Командования ВМС стран, входящих в агрессивный блок , непрерывно наращивают и совершенствуют вооружение кораблей.

В последние годы, как утверждает зарубежная печать, достигнуты большие успехи в области создания противокорабельных ракет. Увеличились их скорость и дальность поражения целей, уменьшилась высота боевого применения. В это же время возросли возможности корабельных средств обнаружения и управления, а также активных средств ПВО. Поэтому зарубежные специалисты считают, что вероятность нанесения бомбового удара с самолёта по маневрирующему кораблю уменьшилась. Они признали также, что наибольшую угрозу для кораблей представляют противокорабельные ракеты, запускаемые с самолётов, надводных кораблей и подводных лодок.

В связи с этим военно-морские специалисты НАТО выдвинули концепцию самообороны кораблей, предусматривающую поражение воздушных целей, прорвавшихся через зоны авиационного и зенитного ракетного прикрытия большой и средней дальности. Вот почему созданию нового и совершенствованию существующего зенитного ракетного оружия малой дальности, способного вести эффективную борьбу с малоразмерными и высокоскоростными целями, придается большое значение. ЗРК малой дальности долгое время имелись в основном на кораблях ВМС Великобритании. В 1970-1971 годах они были размещены на 52 английских и шести американских кораблях. В настоящее время командования ВМС почти всех стран НАТО признали всевозрастающую роль этих средств при создании противовоздушной обороны кораблей. В результате растёт количество кораблей различных классов и типов, вооружённых ЗРК малой дальности. Так, только командование ВМС планирует до конца 70-х годов закупить и установить на кораблях около 100 комплектов ЗРК малой дальности действия.

В настоящее время находится на вооружении кораблей многих капиталистических стран английский ЗРК , проходит испытания , исследуется возможность создания ЗРК «Шиилд».

Зенитный ракетный комплекс «Си Кэт»

Зенитный ракетный комплекс «Си Кэт» нашёл широкое распространение в ВМС различных капиталистических стран. Им вооружены примерно 110 кораблей 14 стран. Только в английских ВМС около 100 комплектов установлено на 66 кораблях. По данным зарубежной печати, к концу 70-х годов на кораблях ВМС капиталистических стран должно насчитываться около 180 комплектов ЗРК «Си Кэт». Комплекс устанавливается на кораблях водоизмещением 1,3-50 тыс. т. Однако в 65-75% случаев размещен на кораблях водоизмещением 2,2- 3,7 тыс. т.

Существуют три варианта основного ЗРК: усовершенствованный (использующий телевизионную систему управления), облегчённый и комбинированный.

Усовершенствованный вариант основного комплекса

Его основу составляет «система управляемого оружия Mк20» GWS20 (Guided Weapon System Мк20). В зависимости от объема вводимых усовершенствований система оружия получала каждый раз новое обозначение. В настоящее время на фрегатах типа «Амазон» устанавливается система GWS24.

Следить за целью можно с помощью оптической и телевизионной (ТВ) систем визуально, а также «вслепую» посредством РЛС. Управление оптической системой осуществляется непосредственно вручную; ТВ системой — вручную (автоматически) дистанционно, но при контроле РЛС; управление РЛС — только автоматически дистанционно.

В ЗРК «Си Кэт» применена радиокомандная система наведения ракеты на цель.

При выработке команд наведения учитываются поправки на ветер, баллистические характеристики ракеты и размещение оборудования комплекса.

ЗРК «Си Кэт» объединяется со 114-мм артиллерийской установкой Мк8 в единый комплекс с помощью двухканальной автоматизированной системы управления огнем WSA4 (Weapon System Automation Мк4). Для слежения за целью в этой АСУ используются две РЛС фирмы «Селения» () RTN-10X «Орион» (другое обозначение — тип 912) с коническим сканированием луча (диапазон частот X), на антенных колонках которых размещены телевизионные камеры ТВ системы слежения с элементами управления. В РЛС предусматривается возможность быстрой перестройки частоты. Антенна станции разворачивается по азимуту на 360°, а по углу места от -30 до +90°.

РЛС типа 912 может дополнять основные РЛС обнаружения. При работе станции в режиме поиска дальность обнаружения воздушной цели составляет более 37 км. Управляют станцией и контролируют её работу вручную с пульта оператора управления ЗУР.

Угол зрения телевизионной камеры изменяется. В процессе вывода ракеты на линию визирования цели телекамера имеет широкий угол обзора, а затем он уменьшается, что повышает чувствительность ТВ системы. Чтобы избежать сопровождения ложной цели, предусматривается стробирующая система, которая заранее задает малый угол обзора того сектора, где по расчетам должна появиться ракета.

Блок-схема облегченного варианта ЗРК «Си Кэт»Рис. 1. Блок-схема облегченного варианта ЗРК «Си Кэт»: 1 — панель управления комплексом; 2 — оптический прибор сопровождения и наведения; 3 — пусковая установка; 4 — блок управления пусковой установкой; 5 — радиопередатчик команд наведения; 6 — переводная коробка; 7 — распределительная коробка; 8 — источник питания; 9 — ввод данных о направлении и скорости ветра; 10 — сеть питания

После того как ракета автоматически выведена на линию визирования цели, оператор управляет полётом ракеты с помощью рукоятки на пульте управления.

Облегчённый вариант

Облегчённый вариант устанавливается на малых кораблях (быстроходных патрульных катерах, тральщиках). Блок-схема этого ЗРК представлена на рис. 1. Полный вес всего оборудования ЗРК составляет около 1600 кг. В качестве РЛС обнаружения и слежения за целью может использоваться новый английский радиолокатор ST-801 (общий вес около 1 т, 3-см диапазон, дальность обнаружения воздушной цели с эффективной площадью рассеивания 4 кв.м. — 25 км) с современными схемами защиты от помех. Использование ТВ системы управления позволит приблизить характеристики этого ЗРК к усовершенствованному варианту базового комплекса.

Комбинированный вариант

Комбинированный вариант устанавливается на малых кораблях (торпедных катерах). Пусковая установка ЗРК совмещена с 40-мм одноствольным зенитным автоматом (рис. 2). В этом случае погреб для хранения боекомплекта не предусматривается.

Пусковая установка ЗРК «Си Кэт», совмещённая с одноствольным 40-мм зенитным автоматом
Рис. 2. Пусковая установка ЗРК «Си Кэт», совмещённая с одноствольным 40-мм зенитным автоматом

ЗУР защищена двумя специальными оболочками: одной при транспортировке и длительном хранении, а другой — при нахождении на ПУ в режиме боевой готовности.

Первая оболочка состоит из металлического основания и просмоленной стекловолокнистой крышки. Её вес около 30 кг, длина 1,55 м, диаметр 0,71 м (длина ЗУР 1,47 м, максимальный размах крыла 0,66 м). ЗУР хранится в артиллерийских погребах или на палубе в этой оболочке. После заряжания оболочка удаляется. В целом вся конструкция позволяет заряжать ПУ вручную расчётом из двух человек. На установку и подготовку ракеты к запуску уходит около минуты.

Вторая защитная оболочка представляет собой пластмассовую пленку, которая плотно облегает ракету и крепится к основанию, тем самым герметически закрывая ее от окружающей среды. При запуске ракеты оболочка разрывается по специально подготовленным швам.

Зенитный ракетный комплекс «Сивулф»

Зенитный ракетный комплекс «Сивулф» малой дальности предназначен для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами и самолётами в любых метеорологических условиях. Считается, что он будет поражать воздушные цели, наносящие удары при больших углах пикирования, и отдельные небольшие надводные цели.

Первоначально планировалось комплекс устанавливать на кораблях водоизмещением более 2000 т. Основной (базовый) вариант ЗРК (условное наименование GWS25) разрабатывался для фрегатов типа (водоизмещение 3000 т). Расширить возможности использования этого комплекса на кораблях других типов и классов, как считают зарубежные военные специалисты, можно за счёт снижения его веса и объёма, а также сокращения состава оборудования.

Идея создания этой системы оружия в самом общем виде появилась в 1963 году. Спустя девять лет состоялся первый управляемый пуск ЗУР без боевой части. Испытание комплекса на фрегате «Пенелопа» (рис. 3) началось в 1975 году, а принятие его на вооружение планируется на 1977 год.

Антенна РЛС слежения и пусковая установка ЗРК «Сивулф» на английском фрегате «Пенелопа»
Рис. 3. Антенна РЛС слежения и пусковая установка ЗРК «Сивулф» на английском фрегате «Пенелопа»

В базовый вариант ЗРК входят:

  • две шестизарядные ПУ;
  • две РЛС слежения типа 910, объединённые с телевизионными камерами и антеннами радиопередатчиков команд;
  • комбинированная РЛС обнаружения воздушных и надводных целей типа 967/968, работающая в S и L диапазонах

.

ЗУР (вес 85 кг, длина 2,03 м, максимальный диаметр корпуса 19,1 см, размах крыла 0,6 м, стреловидность крыла по передней кромке около 70°, вес боевой части около 14 кг) может поражать воздушные цели на дальностях от нескольких сотен метров до 6 км, летящие с максимальной скоростью 600 м/с. РЛС слежения рассчитана на захват целей с эффективной площадью рассеивания 20 кв.см. на дальности около 10 км.

По оценкам иностранных военных специалистов, общий вес ПУ с приводом и различной вспомогательной аппаратурой не должен превышать 4 т., вес РЛС слежения, ТВ блока, радиопередатчиков команд и магазина с 24 ЗУР — около 25 т, площадь, занимаемая всем комплексом на корабле, может составить 100 кв.м.

Наведение ЗУР на цель осуществляется по радиокомандам корабля, при радиолокационном слежении за целью и телевизионном слежении за ракетой. Для повышения контрастности на фоне неба точности слежения на ней установлены специальные трассеры.

Время боеготовности комплекса, по мнению иностранных специалистов, составит 21 сут (средний срок пребывания корабля в море).

С целью широкого применения ЗРК «Сивулф» на кораблях малого водоизмещения создаётся ряд его модификаций, в которых используются облегчённые пусковые установки, другие типы РЛС, а также самые различные оптические средства обнаружения и слежения за воздушными целями. Ведутся работы по применению наряду с РЛС ТВ устройств слежения за воздушными целями, чтобы повысить помехозащищенность комплекса. Стремятся увеличить чувствительность ТВ устройств в ночное время и при неблагоприятных погодных условиях, а также создать на их базе полностью автоматические надёжные устройства для слежения за малоразмерными высокоскоростными целями. По данным зарубежной печати, созданная в последние годы ТВ система может обнаруживать ночью на дальности до 10 км воздушную цель длиной 17,7 см, летящую со скоростью 700 м/с, и обеспечивать слежение за ней.

Всепогодный ЗРК «Сивулф/Пси» устанавливается на фрегатах типа «Амазон» (водоизмещение 2500 т), где ранее планировалось размещать только ЗРК «Си Кэт». По мнению зарубежных военно-морских специалистов, замена комплексов потребует небольших изменений в конструкции корабля.

В данном комплексе используются четыре облегчённые двухзарядные ПУ (вес ПУ 1520 кг), РЛС обнаружения воздушных целей на больших высотах и дальностях S.685 N (диапазон S) и РЛС обнаружения низколетящих высокоскоростных целей S.810P (диапазон X). На каждые две ПУ предусмотрена РЛС слежения. Все остальные элементы комплекса (РЛС и ТВ системы слежения, система обработки данных и передачи радиокоманд) такие же, как и в базовом варианте. Под каждой ПУ находится погреб с боекомплектом ЗУР.

Судя по сообщениям иностранной печати, наличие мертвой зоны за счёт начального неуправляемого участка полета ЗУР потребовало вооружить корабли спаренной 30- или 40-мм артустановкой.

Всепогодный ЗРК «Сивулф/Дельта» планируется устанавливать на кораблях водоизмещением от 1000 т и больше как дополнительный к уже имеющейся системе ЗУРО либо к базовому варианту ЗРК «Сивулф». В него входят радиолокатор слежения, ТВ система и две облегчённые ПУ.

Невсепогодный ЗРК «Сивулф/Омeгa» планируют устанавливать на кораблях водоизмещением около 400 т. В его состав вместо РЛС слежения и ТВ устройства включены обычные оптические приборы.

ЗРК «Сивулф/Гамма» (всепогодный вариант) предполагается устанавливать на кораблях, которые оснащены или будут оснащаться голландской системой управления огнем М29.

Зенитный ракетный комплекс «Шиилд»

Английские специалисты рассматривают возможность создания нового ЗРК малой дальности на базе ракеты класса «воздух-воздух» SRAAM (длина 2,73 м, диаметр корпуса 16,8 см, стартовый вес 75 кг, вес боевой части 10 кг).

Считается, что существующий двигатель не потребует значительных переделок и сможет обеспечить требуемые высоты и дальности полета ракеты.

Добавить комментарий