В проведении агрессивной политики империализма вообще, а американского империализма в особенности существенную роль играют разведывательные службы различной ведомственной принадлежности. Характерной особенностью последних лет является неуклонное повышение как удельного веса разведывательного аппарата в общей системе государственных органов, так и роли различных разведывательных служб в формировании и осуществлении внешнеполитического курса страны. Разведка империализма все более превращается из инструмента политической власти в её составную часть. Особенно наглядно это проявляется в ведущей стране капиталистического мира — Соединённых Штатах Америки, где с органами разведки по силе воздействия на все области государственной жизни может сравниться только Пентагон.

Нельзя не согласиться с американскими журналистами Уайзом и Россом, которые в книге «Невидимое правительство» писали: «Сейчас в Соединённых Штатах Америки два правительства. Одно из них видимое, другое — невидимое. Первое — это правительство, о котором американские граждане читают в газетах, а дети узнают из учебников. Второе, невидимое правительство, собирает информацию, занимается шпионажем, планирует и выполняет секретные операции на всем земном шаре».

Цель статьи — ознакомить читателей со структурой и задачами этого «невидимого правительства» , которое имеет полуофициальное название «разведывательное сообщество».

Основными составными частями непосредственно «разведывательного сообщества», по сведениям иностранной печати, являются Центральное разведывательное управление (ЦРУ), Разведывательное управление министерства обороны (РУМО) с подчинёнными ему разведывательными службами видов ВС (армии, военно-воздушных и военно-морских сил), управление национальной безопасности министерства обороны (УНБМО), бюро разведки и исследований государственного департамента (то есть министерства иностранных дел), Федеральное бюро расследований (ФБР) (см. схему).

Принципиальная схема «разведывательного сообщества» США

Принципиальная схема «разведывательного сообщества» США

Эти внешне самостоятельные и независимые друг от друга составные части «сообщества» функционируют под эгидой высшего политического руководящего и координирующего органа США — Совета национальной безопасности (СНБ) председателем которого является президент страны. Именно этот совет и разрабатывает общую политику для всего «разведывательного сообщества» и практически руководит всей разведывательной деятельностью входящих в него органов и служб.

В ходе последней реорганизации роль СНБ в определении главных направлений разведывательной деятельности ещё более повысилась. Кроме разработки политики для «разведывательного сообщества», ему вменено в обязанность проводить заседания по рассмотрению и утверждению полугодовых обзоров деятельности всех разведывательных служб, а также разрабатывать и отдавать наиболее важные директивы комитету по зарубежной разведке.

Рабочим органом СНБ по организации и ведению разведки является комитет по зарубежной разведке. Он решает следующие задачи:

  • выполнение политических решений СНБ относительно сбора разведывательной информации и обеспечение ею военно-политического руководства;
  • осуществление руководства организациями, входящими в «разведывательное сообщество»;
  • контролирование подготовки бюджета на разведку и распределение ресурсов на проведение зарубежных разведывательных операций.

Во главе комитета по зарубежной разведке стоит директор «разведывательного сообщества», занимающий одновременно пост директора ЦРУ. В его состав входят заместитель министра обороны по военно-политическим вопросам и разведке, заместитель помощника президента США по национальной безопасности.

Но Совет национальной безопасности не единственная надстройка над «разведывательным сообществом». При президенте США есть специальная консультативная группа по вопросам разведывательных операций. Она занимается рассмотрением предложений по проведению специальных секретных операций, оценкой этих предложений с точки зрения их «целесообразности», разработкой рекомендаций президенту (утвердить, отклонить или отложить их выполнение). В состав этой консультативной группы, председателем которой является помощник президента по национальной безопасности, входят государственный секретарь, министр обороны, председатель комитета начальников штабов и директор «разведывательного сообщества» — директор ЦРУ.

Кроме этих двух органов, при президенте имеется консультативный совет но вопросам разведывательной деятельности за рубежом. Он состоит из назначаемых президентом видных общественно-политических деятелей, бывших военачальников, крупных учёных в различных областях знаний и т. д., не занимающих официальных правительственных постов.

Для соблюдения видимости законности, а также для успокоения американской общественности, и особенно той её части, которая озабочена бесконтрольной деятельностью различных секретных служб, при президенте США действует так называемый наблюдательный комитет, независимый от каких-либо федеральных органов. Председатель комитета — бывший посол США в Бельгии Мэрфи, члены — бывший министр армии Эйлс и экономист Черн. Этот комитет осуществляет контроль за соблюдением «законности» в деятельности разведывательных органов, готовит ежеквартальные обзоры с выводами относительно соблюдения законности и правомерности деятельности разведывательных служб.

Директор «разведывательного сообщества» (он же директор ЦРУ), кроме функции генерального координатора деятельности всех разведывательных органов, как подчёркивается в американской печати, несёт ответственность за разработку национальной разведывательной программы, её финансирование, организацию анализа и обработки получаемой информации и доведение её до всех заинтересованных инстанций.

Таков состав и основные задачи высших руководящих органов разведки США. Рассмотрим теперь составные части самого «разведывательного сообщества».

Центральное разведывательное управление (ЦРУ) — ядро и главная составная часть «сообщества». Каждый раз, когда обнаруживается вмешательство Соединённых Штатов Америки во внутренние дела других стран, мировая общественность получает подтверждение о причастности к этому вмешательству «всемогущего» ЦРУ. Как сообщает иностранная печать, официально главными задачами ЦРУ являются:

  • координация деятельности всей американской разведывательной системы;
  • осуществление в глобальном масштабе наиболее важных шпионских и подрывных операций;
  • обобщение всей разведывательной информации, на основании которой делается оценка международной обстановки и определяется текущий и долгосрочный внешнеполитический курс Соединённых Штатов Америки.

При этом основные усилия ЦРУ, как и всего «разведывательного сообщества», направлены главным образом на борьбу против СССР и других стран социалистического содружества, против международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения. Свои кровавые следы ЦРУ оставило во многих странах. Всему миру стала известна, например, его причастность к жестокой расправе с чилийскими патриотами.

Однако, как показало расследование правительством США деятельности ЦРУ, предпринятое под давлением американской общественности, это управление не ограничивается выполнением только перечисленных выше задач. Из просочившихся в печать сведений стало известно, что Центральное разведывательное управление организовывало в широких масштабах слежку за американскими гражданами на территории страны, вело на них досье, перехватывало и вскрывало личную корреспонденцию, занималось подслушиванием телефонных разговоров. Оно проникало в различные организации, оказывало незаконную помощь правительственным ведомствам и учреждениям, практиковало вмешательство во внутреннюю политическую жизнь страны другими средствами. Наконец, без ведома людей проверяло на них действие наркотиков.

Для решения таких разнообразных задач ЦРУ располагает огромным штатом профессионалов (свыше 16 тыс. человек). Годовой бюджет этой организации, по далеко не полным данным, превышает 750 млн. долларов.

Организационно ЦРУ состоит, как сообщается в иностранной печати, из центрального аппарата и филиалов, имеющихся во всех крупных городах США. Значительная часть этих филиалов работает под вывесками различных фирм и коммерческих предприятий. Заграничный аппарат ЦРУ представляет собой большое количество резидентур, замаскированных в посольствах и других представительствах США за рубежом, отделениях американских монополий и банков, а также филиалов, находящихся на территориях военных баз.

В центральный аппарат ЦРУ организационно входят четыре управления — планирования, информации, научно-техническое и административное. Кроме них, в его состав включены отдел оценок и ряд других подразделений.

Управление планирования организует и проводит все секретные операции за рубежом создаёт, комплектует и руководит легальными и нелегальными резидентурами в разведываемых странах, занимается сбором всей разведывательной информации.

Управление информации собирает, оценивает и обрабатывает разведывательную информацию и рассылает её заинтересованным правительственным учреждениям и ведомствам США.

Научно-техническое управление в основном обрабатывает информацию, полученную с помощью технических средств (самолётов, искусственных спутников и т. д.). Административное управление занимается подбором и расстановкой кадров и материально-техническим снабжением.

Отдел оценок отвечает за окончательную обработку наиболее важной разведывательной информации, подготовку докладов и сводок для Совета национальной безопасности и президента США.

По вполне понятным причинам детальная организационная структура, функциональные обязанности должностных лиц, разветвлённая шпионская сеть, фактическая численность и затраты ЦРУ держатся в строжайшей тайне. Но даже те сведения, которые изредка проникают на страницы иностранной печати, дают представление о роли и влиянии ЦРУ на выработку империалистической политики американских монополий.

Разведывательное управление министерства обороны (РУМО) — высший орган военной стратегической разведки, руководящий разведывательными управлениями видов ВС и аппаратами военных атташе. РУМО является главным органом обработки и анализа всей разведывательной информации о вооружённых силах иностранных государств. Организационно оно состоит из сечи управлений: оперативного, планирования, оценок и анализа, общего обеспечения, сбора и обработки разведывательных данных, научно-технической разведки, руководства аппаратами военных атташе. Численность личного состава собственно РУМО, по данным иностранной печати, достигает 5 тыс. человек при годовом бюджете свыше 200 млн, долларов. Общая же численность личного состава, занятого во всей военной разведке, курируемой РУМО, превышает 135 тыс. человек, а расходы достигают астрономической цифры — 5,4 млрд. долларов в год.

Официальная дата создания РУМО — 1 августа 1961 года. Первым его директором был сотрудник ФБР генерал-лейтенант Д. Кэррал, а его заместителями два бывших агента ЦРУ — бригадный генерал В. Квинн и контр-адмирал С. Френкель. РУМО наряду с осуществлением функции руководства деятельностью разведывательных служб всех видов вооружённых сил и родов войск оценивает потребности военного и военно-политического руководства в информации о политике, экономике и вооружённых силах вероятных противников, союзников, нейтральных и неприсоединившихся стран, занимается НИОКР в интересах дальнейшего развития сил, средств, методов и способов разведки, ведёт централизованный учёт всей добываемой информации.

Для проведения исследований, анализов и прогнозов в военной, политической, экономической, научно-технической и прочих областях РУМО, кроме собственных высококвалифицированных специалистов-аналитиков, использует многочисленные научно-исследовательские учреждения, центры, лаборатории не только видов вооружённых сил, но также правительственные и частные, например библиотеку конгресса, «бесприбыльную» корпорацию РЭНД, институт оборонных исследований. Только военно-исследовательский отдел библиотеки конгресса ежегодно представляет РУМО свыше 20 тыс. выдержек из иностранной прессы, вводит в автоматизированную систему РУМО более 50 тыс. карточек по различным областям знаний, выдаёт свыше 200 крупных обзоров на различные темы. По данным иностранной печати, с библиотекой конгресса в 1976 году РУМО планировало заключить контракты на сумму свыше 3 млн. долларов.

Кроме того, РУМО в 1976 году подписало целую серию контрактов с внешними организациями на проведение разнообразных исследований по широкой тематике. В качестве примера можно привести:

  • исследования стоимости вооружения и военных расходов стран Варшавского Договора, проводимые американской радиокорпорацией и фирмой «Макдоннелл-Дуглас»;
  • совершенствование военно-технической разведки в области ядерных исследований, порученное Лос-Аламосской лаборатории;
  • исследование различных проблем в связи с переговорами об ограничении стратегических вооружений, ведущееся сразу несколькими частными фирмами;
  • географический обзор стран мира, выполняемый по заданию РУМО министерством внутренних дел.

Начальник РУМО генерал-лейтенант Вильсон является заместителем директора военной разведки. Он подчиняется министру обороны через заместителя министра обороны по военно-политическим вопросам и разведке и помощника министра обороны по разведке — директора военной разведки.

Основным оперативным органом РУМО является национальный разведывательный центр, расположенный в Пентагоне. Он работает круглосуточно и оборудован самой современной техникой автоматизированного сбора, обработки, анализа и отображения информации.

Разведывательная служба армии США возглавляется помощником начальника штаба по разведке (начальником разведки и контрразведки сухопутных войск). Она состоит из двух управлений (оперативного и разведки иностранных государств) и двух отделов (административного и планов, программ и бюджета), а также ряда периферийных органов и подразделений.

Помощник начальника штаба армии по разведке организует всю разведывательную деятельность сухопутных войск — планирование и координацию, подготовку личного состава, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовку иностранных военных специалистов и т. д. Всего, по данным иностранной печати, в разведке сухопутных войск на континентальной части США, заморских территориях и военных базах на территориях иностранных государств занято свыше 35 тыс. человек. Годовой бюджет разведывательной службы армии США достигает 700 млн, долларов.

Разведывательная служба военно-воздушных сил возглавляется помощником начальника штаба по разведке. Она координирует деятельность всех разведывательных органов ВВС по сбору, изучению, анализу разведывательной информации и доведению её до заинтересованных инстанций. Силами и средствами разведки ВВС являются в основном подразделения и части разведывательной авиации, имеющиеся в стратегическом и тактическом авиационных командованиях, а также в составе командований ВВС США на заморских ТВД (в Европейской зоне и зоне Тихого океана). В разведку ВВС входят и все средства разведки с помощью искусственных спутников Земли. По данным иностранной печати, в частях и подразделениях разведывательной службы ВВС занято более 56 тыс. человек, годовой бюджет достигает 2,7 млрд. долларов.

Во главе разведывательной службы военно-морских сил стоит начальник разведывательного управления, которое имеет статус командования. В состав управления входят четыре отдела (информационный, обеспечения подводных разведывательных действий, внешних сношений и обеспечения сохранности информации). Разведывательное управление штаба ВМС отвечает за организацию разведки всеми средствами, имеющимися в распоряжении министерства, — надводными и подводными кораблями всех классов, базовой патрульной и авианосной авиацией. По данным иностранной печати, численность личного состава службы достигает 15 тыс. человек при годовом бюджете около 600 млн. долларов.

Следующей важной составной частью «разведывательного сообщества» США является управление национальной безопасности (УНБ). Оно, так же как и РУМО, подчинено министру обороны через директора военной разведки и заместителя министра обороны по военно-политическим вопросам и разведке.

На УНБ, как указывается в американской печати, возложены следующие задачи:

  • контроль за деятельностью органов связи по сбору информации;
  • обеспечение правительственной, дипломатической и военной шифрованной переписки, а также безопасности и охраны секретности передаваемой по закрытым каналам информации;
  • раскрытие шифров иностранных государств;
  • организация радио- и радиотехнической разведки в глобальном масштабе;
  • координация деятельности сил и средств этого вида разведки вооружённых сил;
  • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание новых средств радио- и радиотехнической разведки и новейших систем шифрования и дешифрования;
  • руководство службами безопасности видов вооружённых сил через соответствующие управления.

Для решения этих задач УНБ располагает современной аппаратурой радио- и радиотехнической разведки, размещаемой как в США, так и на американских военных базах за рубежом, на многих летательных аппаратах, военных кораблях и гражданских судах, в посольствах, миссиях и консульствах.

По сообщениям иностранной печати, штат сотрудников УНБ превышает 24 тыс. человек, годовой бюджет — более 1,2 млрд. долларов.

Бюро разведки и исследований государственного департамента — центральный обрабатывающий орган этого правительственного учреждения.

Бюро возглавляется директором, являющимся одновременно помощником государственного секретаря по вопросам разведки. Директор имеет четырёх заместителей: по административным вопросам, координации, функциональным исследованиям и зональным (регионным) исследованиям.

Заместителю директора по административным вопросам подчинены управления исполнительного директора, внешних связей и текущих задач разведывательной деятельности.

Управление исполнительного директора отвечает за административное обеспечение всех подразделений. Оно занимается подбором и расстановкой кадров в бюро, ведает вопросами распределения бюджетных ассигнований и контроля за расходами.

Управление внешних связей отвечает за обмен информацией между правительственными, частными и другими органами, занимающимися исследованиями в области политики. Оно заключает контракты с различными организациями на проведение исследований в интересах госдепартамента, нанимает консультантов, советников, экспертов и т. п.

Управление текущих задач разведывательной деятельности отвечает за функционирование круглосуточно работающего центра сбора и обработки всей разведывательной информации, поступающей от 250 американских посольств и прочих представительств за рубежом, от других членов «разведывательного сообщества» и многочисленных правительственных, частных и иных агентств, лабораторий, институтов, фирм и т. д.

Заместителю директора бюро по координации подчиняются три управления — оперативное, взаимодействия и ресурсов.

Заместителю директора бюро по функциональным исследованиям подчинены управления экономических исследований и анализа, стратегических и общих исследований, географическое.

Управление экономических исследований и анализа занимается вопросами эффективности американской внешней торговли и экономической «помощи», а также следит за действиями различных экономических союзов, способных оказать влияние на мировую политическую конъюнктуру (например, «Общий рынок» и другие), изучает экономику различных стран.

В сфере управления стратегических и общих исследований находятся проблемы, связанные с влиянием вооружённых сил иностранных государств на международную политику. Оно изучает содержание различных переговоров по ограничению или сокращению вооружённых сил и вооружений, а также деятельность международных организаций.

Географическое управление анализирует влияние географических условий на международные отношения, занимается проблемами морского права, организует издание карт, схем, графиков для нужд госдепартамента.

Заместитель директора бюро по зональным (регионным) исследованиям возглавляет четыре управления исследования и анализа: Европы, Советского Союза, стран Восточной Азии и зоны Тихого океана, а также стран Ближнего Востока и Южной Азии.

Федеральное бюро расследований (ФБР, штаб-квартира в Вашингтоне, её штат 660 сотрудников) является составной частью «разведывательного сообщества», службой тайного политического сыска. Оно координирует работу всех ведомств по обеспечению внутренней безопасности страны. Организационно насчитывает 59 территориальных управлений, наиболее крупным из которых является нью-йоркское, а также 526 представительств, разбросанных на территории всех штатов. Основной костяк ФБР состоит из более чем 16 тыс. профессионалов, имеющих высшее юридическое и экономическое образование. 64% сотрудников ФБР — бывшие военнослужащие. Директор ФБР подчиняется министру юстиции США.

Эта организация принимает самое активное участие в добывании разведывательной информации не только на территории США, но и за рубежом, используя как свою многотысячную агентуру в официальных и неофициальных зарубежных представительствах США. так и разведку и контрразведку наиболее крупных капиталистических государств.

Таковы основные компоненты пресловутого «разведывательного сообщества» США. В последнее время американская печать развёрнула целую кампанию по »критике» главных составных частей «сообщества» — Центрального разведывательного управления и органов военной разведки. Пресса привлекала внимание общественности к тем скандальным операциям, которые наносят урон престижу Соединённых Штатов Америки.

Однако шумиха, поднятая американской и западноевропейской прессой вокруг деятельности «невидимого правительства» США, не должна вводить в заблуждение читателя Во-первых, если внимательно присмотреться к разнообразным статьям, книгам, исследованиям, посвящённым этой теме, то становится очевидно, что их авторы весь свой журналистский запал направляют на критику лишь методов работы разведки, становящихся по разным причинам достоянием гласности. Цели разведки и особенно «необходимость» глобального шпионажа, критике не подвергаются.

Во-вторых, все критики пытаются представить то влияние, которое оказывает «разведывательное сообщество» на формирование политики, как следствие «бесконтрольности» со стороны правительственных органов. Более того, отдельные авторы пишут о том, что американская разведка за рубежом нередко проводит свою политику, не соответствующую или даже идущую якобы вразрез с официальной политикой правительства. В действительности же ни о какой бесконтрольности не может быть и речи. Все тайные и явные операции «сообщества», как и вся разведывательная деятельность, проходят под контролем соответствующих органов и должностных лиц.

Миф о «невидимом правительстве» нужен определённым кругам для того, чтобы не выплыло наружу действительное «невидимое правительство» — монополистический капитал, которому верой и правдой служат и официальное правительство, и все его органы и организации.

Советским людям, воинам армии и флота нужно всегда помнить, что подрывная деятельность различных секретных служб капиталистических государств направлена в первую очередь против Советского Союза и других стран социалистического содружества, что все эти «сообщества», «невидимые правительства» и т. д. главной целью ставят борьбу с коммунизмом. Все это обязывает воинов армии и флота бдительно следить за происками врагов мира и социализма, быть в постоянной боевой готовности

Добавить комментарий