За последние годы на мировой арене произошли заметные позитивные сдвиги. Успешно развивается процесс перехода от длительной враждебной конфронтации, от «холодной войны» к разрядке напряжённости, к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества между государствами с различным социальным строем. Замечательным итогом огромной работы, проделанной в этой области, и хорошей перспективой на будущее является успешное завершение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое по праву оценивается во всем мире как важнейшее международное событие.

Положительные перемены в международных отношениях являются результатом совместных усилий Советского государства и других стран социалистического содружества по реализации принятой XXIV съездом КПСС Программы мира. Эти перемены стали возможны благодаря изменению соотношения сил на международной арене в пользу социализма.

Коммунистическая партия и Советское государство, все прогрессивные силы стремятся развить происходящие в мире положительные сдвиги, сделать процесс разрядки необратимым, наполнить его конкретным материальным содержанием.

«Вместе с тем история и действительность учат нас,— заявил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев,— ни на минуту не забывать о том, что силы реакции и агрессии стремятся препятствовать оздоровлению обстановки в мире, продолжают политику гонки вооружений, создают очаги напряжённости на международной арене». В мире продолжают действовать влиятельные силы, которые тянут человечество назад, к временам «холодной войны». Империализм наращивает производство военной техники и оружия, постоянно совершенствует созданную им гигантскую военную машину.

Во главе враждебных социализму и делу мира сил войны и реакции стоят ныне империалистические круги, объединившиеся в агрессивном блоке . Факты свидетельствуют, как указывается в официальных заявлениях Советского правительства, что деятельность НАТО постоянно создает атмосферу напряжённости. В этом заинтересованы прежде всего военно-промышленные монополии, обогащающиеся на производстве оружия и готовые идти на опасные авантюры ради увеличения своих прибылей.

Усиление гонки вооружений в НАТО

Хотя формально руководящие круги блока и вынуждены признать происходящие процессы нормализации отношений между социалистическими и капиталистическими государствами, однако на практике они продолжают и Ещё более усиливают гонку вооружений. На военные цели расходуются огромные средства, Причём военные расходы в среднем по блоку ежегодно увеличиваются примерно на 7—8%, а в отдельных странах это увеличение достигает 15—20%. Как видим, слова — словами, а на практике в империалистических странах, как указывал товарищ Л. И. Брежнев, «продолжается и даже усиливается процесс, который представляет собою материальную подготовку мировой войны».

Ведь только в 1974 году, как официально объявило руководство блока, странами — участницами НАТО израсходовано на военные цели около 132 млрд. долларов. При этом европейские страны блока за последние пять лет почти удвоили военные расходы, увеличив их с 24,5 млрд. долларов в 1970 году до 44,3 млрд. в 1971 году.

Более чем странной выглядит реакция Пентагона на происходящий процесс разрядки напряжённости. На 1975/76 бюджетный год министерство обороны Соединённых Штатов запросило почти 93 млрд. долларов, намереваясь увеличить только прямые военные расходы более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом. А с учетом долгосрочных обязательств Пентагон просит выделить ему на текущий бюджетный год 104,7 млрд долларов, то есть на 15,7 млрд. долларов больше, чем в 1974/75 году. Иностранная печать сообщает, что в компетентных американских кругах ожидают в 1978/79 финансовом году увеличения военных расходов до 148 млрд. долларов.

Продолжают расти военные расходы и в . В 1974 финансовом году западногерманское правительство на военные цели израсходовало 34 млрд. марок, то есть на 2,5 млрд. марок больше, чем в 1973 финансовом году. Ещё более увеличены фактические военные ассигнования на 1975 год. Военные расходы в этой стране на душу населения составляют более 600 марок. По этому показателю она стоит на втором месте в НАТО после США.

Аналогичная тенденция отмечается и в других странах блока. Во Франции, например, ассигнования министерству обороны на 1975 финансовый год увеличены на 14,3% по сравнению с прошлым годом. Военные расходы Италии в 1975 году были в 1,7 раза больше, чем в 1970 году. Несмотря на некоторые меры английского правительства по частичному снижению темпов роста военных расходов, на 1975/76 финансовый год ассигнования министерству обороны Великобритании увеличены более чем на 10% по сравнению с 1974/75 годом.

За время существования блока, с 1949 по 1973 год, страны НАТО на военные цели израсходовали громадную сумму — свыше 2000 млрд. долларов. Судя по данным, опубликованным на страницах иностранной печати, военные расходы одних только Соединённых Штатов в настоящее время составляют около 40% средств, затрачиваемых на военные цели во всем мире, а на долю всех стран — участниц Североатлантического блока приходится свыше 60% указанных расходов. Эти фактические данные ясно показывают, где готовится новая война, откуда исходит угроза миру в современных условиях, кто заинтересован в гонке вооружений, кому не по душе наметившаяся разрядка напряжённости. Это — империалистические и милитаристские круги Запада, это — агрессивный блок НАТО — милитаристское гнездо современного мира.

Совершенствование военной машины НАТО

Огромные денежные средства, выделяемые странами НАТО на военные цели, полностью направляются на увеличение военного потенциала и дальнейшее наращивание мощи вооружённых сил блока, при этом основное внимание руководства блока направлено на качественное совершенствование вооружённых сил путём оснащения их новейшими образцами оружия и боевой техники. Вместе с тем во многих странах НАТО проводятся мероприятия по совершенствованию организационной структуры вооружённых сил с целью увеличения их боевого состава за счёт сокращения средств тылового обеспечения, а также повышения мобильности и маневренности на поле боя путём дальнейшей механизации войск и уменьшения численности личного состава соединений. В некоторых странах отмечается также формирование новых частей и соединений.

Основное внимание американского командования по-прежнему сосредоточивается на усилении ракетно-ядерного потенциала. На дальнейшее совершенствование ракетно-ядерного оружия стратегического назначения, как сообщает иностранная печать, в США расходуется около 20 млрд. долларов в год. Продолжаются работы по созданию нового сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1. Форсируется создание новой подводной ракетно-ядерной системы «Трайдент» с 24 ракетами на борту. Строительство первой такой подводной лодки предполагается завершить в 1978 году. Проводятся значительные работы по совершенствованию ядерных боеприпасов.

Наращивается мощь и американских сил общего назначения. В 1975—1976 годах планируется сформировать три новые дивизии сухопутных войск. В войска поставляется большое количество танков, бронетранспортёров, противотанковых и зенитных ракет, а также вертолётов различного назначения. В частях устаревшие НУР и УР заменяются новыми управляемыми ракетами .

Наращивается группировка американских войск в ФРГ. За счёт сокращения тыловых частей и подразделений примерно на 18 тыс. человек американское командование формирует две новые бригады сухопутных войск и несколько подразделений ВВС, которые Пентагон решил разместить в ФРГ. В 1972 году командование американских сухопутных войск в Европе начало постепенно изменять соотношение боевых и тыловых подразделений. Если в 1972 году это соотношение составляло (в процентах) 59:41, к середине 1975 года 64:36, то в 1977 году его планируется довести до 71: 29. Некоторые задачи тылового обеспечения этих американских войск передаются тыловым органам НАТО и национальным органам европейских стран блока.

На вооружение частей американских ВВС поступают новые истребители F-15 и большое количество ракет различного назначения. Готовятся к серийному производству лёгкий истребитель F-16 и самолёт непосредственной поддержки (штурмовик) А-10 .

В ВМС продолжается строительство атомных торпедных подводных лодок, ударных атомных авианосцев типа «Нимиц», универсальных десантных и других кораблей. Ведутся большие работы в области создания новых средств обнаружения и борьбы с подводными лодками. Авиация ВМС оснащается новыми истребителями F-14 .

В текущем финансовом году значительно увеличены по сравнению с предыдущим годом ассигнования на дальнейшее совершенствование авиационных и морских транспортных средств.

В начале 1975 года утверждена программа реорганизации бундесвера, выполнение которой планируется завершить в 1978 году. В новой организации вооружённых сил ФРГ, как сообщается в иностранной печати, учтен опыт войн империализма в Индокитае и на Ближнем Востоке. Общая численность бундесвера увеличена на 30 тыс. человек. Предусматривается довести боевой состав сухопутных войск до 36 бригад (в настоящее время — 33). Планируется сократить численность личного состава соединений, в то же время намечается существенно усилить их огневую мощь и мобильность. В строительстве сухопутных войск акцент делается на оснащение их современными танками, боевыми машинами пехоты, эффективными противотанковыми средствами, средствами ПВО, а также вертолётами различного назначения. Большое внимание уделяется совершенствованию средств управления войсками.

В строительстве ВВС намечается широкая программа оснащения соединений и частей новыми боевыми самолётами (, ), ВМС планируется оснастить дополнительным количеством подводных лодок и новыми быстроходными ракетными катерами.

Руководство Пентагона, считая ФРГ «краеугольным камнем НАТО», требует дальнейшего увеличения численности бундесвера на 100 тыс. человек.

ФРГ становится основным производителем и поставщиком танков для стран НАТО в Европе.

Существенную реорганизацию своих вооружённых сил намечает провести английское правительство. Серьёзные трудности в экономике страны заставили правящие круги Великобритании принять меры для некоторого сдерживания безудержного роста военных расходов. Оно намечает сократить или совсем отозвать контингенты своих войск из Азии и Средиземноморского бассейна. В частности, планируется к 1979 году ликвидировать английские военные базы на Мальте.

Правительство Великобритании в дальнейшем намерено сосредоточить свои усилия на «вкладе» в НАТО, уделяя особое внимание в будущем Центральной Европе, Восточной Атлантике и зоне пролива Ла-Манш.

Планируется провести существенную реорганизацию всех видов вооружённых сил, в том числе и находящейся в ФРГ Британской Рейнской армии. При сохранении численности БРА (55 тыс. человек) предполагается за счёт разукрупнения соединений увеличить её боевой состав до четырех дивизий вместо имеющихся трёх. В дивизиях намечается ликвидировать бригадное звено управления. Выделенную в стратегический резерв НАТО 3-ю дивизию планируется расформировать. В этом резерве из её состава сохраняется одна бригадная боевая группа. Предусматривается усиление боевых подразделений ВВС за счёт перевооружения их более совершенной авиационной техникой. В частности, в ВВС поступают многоцелевые тактические истребители , а в будущем планируется поставить 385 новых самолётов «Панавиа-200». В ВМС намечается строительство атомных торпедных подводных лодок и других кораблей.

В ближайшее время в Великобритании планируется создать специальное формирование, состоящее из самолётов и лёгких кораблей или катеров, для патрулирования в районе английских нефтепромыслов в Северном море. Предлагается для этих целей разработать лёгкие корабли на подводных крыльях.

В строительстве французских вооружённых сил делается упор на дальнейшее совершенствование своих собственных ракетно-ядерных сил стратегического назначения. Продолжается строительство ракетных атомных подводных лодок, разрабатываются новые, более мощные стратегические ракеты. В сухопутные войска поставляются оперативно-тактические УР «Плутон», оснащенные французскими ядерными зарядами, танки и бронетранспортёры. Для ВВС создаются новые боевые самолёты.

В иностранной печати отмечается, что сейчас идёт процесс пересмотра французской стратегии, преследующей якобы цель «перераспределения усилий между европейским фронтом и Средиземноморским бассейном». В ближайшее время французское командование намеревается усилить эскадру ВМС на Средиземном море, перебазировав часть кораблей ВМС с Атлантического побережья в военно-морскую базу Тулон на юге Франции. В правящих кругах страны якобы считают, что Средиземноморье теперь проставляет собой «главную зону действий» для Франции.

По инициативе руководства НАТО намечается существенная реорганизация вооружённых сил Италии, которой в условиях резкого обострения греко-турецких отношений придается особое значение для укрепления позиций блока в бассейне Средиземного моря. Планируется повысить боевую готовность, огневую мощь и мобильность соединений, оснастить все виды вооружённых сил новыми образцами оружия и боевой техники.

Продолжают усиленно оснащать свои вооружённые силы новой боевой техникой и другие страны НАТО.

В 1975 году в вооружённые силы десяти европейских стран НАТО, составляющих Еврогруппу блока, планировалось поставить 563 танка, 1157 других бронированных машин, 1134 единицы противотанкового оружия, 238 боевых самолётов, 836 зенитных ракетных комплексов, 530 зенитных орудий, 10 эскадренных миноносцев и т. д. Кроме того, намечались значительные работы по модернизации имеющихся танков, боевых кораблей и самолётов, оснащению их новейшим вооружёнием и радиоэлектронной аппаратурой.

Осенью 1974 года создано командование объединённых ВВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД. В его состав входят 2-е и 4-е объединённые тактические авиационные командования. Новое командование создано для повышения эффективности управления объединёнными ВВС НАТО на этом ТВД. Командующим объединёнными ВВС на Центрально-Европейском ТВД назначен американский генерал.

В НАТО высказываются предложения о создании нового соединения кораблей для охраны нефтепромыслов в Северном море, которые, по мнению руководства блока, имеют важное стратегическое значение для Североатлантического союза.

В целях более эффективного использования выделяемых средств для расширения гонки вооружений руководство блока НАТО настойчиво добивается коренного улучшения стандартизации и унификации вооружения в рамках блока. Для координации деятельности в этой области в НАТО сейчас изучается возможность создания агентства по стандартизации из представителей стран — участниц блока.

С постоянно растущей активностью проводится боевая и оперативная подготовка войск и штабов НАТО. В Западной Европе и на Атлантике в 1974—1975 годах проведено большое количество крупных учений и маневров объединённых вооружённых сил блока, в ходе которых отрабатывались все виды операций с применением как ядерного, так и обычного оружия, а также стратегические переброски войск в Европу из США. Все эти милитаристские демонстрации носили провокационный характер и имели антисоциалистическую направленность.

Под прицелом НАТО Ближний и Средний Восток

Возникший на Западе так называемый энергетический кризис используется империалистическими кругами для шантажа и давления на богатые нефтью страны Ближнего и Среднего Востока. Для усиления своего влияния в этом районе и установления полного контроля над добычей нефти империалисты используют различные средства — от подкупа до террора и угрозы вторжения с целью захвата нефтепромыслов.

Повышенный интерес империалистических кругов Запада к этому району не случаен. Как сообщает западная печать, здесь находится до 65% разведанных мировых запасов нефти. Подчеркивая огромное значение этого района для США и Запада в целом, заместитель государственного секретаря США Сиско заявил в подкомиссии конгресса: «Соединённые Штаты весьма заинтересованы стратегически и экономически в нефти стран Персидского залива. Продолжение поставок этой нефти имеет жизненно важное значение для экономики наших союзников по НАТО…». Ближневосточная война в октябре 1973 года и возникший энергетический кризис ещё раз подтвердили большую зависимость стран НАТО от поставок нефти с Ближнего и Среднего Востока.

Продолжая оказывать всестороннюю поддержку израильским агрессорам, в 1974 году США и другие страны НАТО начали широкое наступление против стран — поставщиков нефти во всех областях: экономической, политической и военной. Угрожая экономической блокадой, они пытаются установить полный контроль над странами — поставщиками нефти в военной области. Причём основные их усилия сосредоточиваются на самых богатых нефтью странах — Иране и Саудовской Аравии. Выдвинув идею укрепления «регионального сотрудничества в обеспечении безопасности» стран Персидского залива, США возлагают главные надежды в достижении этой цели на самое тесное сотрудничество прежде всего между этими двумя странами, рассматривая его как главный элемент «системы безопасности» в данном районе. В эти страны поставляется в огромных количествах вооружение, направляются сотни военных советников, инструкторов и специалистов для обслуживания боевой техники, строятся новые военные базы. Только в 1974/75 финансовом году, как сообщал журнал «Флайт», почти половина экспортированного Соединёнными Штатами вооружения была поставлена странам Персидского залива, в том числе — Ирану — на 2,4 млрд. долларов, Саудовской Аравии — на 1,4 млрд., Кувейту — на 366 млн. долларов. Причём в эти страны поставляются новейшие танки, самолёты и другое вооружение.

За последнее время Пентагон проявляет большой интерес к расширению своего военного присутствия в Персидском заливе, особенно к установлению контроля над Ормузским проливом, который американская печать называет не иначе как «Гибралтаром нефтяного века».

Даже американские офицеры признают опасность для дела мира накопления в этом районе большого количества вооружения. Как сообщал американский журнал «Ньюсуик», один из офицеров Пентагона заявил: «Наращивание оружия в районе Персидского залива достигло таких размеров, что возникла опасность нарушения равновесия сил и вспышки войны». Журнал сообщает, что США расширили сбор разведывательной информации в этом районе, прежде всего о военных объектах на берегу залива на случай, если наступит тот день, когда США сочтут необходимым вмешаться. Да, журнал не оговорился, именно вмешаться вооружённым путём. Речь идёт о военной интервенции. Как раз об этом заявили официально руководители США. И это не только политический шантаж. Нет. В печать просочились сведения, свидетельствующие о практической подготовке в США к такой интервенции. В 1974 году некоторые части сухопутных войск и морской пехоты неоднократно проводили учения в пустынных районах США, очень сходных, как указывала печать, по климатическим условиям с районами Персидского залива. В Пентагоне якобы появились «эвентуальные планы вмешательства». В колледжах на занятиях готовят офицеров к операциям в условиях пустыни.

НАТО — оплот реакции

Североатлантический блок был и остаётся «священным союзом» реакционных и агрессивных сил. Если во внешнеполитическом плане острие политического курса НАТО сосредоточено на борьбе против сил мира и социализма, на подготовке войны против социалистических государств, на поддержании напряжённости в отношениях между государствами, на борьбе против национально-освободительных движений, на поддержке колониальных и расистских режимов, то во внутреннем плане основные усилия направляются на сохранение и всемерную поддержку реакционных профашистских диктаторских режимов, на борьбу против прогрессивных тенденций во внутриполитической жизни стран — участниц блока, на создание милитаристского психоза в рамках НАТО.

Всё это подтверждается практической деятельностью блока на протяжении всего времени его существования и подкреплено разработанными в НАТО секретными документами, о которых стало известно мировой печати. Французский еженедельник «Франс нувель» писал, что в рамках НATO было заключено секретное соглашение, предусматривающее не только обязательство правительств стран — участниц блока применять военную силу в случае «внутренних кризисных ситуаций», но и право военного вмешательства США в дела этих стран для подавления антиимпериалистических, демократических сил. Такое право вмешательства США предусматривается соглашением о статусе вооружённых сил, разработанным, как писала американская газета «Нью-Йорк таймс», в 1950 году под шифром «ОПЛАН № 100-1».

Для установления реакционных режимов привлекаются не только «внешние» силы, но и внутренняя реакция, и в первую очередь профашистская военщина. Такой характер, например, носила пресловутая операция «Прометей» в Греции, предпринятая в 1967 году для подавления патриотического движения в стране и захвата власти военной хунтой, которая установила реакционную профашистскую диктатуру. Греческая военная хунта действовала в соответствии с предписанием руководства НАТО, которое опасалось ослабления позиций Атлантического блока в этой стране. В 1974 году эта авантюра НАТО завершилась провалом.

В течение вот уже многих лет итальянская реакция в тесном взаимодействии с НАТО ведет ожесточенную борьбу против прогрессивных сил страны, и прежде всего против авангарда этих сил — коммунистической партии.

Реакционные круги НАТО длительное время поддерживали фашистский режим Португалии, грабивший свои колонии в Африке. Западная печать быта едина в оценке этой поддержки: без помощи со стороны НАТО этот режим не смог бы удержаться в Африке. Красноречивым является и то, как руководящие круги НАТО реагировали на крах фашизма в Португалии и прогрессивные преобразования, проводимые в стране. Эти круги не стесняются в выборе форм давления на португальское правительство. Всё пущено в ход, чтобы столкнуть страну с выбранного ею пути: от ворчливого неудовольствия до запугивания, угроз, террора и провокационных милитаристских демонстраций у берегов Португалии. При этом главный удар реакции направляется против Коммунистической партии Португалии. Однако народ Португалии полон решимости защитить завоевания революции и отвергает угрозы со стороны атлантических защитников реакции.

По вине НАТО страдает кипрский народ. Руководство блока не устраивает независимое развитие Кипра, его политика неприсоединения. Ведь по указке из НАТО греческая реакция пыталась совершить государственный переворот на острове. Его последствием стала оккупация Турцией значительной части Кипра. Тяжелое положение на Кипре руководство НАТО пытается использовать для осуществления своих давних замыслов — раздела острова и превращения его в опорный пункт блока на Средиземном море.

Всемерная поддержка странами НАТО израильских агрессоров и расистских режимов ЮАР и Южной Родезии направлена прежде всего на борьбу против национально-освободительного движения арабских народов и народов Африки, против утверждения прогрессивных тенденций в их развитии.

Новые попытки укрепления НАТО

За последние годы заметно усилились противоречия в НАТО, на которые значительное влияние оказывает нежелание руководства блока считаться с происходящими позитивными явлениями в международных отношениях. О сложной политической обстановке в Североатлантическом блоке свидетельствуют многие происшедшие за последнее время события, в том числе падение престижа США в НАТО в результате позорного поражения в Индокитае, обострение греко-турецких отношений, дошедшее до вооружённого конфликта, заявление Греции о выходе из военной организации блока, осложнение отношений между Турцией и США, крах фашистского режима в Португалии и становление этой страны на прогрессивный путь развития. Всё это, по мнению иностранной печати, ставит под Серьёзное сомнение целостность военной группировки НАТО в районе Средиземноморья. Генеральный секретарь НАТО Луне назвал греко-турецкие отношения «незаживающей язвой» на южном фланге блока. А известный американский обозреватель Рестон, характеризуя обстановку в НАТО, писал в газете «Нью-Порк таймс»: «Европа, раздираемая инфляцией и безработицей, обнаружила на своём средиземноморском фланге от Португалии до Итали, Греции и Турции полный хаос».

Руководство НАТО, опасаясь за судьбу блока, принимает все меры для его укрепления. Этой задаче в основном и была посвящена майская (1975 года) сессия совета НАТО, созванная на уровне глав государств и правительств стран-участниц. С трибуны сессии вновь прозвучали призывы к дальнейшей гонке вооружений, проведению политики «с позиции силы», расширению состава его участников за счёт включения Испании и других реакционных режимов, к распространению зоны «ответственности» НАТО на новые, стратегически важные районы. И всё это происходило в канун созыва исторического общеевропейского форума — Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на высшем уровне.

Это не тот путь, которого ждут народы мира. Не укрепления блока НАТО, а его роспуска требуют они. Это порождение «холодной войны» изжило само себя, и никакие потуги его апологетов не помогут этому пережитку прошлого. Реалистически оценил лидер большинства в сенате США Мэнсфилд политику Соединённых Штатов на современном этапе: «События начинают теснить нас (то есть США). У нас слишком много солдат и баз за границей. С холодной войной покончено. Мы вступили в новую эру. Положение дел на земном шаре меняется. Мы тоже должны перемениться». Всё сказанное в полной мере относится и к НАТО. Да, пора перемениться, пора идти в ногу с историческим развитием, по пути, указанному Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. «Важнейшее требование нашего времени,— говорится в документе Политбюро ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР «Об итогах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе»,— добиваться сокращения, затем и прекращения гонки вооружений, продвигаться по пути, ведущему к всеобщему и полному разоружению; уменьшать военное противостояние на европейской земле, вести дело к преодолению разделения Европы на противостоящие военные блоки».

Активная, целеустремленная политика нашей партии, поддержанная социалистическими странами, всем прогрессивным человечеством, дала плодотворные результаты.

Однако наиболее реакционные империалистические круги продолжают материальную подготовку новой мировой войны против Советского Союза и других социалистических стран. В позорной роли пособников и сообщников империализма выступают ныне пекинские лидеры.

Всё это требует от советских воинов поддержания постоянной и высокой бдительности. Войны армии и флота всегда помнят указания нашей партии о необходимости бдительно следить за происками врагов мира. Борясь за достойную встречу XXV съезда КПСС, они глубоко сознают свой священный долг и свою ответственность за надёжную защиту Родины и готовы в боевом взаимодействии с братскими армиями стран социалистического содружества защитить революционные завоевания от империалистической агрессии.

Добавить комментарий