После окончания второй мировой войны расстановка политических сил на международной арене резко изменилась в пользу социализма.

Империалистические державы, пытаясь задержать неблагоприятное для них развитие событий, стали создавать систему агрессивных военно-политических блоков — (апрель 1949 года) и блок в Юго-Восточной Азии (сентябрь 1954 года).

После создания НАТО и СЕНТО между зонами этих блоков оказалась группа нейтральных стран — Афганистан, Индия, Ирак, , Сирия, АРЕ, Иордания, Саудовская аравия и др., территория которых рассматривалась империалистами и других западных держав как опасный вакуум, который требовалось заполнить. Чтобы замкнуть кольцо военно-политических союзов вокруг Советского Союза и других стран социалистического содружества и овладеть богатыми ресурсами стратегического сырья в этом районе, преждe всего нефтью, империалистические круги Запада предпринимали попытки создания регионального военно-политического блока на Ближнем и Среднем Востоке.

Для формирования этого блока они избрали своеобразный путь. В основу его создания были положены двусторонние соглашения с последующим присоединением к ним других стран.

Непосредственным исполнителем планов Запада по организационному оформлению будущего военно-политического союза в этом районе выступила , как страна, наиболее близко связанная с США и Великобританией. Так, 24 февраля 1955 года в Бaгаде состоялось подписание «пакта о взаимном сотрудничестве между Турцией и Ираком», который стал называться Багдадским пактом.

В апреле 1955 года к пакту присоединилась , в сентябре — Пакистан и в ноябре того же года — Иран. Таким образом, в Багдадский пакт вошло пять государств — Ирак, Турция, Великобритания, Пакистан и Иран. Вступая в этот блок, английские правящие круги надеялись сохранить свои военные базы и усилить политическое и экономическое влияние в странах Ближнего и Среднего Востока.

Внешне этому пакту западные державы стремились придать «безобидный» и «миролюбивый» характер. Организаторы блока специально «потрудились», чтобы дезориентировать мировое общественное мнение и ввести в заблуждение население стран — участниц пакта в отношении истинных целей этого агрессивного блока. Делались даже попытки привязать этот пакт к статьям Устава ООН, разрешающим создание оборонительных пактов и союзов. Действительными же целями, которые ставились империалистами Запада при организации Багдадского пакта, были: расширение борьбы против сил мирового социализма, подавление национально-освободительного и других прогрессивных движений на Ближнем и Среднем Востоке и использование территории стран — участниц этого пакта в качестве военно-стратегического плацдарма против Советского Союза и других стран социалистического содружества.

Следует отметить, что США, хотя и были одним из главных организаторов Багдадского пакта, сами официально в него не вошли, а сохранили за собой статус наблюдателя. Такую позицию они мотивировали тем, что официальное присоединение к Багдадскому пакту не даст им никаких привилегии дополнительно к тем, которые они уже имеют при наличии двусторонних соглашении с его участниками. Кроме того, немаловажную роль в данном случае сыграл факт непопулярности этого империалистического союза и враждебное отношение к нему арабских и других народов Ближнего и Среднего Востока. США в этом случае как бы оказались в стороне. Несмотря на формальное неприсоединение к этому пакту, фактически Соединенные Штаты Америки представляют ту главную и направляющую силу, которая руководит всеми мероприятиями, проводимыми этим блоком. Американские представители участвуют в работе экономического комитета, комитета по борьбе с «подрывной деятельностью», в военном комитете и объединенном штабе военного планирования. Как отмечала иностранная пресса, США стали фактическим участником Багдадского пакта, будучи свободны от юридических обязательств, налагаемых на его членов.

О важности, придаваемой США этому пакту, свидетельствует хотя бы тот факт, что с конца 50-х годов Вашингтон неизменно направляет в качестве своего «наблюдателя» на сессии его совета государственного секретаря.

Западные империалистические державы, создавая агрессивный Багдадский пакт, надеялись, что в результате деятельности этого блока их позиции в странах Ближнего и Среднего Востока укрепятся как в политической, экономической, так и в военной областях; кроме того, они предполагали изолировать страны этого района от Советского Союза и других государств социалистического содружества и превратить страны Ближнего и Среднего Востока в надежный оплот Запада.

Однако эти агрессивные замыслы империалистических кругов потерпели провал. С первых дней создания Багдадского пакта обстановка на Ближнем и Среднем Востоке резко обострилась. Усилились противоречия между США и Великобританией за сферы влияния в этом районе, возросли разногласия между мусульманскими странами Багдадского пакта. Попытки расширить состав участников пакта также ни к чему не привели. Вместо задуманной широкой военно-политической группировки стран Ближнего и Среднего Востока был образован военным союз из пяти государств.

Серьезным ударом по проискам империализма на Ближнем и Среднем Востоке была победа национальной революции в Ираке в июле 1958 года, в результате которой это единственное вошедшее в блок арабское государство вышло из Багдадского пакта. Этим выходом был нанесен основательный удар по позициям империализма в этом районе.

Чтобы сохранить от дальнейшего развала созданную военно-политическую группировку, правящие круги США заключили двусторонние соглашения с Турцией, Ираном и Пакистаном (март 1959 года), с момента подписания которых деятельность Багдадского пакта стала определяться исключительно этими соглашениями. США заняли в нем первостепенную, руководящую роль, а Великобритания отводилась на второй план. В результате США получили право вводить свои войска по просьбе правительств этих стран на их территории для подавления демократических и антиимпериалистических выступлении народных масс под предлогом обеспечения «безопасности» в данном районе.

После официального выхода Ирака из Багдадского пакта (март 1959 года) было решено переименовать Багдадский пакт в Организацию центрального договора (СЕНТО — The Central Treaty Organization), а его штаб-квартира была перенесена из Багдада в Анкару.

Переименование пакта не изменило, однако, его агрессивной сущности, которая проявилась еще в 1956 году во время «тройственной агрессии» против Египта с участием Великобритании, одного из членов СЕНТО.

В последующие годы империалистические круги не отказались от своих планов использования этого блока в качестве орудия борьбы против национально-освободительного движения народов Ближнего и Среднего Востока.

В последнее время проводятся агрессивные акции по нагнетанию напряженности на границах Ирака и НДРЙ, продолжается вооруженная интервенция в Омане против повстанцев Дофара. К этой интервенции причастны и страны — участницы блока CEНTO, в частности Иран и Великобритания. По сообщению иностранной прессы, в боевых действиях против повстанцев Дофара принимают участие подразделения и части иранской армии, а также большое количество военных специалистов Великобритании.

Высшим руководящим органом блока является совет СЕНТО, состоящий из министров иностранных дел стран — участниц блока, а также США. Сессии совета собираются одни раз в год. Иногда они проходят на уровне глав правительств. Председательство на сессиях происходит поочерёдно (в порядке алфавита стран — участниц блока).

На ежегодных сессиях совета решаются политические, экономические, а в случае необходимости и военные проблемы, стоящие перед СЕНТО. Решения сессии имеют силу, если они приняты единогласно.

В промежутках между сессиями совета CEНTO руководство блоком осуществляет постоянный совет, в состав которого входят все послы стран — участниц блока, аккредитованные в Анкаре, а также официальный представитель турецкого министерства иностранных дел, в ранге посла. Постоянный совет представителей собирается на свои заседания в зависимости от необходимости, обычно два раза в месяц, под председательством генерального секретаря СЕНТО. С января 1975 года обязанности генерального секретаря блока исполняет представитель Турции Халюк Байюлькен. Заседания постоянного совета представителей проводятся в штаб квартире СЕНТО в Анкаре. Официальный и рабочий язык блока — английский.

Совету СЕНТО подчинены четыре основных комитета: военный, экономический, по борьбе с «подрывной деятельностью», связи. Каждый из этих комитетов ежегодно проводит совещания в одной из стран СЕНТО (поочередно). В Анкаре находятся постоянные представители указанных комитетов. Там же размещается секретариат СЕНТО во главе с генеральным секретарем и объединенный штаб военного планирования.

Высшим военным органом СЕНТО является военный комитет, в состав которого входят начальники генеральных штабов или главнокомандующие вооруженными силами стран — участниц блока, а также представитель министерства обороны США. Заседания военного комитета проводятся ежегодно и, как правило, в одной из столиц стран СЕНТО, обычно накануне сессии совета CЕНTO. Председателем комитета избирается представитель каждой страны поочередно, сроком на один год.

В функции военного комитета входят разработка для совета СЕНТО рекомендаций и предложений по вопросам строительства и использования вооруженных сил стран — участниц военного сотрудничества, а также определение тематики и сроков проведения совместных учений и маневров. Комитет координирует и направляет работу органов, ведающих оперативно-стратегическим планированием.

Военному комитету подчинена постоянная группа из пяти военных представителей стран участниц блока и США. Она является исполнительным органом военного комитета, ведающим всеми вопросами между заседаниями комитета. Рабочим органом группы является объединенный штаб военного планирования, фактически возглавляемый военным представителем США в звании генерала. Этому штабу подчинены пять отделов: оперативный, разведывательный, боевой подготовки, связи, материально-технического обеспечения. Как сообщалось в иностранной печати, каждая страна — участница блока выделяет в распоряжение объединенною штаба военного планирования своих офицеров и канцелярских служащих.

Задача борьбы с революционным рабочим и национально-освободительным движением, а также организация и проведение антикоммунистической и антисоветской пропаганды в странах Ближнего и Среднего Востока возложены на комитет по борьбе с «подрывной деятельностью». В функции этого комитета входят также руководство подрывной деятельностью империалистической агентуры в странах этого района и координация проводимых ею мероприятий с соответствующими органами НАТО. Он состоит из начальников управлений полиции, а также представителей органов безопасности государств — членов СЕНТО. Комитет заседает один раз в год и вырабатывает рекомендации постоянному совету СЕНТО по борьбе с демократическим и национально-освободительным движением как внутри стран — участниц блока, так и в других странах Ближнего и Среднего Востока. В центре внимания работы комитета находится координация деятельности органов стран — участниц блока, ведущих борьбу с коммунистическим и прогрессивным движением.

Экономический комитет, кроме вопросов экономического сотрудничества, занимается проблемами милитаризации экономики восточных стран — участниц блока, развития в этих странах инфраструктуры (строительство стратегическиx дорог, аэродромов, военных баз, линий связи и других важных объектов).

В течение последних 15 лет были проведены значительные работы по сооружению многих важных объектов. Как отмечает иностранная печать, в странах СЕНТО введен в строй ряд новых шоссейных и железных дорог, имеющих важное стратегическое значение. В частности, построены шоссейная дорога, ведущая из Турции в Пакистан, железная дорога между Турцией и Ираном, проложена радиорелейная линия связи между Анкарой, Тегераном, Карачи; создана сеть радионавигационных средств, обеспечивающая надежное воздушное сообщение между восточными странами — участницами блока.

Комитет связи выполняет главным образом роль связующего звена между НАТО и СЕНТО.

Несмотря на то, что блок СЕНТО не имеет объединенных вооруженных сил, тем не менее вопросам военного строительства в странах — участницах блока уделяется большое внимание.

Вооруженные силы восточных стран — участниц этого блока, особенно Ирана, получают от США и частично от Великобритании современное вооружение, включая танки М60А1 и , ПТУРС , ЗУР , », а также самолеты F-4 , современные боевые корабли и катера и т. д. Осуществляется стандартизация образцов оружия и боевой техники в странах — участницах CЕНTO.

Усиленными темпами происходит процесс милитаризации восточных стран — участниц этого блока, которые закупают новейшее оружие и боевую технику в западных странах, и прежде всего в США и Великобритании, и количествах, намного превосходящих нужды их национальной обороны.

По данным иностранной печати, на эти цели Иран тратит огромные средства. Из общего бюджета 1974/75 финансового года, составляющего 744,7 млрд. риалов (10,5 млрд. долларов), на военные расходы выделено 215 млрд. риалов (более 3 млрд. долларов), что составляет около 29% общегосударственных расходов. Только в 1973/74 финансовом году для вооруженных сил Ирана было заказано в США различного оружия и военной техники на сумму около 4 млрд. долларов.

Не без нажима Пентагона в целях оживления СЕНТО было принято недавно решение о возобновлении поставок американского оружия Пакистану. Как сообщает зарубежная пресса, Пакистан предпринимает значительные шаги, направленные на получение вооружения для своих ВВС из Ирана и Франции. В результате проведенных переговоров в течение ближайших месяцев Иран поставит Пакистану около 50 самолетов F-5E, а —- 15 самолетов .

Иран и Турция в рамках блока СЕНТО проводят совместные учения сухопутных войск, ВВС и ВМС. В частности, проводятся регулярно совместные учения «Неджат» по поиску и спасению сбитых или потерпевших аварию самолетов военной и гражданской авиации; «Дуст» — командно-штабное учение (с участием Ирана, Турции и Пакистана), учение ВМС «Мидлинг», учение ПВО «Шахбаз» и другие. В ноябре 1974 года в рамках блока СЕНТО с участием США в северной части Индийского океана было проведено объединённое военно-морское учение под условным наименованием «Мидлинг-74», которое газета «Нью-Йорк таймс» охарактеризовала как самое крупное из когда-либо происходивших в этом районе. Цель этого учения, по сообщению иностранной прессы, состояла в том, чтобы «продемонстрировать военно-морскую мощь СЕНТО в районе, расположенном на подходе к Персидскому заливу». Как отмечала зарубежная печать, только со стороны США в учении СЕНТО «Мидлинг-74» приняли участие восемь боевых кораблей, в том числе авианосец «Констеллейшн» и несколько подводных лодок с ядерным оружием на борту.

Проведенные учения CEНTO показали возросшую активность и заинтересованность стран участниц в укреплении СЕНТО. Так, в последние годы активизировал свою деятельность член этого пакта Пакистан. В 1974 году военные представители страны приняли участие в командно-штабном учении «Дуст-74», а также возглавили организацию и проведение такого крупного военно-морского учения СЕПТО, как «Мидлинг-74».

Сотрудничество в военной области между странами — участницами блока находит свое выражение также в строительстве военных объектов, обмене военными делегациями, проведении взаимных консультаций, семинаров и т. д. Всё это говорит о том, что военно-политическое руководство СЕНТО, и прежде всего Соединенные Штаты Америки, придают первостепенное значение укреплению военной организации этого блока и расширению сферы влияния СЕНТО в зоне Персидского и Оманского заливов. Возросшая за последнее время военно-политическая активность США в этом районе вызвана энергетическим кризисом, охватившим США и многие западноевропейские страны — потребители ближневосточной нефти.

По сообщению иностранной печати, США к концу текущего десятилетия вынуждены будут ввозить 12 млн. баррелей нефти в сутки, что составит половину сегодняшнего суточного потребления нефти в стране. И наиболее вероятным, если не единственным, источником дополнительного импорта нефти станут страны Ближнего Востока. По оценке иностранных экспертов по энергоресурсам, США к 1980 году будут ввозить из стран зоны Персидского залива (Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и другие) более четверти потребляемой нефти. Поэтому США прилагают большие усилия, чтобы сохранить этот источник нефти, используя для этого все средства, включая и военные.

Подтверждением этому является интервью государственного секретаря США Киссинджера журналу «Бизнес уик» от 23 декабря 1974 года, в котором он выступил с угрозами применить силу по отношению к арабским государствам — экспортерам нефти, если они не проявят большую сговорчивость по нефтяным вопросам. Эту же мысль подтвердил представитель США в военном комитете НАТО адмирал Уэйнел, который, ссылаясь на интервью Киссинджера, заявив: «Задача вооруженных сил как раз и состоит в том, чтобы обеспечить американские нефтяные интересы».

В этих целях США предпринимали определенные практические шаги. В частности, с 13 января по 21 февраля 1975 года группа кораблей 7-го флота США во главе с атомным авианосцем оказалась в районе Индийского океана. Одновременно, как сообщала иностранная печать, США обратились к Объединенным Арабским Эмиратам, расположенным на юго-востоке Аравийского полуострова, с просьбой разрешить американским эсминцам в порядке «тренировки» высадить десант на острова. Военное командование США начало также переброску войск и боевой техники с о. Окинава на о. Диего-Гарсия в Индийском океане, где создается крупная база Пентагона.

В зарубежной прессе сообщалось также о возможности военного захвата США прибрежной полосы от Кувейта до Катара, где добывается свыше 40% всей нефти стран ОАПЕК. Помимо этого, Вашингтон вел переговоры с правительством Омана и Великобритании, добиваясь разрешения на использование английской военно-воздушной базы на о. Масира в Аравийском море для базирования американской авиации.

Секретариат Всемирного Совета Мира охарактеризовал американские угрозы в адрес арабских стран — экспортеров нефти как вопиющее нарушение Устава ООН. Мировая общественность расценила эти угрозы как продуманный политический демарш, направленный на то, чтобы оказать давление на нефтедобывающие страны.

Серьезным ответом на политику колониалистской дискриминации, империалистических военных угроз и шантажа служат итоги конференции стран ОАПЕК, которая состоялась в марте 1975 года. В заключительном коммюнике конференции разоблачаются попытки империалистических государств, охваченных энергетическим кризисом, возложить ответственность за него на нефтедобывающие страны, осуждаются угрозы в адрес этих стран, выражается поддержка предложению о созыве международной конференции индустриально развитых и развивающихся государств с целью обсуждения проблем сырья и развития.

Примечательно, что руководители американской политики, выступившие с угрозами применить силу по отношению к арабским народам, теперь всячески стремятся «сбалансировать» воинственный характер своих заявлений. Они стараются уверить международную общественность, что речь идет лишь о возможных мерах в крайних случаях.

Однако отнюдь не случайный характер носит активность Пентагона в районе Персидского залива и северной части Индийского океана, особенно стремление использовать для своих самолетов военно-воздушную базу на о. Масира, имеющую важное стратегическое значение. В результате этого Пентагон получил бы возможность контролировать выходы из Персидского залива. Американские представители, по сообщениям иностранной прессы, вели также переговоры с правительством Пакистана о предоставлении США еще одной базы в непосредственной близости от Персидского залива.

Таким образом, битва за нефть была, есть и будет краеугольным камнем американской внешней политики на Ближнем и Среднем Востоке. В этих целях военно-политическое руководство США активизирует деятельность СЕНТО, укрепляет свои военные связи с его членами и расширяет сферу деятельности блока на страны этого района. Политика США в зоне Персидского залива рассматривается этими странами как часть общей американской стратегии в районе Индийского океана.

Большое внимание в планах руководства СЕНТО уделяется вопросам укрепления связей этого блока с НАТО. Свидетельством этому служит визит в Тегеран (февраль 1974 года) председателя военного комитета НАТО генерала Штейнгофа, который, как сообщала иностранная печать, обсудил с военными представителями CEНTO вопросы взаимодействия между двумя блоками. В мае того же года в Неаполе состоялось совместное заседание военных представителей НАТО и CEНTO для обсуждения вопросов «координации противовоздушной обороны». В 1975 году запланировано проведение совместных учений ВМС НАTO и стран СЕНТО.

Несмотря на мероприятия, проводимые военно-политическим руководством СЩА и Великобритании по укреплению блока СЕНТО, особенно его военной организации, внутри этого блока между восточными странами — участницами CЕHTO, с одной стороны, США и Великобритании — с другой, существуют значительные противоречия и нерешенные проблемы.

В странах блока растет недовольство политикой США, направленной на расширение своего военного присутствия в зоне Персидского залива в ущерб интересам Ирана, Турции и Пакистана. Восточные страны — участницы СЕНТО выступают за пересмотр целей и задач блока и превращение его в организацию, занимающуюся главным образом вопросами экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. За последнее время отношения между Турцией и США обострились в связи с решением конгресса Соединенных Штатов прекратить с 5 февраля 1975 года поставки турецким вооружённым силам оружия и военных материалов. В ответ на это турецкое правительство приняло решение о прекращении деятельности американских баз в стране, а также объявило недействительными соглашения между США и Турцией от 1969 года о так называемой совместной обороне. В Пакистане в связи с проведением реалистического внешнеполитического курса пробивает себе дорогу тенденция к отказу от политики конфронтации с Индией, к улучшению отношений со странами субконтинента.

Касаясь позиции Ирана в СЕНТО, следует подчеркнуть, что за последнее время он стремится проводить независимую политику, особенно в вопросах добычи и распределения нефти. В то же время Иран стоит за укрепление военной организации СЕНТО и расширение сферы деятельности блока на всю зону Персидского залива.

Правящие круги СЩА и Великобритании, чтобы не допустить дальнейшего углубления противоречий между странами — участницами блока пытаются «оживить» СЕНТО и еще больше укрепить свое влияние в этом блоке. Об этом свидетельствуют, в частности, итоги 21-й сессии совета СЕНТО, которая состоялась в мае 1974 года в Вашингтоне с участием министров иностранных дел стран — участниц этого блока и государственного секретаря США. По сообщению иностранной прессы, на этой сессии наряду с другими вопросами рассматривался вопрос об укреплении блока, особенно его военной организации.

Попытки империалистических кругов Запада активизировать СЕНТО, как и другие меры, предпринимаемые с целью затормозить, если не сорвать процесс разрядки международной напряженности, встречают полную поддержку со стороны маоистского руководства Пекина. Как сообщала зарубежная пресса, руководители КНР фактически попустительствуют намерениям Пентагона превратить о. Диего-Гарсия в свою базу в Индийском океане. Пекин в своих гегемонистских целях противится созданию системы коллективной безопасности в Азии. Подтверждениям этому служит визит министра иностранных дел КНР в Иран летом 1973 года. Во время своего визита китайский министр заявил о необходимости борьбы с «подрывными действиями», то есть с национально-освободительным движением в районе Персидского залива. Арабская печать расценила эти действия Пекина как солидарность с империалистической политикой в зоне Персидского залива и во всем бассейне Индийского океана.

Стремление империалистов активизировать агрессивную деятельность блока СЕНТО против Советского Союза, других социалистических стран и национально-освободительного движения несет серьезную угрозу миру и безопасности стран, расположенных в бассейне Средиземного моря и Индийского океана. Попытки такого рода противоречат процессу разрядки международной напряженности, они несовместимы с духом времени и в конечном счете обречены на провал.

Добавить комментарий