Политика Соединённых Штатов в отношении стран Латинской Америки свидетельствует и о стремлении их правящих кругов связать государства кабальными соглашениями по «совместной обороне» Южноамериканского континента от мнимой «советской подводной угрозы». При этом наибольшее внимание уделяется развитию и совершенствованию противолодочных сил, отработке тактики их действий, а также организации охранения конвоев. Конкретными мероприятиями США в этом направлении являются проводимые ежегодно совместные учения под условным наименованием «Унитас», на которых американские корабли отрабатывают вопросы взаимодействия и связи с кораблями и самолётами ВМС Аргентины, Бразилии, Уругвая, Чили, Венесуэлы, Колумбии и других стран, а также создание сети военно-морских баз. К числу последних относятся Чагуарамас (о. Тринидад), Гуантанамо (на о. Куба) и другие.
По данным справочника «Джейн» на 1975—1976 годы, общая численность боевых кораблей и вспомогательных судов ВМС Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Доминиканской Республики, Колумбии, Мексики, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора составляет около 650 единиц. Более половины из них приходится на боевые корабли и катера, предназначенные главным образом для решения задач борьбы с подводными лодками. ВМС этих стран располагают также противолодочной авиацией (палубные и базовые патрульные самолёты, вертолёты), а некоторые из них — истребительной и бомбардировочной.
Судя по сообщениям иностранной печати, на ВМС латиноамериканских стран возлагаются следующие основные задачи:
- защита конвоев и отдельных судов;
- борьба с подводными лодками противника на морских коммуникациях в прибрежной зоне Южноамериканского континента;
- оборона военно-морских баз и портов, а также охрана побережья.
Поскольку ВМС латиноамериканских стран не имеют достаточного количества собственных противолодочных сил, первые две задачи, как считают американские военно-морские специалисты, могут успешно решаться только в тесном взаимодействии с ВМС США.
Состояние и перспективы развития ВМС некоторых стран Латинской Америки характеризуются следующими данными.
Военно-морские силы Аргентины по численности и боевому составу занимают первое место среди ВМС других стран Латиноамериканского континента. Они состоят из флота (96 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов), авиации, морской пехоты и береговой артиллерии. Общая численность личного состава ВМС 37 900 человек, в том числе 5000 приходится на морскую пехоту.
Высшим органом административного управления военно морскими силами является министерство ВМС. Оперативное руководство флотом и авиацией ВМС осуществляет главнокомандующий через штаб ВМС.
Основной корабельный состав флота сведен в оперативное соединение (эскадру), корабли которого базируются в Буэнос-Айрес, Рио-Сантьяго, Мар-дель-Плата, Пуэрго-Белграно (главная ВМБ), Ушуайа и других базах. Некоторая часть малых кораблей образует отдельное соединение, базирующееся в устье реки Рио-де-ла-Плата. Побережье Аргентины разделено на три военно-морских округа, их основные базы Буэнос-Айрес, Пуэрто-Белграно и Ушуайа.
Основой флота считаются многоцелевой авианосец, два крейсера, четыре подводные лодки, девять эскадренных миноносцев (один эсминец УРО), два фрегата, восемь патрульных кораблей, шесть базовых тральщиков, шесть танкодесантных кораблей. Кроме того, флот располагает девятью артиллерийскими и торпедными катерами, 19 десантными катерами и 30 вспомогательными судами (транспорты, танкеры, буксиры, ледоколы и гидрографические суда).
Многоцелевой авианосец «Бентисинко де Майо» (бывший английский эскортный авианосец «Венерабл») построен в 1945 году, а в 1948 году передан голландскому флоту и переименован в «Карел Дорман». Продан Аргентине в 1968 году. В 1955 — 1958 годах его оборудовали угловой полётной палубой и паровой катапультой. В 1968—1969 годах прошел ремонт и модернизацию в Роттердаме (Нидерланды), после чего был переклассифицирован из противолодочного в многоцелевой.
Оба крейсера (бывшие американские типа «Бруклин» постройки 1939 года) куплены правительством Аргентины в США в 1951—1952 годах. Полное водоизмещение каждого корабля 13 645 т; длина 185,4 м, ширина 21 м, осадка 7,3 м; дальность плавания 7600 миль при скорости хода 15 узлов; кроме артиллерийского вооружения (по пять тpёxopудийных 152-мм башен, шесть—восемь 127-мм артустановок и 20—28 40-мм зенитных автоматов), крейсер «Генерал Белграно» оснащён также двумя пусковыми установками для ЗУР ближнего действия «Си Кэт». На каждом корабле два вертолёта. Экипаж 1200 человек.
Две подводные лодки проекта 209 (рис. 1) строились в 1972—1974 годах с помощью западногерманских специалистов на аргентинской судостроительной верфи в Буэнос-Айрес из секций и оборудования, изготовленных в ФРГ. Водоизмещение надводное 980 т, подводное 1230 т; длина 55,9 м, ширина 6,25 м, осадка 5,4 м; скорость хода надводная 10 узлов, подводная 22 узла; вооружение: восемь 533-мм торпедных аппаратов. Другие две подводные лодки (бывшие американские типа «Балао») были построены в США в 1944—1945 годах, прошли модернизацию по программе ГАППИ (1А и 2) и в начале 1971 года переданы Аргентине.
Рис. 1. Аргентинская подводная лодка «Сальта» (проект 209)
Из девяти эскадренных миноносцев восемь кораблей американской постройки 1943—1945 годов: пять типа «Флетчер», два типа «Аллен М. Самнер», один типа «Гиринг». Эсминец УРО D01 «Геркулес» построен в Великобритании (проект 42, тип «Шеффилд») и введен в состав флота в 1975 году. Его полное водоизмещение 3500 т, длина 125 м, ширина 14,3 м, осадка 6,7 м; скорость хода 30 узлов; вооружение: спаренная пусковая установка для ЗУР «Си Дарт», 114-мм универсальная артустановка и два 20-мм зенитных автомата, многоцелевой вертолёт «Линкс». Экипаж 300 человек. Ещё один такой эскадренный миноносец строится в настоящее время на судостроительной верфи в Рио-Сантьяго (Аргентина) с помощью английских специалистов. Ввести его в строй планируется в 1976 году.
В 1974 году Аргентина приобрела два артиллерийских катера, построенных в ФРГ. Водоизмещение каждого 240 т; длина 50 м, ширина 7,3 м; скорость хода до 40 узлов; вооружение: 76-мм артустановка, два 40-мм зенитных автомата. На аргентинских верфях по западногерманской лицензии сейчас строятся два ракетных катера проекта 148. Полное водоизмещение катера 265 т; длина 47 м, ширина 7 м, осадка 2 м, максимальная скорость хода 33 узлов; дальность плавания 600 миль при скорости хода 30 узлов; вооружение: система УРО «Габриэль», 76-мм артустамовка и 40-мм зенитный автомат, а также два 533-мм торпедных аппарата (или восемь мин). Предусматривается также строительство нескольких вспомогательных судов.
Авиация ВМС насчитывает до 100 самолётов и вертолётов (противолодочные самолёты S-2A «Треккер», штурмовики «Скайхок», базовые патрульные самолёты P-2V «Нептун» и противолодочные вертолёты «Си Кинг»). Организационно она сведена в четыре эскадры, которые в свою очередь подразделяются на эскадрильи.
Военно-морские силы Бразилии по численности (43 100 человек) по боевому составу занимают второе место среди ВМС стран Латинской Америки. Они состоят из флота, авиации и морской пехоты. Высшим органом административного управления военно-морскими силами является министерство ВМС. Оперативное управление осуществляет штаб ВМС. Начальнику штаба подчинены командующий флотом, комендант морской пехоты и командующие военно-морскими округами.
Флот организационно подразделяется: на миноносные (две эскадры эскадренных миноносцев и фрегатов), подводные (подводные лодки), воздушные (ударный авианосец с палубными самолётами), минно-тральные силы и силы военно-морских округов.
Побережье Бразилии разделено на шесть военно-морских округов, основными базами которых являются: Рио-де-Жанейро (главная). Белен, Флорианаполис, Ресифи, Натал и Ладари (база речных сил).
По данным зарубежной печати, ВМС Бразилии в 1976 году насчитывали 93 боевых корабля и вспомогательных судна, в том числе: ударный авианосец (в настоящее время используется как противолодочный), крейсер (довоенной постройки), девять подводных лодок, 17 эскадренных миноносцев, три фрегата, 10 патрульных кораблей, 11 различных сторожевых катеров и речных мониторов, восемь базовых тральщиков, два танкодесантных корабля и 28 вспомогательных судов.
Авианосец «Минас Жераис» (бывший английский типа «Колоссус») постройки 1945 года был куплен в Великобритании в 1955 году. В 1957 — 1960 годах корабль прошел модернизацию на судостроительной верфи в Роттердаме, оборудован угловой полётной палубой и оснащён паровой катапультой (рис. 2)
Рис. 2. Бразильский авианосец «Минас Жераис»
Основу подводных сил составляют семь бывших американских подводных лодок типа «Балао» и других типов послевоенной постройки (1945—1949 годы), прошедшие модернизацию по программе ГАППИ (2 и 3). Две подводные лодки типа «Оберон» построены на английских судостроительных верфях в 1973—1974 годах. В стадии строительства находится третья подводная лодка этого типа, которая должна быть передана бразильскому флоту в 1976 году. Подводное водоизмещение этих лодок по 2420 т, длина 90,1 м, ширина 8,1 м, осадка 5,5 м; подводная скорость хода 17,5 узла, вооружение — восемь 533-мм торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых).
Большая часть других боевых кораблей (крейсер, эскадренные миноносцы, фрегаты и другие) получены в аренду или по программе военной «помощи» от США. Некоторые из них в последние годы прошли модернизацию.
Из 17 эскадренных миноносцев, находящихся в составе бразильского флота, 14 кораблей (семь типа «Флетчер», пять типа «Аллен М. Самнер», два типа «Гиринг») американской постройки 1942—1946 годов переданы Бразилии по программе военной «помощи». Три эскадренных миноносца типа «Амазон» строились в 1949—1951 годах на верфях в Рио-де-Жанейро при участии английских специалистов.
По данным справочника «Джейн» на 1975—1976 годы, командование ВМС Бразилии выполняет в настоящее время кораблестроительную программу, в соответствии с которой в период 1971 —1979 годов планируется построить до 23 боевых кораблей и вспомогательных судов. В соответствии с этой программой в постройке находится подводная лодка, шесть эскадренных миноносцев УРО типа «Нитерои», два базовых тральщика и несколько вспомогательных судов. Четыре эсминца УРО строятся в Великобритании фирмой «Воспер Торникрофт», а два в Бразилии при техническом содействии этой фирмы. Ввести их в боевой состав планируется в 1978—1980 годах. Кроме указанных кораблей, предусматривается постройка противолодочного вертолётоносца, трех фрегатов, четырех сторожевых катеров, танкера-заправщика, гидрографического судна, трех буксиров.
В иностранной печати отмечается стремление Бразилии строить корабли для своего флота на собственных верфях с тем, чтобы снизить зависимость от других стран. Предполагается, что в ближайшие годы верфи в Рио-де-Жанейро освоят строительство подводных лодок. Сообщалось, что в Великобритании проходит обучение группа бразильских специалистов, которая принимает непосредственное участие в строительстве заказанных Бразилией подводных лодок типа «Оберон».
Авиация ВМС имеет только противолодочные вертолёты (48 единиц) типов «Сикорский», «Уирлуинд», «Уосп» и «Белл». Ожидается, что в 1977 году вертолётный парк авиации ВМС пополнится девятью вертолётами «Линкс», которые заказаны в Великобритании, а также вертолётами англо-французского производства. Базовая патрульная авиация, насчитывающая 65 самолётов типов S-2A «Треккер», Р-2Е «Нептун» и других, входит в ВВС и при необходимости передается в оперативное подчинение командования флота для действий в интересах ВМС.
Морская пехота численностью около 10 000 человек возглавляется комендантом и состоит из дивизии морской пехоты и частей усиления, предназначенных для участия в морских десантных операциях, а также отдельных подразделений морской пехоты, дислоцирующихся в различных частях страны и предназначенных для выполнения полицейских функций.
Военно-морские силы Колумбии являются самостоятельным видом вооружённых сил и состоят из флота и морской пехоты. Общее руководство ими осуществляет командующий через штаб ВМС. Организационно корабли флота сведены в два объединения: ВМС на Атлантике и Южный флот. Морская пехота состоит из трех батальонов и вспомогательных подразделений. Собственной авиации ВМС не имеют. Общая численность личного состава 8200 человек, из них около 1000 человек в морской пехоте.
Корабельный состав насчитывает 66 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, основная часть которых предназначена для борьбы с подводными лодками. В это число входят пять эскадренных миноносцев, четыре фрегата, четыре подводные лодки и 25 сторожевых катеров. Два эскадренных миноносца («Сиете де Агосто» и «Винте де Джулио») построены в 1955-1958 годах по колумбийскому заказу на судостроительных верфях Швеции и представляют собой улучшенный проект шведского корабля «Халланд» (полное водоизмещение 3300 т, вооружение: три спаренные 120-мм артустановки, четыре 40-мм автомата, четырехтрубный 533-мм торпедный аппарат и бомбомёт). Другие три эскадренных миноносца (бывшие американские типов «Аллен М. Самнер» и «Флетчер») были построены в конце второй мировой войны.
Класс фрегатов также представлен американскими кораблями устаревших типов. Один из них — «Бойяка» (бывший американский сторожевой корабль типа «Дили») построен на судостроительной верфи в Нью-Йорке и передан Колумбии в 1972 году. Его полное водоизмещение 1914 т, вооружение: две 76-мм артустановки и два трехтрубных торпедных аппарата.
Среди подводных лодок две — проекта 209, они построены по заказу Колумбии на судостроительной верфи в Киле (ФРГ) и переданы флоту в 1975 году. Их водоизмещение подводное — 1290 т, надводное 1000 т, подводная скорость около 22 узлов; вооружение: восемь 533-мм торпедных аппаратов.
Водоизмещение сторожевых катеров не превышает 146 т. Большая часть из них построена на судостроительных верфях ФРГ и других стран.
Основная военно-морская база и база морской пехоты — Картахена, кроме того, имеется ВМБ Барранкилья.
Военно-морские силы Чили являются опорой антинародного, фашистско-диктаторского режима Пиночета. Они возглавляются главнокомандующим. Чилийский флот насчитывает до 50 боевых кораблей и вспомогательных судов: три крейсера, шесть эскадренных миноносцев, пять фрегатов, три подводные лодки, семь патрульных, четыре торпедных и шесть десантных катеров, а также около 20 вспомогательных судов. Численность личного состава ВМС 22 000 человек.
Основная часть корабельного состава флота представлена бывшими американскими кораблями: два крейсера типа «Бруклин» довоенной постройки, четыре эскадренных миноносца типов «Флетчер» и «Аллен М. Самнер», подводная лодка типа «Балао». Кроме того, имеются корабли, полученные из других стран — крейсер шведской постройки 1947 года (полное водоизмещение 9200 т, вооружение: трёхорудийная и две спаренные 152-мм башенные артустановки, четыре 57-мм и 11 40-мм автоматов, два трехтрубных торпедных аппарата, может принимать до 120 мин; в 1958 году прошел модернизацию); два эскадренных миноносца типа «Альмиранте» английской постройки 1960 года (полное водоизмещение 3300 т, максимальная скорость хода около 35 узлов; вооружение: системы УРО «Экзосет» и ЗУРО «Си Кэт», четыре 102-мм артустановки и пять 40-мм автоматов, пятитрубный 533-мм торпедный аппарат, бомбомёты типа «Сквид»); два фрегата типа «Линдер» (рис. 3), которые прибыли в Чили в начале 1975 года; две подводные лодки типа «Оберон», а также несколько вспомогательных судов. Зарубежные военно-морские специалисты отмечают стремление чилийской хунты оснащать корабли флота ракетным оружием.
Рнс. 3. Чилийский фрегат «Линч» (типа «Линдер»)
ВМС Чили не имеют морской авиации. 12 противолодочных самолётов базовой патрульной авиации организационно входят в ВВС и передаются в оперативное подчинение флота лишь на период учений. Для обеспечения повседневной деятельности и боевой подготовки ВМС командование ВВС выделяет и другие самолёты различного предназначения, в том числе транспортные.
Численность корабельного состава военно-морских флотов других латиноамериканских стран, по сообщениям зарубежной печати, характеризуется следующими данными, в Венесуэле насчитывается 68 кораблей и вспомогательных судов (из них 27 боевых), в Доминиканской Республике 38 (12), Мексике 68 (46) и Перу 72 (57).
В составе флотов этих стран преобладают главным образом эскадренные миноносцы, фрегаты, малые противолодочные корабли и катера постройки периода второй мировой войны. Все они были проданы или сданы в аренду этим странам США и Великобританией по программам военной «помощи». Вместе с тем флоты пополняются новыми боевыми кораблями, строящимися на верфях ФРГ (подводные лодки), Великобритании (фрегаты) и других стран.
Иностранные военно-морские специалисты отмечают, что для развития флотов латиноамериканских стран характерно в последние годы стремление вооружить эскадренные миноносцы и фрегаты современным противолодочным оружием, а также системами УРО и ЗУРО, закупаемыми в западноевропейских странах НАТО и США.
В западной печати подчеркивалось, что, оказывая латиноамериканским странам помощь в строительстве и развитии флотов, блок НАТО, и в первую очередь США, стремятся связать эти государства определенными обязательствами — использовать их для защиты морских коммуникаций между США и странами Южной Америки.