Однако империалистические круги не отказались от попыток восстановить утраченные ими позиции, оградить интересы монополистического капитала путём размещения новых военных баз на территориях, важных в стратегическом отношении, активизации деятельности агрессивных блоков, дестабилизации неугодных режимов, использования противоречий между отдельными странами. В Отчётном докладе ЦК КПСС XXV съезду говорится: «Опыт революционного движения последних лет наглядно показал: если возникает реальная угроза господству монополистического капитала и его политических ставленников, империализм идёт на все, отбрасывая всякую видимость какой бы то ни было демократии. Он готов попрать и суверенитет государств, и любую законность, не говоря уже о гуманности».
В последнее время особый «интерес» империалистических кругов вызывает зона Персидского залива. И это не случайно. Внимание международного империализма привлекает военно-стратегическое положение этого района на перекрёстке важных коммуникаций, его непосредственная близость от границ Советского Союза, а также ряда арабских стран, идущих по пути прогрессивного независимого развития.
Важность этого района определяется наличием здесь огромных запасов такого стратегического сырья, как нефть. Ближний и Средний Восток является важнейшей топливно-энергетической базой милитаристской машины империализма, а также экономики Западной Европы и США. На долю государств зоны Персидского залива приходится 3/5 разведанных запасов нефти капиталистических и развивающихся стран и 2/5 её экспорта (без учёта социалистических стран). Годовая добыча «чёрного золота» в этом районе составляет более 920 млн. т.
По данным американской печати, Западная Европа, где сосредоточена основная часть вооружённых сил НАТО, на 70% удовлетворяет свои потребности в жидком топливе за счёт нефти стран Персидского залива. Военное руководство США и Североатлантического блока успех военных операций в случае войны ставит в прямую зависимость от обладания нефтью Ближнего и Среднего Востока. Вот почему империалистические круги особенно добиваются расширения здесь своего влияния.
Для стран зоны Персидского залива характерно стремление к обеспечению своей политической независимости и суверенитета в экономике. Показательны в этом отношении изменения в нефтяной политике даже таких арабских государств с монархическими режимами, как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ).
Ещё недавно слово «национализация» рассматривалось в этих странах как понятие, заимствованное из «коммунистической пропаганды», и считалось таким же крамольным, как «социализм» и «коммунизм». Однако к концу 1975 года Кувейт полностью, а Саудовская Аравия, Катар и другие государства Персидского залива частично (более чем на 50%) национализировали добычу нефти. Все это свидетельствует о закате колониализма во всех формах его проявления, и никакие политические маневры, тем более грубый военный шантаж и угрозы, не способны остановить этот процесс, характерной чертой которого является борьба арабских народов за право распоряжаться своими нефтяными богатствами.
Международный империализм не отказался от попыток с помощью Саудовской Аравии, Ирана и реакционных арабских кругов сохранить свои позиции в районе Персидского залива, не допустить усиления связей арабских государств с Советским Союзом и другими странами социалистического содружества, задушить прогрессивный режим в Народной Демократической Республике Йемен, ликвидировать национально-освободительное движение в южной провинции Омана — Дофаре, где оно ведётся под руководством Народного фронта освобождения Омана.
Стремясь замаскировать свои замыслы, империалистические круги прибегают к абсурдным, клеветническим измышлениям о так называемой «советской военной угрозе». Как отмечает прогрессивная арабская печать, вся эта пропагандистская шумиха направлена на то, чтобы прикрыть факт прямого империалистического вмешательства во внутренние дела арабских стран Персидского залива, прежде всего через механизм военных баз, закамуфлировать агрессивную сущность блока СЕНТО, отвлечь внимание мировой общественности от вооружённого подавления национальных революционных сил в Дофаре.
Достижение своих целей империалистические государства в значительной степени связывают с милитаризацией стран Персидского за пива, а также с усилением собственного военного влияния в этом районе.
Особенную активность в зоне Персидского залива проявляет американский империализм, проникающий в экономику стран этого района, закрепляющий за собой рынки сбыта и сырья, создающий в этом районе новые военные базы.
На страницах зарубежной прессы появилось сообщение о том, что Пентагон подыскивает земельный участок для размещения на территории эмирата Рас-эль-Хайма крупной военно-воздушной и военно-морской базы стратегического назначения. Иностранные обозреватели отмечают, что создаваемый Пентагоном стратегический плацдарм в этом районе должен замкнуть цепь американских баз, начинающуюся на Японских о-вах и проходящую через Тайвань, Филиппины и о. Диего-Гарсия к Персидскому заливу.
Недавно английская печать сообщила о том, что Оман согласился предоставить военно-морскому флоту и военно-воздушным силам США базу на о. Масира в обмен на поставку крупных партий американского оружия. Это ещё один военно-стратегический плацдарм США в Индийском океане в непосредственной близости от зоны Персидского залива.
По утверждению американской печати, линия военных баз США, расположенных вдоль пути следования нефтяных танкеров из Персидского залива на Восток, призвана осуществить не только прикрытие поставок нефти в случае «чрезвычайных обстоятельств», но и постоянно держать под контролем районы этой части земного шара, оказывать давление на внешнюю и внутреннюю политику расположенных здесь государств.
В проведении своей политики в зоне Персидского залива США и другие империалистические государства опираются на реакционные режимы Саудовской Аравии, Бахрейна, Kатара, Омана, ОАЭ. При этом особая роль отводится Ирану. В последние годы империалисты усиленно «начиняют» эти режимы вооружением. Общая сумма сделок, заключённых после октябрьской войны 1973 года на военные поставки в арабские страны Ближнего и Среднего Востока, составила 10,2 млрд. долларов. К началу 1976 года эти страны уже получили вооружения на сумму 3,9 млрд. долларов.
Наиболее весомая доля приходится на Иран (член агрессивного блока СЕНТО). Если в 50-х годах ежегодные затраты Ирана на закупку оружия не превышали десятков миллионов долларов, а к концу 60-х перешагнули за 700 млн., то только в США в 1972/73 и 1973/74 финансовых годах он закупил военной продукции на сумму 7,6 млрд. долларов. К ней следует добавить военные ассигнования, поступающие из частных фондов. В 1976 году Иран для своих вооружённых сил заказал в США и других империалистических государствах 400 самолётов, 500 вертолётов, 18 боевых кораблей, тысячи ракет различного назначения, сотни танков.
В американской печати сообщалось, что за последнее пятилетие Иран закупил в США оружия и боевой техники на сумму свыше 10 млрд. долларов и что в ближайшие пять лет намерен ещё произвести в этой стране военные закупки на 15 млрд. долларов.
При этом появляются новые тенденции. Так, если ранее странам «третьего мира» продавались далеко не лучшие образцы оружия, то в настоящее время, например, Иран закупает новейшие сложные системы вооружения. Как отмечает американская печать, Ирану предоставлена возможность приобретать в США фактически любое неядерное оружие, в том числе реактивные истребители F-14 «Томкэт», оснащённые ракетами «Феникс», самолёты F-16 «Файтинг фалкон», а также современные ракеты, вертолёты, управляемые бомбы и другую боевую технику. Ведутся переговоры с США относительно сделки, предусматривающей обмен нефти на новейшие образцы вооружений, производимые фирмами «Дженерал дайнэмикс», «Макдоннелл-Дуглас», «Нортроп», «Боинг» и другими.
Растущую милитаристскую активность проявляют правящие круги Саудовской Аравии, закупившие за последние годы в США оружия на сумму свыше 6 млрд. долларов. Только в 1974/75 финансовом году Саудовская Аравия заказала десятки самолётов, сотни танков, вертолёты, военные корабли, ракеты и много других видов оружия. Согласно контрактам, заключённым в последнее время, США поставят Саудовской Аравии оружия на сумму свыше 4 млрд. долларов.
Этой стране с монархическим режимом, так же как и Ирану, международный империализм отводит особую роль в зоне Персидского залива. На заседании сенатской комиссии США по иностранным делам, принявшей в прошлом году решение не препятствовать продаже Саудовской Аравии 650 ракет «Мейверик» на сумму 30 млн. долларов, было подчёркнуто, что она всегда была «добрым другом США и играла стабилизирующую роль в районе Персидского залива». К 1982 году в Саудовской Аравии планируется завершить сооружение целого ряда военных объектов общей стоимостью около 16 млрд. долларов, которые возводятся инженерно-строительным корпусом США. Среди них военно-морские и военно-воздушные базы на побережье Персидского залива и Красного моря, позиции ЗУР, узлы и линии связи, радиолокационные станции и другие объекты.
Такие же тенденции характерны и для других стран региона. Так, в 1976 году Кувейт дополнительно выделил на военные цели 877 млн. кувейтских динаров. Общей чертой при этом является рост интенсивности закупок вооружения странами Персидского залива. Ещё одно подтверждение этому — контракт, заключённый в 1976 году Саудовской Аравией с американской компанией «Рейтеон» о закупке комплексов ЗУРО «Хок» на сумму 1,14 млрд. долларов. Контракт предусматривает также подготовку специалистов для обслуживания комплексов.
Милитаризация стран Персидского залива проявляется, кроме того, в росте численности армий отдельных государств этого района. По сообщению иностранной печати, армия Ирана, например, увеличивается ежегодно в среднем на 2,9%.
Наряду с увеличением поставок вооружения и ростом армий систематически возрастают военные расходы стран Персидского залива (см. таблицу). Эти данные наглядно свидетельствуют о темпах милитаризации ь странах региона. В Омане расходы на военные цели за последние годы составляют 36 50% бюджета, в Иране в 1976 году — около 28%.
Военные расходы стран Персидского залива (в млн. долларов)
Одновременно увеличивается количество различного рода иностранных военных специалистов и советников в армиях государств Персидского залива. По сообщению иностранной печати, только в высших и средних командных сферах вооружённых сил Ирана занято свыше 1000 американских офицеров. В связи с ростом поставок вооружения в Иране увеличилось количество военных советников. По данным иностранной прессы, в настоящее время здесь насчитывается 24—27 тыс. американских военнослужащих. Много американских военных экспертов находится в армии Саудовской Аравии.
Как сообщалось в зарубежной печати, на радиолокационных станциях и узлах связи, па различных военных объектах, разбросанных по странам региона, заняты сотни военных специалистов Великобритании. Английские военнослужащие занимают основные посты в войсках ОАЭ. Более 200 английских офицеров командуют частями султанской армии Омана.
В последние годы в целях сохранения и упрочения своих позиций в зоне Персидского залива военно-промышленные концерны империалистических государств идут на размещение некоего подобия филиалов своих фирм в странах региона под видом создания «собственной военной промышленности» этих стран. В зарубежной печати сообщалось, что при финансовой поддержке Ирана в Великобритании были разработаны ракеты «Рапира» с соответствующим радиолокационным оборудованием, которые уже поставляются Ирану, Саудовской Аравии, Оману и ОАЭ. Предполагается, что в будущем части ракеты «Рапира» и её боеголовка будут собираться в Иране.
В апреле 1975 года по инициативе Саудовской Аравии и Арабской Республики Египет была создана Организация межарабской военной промышленности с целью строительства крупных военных заводов главным образом в АРЕ, имеющей квалифицированную рабочую силу и некоторую промышленную базу. В состав организации, помимо АРЕ, вошли Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ. В конце 1976 года в Каире была проведена сессия Организации межарабской военной промышленности, участники которой обсудили вопросы налаживания совместного производства военных самолётов, ракет и электронного оборудования.
Милитаризация стран Персидского залива, стимулируемая международным империализмом и реакционными арабскими кругами, несмотря на растущие противоречия между отдельными странами региона, проявляется в стремлении государств с монархическими режимами объединить свои усилия в борьбе против национально-освободительного движения, в вынашивании планов по сколачиванию военных блоков.
В иностранной печати сообщалось о намерении Ирана создать под своей эгидой военный союз, в который должны войти арабские государства этого региона. Иран уже заключил с Оманом соглашение, предусматривающее совместное использование ВМС для патрулирования в Ормузском проливе. Тысячи военнослужащих иранской армии участвуют в подавлении освободительной борьбы патриотов Народного фронта освобождения Омана. Иран как член агрессивного блока СЕНТО проявляет наибольшую милитаристскую активность в зоне Персидского залива. Иностранная печать, комментируя закончившуюся весной 1976 года сессию этого блока, писала, что совет министров СЕНТО выразил удовлетворение ролью Ирана в защите «мира» в регионе.
Однако у народов Ближнего и Среднего Востока растущая милитаризация стран зоны Персидского залива вызывает законную тревогу и беспокойство. Как заявил председатель Президентского совета Народной Демократической Республики Йемен Салем Рубейя Али, оккупация Ираном арабских островов в Персидском заливе, его стремление утвердить своё господство в зоне залива и Аравийского п-ова представляют чрезвычайную опасность для народов региона, нефтяные богатства которого грабят монополии различных империалистических государств.
Общественность стран региона не скрывает своей тревоги в связи с возросшей активизацией США и других империалистических держав в зоне Персидского залива. Понимание и поддержку народов этого района встречают конструктивные предложения Советского Союза о создании системы коллективной безопасности в Азии, в том числе и в зоне Персидского залива.
В одобренной XXV съездом КПСС программе дальнейшей борьбы за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов ставится задача — ввести дело к обеспечению безопасности в Азии на основе совместных усилий государств этого континента». Эта идея находит одобрение народов стран зоны Персидского залива, выступающих за прекращение гонки вооружений, ликвидацию иностранных военных баз в Персидском заливе и в районе Индийского океана, превращение его в зону мира.