В настоящее время американские войска находятся в 47 странах Европы, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Для управления ими на базе широкого использования электронной вычислительной техники в была разработана единая система управления вооружёнными силами.

На первых этапах её развития электронная вычислительная техника внедрялась в системы управления отдельными видами вооружённых сил. При этом особое внимание в соответствии с действовавшей в США до 1961 года стратегией «массированного возмездия» уделялось созданию автоматизированной системы управления (АСУ) стратегическими силами. В частности, для стратегического авиационного командования (САК), в котором до появления атомных ракетных подводных лодок были сосредоточены все силы и средства стратегического нападения, была разработана АСУ 465L. Создавался также комплекс автоматизированных систем управления для объединённого командования ПВО Североамериканского континента (НОРАД). Независимо от этих систем управления совершенствовались органы оперативного управления армии и флота.

Существовавшая в США до конца 50-х годов система управления вооружёнными силами, хотя и была частично автоматизирована, обладала, по утверждению американских специалистов, рядом серьёзных недостатков. Каждый вид вооружённых сил в то время имел свою систему управления, что не позволяло высшему военно-политическому руководству США быстро реагировать на изменения в международной обстановке. Из-за отсутствия запасных и резервных командных пунктов действовавшая система не обеспечивала непрерывности управления вооружёнными силами. Система была сильно уязвима от ракетно-ядерных ударов и не гарантировала от случайных и несанкционированных пусков ракет. И наконец, она базировалась на разрозненных линиях связи, принадлежащих частным компаниям, различным учреждениям и видам вооружённых сил. В целом, по мнению военного командования США, существовавшая до конца 50-х годов система управления не могла обеспечить непрерывного централизованного руководства вооружёнными силами ни в мирное, ни в военное время.

В мае 1961 года президент Кеннеди призвал к созданию устойчивой от помех, неуязвимой, централизованной системы оперативного управления вооружёнными силами. По замыслу эта система должна была постоянно находиться под контролем правительства и обеспечивать высшему военно-политическому руководству США возможность надёжного и гибкого управления вооружёнными силами в глобальном масштабе в любой обстановке мирного и военного времени. В июне 1962 года министр обороны Макнамара дал указание приступить к практическому осуществлению замысла президента.

В результате проведённых работ в США к настоящему времени создана так называемая глобальная автоматизированная система управления вооружёнными силами (World-Wide Military Command Control System). Главной составной её частью является национальная система управления вооружёнными силами (рис. 1).

Схема глобальной автоматизированной системы управления вооружёнными силами США
Рис. 1. Схема глобальной автоматизированной системы управления вооружёнными силами США

Национальная система управления вооружёнными силами представляет собой комплекс стационарных и подвижных командных центров и пунктов, объединённых в единое целое с помощью средств связи. Основными центрами и пунктами этой системы, в которой широко применяется электронная вычислительная техника, являются: национальный командный центр, запасный национальный командный центр, запасный плавучий командный пункт и запасный воздушный командный пункт, а также командные пункты вооружённых сил в зонах и специальных командованиях США.

Национальный командный центр, расположенный в Пентагоне, считается ядром всей системы управления. Он укомплектован представителями всех видов вооружённых сил. В него поступают данные от различных систем управления вооружённых сил и от гражданских организаций. Полученные сведения отображаются на больших настенных картах и световых экранах. Данные, поступающие от командных пунктов САК и НОРАД, отображаются автоматически с помощью системы «Иконорама». К ним относятся, в частности, сигналы от системы дальнего обнаружения баллистических ракет «Бмьюз» и системы контроля за космическим пространством «Спадатс».

Как сообщала иностранная печать, в 1964 году в национальный командный центр поступало 800—1000 сообщений ежедневно. В последние годы центр оснащён новым автоматизированным оборудованием (в том числе предназначенным для засекречивания и передачи информации), что позволило ускорить процессы обработки поступающих в центр данных и передачи их заинтересованным инстанциям. В частности, ЭВМ типа IBM, 1410, IBM 1401 и CDC 1604 заменены более совершенными машинами.

Национальный командный центр обеспечивает высшее военно-политическое руководство США информацией, необходимой для принятия решений, а также представляет варианты действий в сложившейся обстановке. В американской печати отмечалось, что в нем имеется 8 планов ведения всеобщей войны и 60 планов действий в различных условиях. В зависимости от конкретно складывающейся ситуации в эти планы вносятся соответствующие коррективы. По специальной системе связи наиболее важные сведения передаются в Белый дом (в центр слежения за обстановкой), где поступающие сведения анализируются с учётом данных, полученных от политической и экономической разведок, а также от других органов. Обобщённый доклад по обстановке представляется президенту. Решения президента передаются по стратегической системе связи соответствующим командным инстанциям. Через национальный командный центр поступают также распоряжения комитета начальников штабов и других ведомств, например госдепартамента.

На случай выхода из строя национального командного центра, а такой случай возможен, по мнению военного руководства США, в обстановке ракетно-ядерной войны, созданы запасные национальный командный центр, а также плавучий и воздушный командные пункты, которые призваны обеспечить непрерывность управления вооружёнными силами.

Запасный национальный командный центр расположен в засекреченном пункте в подземном сооружении, защищённом в противоатомном отношении и оснащённом таким же оборудованием, как и основной центр.

В качестве запасного плавучего командного пункта вооружённых сил США до 1970 года использовались корабли стратегического управления «Нортхемптон» и «Райт». Их -оборудование для сбора, обработки и передачи данных принципиально не отличается от соответствующего оборудования стационарных командных центров. На корабле «Нортхемптон», например, имеется большой узел связи, включающий 60 передатчиков и 150 приёмных устройств. Пропускная способность узла до 3 000 телеграмм в сутки. Он обеспечивает радиотелефонную, телетайпную и фототелеграфную связь, а также обмен данными ЭВМ со всеми районами земного шара. На корабле установлены радиостанция тропосферной связи, обеспечивающая многоканальную телефонную связь и передачу (на расстояние до 800 км) данных для электронных вычислительных машин, а также станция спутниковой связи. Для обработки поступающих данных и принятия оптимальных решений на корабле имеются несколько ЭВМ. С 1970 года оба корабля находятся в резерве и могут быть введены в строй при необходимости.

Запасный воздушный командный пункт вооружённых сил США оборудован на пяти самолётах ЕС-135 (рис. 2). Один из них постоянно -содержится в состоянии 15-минутной готовности на авиабазе Андрус вблизи Вашингтона или находится в по-.лете. На борту самолёта имеется дежурная смена личного состава. Эти самолёты поднимаются в воздух по специальному сигналу или по плану боевой подготовки. Крейсерская скорость турбовинтового самолёта ЕС-135 более 850 км/час, он может пролететь без дозаправки более 10 000 км. В качестве основного оборудования связи на воздушном командном пункте используется радиостанция AN/APC-89 (V), работающая в диапазоне 225—400 Мгц. Имеются также коротковолновые передатчики. Всего на борту самолёта установлено 7—9 радиопередатчиков мощностью до 1 квт, ряд приёмных устройств и до 30 специальных антенн. Радиостанция AN/APC-89 обеспечивает возможность одновременного ведения переговоров по 51 телефонному каналу как с наземными центрами, так и с другими воздушными командными пунктами. Единственное условие при этом — наличие прямой видимости. На коротких волнах возможна связь на дальность до 6000 км.

Оборудование запасного воздушного командного пунктаРис. 2. Оборудование запасного воздушного командного пункта.

Деятельностью перечисленных командных центров и пунктов национальной системы управления руководит начальник объединённого штаба комитета начальников штабов через начальника оперативного управления этого штаба.

Командные пункты видов вооружённых сил США (сухопутных войск, ВВС и ВМС) и корпуса морской пехоты (именуется центром чрезвычайных действий корпуса морской пехоты) непосредственное оперативное управление соответствующими силами не осуществляют; они несут ответственность главным образом за их комплектование, уровень боевой подготовки и материально-техническое обеспечение. Эти КП представляют необходимые сведения в национальный командный центр, откуда получают приказы и указания, касающиеся деятельности подчинённых органов.

Командные пункты видов вооружённых сил оснащены автоматизированными средствами сбора, обработки и передачи данных. По мнению иностранных специалистов, наиболее совершенным в техническом отношении является КП ВВС, оборудованный автоматизированной системой управления 473L. На него непрерывно поступают данные от соединений и частей ВВС, дислоцирующихся во всех частях земного шара. Кроме того, сюда направляется информация об обстановке от системы дальнего обнаружения баллистических ракет «Бмьюз» и система контроля за космическим пространством «Спадатс».

КП сухопутных войск оснащён автоматизированной системой управления DACCS (Department of the Army Command and Control System), которая обеспечивает руководство армии информацией, необходимой для принятия решений, и передаёт исполнителям приказы и распоряжения. Система DACCS обменивается данными со всеми командными пунктами глобальной системы управления.

Обработку информации на КП ВМС обеспечивает информационный центр, оснащённый тремя ЭВМ, а также автоматическими и полуавтоматическими средствами отображения обстановки. В центр поступают сведения о местонахождении военных кораблей и торговых судов США и других стран. Непрерывный учёт этих данных позволяет в любой момент получить сведения о кораблях и судах, находящихся в заданном районе.

Непосредственное оперативное управление вооружёнными силами США осуществляют командования вооружённых сил США в Европейской зоне, в зоне Атлантического и зоне Тихого океанов, в зоне Центральной и Южной Америки, в зоне Аляски, командование войск готовности, командование ПВО Североамериканского континента, а также стратегическое авиационное командование (САК), включающее в свой состав силы только одного вида вооружённых сил — ВВС. Все командования в оперативном отношении подчиняются комитету начальников штабов. Части и соединения сухопутных войск, ВВС и ВМС, входящие в состав указанных командований, выведены из оперативного подчинения министерств видов вооружённых сил, их возглавляют соответствующие командующие.

Командные пункты объединённых командований имеют связь со всеми КП подчинённых частей, а сами входят в состав глобальной системы управления вооружёнными силами. Наиболее оборудованным, по данным иностранной печати, является КП НОРАД, расположенный в тоннелях протяжённостью в несколько миль. КП оснащён автоматизированной системой управления 425L, включающей несколько ЭВМ «Филко» 2000-212. Основными источниками информации для КП НОРАД служат уже упоминавшиеся системы «Бмьюз» и «Спадатс», а также линии радиолокационного обнаружения «Дью», «Пайн-Три» и «Мид-», система обнаружения ядерных взрывов «Нудет», а также разведывательные спутники «Сэмос», «Мидас», и SEWS. Управление активными средствами ПВО КП НОРАД осуществляет с помощью систем и «Бюик» (управление истребителями-перехватчиками и ЗУР ), «Бёрди» и «Миссайл Мастер» (ЗУР и ).

Стратегическое авиационное командование так же, как и НОРАД, располагает разнообразными средствами сбора, обработки информации и управления своими силами. КП САК оснащён автоматизированной системой управления ударными силами 465L, включающей несколько ЭВМ и другие средства (рис. 3). Помимо сведений об обстановке, получаемых от указанных выше систем («Бмьюз», «Спадатс» и других), на КП поступают доклады о состоянии и боеготовности сил и средств САК. Такие доклады идут с баз стратегических бомбардировщиков и межконтинентальных баллистических ракет. Кроме основного КП, САК имеет несколько запасных наземных КП. В качестве воздушных КП используются самолёты ЕС-135С. Каждая воздушная армия САК, размещённая на территории континентальной части США, имеет четыре таких самолёта. Один из них постоянно находится в 15-минутной готовности или совершает полёт над районом дислокации своей армии.

Оборудование командного пункта САКРис. 3. Оборудование командного пункта САК

Командные пункты командования вооружённых сил США в зонах Атлантического и Тихого океанов расположены соответственно в Норфолке и Перл-Харборе. Так как главнокомандующий вооружёнными силами в зоне Атлантического океана одновременно является главнокомандующим Атлантическим флотом США, а в системе — верховным главнокомандующим объединёнными вооружёнными силами НАТО на Атлантике, КП в Норфолке служит для всех этих командований общим командным пунктом. Этот КП включает центр управления силами, объединённый разведывательный центр, центр контроля за движением судов, центр наблюдения за воздушной обстановкой. Центр контроля за движением судов использует систему наблюдения в зоне Атлантического океана, с помощью которой обеспечивается хранение последних сведений о более чем 15000 судов и непрерывная прокладка курсов для 2000 судов, осуществляемая почти в реальном масштабе времени. По мнению иностранных специалистов, оборудование узла связи КП позволяет быстро входить во все сети глобальной военной и гражданской связи США. КП оснащён внутренней телевизионной системой. Для выполнения штабных расчётов и различных вычислений применяется 11 ЭВМ, работающих по более чем 100 программам.

Командные пункты штабов ВВС и ВМС в зоне Тихого океана имеют в своём распоряжении общий вычислительный центр, располагающий 9 ЭВМ. К этим машинам с помощью центрального коммутатора могут подключаться до 100 внешних каналов информации. Обработку основного потока информации и решение оперативно-тактических задач производят 4 ЭВМ CDC 1604А. Остальные ЭВМ используются для вы-выполнения вспомогательных операций.

Такова принципиальная структура стратегического звена глобальной автоматизированной системы управления вооружёнными силами США.

По мнению американского командования, наибольший эффект система управления вооружёнными силами может дать лишь в том случае, если средства автоматизации будут применяться не только в стратегическом, но и в оперативно-тактическом звеньях. Поэтому Пентагон проводит соответствующие мероприятия и по автоматизации управления в оперативно-тактическом звене. В частности, в ВВС США функционируют автоматизированные системы управления тактической авиацией 407L и «Сик Дейта» 2. Последняя используется при ведении боевых действий в Юго-Восточной Азии.

Главная задача, которую решает АСУ «Сик Дейта» 2 с начала 1970 года, состоит в том, чтобы собирать поступающую от различных соединений и частей информацию, обрабатывать её и выдавать боевые донесения главнокомандующему вооружёнными силами США в зоне Тихого океана и национальному командному центру. Кроме того, задачей этой АСУ является ежедневная выдача авиационным частям боевых приказов, регламентирующих их действия на данные сутки, а также обеспечение воздушных перевозок в Юго-Восточной Азии.

В настоящее время в ВМС США действуют следующие тактические АСУ: корабельная NTDS, самолётная ATDS, система управления ПВО и система управления боевыми действиями морской пехоты MTDS.

С 1954 года в США ведутся работы по созданию автоматизированной системы управления сухопутными войсками, чтобы охватить все звенья управления от батальона до полевой армии. В ходе этих работ американцы встретились со значительными трудностями, вызванными главным образом большим объёмом, разнообразием, новизной и сложностью решаемых задач. В связи с этим сроки окончания разработки этой системы неоднократно переносились, а её структура несколько раз пересматривалась. Изменялось и её название: последнее её наименование — «Адсаф» (Automatic Data System for the Army in the Field). Разработка этой системы должна быть завершена к 1975 году. В её состав войдут три системы: управления боевыми действиями («Тос»), управления огнём полевой артиллерии () и управления материально-техническим обеспечением (CS3).

Таким образом, автоматизация охватывает практически все органы управления вооружёнными силами США, от высшего военно-политического руководства до тактического звена. В некоторых звеньях управления уже функционируют АСУ целевого назначения (например, АСУ САК 465L.), в других они только создаются (АСУ «Адсаф»).

Однако, как отмечается в американской военной печати, несмотря на затрату огромных средств, глобальная автоматизированная система управления ещё не отвечает требованиям современной войны прежде всего по такому важному показателю, как оперативность управления. В иностранной прессе приводится много фактов, подтверждающих этот недостаток.

Так, сообщение с небезызвестного разведывательного корабля «Пуэбло» об угрозе его захвата дошло до национального командного центра в Пентагоне лишь через 1 час 39 мин. Во время новогоднего наступления Народных вооружённых сил освобождения Южного Вьетнама в 1969 году целый час уходил на передачу сообщений-молний из одного оперативного органа в другой в пределах одного и того же командования вооружённых сил США в зоне Тихого океана. Нередко информация из Вьетнама, передающаяся по каналам глобальной АСУ, приходит в национальный командный центр одновременно с материалами корреспондентов американских газет и журналов, находящихся в этом районе.

В американской печати сообщаются также данные о возможностях глобальной АСУ. Национальному командному центру требуется, например, 32 часа для получения на экране точного отображения состояния американских сил в зоне Тихого океана. Командный центр ВВС в течение ночи собирает и обрабатывает данные для выпускаемого ежедневно справочника, в котором отражается состояние ВВС США в глобальном масштабе.

В печати приводились случаи, когда в памяти ЭВМ национального командного центра не оказывалось необходимых сведений и приходилось прибегать к традиционным методам их получения. Так, при планировании операции по бомбардировке ДРВ под названием «Роллинг тандер» бывшему министру обороны США Макнамаре понадобились самые последние данные об имеющемся арсенале бомб. Чтобы получить их, ему пришлось усадить за телефоны 14 генералов в Пентагоне, которые связывались с авиационными базами, разбросанными по всему земному шару. В спешке генералы забыли запросить резерв и Национальную гвардию.

Подобные факты, как считает военно-политическое руководство США, недопустимы в современных условиях. В этой связи заслуживает внимания заявление президента Никсона, которое он сделал 4 июля 1969 года в академии ВВС. Президент, в частности, сказал: «Когда решение на войну принимается в течение 20 мин., нация, которая опоздала, потерпит поражение».

Одной из основных причин невысокой оперативности действия глобальной АСУ американские специалисты считают несовместимость некоторых её компонентов, которые приспособлены к нуждам отдельных командований или видов вооружённых сил и не отвечают общим требованиям министерства обороны. В настоящее время, например, в глобальной АСУ насчитывается около 100 ЭВМ двенадцати типов, в которых используется 20 различных алгоритмических языков.

Для обеспечения совместимости работы различных АСУ в рамках глобальной системы управления вооружёнными силами США предполагается в широких масштабах унифицировать средства автоматизации и алгоритмы управления. В октябре 1970 года Пентагон одобрил программу оснащения глобальной АСУ новыми ЭВМ. В частности, предусматривается использовать стандартные ЭВМ четырёх типов: большие и средние ЭВМ для обеспечения деятельности комитета начальников штабов, ЭВМ управления войсками и ЭВМ для проведения научных расчётов.

Основным поставщиком новых ЭВМ, как полагают, будет фирма «IВМ», доля оборудования которой в автоматизированных системах вооружённых сил США составляет около 85%.

Оснащать глобальную АСУ новыми ЭВМ и другими средствами автоматизации в США планируется поэтапно. На первом этапе (1971/72 н 1972/73 финансовые годы) предполагается израсходовать 100 млн. долларов для закупки 40 ЭВМ, предназначенных для установки в основных командных центрах и пунктах глобальной АСУ. К 1976 году на эти цели планируется затратить 500 млн. долларов.

При создании в США новых автоматизированных систем управления отмечаются следующие тенденции:

  • повсеместное использование ЭВМ (включая отдалённые военные базы);
  • широкое применение мобильных систем управления;
  • использование ИСЗ;
  • передача данных во всех звеньях только двоичным кодом и увеличение скорости передачи с 50 кбит до 40 мбит (ведутся работы по увеличению скорости до 500 мбит);
  • сведение до минимума зависимости командных лиц от программистов, так как считается, что наличие промежуточного звена между командным лицом и ЭВМ понижает оперативность действия АСУ.

Предметом особой заботы Пентагона является обеспечение скрытности и живучести линий связи глобальной системы управления. Для этого предполагают использовать разнообразные современные средства связи: КВ, УКВ и СДВ системы, аппаратуру частотного уплотнения, линии ионосферной и тропосферной связи. Существующую технику засекречивания американские специалисты признают неэффективной. Одним из путей обеспечения секретности является разработка специального широкополосного оборудования, которое позволит передавать цифровые данные и вести телефонные разговоры по безопасным линиям связи (подземный и подводный кабель).

Таким образом, как это видно из приведённых в статье примеров, Пентагон уделяет большое внимание совершенствованию глобальной системы управления вооружёнными силами, стремясь привести её в соответствие с требованиями современной войны. Совершенствование этой системы обусловливается также непрекращающимися агрессивными действиями США в различных районах земного шара. Кроме того, поставки оборудования для этой системы весьма выгодны американским монополиям, поэтому планы Пентагона по её развитию и совершенствованию находят у них постоянную поддержку.

Добавить комментарий