Подспудные процессы, происходящие среди личного состава империалистических армий, заставляют правящие круги и командование усиливать идеологическое воздействие на армию, и особенно на офицерский корпус — основу вооружённых сил.
Подводя итог 1971 года, влиятельная английская газета «Дейли телеграф энд морнинг пост» поместила статью своего политического обозревателя Стида под красноречивым заголовком «Год России и его уроки». В статье Стид с явным огорчением признает: «1971 год был, несомненно, годом России… Запад вопреки всем стараниям не смог остановить своего скольжения вниз. Россия завершила прошлый год как самая крупная военная и дипломатическая держава… Коммунистическое кредо даёт ей в плане укрепления дисциплины и патриотического сплочения народа больше, чем все то, что мог предложить Запад, все ещё дезориентированный и раздираемый противоречиями. Коммунистическое кредо остаётся самым мощным оружием для подрыва свободного мира».
На опыте позорной войны во Вьетнаме империалистические военные идеологи все больше убеждаются, что проводимая в войсках пропаганда антикоммунизма не даёт желаемых результатов. Она не способна в течение длительного времени держать в духовном плену солдат, матросов и офицеров и не может оградить их от влияния прогрессивных идей. Анализируя поведение американских военнослужащих в Индокитае, английский военно-теоретический журнал «Арми куотерли энд дефенс джорнэл» приходит к выводу, что антикоммунистические штампы, которыми пользовалась официальная пропаганда, играли определённую роль в создании военного угара лишь в самом начале развёртывания войны. В дальнейшем, особенно в неблагоприятной обстановке, они были быстро разоблачены и в значительной степени потеряли свою силу, что породило среди личного состава боевых частей чувство разочарования и более того — «привело к эрозии его морального духа».
Империалистические военные идеологи и командование, конечно, не могут признать, что причины этого явления коренятся прежде всего в антинародности империалистической системы, в несправедливом, агрессивном характере войны, которую ведут империалисты США. Вместе с тем они пытаются объяснить себе причины падения морального духа американских войск, чтобы найти новые средства и рычаги, которые могли бы как-то компенсировать шаткость идейных позиций империализма. В этой связи военная печать НАТО в последнее время много говорит о необходимости «совершенствования руководства войсками», «обучения офицеров искусству управлять людьми» в новых, изменившихся социально-политических условиях. В вооружённые силы, как отмечается в прессе, теперь набирается преимущественно грамотная молодёжь, «настроенная более критически, чем прежде», «не терпящая откровенного насилия», обладающая некоторыми политическими знаниями, не воспринимающая явную ложь, по крайней мере о порядках в своей стране, понимающая опасность войны с применением ядерного оружия. Эта молодёжь предъявляет высокие требования к офицерскому составу. Ею нельзя управлять прежними методами кнута и пряника. С другой стороны, офицеры в своих взаимоотношениях с рядовыми солдатами все ещё опираются на «железную руку трибуналов и дежурную службу полиции», не умеют добиваться взаимопонимания солдат и сержантов, «пренебрегают методами разъяснения, убеждения, мотивирования». «Нужны другие лидеры, владеющие другими методами управления», — заключает английский журнал «Ройял юнайтед сервис инститюшн».
Недостатки в руководстве привели, по мнению журнала, к тому, что «солдаты потеряли веру в военную систему», «оказались морально сломленными». Более того, многие из них перешли к активным действиям. Нормальным в американской армии во Вьетнаме стало понятие «фрэггинг» (применение оружия против офицеров). В 1969 году, как сообщает газета «Оверсиз уикли», отмечено 96 случаев явного нападения на офицеров и 30 попыток нападения, в результате которых было убито 33 офицера (в 1970 году соответственно 209 и 62 случая, убито 34 офицера). Только за шесть месяцев 1971 года было отмечено 154 нападения, 56 попыток нападения и убито 11 офицеров.
В последние годы возросло количество самовольных отлучек и дезертирств среди рядового и сержантского состава американских войск. По данным английской газеты «Дейли мирор», в американской армии в 1971 году на каждую тысячу солдат в самовольных отлучках находилось 177 человек и дезертировало 74 человека.
Недовольством охвачена и определённая часть американского офицерского корпуса. Многие младшие офицеры, писал английский журнал «Экономист» в статье «Армия стала жертвой войны», «озлоблены, во-первых, против общества, которое послало их на войну, а затем отказало им в поддержке; во-вторых, против правительства, которое не смогло дать им правдоподобную и стоящую цель войны; в-третьих, против армии, которая все больше становится похожей на один из тех прилизанных американских конгломератов, которые выглядят сплочёнными снаружи при полном хаосе внутри».
В военной печати стран НАТО отмечается, что многие офицеры батальонного и ротного звеньев не только не могут «вселить подчинённым уверенность в правоте своего дела», но и сами имеют «наивное представление о врагах Америки». Эти офицеры, писал журнал «Юнайтед Стейтс нэйвэл инститют просидингс», «допускают критику и дешёвые остроты в адрес вооружённых сил и политики правительства», считают, что «причины войн и конфликтов, которые имели место в последние 25 лет, находятся и в нашем собственном доме», а огромная военная машина США представляет собой «в значительной степени ненужный плод деятельности чрезмерно тщеславных военных ястребов».
Несмотря на проводившуюся долгие годы интенсивную пропаганду, значительная масса офицеров не усвоила «курса гражданства» и слабо знает «те ценности, которые отстаивает Запад». В силу этого, пишет журнал «Ар ми куотерли энд дефенс джорнэл», они оказались «неподготовленными при столкновении с твёрдой коммунистической идеологией».
Ослабление руководства со стороны многих младших офицеров объясняется в западной печати также изменениями в комплектовании офицерского корпуса. Новая военно-политическая обстановка, сложившаяся в мире в послевоенный период, трудности военной службы, резкое повышение требований к теоретической и профессиональной подготовке офицеров, увеличение удельного веса офицерского состава в общей численности вооружённых сил вынудили правящие империалистические круги пойти на некоторое расширение социальных рамок комплектования офицеров. Оставив в вооружённых силах строго подобранное по классовому признаку руководящее офицерское ядро, они наряду с этим стали более активно пополнять наиболее массовую категорию младших офицеров представителями мелкой буржуазии, среднеоплачиваемой интеллигенции, рабочей аристократии. Эти социальные слои принесли с собой в офицерскую среду взгляды и настроения, которые не являются в полном ‘смысле прогрессивными, не совпадают, а иногда даже идут вразрез с официальной точкой зрения, навязываемой пропагандой. Кроме того, эти офицеры, получив чин и погоны, по своему социальному положению все же оказались за рамками замкнутой офицерской касты, не приняты ею, что порождает в них недовольство и чувство классового неравноправия. «Офицерский состав,— жаловался журнал «Ройял юнайтед сервис инститюшн», — перестал быть единым и однородным… За пределами жизни полка между старшими и младшими офицерами отсутствуют какие-либо контакты и даже какие-либо симпатии».
Не случайно поэтому в последнее время проблемы подготовки офицеров в странах НАТО стали для политического и военного руководства предметом систематического обсуждения. Они рассматривались на заседании министров обороны Еврогруппы НАТО, в различных комитетах блока, в штабах армий отдельных стран— участниц Североатлантического союза. «Проблема,— заявил в бюллетене «Коммандерс дайджест» начальник штаба ВМС США адмирал Замволт,—заключается… в необходимости просвещённого руководства. Нам нужны офицеры с кругозором, с воображением, и в первую очередь с пониманием всего того, что происходит вокруг нас в мире».
Эту проблему правящие круги и военные командования империалистических государств пытаются решать комплексно, путём проведения целого ряда мер, и прежде всего с помощью ещё более тщательного политического отбора кандидатов, поступающих в офицерские училища и школы, а также студентов гражданских вузов, проходящих военное обучение по офицерской программе. Так, например, в США в 1971 году к сдаче вступительных экзаменов в военно-морское училище в Аннаполисе были допущены 1250 человек из 7300, подавших прошение о приёме. Сообщая об этом факте, журнал «Аур нэйви» писал: «Нужно подчеркнуть, что флот чрезвычайно разборчив в подборе будущих командиров. Средствами тщательного отбора и психологических тестов были отсеяны и отброшены все потенциальные возмутители спокойствия, вольнодумцы и лица, не подходящие по социальным критериям».
В Великобритании учреждены специальные комиссии, которые по трёхдневной программе проверяют всех кандидатов, отобранных для поступления в военные училища. Комиссии проверяют не только их политическую благонадёжность, социальные данные, но и умение «повелевать людьми».
В странах НАТО кандидатов, отобранных для обучения в школах младших офицеров, предварительно направляют на службу в линейные части для всесторонней проверки. Студентов, прошедших курс военного обучения и получивших офицерские звания, прежде чем направить в части, подвергают проверке и дополнительному обучению в специальных военных школах.
В Западной Германии разрабатывается план «радикальной реорганизации подготовки и порядка прохождения службы офицерским составом». Один из вариантов этого плана, по свидеельству английской печати, предусматривает увеличение сроков подготовки офицеров до пяти лет, из них три года — в университетах страны по профилю избранной специальности и два года —в военных училищах. Причём отобранные кандидаты, прежде чем их направят в университеты, должны будут определённый срок прослужить в бундесвере, где проверяются как их политическая благонадёжность, так и «способность к руководству людьми».
Проводятся также другие мероприятия. В США, в частности, пересмотрена система аттестации офицерского состава и установлена семибалльная шкала оценки деятельности и способностей офицеров. В Великобритании для всего офицерского состава введён обязательный курс подготовки по «программе лидерства», имеющий целью научить офицеров «искусству управлять людьми в изменившихся социально-политических условиях». В этих и других странах НАТО начата разработка «научных основ руководства в вооружённых силах» и формулируются мотивы, «побуждающие людей к действию в боевых условиях».
Однако главное внимание при подготовке офицерского состава вооружённых сил стран НАТО сосредоточивается на усилении идеологической обработки, на повышении её эффективности. Военное руководство намерено не только воспитывать офицеров в духе преданности империализму, но и совершенствовать их способность осуществлять духовную обработку рядовых и сержантов, отвечать на их многочисленные вопросы, касающиеся международных проблем, внутренней и внешней политики правящих кругов, социальных несправедливостей и эксплуататорской сущности империализма.
Антикоммунизм — основа идеологической обработки
Идеологическая обработка офицерского состава стран НАТО отличается многообразием приёмов, методов и форм. Она сосредоточивается на пропаганде лженаучных доктрин и теорий, в которых попытки дискредитации идей научного коммунизма, миролюбивой политики и целей СССР и других социалистических стран переплетаются с прямой апологетикой капитализма и проповедью антисоветских реформистских и ревизионистских концепций. В последние годы ставится задача разнообразить пропаганду антикоммунизма, чтобы преподносить его офицерам в более замаскированной наукообразной форме, так сказать, с претензией на «глубину». Антикоммунистическими измышлениями пронизывается вся подготовка офицерского состава в военно-учебных заведениях, и прежде всего теоретический курс дисциплин, таких, как политика, политэкономия, история, социология, «основы революционной и партизанской борьбы», расовая теория, психология и другие. Читается и специальный «курс коммунизма», подготовленный экспертами антикоммунизма.
Среди тем, изучаемых в военном колледже НАТО, который, по заявлению журнала «НАТО’с фифтин нейшнз», призван готовить «элиту, офицеров», имеется и такая: «Коммунизм и советский блок» (семь лекций и семинар, которые полностью посвящены пропаганде антикоммунизма и антисоветизма). Кроме того, целый ряд(тем — «Политическая стратегия», «НАТО», «Третий мир», «Путь вперёд», «Стратегия НАТО» и другие — в своей основе строится на антикоммунистическом и антисоветском материале.
На воспитание вражды и ненависти к СССР и другим социалистическим странам направлено обучение офицеров в национальном военном колледже, промышленном колледже вооружённых сил, центральном колледже американской армии, военно-морском колледже и колледже ВВС, то есть там, где, по свидетельству газеты «Бостон глоб», учат «потенциальных генералов» — офицеров в чине подполковник — полковник и им равных. Курс подготовки в них заканчивается, как правило, антисоветской инсценировкой. В ходе её все слушатели разбиваются на две команды—«синие», играющие за США, и «красные», представляющие Советский Союз. Между командами разыгрываются военные игры. «Мы поощряем курсантов к тому, чтобы они вживались в свою роль. Некоторые из них являются на занятия в фуражках комиссаров»,— заявил един из руководителей колледжа ВВС.
Антикоммунизм внедрён также в курс офицерской подготовки вооружённых сил стран НАТО, в общую боевую подготовку войск, повседневную жизнь и быт империалистических армий.
Стержнем всех преподносимых офицерам антикоммунистических измышлений является миф о существовании для капиталистических государств «военной угрозы со стороны Советского Союза», об «агрессивности СССР». Этот миф является идеологической базой военных приготовлений империализма. Не удивительно поэтому, что империалистическая пропаганда, несмотря на явную абсурдность этой клеветы, на провалы, которые она потерпела, идёт на все, чтобы как-то её «подтвердить» и тем самым убедить офицеров в «необходимости» военных приготовлений империализма.
Характерно, что в последние годы лживые измышления об «агрессивности Советского Союза» сопровождаются попытками империалистической пропаганды представить в извращённом свете военную и экономическую мощь СССР и всего социалистического содружества, выискать какие-то «слабости», «уязвимые» места в социалистическом содружестве.
Подобное предназначение имеют, в частности, «прогнозы о возможности войны между СССР и Китаем». На эту тему в странах НАТО написаны уже сотни книг, статей и так называемых «научных исследований». В них не только излагаются всевозможные домыслы относительно советско-китайских отношений, но и воспроизводятся злобные выпады пекинского руководства против СССР.
Наряду с раздуванием мифа о «советской военной угрозе» с ещё большим ожесточением предпринимаются попытки дискредитировать в глазах офицеров опыт социалистического строительства в Советском Союзе и других социалистических странах. В последнее время все чаще распространяется версия о том, что в СССР построен якобы совсем не такой социализм, каким представляли его себе Маркс и Ленин, что советский социализм якобы «недемократичный», «негуманный», «тоталитарный» и т. д.
Следует сказать, что, убедившись в весьма невысокой эффективности антисоветских измышлений империалистической пропаганды, натовские деятели все охотнее предоставляют трибуну всякого рода промаоистским теоретикам, анархистам, троцкистам, беглым предателям, перерожденцам, ревизионистам и реформистам, смыкающимся с империалистами на почве антисоветизма и антикоммунизма. Клевета на коммунизм и Советский Союз должна, по их расчётам, звучать из уст этих отщепенцев более убедительно, чем их собственная.
Усиление «конструктивной пропаганды»
В идеологической подготовке офицерского состава стран НАТО заметно увеличено внимание и к так называемой «конструктивной пропаганде», популяризации мнимых «западных идеалов», буржуазного образа жизни, демократии, патриотизма, свободного предпринимательства, частной собственности и т. д. В военной печати это связывается прежде всего со стремлением найти «позитивный идеал», который бы вдохновлял военнослужащих, был для них «ценностью, достойной того, чтобы за неё сражаться и рисковать».
В вооружённых силах США, например, эта работа ныне развёртывается вокруг программы подготовки к празднованию 200-летия Соединённых Штатов, которая носит явно демагогический характер. Эта программа провозглашает такие задачи, как достижение к 4 июля 1976 года «полной занятости в условиях мирного времени», «очищение воздушной и водной среды», «обеспечение уважения к закону», «свободу от страха», «улучшение системы образования, здравоохранения и жилищных условий для всех американцев», осуществление «реформы правительства с тем, чтобы повернуть его к нуждам времени», «предоставление равных возможностей для всех американских граждан» и т. д.
Подобные программы провозглашались, как известно, буржуазией бесчисленное множество раз, но никогда они не выполнялись. Вышеназванная программа также носит насквозь лживый и лицемерный характер. Однако сейчас она возведена в ранг «мечты Америки» и, по расчётам её авторов, должна способствовать воспитанию «чувства патриотизма» и «преданности Соединённым Штатам».
В плане создания «позитивного идеала» характерны также демагогические заявления о мнимом миролюбии империалистических государств. Причём к этой пропаганде среди офицеров подключены самые высокопоставленные политические и военные деятели стран НАТО. Они встречаются с офицерами, выступают перед ними с политическими речами, напутствуют их во время выпуска из военных училищ или перед отправкой для участия в империалистическом разбое, проводимом его страной.
Жонглируя такими словами, как «свобода», «мир», «справедливость», представители правительства США пытаются убедить молодых офицеров, что американские вооружённые силы будто бы являются не орудием агрессии, а «инструментом мира», что США, мол, «ради сохранения мира» вынуждены идти в настоящее время на сокращение программы жилищного строительства, медицинского обслуживания, образования, строительства дорог, борьбы с бедностью и т. д. В «интересах мира», убеждают они своих слушателей, необходимо «готовиться к войне», беспощадно пресекать всякие попытки «проникновения коммунизма» в капиталистические страны, душить национально-освободительное движение, расправляться с революционными выступлениями трудящихся внутри страны, перекрывать все пути коммунистической идеологии.
Все они в той или иной форме заклинают своих слушателей поверить в «будущее Америки», не допускать «загрязнения умов и душ», «моральной деградации», «потери чувства патриотизма».
Адмирал Замволт, например, призывал выпускников военно-морского колледжа в Аннаполисе «заботиться о моральном состоянии подчинённых на каждом шагу своей военной карьеры, каждый свой рабочий час», быть всегда готовым «с позиции информированного, компетентного человека ответить на их многочисленные «почему».
Кстати, эти «почему» в вооружённых силах США, да и других стран НАТО, приняли, видимо, настолько массовый характер, что от них нельзя просто отмахнуться. Поэтому офицеров стремятся своевременно ориентировать по вопросам текущей внутренней и внешней политики правительства, вооружить готовыми штампами в защиту политического курса правящих кругов. Это делается самыми различными путями, и прежде всего через печатные издания, специально выпускаемые военными пропагандистскими органами для офицерского состава. Так, служба печати министерства обороны США издаёт еженедельный бюллетень «Коммандерс дайджест», который знакомит офицеров с официальными документами американской администрации как по военным, так и по другим вопросам, с выступлениями представителей правительства и высшего военного командования.
Практически во всех армиях НАТО издаются специальные разработки, касающиеся текущих событий, по которым офицеры проводят занятия на политические темы с солдатами и сержантами. Управление информации вооружённых сил США с этой же целью организует для войск еженедельные телепередачи, запись которых направляется во все пункты мира, где находятся американские войска. Гвоздём этих передач являются, как правило, выступления или интервью какого-нибудь политического или военного деятеля, в которых даются официальные пропагандистские установки по самым различным вопросам. С американскими офицерами проводятся также специальные занятия, в ходе которых их натаскивают, как следует понимать внутренние проблемы США, как отвечать на вопросы о безработице, расовых противоречиях, росте бедности и нищеты на фоне безудержной роскоши горстки магнатов капитала, о распространении таких явлений, как алкоголизм, наркомания, преступность и т. д. «Социальные проблемы, стоящие перед страной, намного осложнили жизнь военных командиров… Наркомания, расовые взаимоотношения, недовольство и протесты, трудовые конфликты и другие подобные явления поставили командиров перед новым вызовом, новыми трудностями и необходимостью нового ответа»,— жалуется «Коммандерс дайджест».
С осени 1970 года в американских вооружённых силах для командного состава введена специальная программа информации «по текущим событиям, относящимся к современным социальным проблемам». Изучение программ, как правило, завершается семинаром. Так, на пятидневном семинаре, проведённом на военно-воздушной базе Максвелл в штате Алабама, на котором присутствовало 200 офицеров, обсуждалось десять вопросов, в том числе пути повышения аргументированности и эффективности пропаганды; борьба с наркоманией; реагирование на просьбы, требования и жалобы отдельных групп военнослужащих; правовые положения, относящиеся к борьбе с протестами и недовольством; решение трудовых конфликтов и т. д. Каждому участнику семинара была роздана литература и подробные инструкции для проведения занятий в своих подразделениях. В этих инструкциях офицерам предлагаются готовые ответы на возможные вопросы военнослужащих, расписываются «меры правительства по решению внутренних проблем», его мнимая озабоченность этими проблемами.
Образчиком одного из таких стандартизированных ответов может служить статья бывшего помощника министра обороны США Пэккарда в «Коммандерс дайджест», претенциозно названная «Мировое руководство с позиции силы». Ход рассуждения автора весьма прост. Сам бог-де возложил на Соединённые Штаты роль «мирового лидера» и тем самым ответственность за поддержание «мира, законности и порядка» на всем земном шаре. Эту функцию США смогут, мол, выполнить только с позиции силы, что подразумевает военную, экономическую и политическую мощь, а также сплочённость всего американского общества. Кто выступает против политического курса США, против существующих в США порядков, против американского разбоя, грабежа, расовой дискриминации, жестокой эксплуатации, агрессии, тот мешает Соединённым Штатам выполнять их «священную миссию» по «поддержанию мира», является внутренним или внешним «врагом» Америки. «Нам необходимы сила и моральная стойкость у нас дома, чтобы достигнуть успеха за рубежом. Страна, страдающая внутренней слабостью и робостью духа, не может обеспечить стабилизирующее руководство в международных делах», — заключил Пэккард.
Значительные усилия в идеологической подготовке офицерского состава империалистических армий направляются также на воспитание уверенности в военной мощи НАТО, и прежде всего США как главного организатора и руководителя этого блока. Наряду с обычным прославлением военно-технических достижений империализма много внимания уделяется пропаганде, направленной на нейтрализацию «пагубного влияния» провалов американской агрессии в Индокитае.
Отмечается также стремление правящих кругов и военного командования связать офицеров дополнительными обязательствами, клятвами, присягами, которые повышали бы их политическую благонадёжность и вместе с тем служили бы юридической основой для привлечения их к ответственности за нарушение лояльности. Как сообщалось в «Коммандерс дайджест», при каждом новом назначении от офицера американской морской пехоты требуют принятия клятвы в том, что он будет «поддерживать и защищать конституцию Соединённых Штатов против всех врагов внешних и внутренних», «сохранять ей твёрдую верность и преданность», «хорошо и преданно выполнять свой долг и обязанности в связи с предстоящим назначением» и что все эти обязательства он «берет на себя искренне, без всяких внутренних колебаний, без намерения уклониться».
В последние два-три года во многих странах НАТО усилен материальный подкуп офицерского состава. Офицерам повышено денежное содержание, установлены дополнительные надбавки к окладу, увеличены вознаграждения за участие в агрессивных и карательных действиях.
Империалистические правящие круги бьют тревогу при малейших признаках появления симптомов проникновения инакомыслия в офицерскую среду, активизируют идеологическое и психологическое влияние на офицеров, прибегая ко все более изощрённым приёмам и методам; они не жалеют сил и средств, чтобы подготовить офицерский корпус в качестве главной опоры и проводника своей политики в вооружённых силах.