Однако империализм не желает мириться с утратой своих позиций в бывших колониях и полуколониях. Используя экономическую зависимость большинства освободившихся стран от мирового капиталистического хозяйства, международная буржуазия пускает в ход методы неоколониализма, продолжает эксплуатировать их народы нередко ещё более интенсивно и в более извращённых формах.
Одним из основных путей проникновения империализма в страны «третьего мира» является строительство их национальных вооружённых сил, поставки оружия и боевой техники, а также подготовка для них военных кадров.
Как известно, в течение многовекового господства в колониях метрополии не только не заботились о развитии в них национальной системы военного образования, но и всемерно сдерживали подготовку специалистов. Немногочисленные кадры местных наёмников, которые включались в состав колониальных войск для выполнения жандармско-полицейских функции, готовились главным образом в метрополиях или на месте силами западных офицеров. В результате к моменту получения независимости у подавляющего большинства освободившихся стран не оказалось ни национальных военных кадров, ни учебно-научной базы для их подготовки. Особенно в тяжёлом положении оказались молодые государства Африки.
Отсутствие национальных военных кадров явилось тормозом на пути создания национальных вооружённых сил. Их подготовка стала одной из неотложных задач пришедших к власти правительств молодых государств. В связи с экономической и культурной отсталостью многие развивающиеся страны оказались не в состоянии решить эту задачу собственными силами. В резу плате некоторым из них была навязана «помощь» со стороны наиболее развитых капиталистических государств.
Активную деятельность по подготовке военных кадров для стран «третьего мира» капиталистической ориентации осуществляют Соединённые Штаты Америки, Великобритания, Франция и ФРГ. США, пожалуй, раньше других западных держав поняли выгоды, которые сулит этот вид «помощи», и давно начали использовать его для проникновения в страны «третьего мира». Об этом без обиняков разглагольствуют американские официальные деятели. Так, бывший помощник министра обороны генерал-лейтенант Фиш зачвил, что одна из самых больших выгод американской системы обучения зарубежных военнослужащих состоит в «возможности влиять на мировоззрение будущих лидеров иностранных государств». Не менее красноречивые признания на этот счёт содержатся и в многочисленные заявлениях официальных лиц и прессы других западных стран.
«Помощь» зарубежным странам в подготовке национальных военных кадров западные державы оказывают по двум основным каналам: направляя своих военных советников и инструкторов в иностранные армии и принимая военнослужащих этих армии в свои военно-учебные заведения. Как отмечает зарубежная печать, в странах, получающих военную «помощь» от США в настоящее время работают десятки тысяч американских военных и гражданских советников, консультантов, инструкторов. Среди них многие сотни преподавателей, направленных для работы в военные училища и учебные центры развивающихся стран.
В соответствии со специальными соглашениями Франция держит более 6 тыс. своих офицеров и солдат во многих молодых государствах Западной и Центральной Африки. Более 3 млн. французских военнослужащие находится в этих странах в качестве военных советников и инструкторов. Нисколько сот английских офицеров и унтер-офицеров, входящих в постоянные военные миссии Великобритании, оказывают или оказывали «помощь» в строительстве вооружённых сил Малавии, Кении, Нигерии, Малайзии и других стран.
С начала 50-х годов в страны «третьего мира» систематически направляет своих военных инструкторов и преподавателей Федеративная Республика Германии. Особенно в больших масштабах ФРГ оказывает «помощь» ряду афро-азиатских государств в подготовке кадров военной полиции и жандармерии. В частности, западногерманские полицейские чины всех рангов в течение многих лет передают свой опыт в жандармско-полицейском аппарате и учебных заведениях Турции и Ирана, принимают участие в формировании и обучении сил охраны порядка в императорской Эфиопии. Не являются секретом и тесные связи ФРГ с жандармско-полицейскими службами Израиля, Южной Родезии и ЮАР, которые в полной мере используют западногерманскую «помощь» для подавления национально-освободительного движения народов.
Военные миссии западных держав в развивающихся странах отнюдь не ограничиваются выполнением официальных задач — обучением личного состава национальных армий методам владения передаваемой им военной техники и оружия. Этим миссиям вменяется в обязанность прежде всего осуществление контроля над строительством вооружённых сил освободившихся стран, ведение шпионско-подрывных действий против прогрессивных, патриотических сил и осуществление антикоммунистической, проимпериалистической обработки военнослужащих иностранных армий.
Наряду с обучением непосредственно в освободившихся странах подготовка национальных военных кадров осуществляется в широких масштаба, также в военно-учебных заведениях Запада. Так, например, во Франции в 1969 году обучалось более 3 тыс. иностранных военнослужащих в качестве стажёров, большая часть которых из стран Африки и Азии. Как сообщают авторы вышедшей в Бонне книги «Немецкое оружие — странам «третьего мира», в период с 1962 по 1970 год в ФРГ прошли обучение 1530 иностранных военнослужащих, в том числе 1350 человек из африканских стран. В 1970 году в западногерманских военно-учебных заведениях проходили подготовку представители 31 страны. По официальным данным, правительство ФРГ только с 1961 по 1969 год израсходовало 110 млн. долларов на оказание «помощи» афроазиатским странам в подготовке военных кадров.
Ведущая роль в подготовке военных кадров для стран «третьего мира» принадлежит США. Эта подготовка проводится более чем в 140 американских военно-учебных центрах по специально разработанным программам. По данным журнала «Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд рипорт», за последние 25 лет в США прошли обучение свыше 260 тыс. иностранных военнослужащих, причём численность этого контингента, так же как и число стран, из которых он поступает на учёбу, из года в год растёт. Если в 1963 году в военно-учебных заведениях США обучалось около 14 тыс. военнослужащих из 48 стран, то в 1976 году американские военно-учебные центры приняли уже 18 тыс. человек из 69 стран мира.
Преследуя далеко идущие военно-политические цели, Соединённые Штаты самые крупные контингенты военных кадров готовят для стран, которые связаны с США военно-политическими союзами или двусторонними соглашениями.
Пентагон полностью вооружал и обучал войска марионеточного сайгонского режима, он систематически готовит военные кадры для Южной Кореи, Израиля, Таиланда. За последние три года резко увеличился приток военнослужащих из некоторых стран Персидского залива, которые закупают американскую военную технику. Так, Саудовская Аравия обучает в США 1135 человек, а Иран — 2895 (в четыре раза больше, чем в 1970 году. В течение многих лет в США готовятся военные специалисты для Либерии, Марокко, Туниса, Заира и ряда других африканских стран.
С конца 60-х годов США, обеспокоенные ростом прогрессивных тенденций в политической жизни некоторых стран Латинской Америки, расширили подготовку молодых кадров для латиноамериканских армий. Заметно увеличился контингент обучающихся в межамериканских военно-учебных центрах в зоне Панамского канала (Форт-Гулик, Коко-Соло, Олбрук-Филд, Говард-Филд), а также в межамериканском колледже обороны в Форт-Лесли-Макнейр (США). В послевоенный период во всех этих центрах прошли подготовку более 70 тыс. латиноамериканцев. Особенно важное место среди этих центров занимает межамериканская школа «Америкас» в Форт-Гулик, в которой имеется 40 различных курсов. По некоторым данным, опубликованным в иностранной печати, в ней прошли обучение 35 тыс. военных и гражданских лиц континента.
Достаточно сказать, что более 170 выпускников школы «Америкас» ныне являются главами государств, министрами, командующими и начальниками штабов национальных армий, руководителями разведок, а многие из них стали диктаторами в ряде стран. Не случайно в этом списке фигурирует и одиозное имя генерала Пиночета — он убедительно олицетворяет тех, кого готовит Пентагон в указанных межамериканских школах. В декабре 1973 года (три месяца спустя после фашистского переворота в Чили) главарь хунты направил в эту школу письмо с благодарностью за военную и идеологическую учёбу, которая помогла ему «ликвидировать» законное правительство Сальвадора Альенде.
Рассадниками подобных кадров прослыли и межамериканская академия ВВС в Олбрук-Филд, а также находящаяся там же единственная в своём роде школа по методам выживания в тропических условиях. Среди других межамериканских школ можно назвать также крупные центры по антипартизанской подготовке в городах Манаус (Бразилия) и Толеманд (Колумбия).
Исходи из своих, неоколониалистских планов, правительство США в последние годы приняло ряд мер по дальнейшему укреплению и совершенствованию системы подготовки военных кадров для зарубежных стран. В частности, в законе о «помощи» иностранным государствам на 1973/74 финансовый год была впервые выделена особая статья о средствах на военную подготовку и обучение национальных кадров для иностранных армий, причём, как явствует из этой статьи, в учебные заведения США теперь предписывается принимать на обучение военнослужащих не только из стран с откровенно проамериканскими, реакционными режимами, но и из развивающихся государств с буржуазно-националистической ориентацией.
Американское правительство побуждали к принятию этих мер многие причины, и прежде всего поражение США и сайгонского режима во Вьетнаме, победы национально-освободительной борьбы народов бывших португальских колоний в Африке, рост антиимпериалистических, антиамериканских настроений на всех континентах. Правящие круги США были встревожены новыми демократическими процессами в Латинской Америке, в том числе в армиях стран этого континента.
Основные требования к системе подготовки военнослужащие из развивающихся стран в этот период чётко сформулировал тогдашний министр обороны США Макнамара. По-видимому,— заявил он,— наибольшую пользу мы получим, обучая определённые группы офицеров и специалистов в военно-учебных заведениях и центрах в США и за их пределами. Эти специально отобранные в союзных странах люди становятся инструкторами и, возвращаясь к себе на родину, получают руководящие посты, ибо имеют знания и могут передавать эти знания войскам, находящимся у них в подчинении. Нет нужды останавливаться на том, что весьма ценно иметь в руководстве таких людей. Самое важное для нас — сделать из них друзей».
В соответствии с этими целевыми установками были скорректированы тематические планы и программы подготовки иностранных военнослужащих в США. Главное внимание стало уделяться:
формированию определённых политических взглядов и морально-психологических качеств, то есть воспитанию в духе оголтелого антикоммунизма и идеологии американского империализма;
обучению тактике «контрповстанческих операций», иначе говоря, способам удушения национально-освободительной и революционной борьбы собственного народа;
подготовке к так называемой «гражданской миссии».
Соответствующие изменения были внесены в систему подбора преподавателей. На эти должности стали назначаться, как правило, офицеры и унтер-офицеры войск «специального назначения», причём предпочтение отдаётся прежде всего тем, кто имеет опыт боевых действии в Индокитае. Они проходят особую переподготовку в университетах, где прослушивают курсы лекций по географии, этнографии, истории, социологии, финансам. Здесь их обучают практике проведения полицейских дознаний и даже знакомят с основами руководства предприятиями, фермами и стройками. Все эти лекции пропитаны идеями антикоммунизма, неоколониализма, американского «лидерства» и превосходства над другими народами.
К чтению лекций привлекаются крупные специалисты — от ответственных работников министерства обороны до видных общественных и государственных деятелей США. Приглашаются также офицеры из самих развивающихся стран — выпускники американских военно-учебных заведений, проявившие «понимание» политики США и педагогические способности. Так, в межамериканской школе «Америкас» в Форт-Гулик, где занятия ведут в основном 200 американских преподавателей, в штат зачислено также около 40 преподавателей из 15 латиноамериканских стран.
Была тщательно продумана и разработана система отбора иностранных военнослужащих для обучения в американских военно-учебных заведениях. К отбору привлекаются посольства и военные миссии США в зарубежных странах, а также Центральное разведывательное убавление и другие американские правительственные учреждения. Пентагон направил всем военным миссиям и представительствам США в соответствующих странах инструкции о порядке отбора местные военнослужащие для учёбы в США.
Сама программа обучения пронизана духом ненависти к трудящимся, демократии и прогрессу. Её основу составляет подготовка к борьбе с внутренним противником, иначе говоря, с теми, кто борется за подлинную независимость и свободу. Не случайно основная часть учебного времени отводится на изучение специальных дисциплин, в которых излагаются основы карательных операций. Слушателей из развивающихся стран в этих американских школах обучают тактике военных действий против партизанских отрядов и восставших воинских частей, метрике борьбы с политическим и идеологическим влиянием прогрессивных сил на народные массы, способам разведки и контрразведки, подготовке кадров для появления «мятежей». Причём изучается тактика контрповстанческих действий полицейских и пехотных частей главным образом в пустынях и джунглях, так как Пентагон готовит военнослужащих из стран — третьего мира» для активных карательных операций в условиях собственных стран, отводя им роль душителей национально освободительных движений.
В последние годы в американских программах «помощи» странам Азии, Африки и Латинской Америки особое место занимает подготовка сил типа «командос» в национальных армиях. Для этой цели Пентагон формирует специальные выездные отряды инструкторов, укомплектованные, как правило, пресловутыми «зелёными беретами» военнослужащими частей специального назначения». Как писала лондонская газета «Гардиан», эти отряды посылают «для обучения военнослужащих конкретным вещам, которым они не могут научиться ни в одном учебном заведении».
О чём идёт речь? Американская печать не скрывает, что задачей этих отрядов является подготовка из местных военнослужащих «пожарных команд» для борьбы с повстанцами, проведения так называемых «гражданских операций» и «психологической войны». Практические занятия слушателей проводятся в специальных лагерях для обучения «зелёных беретов», задачи контрповстанческой борьбы отрабатываются в условиях, максимально приближенных к реальной «боевой» обстановке. Здесь с помощью целого комплекса особых методов на обучающихся оказывается морально-психологическое воздействие, имеющее целью привить им жестокость и беспощадность к «бунтовщикам».
Стремясь превратить армии «третьего мира» в орудие контрреволюции и опору антинародных, проимпериалистических режимов, империалисты всемерно усиливают идейно-политическую обработку слушателей из развивающихся стран. В её основе по-прежнему лежит антикоммунизм и антисоветизм, привитие враждебности к революционным силам, ненависти к сторонникам прогрессивных социально-экономических преобразований, и в частности к борцам за некапиталистический путь развитая. Причём в ход пускаются новые, более тонкие и изощрённые методы идеологического воздействия. Так, в США для иностранных слушателей читается специальный курс «Проблемы коммунизма». Этот курс есть не что иное, как самая махровая фальсификация марксизма-ленинизма, клевета на общественно-политическую жизнь в Советском Союзе и других социалистических странах, на международное коммунистическое движение. Курсы по социально-экономическим, политическим и психологическим проблемам в последние годы были расширены за счёт лекций и семинаров по экономике, финансам, социологии, психологии и другим предметам. Так, по официальным данным, в учебной программе межамериканского колледжа обороны большое внимание уделяется изучению деятельности рабочих организаций, проблем социальных отношений, просвещения, религии и т. д.
В учебные планы подготовки иностранных слушателей были включены так называемые информационные программы с целевой установкой воспитать у них «понимание американского общества, его институтов и целей». Как видно из самой установки, содержание этих программ сводится к популяризации среди иностранцев реакционной внутренней и агрессивной внешней политики США, прославлению их истории и культуры, американского образа жизни.
Следует отметить, что пропаганде буржуазного образа жизни в программах обучения иностранных слушателей в западных странах отводится значительное место. В лекциях и на семинарах, в рекомендациях по написанию курсовых работ подогревается меркантильные и эгоистические устремления, жажда беспечной жизни и роскоши, поощряются националистические и религиозные взгляды, внушается мысль о том, что частнокапиталистическое предпринимательство якобы более эффективно, чем социалистическое производство.
Американские, английские, западногерманские профессора и преподаватели стараются всячески очернить некапиталистический путь развития. По их словам, этот путь, якобы «не учитывающий специфики и сложности» развитии освободившихся государств, будто бы временно, из тактических соображений «навязан» молодым государствам коммунистами. Они повторяют утверждения некоторых буржуазных социологов о «конвергенции», об исчезновении противоречий между социализмом и капитализмом в век научно-технической революции.
Определёнными особенностями характеризуются учёные программмы для офицеров полиции из развивающихся стран, обучающихся в западных державах. Помимо лекций о полицейской службе, контрповстанческой войне и по «проблемам коммунизма» им преподаётся большой курс буржуазной юриспруденции, криминалистики, гражданскою нрава. Читаются лекции по некоторым вопросам общественной жизни.
В американских программах обучения офицеров из стран «третьего мира» большое место отводится подготовке к выполнению так называемой «гражданской миссии». Как видно из соответствующих инструкции Пентагона, назначение этой подготовки — попытаться нейтрализовать классовые противоречия в странах «третьего мира», подорвать влияние прогрессивных демократических сил, «сблизить» армию с гражданским населением и добиться его лояльного отношения к проамериканским военно диктаторским режимам.
В рамках «гражданской миссии» местные военнослужащие участвуют в строительстве объектов инфраструктуры, школ и больниц, в уборке урожая и спасательных работах в случае стихийных бедствий, обучают грамоте призывников.
В инструкциях о «гражданской миссии» особое взимание обращается на страны и районы, где среди народных масс сильны революционные, антиимпериалистические настроения. В таких странах и районах местным вооружённым силам предписывается создавать административные советы, гражданские и военно-гражданские комитеты, биржи труда и т. д.
Иначе говоря, обучение «гражданской миссии», по замыслу неоколонизаторов, попутно должно дать офицерам развивающихся стран определённые знания и навыки в области государственной, политической и хозяйственной деятельности, а заодно и стимулировать у них «тягу» к узурпации власти и, разумеется, проведению политики с проимпериалистических позиций. Уделяется особое внимание и таким задачам, как изучение политических настроении местного населения, проведение картографических работ, строительство складов, казарм, линий дальней связи, дорог и других объектов стратегического значения. Оценивая эти чисто военно-политические аспекты «гражданской миссии», американский генерал Портер в своё время откровенно заявил, что «гражданская миссия» не только является средством «улучшения репутации вооружённых сил», но и в значительной мере «содействует внутренней безопасности, лишая повстанческие группы надёжного убежища в отдалённых районах и расширяя возможности для сбора разведывательной информации».
Плоды деятельности империалистических держав по подготовке военных кадров для развивающихся стран хорошо известны и их нельзя недооценивать. Как показали реакционные военные перевороты в Индонезии, Боливии, Уругвае, Чили и Таиланде, империалистам удалось создать в армиях ряда стран «третьего мира» влиятельную прослойку офицеров, служащую орудием проникновения неоколонизаторов и удушения революционных сил.
Методы контрреволюционных антинародных акции и человеконенавистнический моральный облик местной военщины, обученной и подкупленной империалистами, особо проявились в реакционном военном заговоре против законного правительства Альенде в Чили. По плану, разработанному совместно Пентагоном и лидерами проамериканской военной группировки в чилийской армии, лот заговор включал дезорганизацию экономической жизни, политический террор против коммунистов и всех демократических сил, разнузданную кампанию клеветы на политику Народного единства, демонстрацию гиды путём сосредоточения у чилийских берегов американских военных кораблей, а также самолётов, совершавших полёты над территорией Чили для осуществления связи и координации действий мятежников. Незадолго до переворота Пентагон принял меры к усилению проамериканский группировки в чилийских вооружённых силах. Американская военная «помощь», которой, по существу, бесконтрольно распоряжались ставленники Пентагона в вооружённых силах Чили, была увеличена почти в десять раз. Активизировали свою деятельность американские советники и инструкторы в чилийской армии, туда была направлена дополнительная группа специалистов ВВС США.
Одновременно перед переворотом проамериканской группировке удалось отстранить от занимаемых постов большинство прогрессивно настроенных офицеров, поддерживавших правительство Альенде. Многие из них были арестованы и расстреляны. Трагические события в Чили обнажили подлинные цели американской военной «помощи», в частности подготовки офицерских кадров для развивающихся стран.
Таким образом, империализм прилагает немало усилий для того, чтобы обеспечить себе ведущую роль в подготовке национальных военных кадров для развивающихся стран. На службу неоколониалистской политике он поставил пресловутую тактику «троянского коня». Выделяя огромные ассигнования на обучение национальных военных специалистов стран «третьего мира», западные державы преследуют цель обеспечить перевес сил в развивающихся странах в пользу капиталистического пути развития, удержать их в сфере влияния империализма, сорвать естественный ход общественного развития в этих странах, воспрепятствовать сотрудничеству молодых государств с Советским Союзом и другими странами социализма.
Следует, однако, со всей определённостью сказать, что, хотя отдельные отряды национально-освободительного движения, борющиеся с неоколониализмом, и потерпели ряд временных неудач, в целом империализму с помощью системы подготовки национальных военных кадров не удаётся достигнуть намечаемых им стратегических целей — создать прочную опору для себя в вооружённых силах развивающихся государств. Потерпела полное банкротство неоколониалистская политика США в Индокитае. Под мощными ударами вооружённых сил Национального фронта освобождения Южного Вьетнама развалилась обученная и вооружённая Пентагоном более чем миллионная армия сайгонского режима. Потерпели поражение войска реакционных сил в Лаосе и Камбодже. Военная «помощь» США не спасла от краха проимпериалистические режимы в Аргентине, Перу и многих других странах. С позором провалилась попытка империалистов и местной реакции задушить в зародыше Народную Республику Ангола.
Прогрессивная общественность и демократические армейские круги в странах «третьего мира» все больше убеждаются в реакционной сущности военной «помощи» Запада и понимают, что задачи дальнейшего укрепления национальной независимости и социального прогресса им и впредь придётся решать в упорной борьбе с империализмом. И нет сомнения в том, что все попытки неоколонизаторов повернуть вспять исторический процесс, ослабить или увести в сторону пационально-освобиднтельные революции обречены на провал.