Палубный самолёт «Виджилент» создан одной из крупнейших американских самолётостроительных фирм «Норт Америкен рокуэлл». Контракт на строительство опытных образцов тяжёлого палубного штурмовика А-5А «Виджилент» получен фирмой в 1956 году. После проведения лётных испытаний в 1959 году фирма начала, а в 1963 году закончила серийное производство этих самолётов. Всего было выпущено 59 таких штурмовиков.

В 1962 году самолёт A-5А был модифицирован и получил обозначение А-5В. Этот самолёт благодаря установке в фюзеляже (за кабиной экипажа) дополнительного топливного бака имел несколько большую дальность полёта, чем предыдущий. Фирма выпустила около 20 штурмовиков А-5В.

Затем по заказу ВМС на базе штурмовика А-5В фирма разработала разведывательный вариант самолёта — RA-5C (см. цветную вклейку). Его лётные испытания начались в 1962 году, а серийное производство — в 1964 году. По данным зарубежной печати, в настоящее время на вооружении американской палубной авиации состоят только самолёты RA-5C, так как все ранее выпущенные фирмой самолёты А-5А и А-5В были переоборудованы в RA-5C.

Самолет RA-5C «Виджилент» — это тяжёлый сверхзвуковой палубный разведчик, предназначенный для ведения воздушной разведки в любых метеорологических условиях днём и ночью. При необходимости он может быть также использован и в качестве штурмовика для нанесения ударов по морским и наземным целям с применением как обычного, так и ядерного оружия. Основные тактико-технические характеристики самолёта приведены в таблице.

Основные тактико-технические характеристики самолёта RA-5C «Виджилент»

Основные тактико-технические характеристики самолёта RA-5C «Виджилент»

По аэродинамической схеме он представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж самолёта цельнометаллический типа «полумонокок». В средней части (за кабиной экипажа) он утолщён для размещения двигателей; значительное количество его деталей выполнено из жаропрочных сталей и титановых сплавов.

Крыло самолёта стреловидное (угол стреловидности 37,5°). Механизация крыла состоит из трёхсекционных предкрылков, закрылков и спойлеров. Концевые части консолей крыла складываются (это сделано с целью уменьшения занимаемой самолётом площади на авианосце).

Хвостовое оперение обычное, стреловидное. Оно состоит из вертикального киля и дифференциально отклоняемого горизонтального стабилизатора. Угол стреловидности киля и стабилизатора 45° (по передним кромкам).

Шасси самолёта трёхстоечное, убирающееся, с гидропневматическими амортизаторами. На основных стойках имеется по одному колесу с многодисковыми гидравлическими тормозами и противогазовым устройством. Размер основных колёс 914х279 мм. Передняя стойка управляется (по направлению) из кабины лётчика, и на ней установлено колесо размером 660х141 мм.

Экипаж (лётчик и оператор) размещается в кабине, оборудованной катапультируемыми сидениями HS-1. Они расположены одно за другим (тандем) и снабжены ракетными ускорителями и стабилизирующими парашютами.

Самолеты RA-5C, построенные до 1969 года, оснащены двумя турбореактивными двигателями J79-GE-8 (фирма «Дженерал электрик») Статическая тяга каждого из них без включения форсажа 4950 кг, на форсажном режиме 7700 кг. На самолётах более позднего выпуска установлены двигатели J79-GE-10 тягой 5400 кг и 8100 кг соответственно.

На самолёте RA-5C имеется система герметизации кабины и кондиционирования воздуха. Привод поверхностей управления, выпуск и уборка шасси, работа механизма автоматического регулирования поперечного сечения воздухозаборников двигателей, привод тормозов и некоторых других агрегатов и механизмов производятся от двух независимых гидравлических систем (рабочее давление в каждой 210 кг/кв.см). Гидронасосы последних установлены на двигателях самолёта (один на каждом двигателе). Помимо этого, на самолёте имеется аварийная электрогидравлическая система, электрический генератор и гидронасос, который приводятся во вращение воздушной турбиной.

Электрическая система самолёта включает два генератора (максимальная мощность каждого 42 кВт), вырабатывающих переменный ток напряжением 115 В, частотой 400 Гц, и два преобразователя постоянного тока напряжением 28 В.

Самолет оснащён современной навигационно-пилотажной аппаратурой, в том числе автоматизированной инерциальной навигационно-бомбардировочной системой REINS и автопилотом.

Разведывательное оборудование самолёта состоит из сменных аэрофотоаппаратов, обеспечивающих воздушное фотографирование днём и ночью с малых и больших высот. Кроме того, самолёт оснащён РЛС бокового обзора, инфракрасной разведывательной станцией и аппаратурой радиотехнической разведки и радиопротиводействия.

По данным зарубежной печати, при использовании в качестве штурмовика для нанесения ударов по морским и наземным целям самолёт RA-5C способен нести на четырёх подкрыльевых узлах подвески более 6 т. различного вооружения.

Создание и модернизация штурмовиков «Виджилент» и других палубных самолётов для ВМС США ещё раз свидетельствует о том, что американский империализм отводит морской авиации большую роль в осуществлении своих агрессивных замыслов.

Добавить комментарий