 году ей было навязано «Соглашение об обороне между Исландией и США». Это соглашение предусматривало, что Соединённые Штаты организуют «оборону» Исландии и для этой цели получат в своё распоряжение необходимую территорию, создадут военные объекты и будут иметь право их использовать без какой-либо материальной компенсации.

Американское военное командование сразу же приступило к расширению аэродрома Кефлавик и строительству радиостанций, радионавигационных и других военных объектов, а подразделения американских войск были размещены в различных пунктах страны (Кефлавик, Сандур, о-ва Флатей, Гримсей и другие).

Прогрессивные силы Исландии выступили за вывод американских войск с острова, в стране развернулось антиамериканское движение.

В 1956 году исландский парламент принял решение о пересмотре «Соглашения об обороне» и выводе американских войск из страны. Однако Соединённым Штатам удалось при содействии правых сил Исландии не только сохранить свою базу в Кефлавике, но и получить разрешение исландских властей на её расширение и строительство военно-морской заправочной базы в заливе Хваль-фьорд.

По сообщениям зарубежной печати, в районе Кефлавика был построен аэродром, пригодный для использования современной авиации, созданы пункт базирования ВМС и центр управления военно-морскими силами США в Северной Атлантике, построены ангары, склады, ремонтные мастерские. В 1961 году база Кефлавик была официально передана в распоряжение командования Североатлантического блока. Здесь разместился штаб так называемого «Островного командования НАТО».

Кефлавик превращён в передовой пункт базирования и передовую авиабазу противолодочных сил американских ВМС. В настоящее время здесь дислоцируются патрульная эскадрилья ВМС США (девять самолётов «Орион»), эскадрилья истребителей перехватчиков (12 F-4E), а также подразделения связи, береговой охраны, метеослужбы, МТО и другие подразделения вооружённых сил Соединённых Штатов.

Для обеспечения действий американских подводных лодок на Атлантике на территории Исландии построена станция системы «Лоран» С, (м. Сандер), которая входит в североатлантическую сеть этой системы, а для обеспечения навигации надводного флота — станция системы «Лоран» А (п-ов Хёби).

По мнению зарубежных военных специалистов, главной задачей американских поиск в Исландии является обслуживание противолодочного рубежа Гренландия — Исландия — Норвегия, а также объектов раннего предупреждения и оповещения в системе ПВО США (рис. 4) и тропосферной линии связи Северная Америка — Европа.

Радиолокационный пост дальнего обнаружения воздушных целей на юге ИсландииРис. 4. Радиолокационный пост дальнего обнаружения воздушных целей на юге Исландии

Для обеспечения деятельности американских войск в Исландии был осуществлён ряд организационно-политических мероприятий. В частности, для поддержания связи между правительством Исландии и командованием американских войск при исландском министерстве иностранных дел создан специальный отдел.

Исландский народ решительно выступает за вывод американских войск из страны. Под давлением прогрессивной общественности в 1971 году исландское правительство было вынуждено вновь выступить с требованием пересмотра «соглашения об обороне» и о выводе в 1975 году американских войск. Однако и на этот раз Исландия подверглась сильному давлению со стороны США и руководства НАТО. За короткие время страну посетили американские конгрессмены и сенаторы, представители командований НАТО и США, а также различных деловых кругов Соединённых Штатов. Правительство США в 1972 году выделило 13 млн. долларов для расширений «гражданского» строительства на базе Кефлавик.

В активную деятельность, направленную на изменение позиций правительства, включились также все реакционные силы Исландии. Исландское правительство вновь подписало с представителями США соглашение о сохранении военной базы Кефлавик. Оно предусматривает проведение лишь некоторых мер, ограничивающих статус пребывания американских войск в Исландии. Численность американского военного персонала будет сокращена и составит около 3500 человек (на начало 1975 года здесь было размещено около 5000 американских военнослужащих и гражданских лиц). Аэродром в Кефлавике предполагается разделить на военную и гражданскую зоны. Американский военный персонал и члены их семей будут жить на территории самой базы Кефлавик.

Таким образом, пересмотр «соглашения об обороне» не затрагивает коренного вопроса — вывода американских войск и прекращения деятельности военных объектов на территории Исландии. Американские войска остаются здесь на неопределённое время, а это не отвечает интересам исландского народа, интересам мира и процесса разрядки напряжённости в Европе и вызывает всё большую озабоченность и тревогу прогрессивной мировой общественности.

Добавить комментарий