В последние годы благодаря деятельности КПСС и других братских партий в мире произошли значительные позитивные перемены. Удалось существенно потеснить силы войны и агрессии, несколько отодвинуть непосредственную опасность мировой войны. В результате изменения соотношения сил в пользу социализма некоторые империалистические круги были вынуждены пойти навстречу разрядке. Но это не отменяет действия основного npoтиворечия эпохи — противоречия между социализмом и капитализмом. «Хотя возможности агрессивных действий империализма теперь значительно урезаны, — отметил в Отчетном докладе XXV съезду партии Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев, — его природа остается прежней». Противники разрядки напряжённости делают все, чтобы затормозить процесс утверждения в международной практике мирного сосуществования государств с различным социальным строем, Милитаристские круги наряду с другими средствами широко используют для этих целей так называемую «психологическую войну».

В буржуазной военной науке и социологии понятие «психологическая война» используется в широком и узком смысле. R первом случае «психологическая война» отождествляется с борьбой в духовной области вообще. Так, один из известных буржуазные специалистов пропаганды американский профессор Чукас утверждает, что «психологическая война» предполагает меры пропагандистского воздействии на сознание человека в идеологической и эмоциональной областях». Подобное высказывание в значительной мере характеризует буржуазное понимание содержания и сущности «психологической войны».

Однако более распространённым является толкование этого понятия в узком смысле как воздействие на область общественной психологии. Это связано прежде всего с расширительным пониманием в буржуазной социологии общественно-психологической сферы, а также с тенденцией значительной психологизации духовных процессов, протекающих в различных социальных общностях и группах. Авторы изданной в книги «Хрестоматия психологической войны», раскрывая её содержание, пишут, что «психологический комплекс человека — самый уязвимый, и именно сюда должны направляться усилия по политическому, идеологическому и нравственному проникновению».

Известно, что общественное сознание (как и групповое) по глубине отражения действительности подразделяется на два уровня, или два «этажа»: нижний — обыденное сознание, включающее в себя и общественную психологию; верхний — сознание теоретическое, куда входит и идеология. Обыденное сознание является как бы первичным, оно формируется в значительной мере стихийно, под влиянием среды, условий, обстоятельств. Социальные и национальные чувства, влечения, настроения, привычки и представления, традиции, общественное мнение, иллюзии и пережитки непосредственно в эмоционально-чувственной форме отражают окружающею действительность и внешние воздействия. В общественной психологии В. И. Ленин выделял «психологию классов», «психологию каждого слоя, профессии», «национальную психологию». С их помощью определённые социальные, профессиональные и национальные общности людей выражают своё отношение к действительности, познают её на уровне обыденного сознания. И именно психологическая сфера берётся буржуазными пропагандистами-профессионалами в качестве одного из главных объектов своего классового духовного воздействия. Этому есть причины.

Буржуазная идеология, выражающая коренные классовые интересы монополистической буржуазии, несмотря на соответствующий камуфляж, не может быть привлекательной для трудящихся масс. Профессор Торонтского университета Рапопорт признает, что «капиталистическая идеология не способна дать обществу высокие идеалы. Отсюда — особая потребность в жупеле «коммунистической угрозы». Буржуазная идеология не может без искажения, деформации истины, фактов и явлений реальности соперничать, противоборствовать с коммунистической идеологией. Наше идеологическое превосходство очевидно. Поэтому пропагандистский аппарат империализма считает, что шансы на успех возрастут, если он будет действовать преимущественно через психологические каналы — своеобразное «предмостье» идеологических взглядов. Но эти воздействия носят ярко выраженный идеологический характер и в конечном счёте имеют целью «размыть» коммунистическое мировоззрение у людей социалистического общества, подменить коммунистическую убежденность формой антисоциалистических предубеждений.

Психологизация духовных воздействий не означает их «деидеологизации», а, наоборот, выражает стремление протащить идеологические стереотипы в сознание людей с помощью различных психологических образований, инстинктов и иллюзорных представлений. Известный психологический акцент в духовном классовом противоборстве не означает недооценки буржуазией роли собственно идеологических акции подрывного характера. Она их осуществляет в тесном взаимодействии с комплексом мер «психологической войны».

Таким образом, так называемая «психологическая война» есть не что иное, как система идеологических воздействий империализма, направленных на сознание людей преимущественно через сферу общественной психологии. Эта система действий (идеологические и психологические диверсии, слухи, дезинформация, угрозы, демонстрация военной силы и т. д.) имеет целью с помощью психологического давления ослабить духовную и материальную мощь главного объекта «психологической войны» — гражданского населения и личного состава вооружённых сил социалистических государств, и прежде всего Советского Союза.

«Психологическая война», обладая относительной самостоятельностью, вместе с тем предстает частью, стороной идеологической борьбы, являющейся одной из основных форм борьбы классовой. Средствами «психологической войны» империализм стремится политически дезориентировать общественное сознание социалистического общества. Буржуазные пропагандистские центры с помощью дезориентации в мирное время хотели бы расшатать морально-политическое единство советского общества, интернациональное братство социалистических стран.

Деформация истины, внесение в сознание людей полуправды, создание ложных стереотипов мышления, замена убеждений и позиций — вот составные элементы рассматриваемой функции «психологической войны». Упоминавшийся выше Чукас формулирует суть этой функции следующим образом: «Осведомлённого человека следует превратить в неосведомленного, информированного — в дезинформированного путем внедрения нужных истин или ложных идеи в зависимости от целей дезориентации». Французсьии специалист по теории «психологической войны» Нор в своей книге «Дезинформация — абсолютное оружие подрывной войны» квалифицирует её как «оружие интеллектуального действия, агрессию против человеческого разума».

С помощью средств «психологической войны» империализм организует и осуществляет конкретные психологические диверсии. Они представляют собой акции социально-политического характера, цель которых — отвлечь внимание людей от какого-либо важного события (или, наоборот, привлечь их внимание к выгодному для буржуазии событию); дискредитировать определённое политическое мероприятие или лицо, внедрить в общественное сознание нужный идеологический миф; вызвать недоверие, подозрение в отношении некоторых политических, социальных действий и т. д.

Само существование этой системы подрывных действий империализма свидетельствует о его кризисе, органической духовной слабости. И известные ленинские слова о том, что, «когда идейное влияние буржуазии на рабочих падает, подрывается, слабеет, буржуазия везде и всегда прибегала и будет прибегать к самой отчаянной лжи и клевете» (В И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, с. 352), написанные ещё в 1914 году, полностью сохранили свою актуальность и сегодня.

В сложной диалектике развития межгосударственных отношений просматриваются две тенденции. Одна выражает стремление прогрессивных сил разрешать споры и конфликты, возникающие между различными странами, мирными средствами. XXV съезд нашей партии ещё раз подчеркнул, что КПСС будет и впредь делать все для того, чтобы превратить разрядку в необратимый процесс. Другая тенденция отражает усилия реакционных империалистических сил помешать этому процессу, затормозить его ход, продолжать подготовку новой войны. Борьба этих двух тенденций сегодня является одной из самых характерных черт мирового общественного развития.

Руководство агрессивного блока , естественно, находится в стане тех сил, которые олицетворяют негативную тенденцию. Однако сегодня не просто с порога отвергать разрядку без боязни окончательно дискредитировать себя в глазах мирового общественного мнения. Поэтому функционеры НАТО, западные буржуазные деятели прибегают к миролюбивой «косметике», пацифистской маскировке. В их заявлениях, речах просматриваются различные подходы и оценки процесса разрядки.

Один из этих подходов выражает правоэкстремистские взгляды наиболее твердолобых политиков и военных деятелей. Эта каста, отражающая интересы военно-промышленного комплекса, сложилась ещё в атмосфере «холодной войны». К ней относится та категория антикоммунистов, которая ничего не забыла и ничему не научилась. Лейтмотив их оценки разрядки напряжённости выражен в статье директора лондонского института стратегических исследований Дюшена, заявившего, что разрядка выгодна лишь коммунистам, которые используют её, мол, как определённый тактический прием в своей глобальной политической стратегии. Ему вторит сотрудник американского информационного центра национальной стратегии Стейбел. «Разрядка. — утверждает он, — очередное звено в цепи советских манёвров. Это тактический прием, имеющий цель усыпить нашу бдительность».

Таких теоретиков и политиков немало, и они делают все, чтобы помешать разрядке, внушить человеку в униформе натовского блока мысль о потенциальной опасности процесса улучшения межгосударственных отношений. «Мирное сосуществование — это ловушка коммунистов», — подобная ложь нередко встречается в официальных и неофициальных документах и монографиях натовских идеологов и политиков. В журнале «Франс нувель» (август 1975 года) журналист Аронс так охарактеризовал этих людей: «Противники разрядки напряжённости прекрасно понимают, что в результате совещания в Хельсинки может произойти и уже начал происходить переход от «холодной войны» к мирному сосуществованию. Они пытаются помешать этому переходу, отвечающему интересам народов, и, поскольку не могут сорвать его уже в самом начале, хотели бы использовать его в соответствии с долгосрочными интересами империализма. Этим вызвано массовое распространение лживых утверждении относительно содержания и целей внешней политики СССР и других социалистических стран. Они широко используют предубеждения против социализма, систематическое недоверие к странам, составляющим социалистическое сообщество, слабое знание этих стран значительным количеством людей на Западе».

Эта характеристика позиции твердолобых политиков из НАТО является довольно меткой и верной, о чем свидетельствуют сессии НАТО минувшего года. Как во времена «холодной войны», журнал «НАТО’с фифтин нейшнз» продолжает твердить о росте военной угрозы со стороны социалистического содружества, о том, что «разрядка позволяет Советам маскировать свои истинные военные намерения». Французский генерал Стелен, сторонник «атлантизма», называет разрядку «иллюзией» и утверждает, что «она даст выгодные позиции только социализму и ослабит оборонную мощь Запада». В ежегодном обзоре лондонского института стратегических исследовании «доказывается», что «военная мощь СССР нарастает более быстрыми темпами, а мощь Запада отстаёт», а посему, подсказывает этот буржуазный милитаристский центр, необходимо наращивать военные усилия и не поддаваться иллюзиям разрядки.

Нельзя недооценивать отрицательного влияния откровенных противников разрядки на создание климата доверия, политические переговоры и особенно на мировоззрение людей. Опираясь на традиционный антикоммунизм и антисоветизм, извращённо толкуя внутреннюю и внешнюю политику социалистических стран, правоэкстремистские деятели НАТО, вроде его генерального секретаря Лунса, утверждают в сознании солдат и офицеров представление об иллюзорности долгосрочного сотрудничества социалистической и капиталистической систем, призывают к гонке вооружений, проводят конкретные демонстративные военные акции.

Другой подход к интерпретации существа и военных последствий разрядки международной напряжённости можно было бы условно охарактеризовать как «умеренный». Разумеется, этот термин правомочен в оценке действии и взглядов типичных антикоммунистов лишь в сравнении с правоэкстремистскими элементами. Что наиболее характерно для «умеренной» интерпретации процесса разрядки?

Первое. Сторонники такого подхода считают, что у Запада сейчас нет иного выхода, как согласиться на определённых условиях на мирное сосуществование. Считается, что в ходе разрядки появляются новые возможности влиять на социалистический мир путем экономического воздействия, идейного проникновения в общественное и индивидуальное сознание людей социалистического общества. Так, американский политик Уэттен, признавая, что существующий паритет в вооружений между СССР и США делает разрядку вынужденной, констатирует, что Запад должен воспользоваться ситуацией для «мирного подрыва» позиций социализма.

Второе. «Умеренные» полагают, что Советский Союз, все социалистическое содружество должны «заплатить» за мирное сосуществование определёнными уступками политического, идеологического и морального плана. «По мере прогрессирования мирного сосуществования, — считает западногерманский социолог Хольте, — всё больше ферментов брожения будет попадать с Запада на Восток, что будет содействовать благоприятным для свободного мира переменам. Нужно лишь добиваться, чтобы Советы шире открывали каналы для этих ферментов в обмен на разрядку». Высказывание это весьма красноречиво и откровенно. Оно выражает надежды значительной части натовских политиков и идеологов подорвать социализм изнутри.

Третье. Сторонники «умеренного» подхода сегодня, как правило, связывают возможность разрядки на Западе с той новой ситуацией, которая сложилась на Востоке из-за антисоветского курса маоистского руководства. В натовских кругах существует мнение, что сейчас, «когда КНР открыто перешла на позиции борьбы с Советским Союзом, есть больше оснований пойти на риск разрядки». В многочисленных исследованиях, бюллетенях, статьях, появляющихся в натовских изданиях, маоизм весьма откровенно рассматривается как фактор, облегчающий Североатлантическому блоку достижение своих агрессивных цепей.

«Умеренный» подход к интерпретации разрядки характеризуется большей гибкостью и утонченностью, большим учётом различных аспектов и факторов современного международного положения и военно-политической обстановки в мире. Он делает особый акцент на идеологические и психологические средства. Такой подход предусматривает наращивание военного потенциала НАТО и одновременное усиление идеологической обработки личного состава армий этого агрессивного блока, усиление подрывных идеологических диверсий против социалистических стран. «Разрядка рождает новые проблемы духовного плана», — считает буржуазный военный социолог Хартман и требует от политического и военного руководства атлантического сообщества «большей твёрдости и моральной решимости».

На основании анализа буржуазной военной литературы и натовской печати можно утверждать, что, несмотря на различные оттенки в трактовке существа, характера и последствий разрядки напряжённости, стратеги и идеологи атлантического сообщества не только не ослабили своих военно-политических усилий в деле оживления деятельности этого агрессивного блока, но и значительно активизировали их. Широкий комплекс военных учений различного уровня, специальных совещаний и мер по перевооружёнию соединений и частей НАТО сопровождается наращиванием идеологических, психологических воздействий на личный состав вооружённых сил блока. В этом процессе духовной подготовки человеческого материала к достижению политических целей средствами насилия используются различные методы «психологической войныы», характеризующие её антикоммунистический, антисоветский характер.

Наиболее распространённым методом «психологической войны» является дезинформация. Она заключается в намеренном сообщении людям искаженных данных и сведений с целью ввести их в заблуждение. Это обычно полуправда или прямая ложь с определёнными долями фактической информации. Степень извращения истины зависит от информированности аудитории, остроты политической ситуации, характера самого органа дезинформации. Значительные возможности для дезинформации создает то обстоятельство, что объективная информированность населения капиталистических стран о положении дел в социалистических странах очень низка. По существу, одной из форм дезинформации является также замалчивание каких-либо фактов и событий.

Дезинформация занимает особое место в арсенале средств «психологической войны». Упоминавшийся выше Нор, французский специалист в области дезинформации, пишет, что «дезинформация позволяет сделать человека сначала слепым, а затем парализованным». В своих атаках на процесс разрядки натовские пропагандисты широко используют метод дезинформации, «доказывая», что мирное сосуществование выгодно якобы лишь социализму, что СССР и другие страны социализма не выполняют хельсинкских соглашений.

В арсенале «психологической войны» имеется и такой метод, как дискредитация лиц, управляющих органов, общественных организаций политических и социальных мероприятий и событий, особенно в социалистических странах. С помощью дискредитации буржуазные пропагандисты стремятся подорвать в глазах общественного мнения репутацию и значимость какого-либо руководителя, конкретной политической акции. Выискиваются какие-то теневые, негативные, по мнению буржуазных пропагандистов, черты объекта дискредитации, затем они гипертрофируются, раздуваются и выдаются за сущность, основное качество лица или мероприятия. Одновременно объекту дискредитации приписываются заведомо ложные характеристики, принижаются широко известные положительные параметры.

Так, буржуазия, прекрасно понимая, что успехи советского народа в строительстве коммунизма, как и в деле нормализации внешнеполитической обстановки, в решающей мере зависят от руководящей роли КПСС, всё делает для того, чтобы бросить тень на её деятельность. Например, антисоветчик Унгер в своей клеветнической книжонке пытается дискредитировать политическую линию КПСС, обвиняя её в дикаторском характере. Но как ладонью не закрыть солнца, так и подобным жалким потугам платного фальсификатора не затмить истины.

Для отвлечения внимания людей от какого-либо неприятного для буржуазии факта или «отвода в сторону» эмоционального потока недовольства населения проводимой империалистической политикой широко применяется метод «барража». Обычно, стремясь притупить внимание к какому-либо событию, особенно к съездам коммунистических партий, ряд центров буржуазной пропаганды одновременно начинает шумную кампанию вокруг какого-то мелкого явления или сфабрикованного дела, стремясь подавать его в откровенно сенсационном плане.

Замечено, что в дни работы съездов коммунистических партий, крупных эпохальных достижений социалистической науки, культуры, исторических юбилеев пропагандистская машина «психологической войны» всегда находит событие более «важное», имеющее к тому же антикоммунистическую антисоветскую направленность. Как правило, буржуазные центры имеют наготове несколько вариантов барражных операций, которые в любой момент могут, быть запущены в «дело». Так. буржуазные идеологические центры используют в своих целях грязные заявления отщепенцев, так называемых диссидентов, ренегатов.

В ряду подрывных методов «психологической войны» находится и такое древнее средство, как слухи — искаженная информация, не имеющая под собой никакого основания. Они рассчитаны преимущественно на недостаточно закалённых людей, с невысоким уровнем политического сознания. Слухи, распространяясь, имеют тенденцию к гиперболизации, обрастанию фантастическими «подробностями», «новыми» сведениями и т. д. Специалисты «психологической войны» учитывают то обстоятельство, что для широкого распространения конкретного слуха должна существовать соответствующая эмоциональная почва: возбуждение, неизвестность и т. п. Неустойчивые люди, разнося слухи, передают с их помощью собственные страхи и неуверенность другим людям. Подрывные центры буржуазии не гнушаются роспуском самых грязных домыслов, пытаясь скомпрометировать истинность нашей политики и стремление к разрядке, пытаясь с их помощью исказить подлинное понимание существа вещей и явлений.

Важнейшим условием успешного противостояния буржуазному психологическому воздействию является обладание коммунистическими убеждениями и научным мировоззрением. Коммунистическая убежденность, выражающая беспредельную преданность социалистической Родине, марксистско-ленинским идеалам, предполагает также непримиримость к их врагам, наступательность, активность борьбы со всякими враждебными явлениями, идеологическими вылазками, домыслами.

Непримиримость к врагам социализма всегда опирается на ясные, четкие классовые позиции, выраженные в определённых идеологических понятиях, марксистско-ленинских теоретических положениях. Попытки идейного врага «размыть», лишить классового акцента некоторые понятия, например «свобода», «демократия», «права человека», направлены на то, чтобы «освободить» людей от ясных социальных установок и перспектив. Идеологические диверсанты, атакуя ленинизм, нередко прибегают к социалистической фразеологии, рядятся в марксистские одежды. Поэтому непримиримость к врагам социализма предполагает и нашу постоянную бдительность в теории. Буржуазные ученые ныне особенно настойчиво атакуют методологические положения марксизма, касающиеся проблем современной войны, изложенные в стройном марксистско-ленинском учении о войне и армии. Непрекращающимся нападкам подвергается руководящая роль КПСС в военном строительстве, осуществляются многочисленные попытки фальсификации истории, в том числе истории второй мировой войны, принципа интернационального характера защиты социализма, нашей внешней политики.

Непримиримость к врагам социализма проявляется в повседневной практической деятельности человека социалистического общества, в его способности отстоять принципиально верную точку зрения, умении давать правильную оценку политическим событиям, человеческим поступкам, намерениям. И никакая самая ухищрённая тактика профессионалов «психологической войны» не может поколебать наших мировоззренческих установок, не может поставить под сомнение наши идеалы, непоколебимую уверенность в неизбежном, окончательном торжестве великого дела марксизма-ленинизма.

Добавить комментарий