Командование империалистического блока , стремясь к осуществлению агрессивных замыслов, отводит важное место проведению наступательных операции с применением воздушных десантов. Оно считает, что широкое использование десантирования войск в тылу противника может существенно повлиять на темпы наступления.

В связи с этим в большинстве стран НАТО было принято решение не только привлекать к десантированию подразделения из состава сухопутных дивизий, но и иметь самостоятельные воздушно-десантные соединения и части.

В вооружённых силах европейских стран НАТО проводится интенсивная проверка концепции аэромобильный сухопутных войск, возникший в начале 60-х годов в и окончательно оформившейся в ходе ведения агрессивной войны в Юго-Восточной Азии.

В английской и французской армиях были созданы национальные мобильные резервы стратегического назначения, включающие наземные силы и силы авиационной поддержки. Главное предназначение этих резервов — оказание своевременной поддержки союзникам по военному блоку и проведение срочных акций на заморских территориях. Достаточно сказать, что с 1945 по 1972 год принимала участие в 36 военных конфликтах, причём ударным отрядом её вооружённых сил в основном были воздушно-десантные части и подразделения.

Западные военные специалисты отмечают, что воздушно-десантные части и соединения являются ядром стратегического резерва этих стран. Они приспособлены для проведения всевозможных операций и сохраняют в себе качества аэромобильных войск. Так, например, в состав мобильного стратегического резерва Великобритании входят, помимо 3-й пехотной дивизии и групп «командос», 16-я парашютная бригада и 23-й дисперсионно-разведывательный полк (специальной воздушно-десантной службы). Ряд английских парашютных частей выделяется в распоряжение командования НАТО на европейских ТВД. Переброска этих частей регулярно отрабатывается на учениях (рис. 1). Так, на учениях , проведенных осенью 1973 года на территории Турции, в составе объединённого воздушного десанта был выброшен усиленный парашютный батальон Великобритании.

Выгрузка личного состава  и боевой техники  английских войск на ученияхРис. 1 Выгрузка личного состава и боевой техники английских войск на учениях

В настоящее время ВДВ европейских стран НАТО, включая Францию, насчитывают две дивизии и десять отдельных бригад и полков. На организационную структуру, техническое оснащение и предназначение воздушно десантных войск стран НАТО оказывают влияние такие факторы, как взгляды командования НАТО и национальных вооружённых сил на ведение боевых действий, их обязательства по агрессивному блоку, а также принятая в НАТО стратегия «гибкого реагирования» и концепция аэромобильный сухопутных войск. Воздушно-десантные войска европейских стран НАТО комплектуются за счёт набора добровольцев из числа хорошо проверенной молодёжи и поддерживаются в высокой степени боевой готовности.

Великобритания

Основным соединением английских ВДВ является отдельная парашютная бригада. Она включает парашютные батальоны, лёгкие артиллерийские подразделения и подразделения обеспечения и обслуживания. Численность бригады около 4000 человек, она может иметь до 200 пулемётов, 18 105-мм гаубиц на мехмате и свыше 500 лёгких автомобилей. Таких бригад в Великобритании две — 16-я и 44-я (развёртываемая при возникновении чрезвычайных обстоятельств). Кроме парашютных бригад, в состав английских ВДВ входят 22-й (боеготовый), а также 21-й и 23-й (резервные) диверсионной разведывательные полки.

Для оперативно-тактических перебросок наземных частей и соединений мобильного резерва Великобритании, в том числе воздушно-десантных частей, предусмотрено выделять силы 46-й транспортной авиационной группы ударного авиационного командования (УАК), имеющей в своём составе свыше 40 военно-транспортных самолётов С-130 . Для более крупных перебросок наземных мобильных сил выделяется до 100 военно-транспортных самолётов различных типов (13 VC-10, 10 «Белфаст» 5 «Комета», 15 «Британия», 16 С-130 «Геркулес» и 31 «Андовер» и другие).

По сообщениям иностранной печати, недавно в Великобритании на базе 16-й парашютной бригады, 46-й транспортной авиационной группы (сил тактической авиационной переброски) и 3-й тактической авиационной группы (авиационной поддержки) было создано объединённое оперативное воздушно-десантное соединение под командованием вице-маршала авиации. Помощником командира назначен армейский офицер из состава воздушно-десантных войск.

ВДВ Великобритании предназначаются в основном для усиления (при чрезвычайных обстоятельствах) английских войск, дислоцированных в и на заморских территориях, наращивания военных усилий союзников по НАТО в Европе, особенно на флангах Европейского театра войны (в Дании, Греции и Турции), а также для вооружённого вмешательства во внутренние дела других стран.

Западная печать сообщает, что 16-я парашютная бригада является наиболее боеспособным соединением английских войск. Она находится в постоянной готовности к вылету в два рейса на европейские театры военных действий через 72 ч после получения приказа. Считается, что бригада может самостоятельно нести боевые действия около 7 суток. Непосредственная авиационная поддержка боевых действий делений возложена на 38-ю тактическую авиационную группу, на вооружении которой имеются истребители-бомбардировщики и .

При проведении наступательных операций, по взглядам английского командования и опыту учений, 16-я бригада может быть применена в полном составе или отдельными подразделениями в качестве тактического воздушного десанта для захвата важных районов и рубежей.

ФРГ

Воздушно-десантные войска ФРГ представлены одной (1-й) воздушно-десантной дивизией, состоящей из 25, 26 и 27-й воздушную десантных бригад. Создание этих войск началось с формирования парашютной школы в Шонгау. Вначале личный состав этой школы проходил специальную подготовку в США. В 1959 году на базе парашютной школы была сформирована 1-я воздушно-десантная дивизия. По боевому составу и организации она мало отличалась от мотопехотных дивизий и была мобильным резервом командования бундесвера. Такое соединение было признано недостаточно гибким и приспособленным для переброски по воздуху в полном составе.

После тщательного изучения опыта применения американских аэромобильных сил в агрессивной войне США в 1973 году командование бундесвера отказалось от принципа централизованного и массированного применения ВДВ и решило реорганизовать дивизию: изъять из ее состава артиллерийские и танковые части и подразделения обеспечения и обслуживания дивизионного подчинения. На реорганизацию дивизии оказало влияние также изменение взглядов командования бундесвера на применение воздушно-десантных войск. Ранее оно считало, что воздушно-десантная дивизия предназначена для захвата важных в стратегическом и оперативном отношениях объектов в тылу противника с последующим соединением с наступающими сухопутными войсками.

В настоящее время воздушно-десантные бригады бундесвера на учениях часто действуют в качестве аэромобильного соединения армейского корпуса, которое является его резервом, предназначенным для обеспечения высоких темпов наступления и быстрой реакции на возможные резкие изменения обстановки во всех видах боя. Бригада состоит из трёх парашютных десантов, противотанковой, миномётной и сапёрной рот. Для чёткого взаимодействия с поддерживающей авиацией в каждом батальоне и в штабе воздушно-десантной бригады имеются штатные подвижные посты наведения.

По взглядам командования бундесвера, воздушно-десантные бригады, помимо выполнения роли аэромобильного резерва армейского корпуса, могут применяться для ведения боевых действий в тылу противника в качестве тактического воздушного десанта, обеспечения открытых флангов соединений корпуса и закрытия разрывов между ними (или в их боевых порядках) в различных видах боя, а также для борьбы с воздушными десантами противника.

При действиях в качестве воздушного десанта, как сообщала западногерманская печать, на бригаду может возлагаться решение следующих задач:

  • захват и удержание отдельных районов, узлов дорог и переправ;
  • уничтожение важных объектов, таких, как ракетно ядерные средства и пункты управления войсками;
  • содействие сухопутным войскам в окружении отдельных группировок противника;
  • дезорганизация работы его тыла.

Воздушно-десантную бригаду предусматривается применять на направлении действий унарной группировки сухопутных войск. Отдельные её подразделения могут быть использованы для разведывательною диверсионных действий в тылу противника.

На всех крупных учениях объединённых вооружённых сил НАТО с привлечением соединений и частей армейских корпусов ФРГ отрабатывается десантирование подразделений воздушно-десантных бригад. Оно проводится, как правило, двумя способами: парашютным (с самолётов С.160) на оперативную глубину и посадочным (с вертолётов) на тактическую глубину. Весной 1974 года к подобным учениям привлекалась 27-я воздушно-десантная бригада.

В будущем командование бундесвера планирует расформировать штаб воздушно-десантной дивизии, сделав входящие в её состав бригады отдельными, и передать их в оперативное подчинение армейским корпусам (1,2,3,). Разработана новая штатное организационная структура отдельной воздушно-десантной бригады. В её составе предполагается иметь два парашюта десантных батальона: один кадрированный, один воздушно-десантный противотанковый и один противо-воздушный десантный батальон, а также две роты (штабную, транспортную и обеспечения). Считается, что на разработку новой организационно-штатной структуры бригады повлияла концепция мобильности сухопутных войск.

Военно-транспортная авиация ФРГ сведена в две эскадры (по две эскадрильи) и насчитывает в своём составе до 80 самолётов («Трансалл» С.160). Одна из них базируется на севере страны, а другая — на юге. Войсковая авиация ФРГ организационно сведена в шесть полков. В каждом армейском корпусе имеются два полка транспортных вертолётов (около 30 вертолётов типа UH-1D и свыше 30 вертолётов типа СН-5. Они способны за один рейс перебросить по воздуху усиленный парашютно-десантный (мотопехотный) батальон. Всего войсковая авиация ФРГ насчитывает около 300 вертолётов различного назначения, в том числе свыше 200 лёгких и средних транспортных вертолётов. Командование бундесвера придаёт большое значение применению тактических воздушных десантов. Для увеличения возможностей сухопутных войск по высадке таких десантов принято решение обучить пехотные и горно-пехотные батальоны 2-й и 4-й пехотных и 1-й горн-пехотной дивизии к переброске на вертолётах и высадке в тыл противника. С этой целью для каждого батальона на специальных курсах при воздушно-десантной школе бундесвера готовится определённое количество военнослужащих, которые направляются в подразделения в качестве инструкторов.

Французские ВДВ после переформирования интервенционных сил включают 11-ю воздушно-десантную дивизию (две парашютное десантные бригады, каждая численностью До 4000 человек), аэромобильную бригаду марин, 13-й отдельный парашютный полк «командос» и две школы воздушно-десантных войск. Дивизия дислоцируется в юго-западной части страны.

ереброску и десантирование воздушно-десантных частей обеспечивает транспортное авиационное командование, которое выделяет для этого три эскадрильи самолётов «Трансалл» и четыре эскадрильи самолётов «Норатлас».

В итальянских сухопутных войсках имеется одна парашютная бригада «Фольгоре». В её состав входят: парашютный полк (трёхбатальонного состава), артиллерийский дивизион 105-мм гаубиц на мехтяге (18 орудий), разведывательно-диверсионные и подразделения обслуживания. Основное предназначение бригады ведение боевых и разведывательно-диверсионных действии в тылу противника. Бригада может использоваться и как обычное пехотное соединение. Десантированию обучаются также и альпийские бригады.

Переброска по воздуху и десантирование бригады Фольклоре обеспечивается авиатранспортной бригадой, а также войсковой авиацией, которая насчитывает около 100 транспортных вертолётов.

Воздушно-десантные войска Греции в своём составе имеют два полка: парашютный (два батальона) и диверсионно-разведывательный (два-три батальона). Греческие ВДВ оснащены лёгким вооружением и высоко проходимой боевой техникой и транспортом. Их переброску и десантирование обеспечивают военно-транспортные самолёты «Норатлас» и две эскадрильи вертолётов войсковой авиации.

Турецкие вооружённые силы имеют две воздушно-десантные бригады, части и подразделения которых периодически привлекаются на учения объединённых вооружённых сил НАТО на Южно-Европейском ТВД типа «Дип фарроу», проводимые в Северной Греции и Западной Турции. Так, в сентябре 1973 года на втором этапе учения, в котором принимали участие турецкие, английские и американские войска, был выброшен объединённый воздушный десант (свыше 2 тыс. человек), в том числе один турецкий парашютный батальон.

Десантирование и переброска воздушно-десантных бригад осуществляются военно-транспортной авиацией, насчитывающей около 50 самолетов («Трансалл»,«Геркулес» и другие).

В состав бельгийских вооружённых сил входит один парашютный полк «командос», состоящий из трёх батальонов. Один из них выделен в состав мобильных сил НАТО.

Для переброски по воздуху и десантирования парашютного полка предназначено свыше 20 транспортно-десантных самолётов бельгийских ВВС.

Подразделения парашютного полка привлекаются также на учения бельгийских сухопутных войск, дислоцирующихся в ФРГ. Так, в сентябре 1974 года на учениях 1-й бельгийской мотопехотной дивизии, проводимых на территории ФРГ, один парашютный батальон был высажен на вертолётах в качестве тактического десанта с целью содействия дивизии в завершении маневра по окружению группировки противника.

В датских сухопутных войсках имеется одна отдельная воздушно-десантная рота, предназначенная для ведения разведывательною диверсионных действий в тылу противника.

По оценке западных военных специалистов, ВДВ европейских стран НАТО, являясь составной и наиболее боеготовой частью сухопутных войск, в мирное время представляют собой ядро мобильных сил сухопутных войск. В военное время, обладая высокой подвижностью, эти войска могут быстрее других использовать результаты ядерных ударов по противнику и захватывать важные объекты и районы в локальных военных конфликтах и ограниченных войнах. В современной войне с применением как ядерного, так и обычного оружия ВДВ будут использоваться, как правило, в тесном взаимодействии с другими соединениями и частями сухопутных войск и ВВС в качестве тактических и реже оперативно-тактических десантов, а также ведения в широких масштабах разведывательно-диверсионных действий в тылу противника. Численность выброшенного в тылу противника воздушного десанта, состоящего из парашютных подразделений, может при необходимости наращиваться силами и средствами за счёт аэромобильных транспортабельных соединений и частей сухопутных войск.

В подготовке воздушно-десантных войск наряду с отработкой парашютного способа десантирования значительное внимание уделяется переброске и высадке с вертолётов. Считается, что парашютный способ имеет, помимо определённых преимуществ, и отрицательные стороны. Имеются, например, трудности, связанные с приведением десанта в боевую готовность сразу же после приземления. Кроме того, силы десанта во время выброски на парашютах, приземления и сбора являются весьма уязвимыми от наземного и воздушного противника.

Доставка сил десанта в тыл противника с помощью вертолётов имеет, по сравнению с парашютным способом, ряд преимуществ, и в первую очередь то, что гарантируемые подразделения организованно вступают в бой сразу после высадки их с вертолётов (рис. 2).

Высадка десанта с вертолёта
Рис. 2 Высадка десанта с вертолёта

Западные военные специалисты, оценивая состояние ВДВ европейских стран НАТО па современном этапе и их целевое предназначение, считают, что воздушно-десантные части могут использоваться в качестве мобильного стратегического или аэромобильного резерва в руках высшего военного руководства в мирное время и командиров соединений и объединений в период боевых действий.

Добавить комментарий