Военно-политическое руководство Франции продолжает активно проводить мероприятия, направленные на техническое переоснащение своих войск и дальнейшее наращивание военно-экономического потенциала страны.

Уже в настоящее время французская военная промышленность производит практически все виды современного оружия и военной техники, включая атомные ракетные подводные лодки, стратегические бомбардировщики, баллистические ракеты средней дальности и ядерные боеприпасы.

По сведениям иностранной прессы, в последние годы превратилась в крупнейшего среди капиталистических государств производителя вооружения, а по объёму его экспорта в стоимостном выражении она вышла на второе место после .

Однако, по мнению зарубежных специалистов, развитие военных отраслей промышленности, как и экономики страны в целом, до сих пор в значительной степени зависит от ввоза многих видов стратегического сырья и материалов. В частности, согласно официальным данным французского правительства, в 1974 году внутренние потребности Франции в первичных источниках энергии (нефть, каменный уголь, природный газ, ядерное топливо и т. д.) на 76% покрывались за счёт импорта. Поэтому понятно то огромное внимание, которое уделяется военно-политическим руководством страны проблеме обеспечения её необходимыми топливно-энергетическими ресурсами.

Разведанные запасы нефти на территории метрополии совсем незначительны — всего 11 млн. т. (немногим более 9% ежегодного внутреннего потребления), а её добыча имеет ярко выраженную тенденцию к сокращению (с 2,3 млн. т. в 1970 году до 1,1 млн. в 1974). Некоторые перспективы увеличения объёма добычи связываются с поисковыми работами в Северном море и континентальном шельфе атлантического побережья Франции. Однако до настоящего времени растущие потребности страны в жидком топливе по-прежнему почти полностью удовлетворяются за счет его ввоза главным образом из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки. Например, из 136,5 млн. т. нефти, импортированной в 1973 году, на долю Саудовской Аравии пришлось 23,7%, Ирака — 13,8, Кувейта — 11,9, Нигерии — 9,5, Алжира — 8,4, Абу-Даби — 8,1, Ирана — 8, Ливии — 4,9% и т. д. Общий объём импорта сырой нефти в течение 1965 — 1974 годов увеличился почти в 3,5 раза, а его среднегодовой прирост составил 12%.

За указанный период доля жидкого топлива в энергобалансе возросла более чем в два раза: с 75 млн. т. в 1965 году до 180 млн. т. в 1974 году. Сейчас свыше 43% нефти и нефтепродуктов потребляется промышленностью, 27% — различными видами транспорта и и около 30% расходуется на отопление. В соответствии с прогнозами французских экспертов нефть сохранит важное стратегическое значение как основное топливо в энергетике и как сырье для промышленности до конца нынешнего столетия. Кроме того, полагают, что широкие поиски альтернативных источников топлива и энергии обеспечат возможность поэтапной перестройки сложившейся структуры энергобаланса страны с тем, чтобы к 1985 году довести удельный вес нефти до 40% (по сравнению с 68% в 1974 году), благодаря чему существенно уменьшить зависимость от её импорта.

Природные запасы угля в основном сосредоточены в Северном и Лотарингском каменноугольных бассейнах и оцениваются в 6,9 млрд. т. (включая бурый уголь). За последние десять лет объём добычи угля уменьшился в 2,3 раза, а его доля в энергобалансе — в 3,8 раза.

В настоящее время в стране ежегодно добывается около 20 млн. т. угля, а его потребление находится на уровне 45—50 млн. т. (например, в 1974 году этот показатель составил 46,2 млн. т.). Поэтому Франция вынуждена ввозить значительное количество твердого топлива из-за границы, в основном из стран «Общего рынка» (более 50% импорта приходится на ).

Разведанные запасы природного газа сравнительно невелики (300 млрд. кубометров), но при нынешнем уровне внутреннего потребления (около 20 млрд. кубометров в год) они гарантируют обеспеченность «голубым топливом» до конца 80-х годов.

Собственная добыча газа за последние десять лет увеличилась в 1,5 раза, а его удельный вес в энергобалансе возрос с 4,7% в 1965 году до 8% в 1974 году. По расчетам французских специалистов, к 1985 году и стране будет добываться ежегодно более 13 млрд. кубометров газа, а его доля в топливно-энергетическом балансе достигнет 15,5%. Пока же Франция из года в год закупает до 12 млрд. кубометров природного газа. Традиционными поставщиками его являются и Алжир (соответственно 84% и 16% общего импорта).

По мнению французских экспертов, перспективным источником удовлетворения растущих потребностей в энергоресурсах должна стать атомная энергетика. Например, к 1985 году в стране планируется построить и ввести в эксплуатацию 55 атомных электростанций (АЭС) общей установленной мощностью свыше 50 млн. кВт (в 1974 году суммарная мощность таких электростанций была всего 2,9 млн. кВт). Производство электроэнергии на национальных АЭС в ближайшие десять лет предполагается довести до 250 млрд. кВт/ч в год, а её удельный вес в энергобалансе составит около 28%.

Топливно-энергетический баланс страны в отдельные годы показан в табл. 1.

Таблица 1
Топливно-энергетический баланс Франции (в млн. т. условного топлива)

Топливно-энергетический баланс Франции

По мнению иностранных специалистов, одним из узких мест основных отраслей военной промышленности Франции является их слабая обеспеченность неэнергетическими видами сырья, и в первую очередь цветными металлами и редкоземельными элементами.

Собственные разведанные природные запасы некоторых важнейших металлоносных руд и объём их добычи в последние годы приводятся в табл. 2.

Таблица 2
Разведанные запасы некоторых металлоносных руд и размеры их добычи в 1971—1974 годах

Разведанные запасы некоторых металлоносных руд и размеры их добычи в 1971—1974 годах

С целью усиления индустриальной мощи и поддержания на высоком уровне военного производства Франция вынуждена расширять из года в год импорт металлоносных руд и металлов. По сведением французской печати, в последние годы черная металлургия страны почти на 40% зависит от импорта железной руды с высоким содержанием металла (главным образом из Бразилии, Мавритании, Либерии и Швеции) и более чем на 90% — высококачественных коксующихся углей (из ФРГ, Бельгии).

За счёт ежегодного ввоза из-за границы покрывается в среднем свыше 90% потребностей в меди (из Заира, , Замбии), более 60% — в никеле (Новая Каледония), около 35 — 40% в свинце(Марокко, Ирландия, Австралия, ) и платине (страны ЕЭС, ЮАР), до 100% — в марганце (Габон, ЮАР), титане, ртути (Мексика, страны ЕЭС), хроме (Малагасийская Республика), свыше 80% — в ванадии, олове (Малайзия, Индонезия, КНР) и молибдене, около 60% в цинке (, Перу), магнии и кобальте (Марокко), свыше 60% — в кадмии (страны ЕЭС, , Заир).

Сведения о французском импорте основных видов стратегического сырья в 1972—1974 годах и его доли в национальном потреблении показаны в табл. 3.

Таблица 3
Импорт основных видов сырья в 1972 —1974 годах и его доля в потреблении

Импорт основных видов сырья в 1972 —1974 годах и его доля в потреблении

В настоящее время в обстановке продолжающегося в капиталистическом мире сырьевого и энер! етического кризиса французское правительство планирует проведение широкого круга практических мероприятии, направленных на расширение собственной сырьевой базы и повышение обеспеченности страны важнейшими видами стратегического сырья и материалов за счет внутренних ресурсов. В частности, уже сейчас принята десятилетняя (1076-1986 годы) программа освоения национальных природных ресурсов, которая предусматривает увеличение добычи газа, угля и неэнергетического сырья, а также ускорение темпов развития ядерной энергетики. По оценке французских экспертов, реализации этой программы позволит к 1985 году уменьшить до 55—60% долю импортируемых топливно-энергетических ресурсов в общем потреблении и удовлетворять за счет национальных источников до 20% потребностей в цветных металлах (по сравнению с 11% в 1974 году). Кроме того, в ближайшие годы предполагается создать гарантийные запасы основных видов стратегического сырья. Так, намечается постоянно иметь складские запасы нефти и нефтепродуктов (на три-четыре месяца), металлического урана, серебра, молибдена (на несколько лет) и других цветных металлов.

Помимо этого, в стране сейчас и изыскиваются пути экономии и более рационального использования сырьевых ресурсов, а также широкого применения заменителей, активизируются и расширяются связи со странами — экспортерами сырьевых товаров на основе долгосрочных соглашений, всемерно стимулируется вывоз капитала в государства, обладающие богатыми источниками сырья, и т. д. По мнению военно-политического руководства Франции, подобные мероприятия будут способствовать выходу страны из сырьевого кризиса, обеспечению оптимальных условий роста всей экономики и дальнейшему наращиванию военно-экономического потенциала.

Добавить комментарий