ВМС Франции наряду с сухопутными войсками и ВВС являются самостоятельным видом вооружённых сил. По численности кораблей (около 300 боевых кораблей и вспомогательных судов), оснащённости и вооружению они занимают среди ВМС капиталистических стран третье место (после США и Великобритании).
Судя по сообщениям французской печати, на военно-морские силы Франции возложено решение следующих основных задач:
- нанесение стратегических ядерных ударов баллистическими ракетами, запускаемыми с ПЛАРБ;
- обеспечение обороны территории страны со стороны моря;
- защита морских коммуникаций;
- обеспечение боевых действии других видов вооружённых сил на европейских ТВД и заморских территориях.
Оперативное руководство военно-морским и силами Франции осуществляет штаб ВМС, начальник которого в мирное время фактически, а в военное время и юридически является главнокомандующим этого вида вооружённых сил. Он несёт ответственность за подготовку флота и морской авиации к войне:
- за планирование и расчёт боевых средств;
- определение бюджета;
- выбор новой техники;
- строительство береговых объектов;
- материально-техническое обеспечение;
- боевую подготовку кораблей и соединений;
- комплектование и обучение личного состава.
В соответствии с принятой организацией ВМС Франции включают флот, авиацию и морскую пехоту.
Военно-морской флот подразделяется на Атлантическую эскадру (флагманский корабль и флотилия надводных кораблей, в которую входят дивизион эскадренных миноносцев УРО и дивизион фрегатов) и Средиземноморскую эскадру (штабной корабль, группа авианосцев и флотилия надводных кораблей, состоящая из двух дивизионов эскадренных миноносцев, эскадренных миноносцев УРО и дивизиона фрегатов), подводные силы (Атлантическая и Средиземноморская флотилии дизельных торпедных подводных лодок), а также амфибийные силы (десантные корабли) и группировки ВМС на Тихом океане (соединение, включающее несколько фрегатов и сторожевых катеров) и в Индийском океане (два-три боевых корабля).
Авиация ВМС включает авианосную, базовую и вспомогательную. Организационно боевые самолёты и вертолёты сведены в авиационные флотилии (11 авианосных и пять базовых), а вспомогательные — в эскадрильи (12).
Морская пехота, предназначенная для участия в морских десантных операциях в отрядах первого броска и проведения диверсионно-разведывательных действий, состоит из шести отрядов «командос», объединённых в десантно-диверсионную группу морской пехоты.
Побережье Франции и прилегающие воды разделены на три военно-морских округа: 1-й — побережье пролива Ла-Манш (штаб в Шербуре), 2-й — Атлантическое побережье (Брест), 3-й — Средиземноморское побережье и о. Корсика (Тулон). Их командиры несут ответственность за обеспечение всех видов обороны с моря побережья, военно-морских баз и портов, а также за защиту морских коммуникаций в пределах своих округов. Кроме того, по свидетельству зарубежной прессы, пространства морей и океанов разделены на восемь зон «морских командований» с целью наблюдения за обстановкой и защиты там интересов Франции.
По данным иностранной печати, основу французского флота составляют четыре атомные ракетные подводные лодки, два многоцелевых авианосца, два крейсера (один вертолётоносец, другой УРО), девять эскадренных миноносцев УРО, 11 эскадренных миноносцев, 26 фрегатов (один из них УРО) и 19 дизельных подводных лодок. Кроме того, в составе флота находятся 11 малых противолодочных кораблей, 57 тральщиков, девять десантных кораблей, свыше 30 сторожевых и десантных катеров, а также около 100 вспомогательных судов.
Многоцелевые авианосцы «Клемансо» и «Фош» (рис. 1) построены в 1961 и 1963 годах. Корабли имеют угловую полётную палубу, оборудованы паровыми катапультами и зеркальными индикаторами посадки самолётов. Одновременно на авианосцы может базироваться по три флотилии самолётов — палубных всепогодных истребителей «Крусейдер», истребителей-штурмовиков «Этандар» и противолодочных самолётов «Ализе», а также отряд палубных самолётов-разведчиков и два вертолёта (всего 40 машин на авианосец).
Рис. 1. Многоцелевой авианосец «Фош»
Крейсер-вертолётоносец «Жанна д’Арк» введён в строй в 1964 году. В настоящее время он используется в качестве учебного корабля (в военное время может использоваться как десантный или противолодочный корабль). Его стандартное водоизмещение 10 000 т, полное 12 365 т, наибольшая скорость хода 26,5 узла; дальность плавания 6000 миль при скорости хода 15 узлов; вооружение: шесть пусковых установок для УР «Экзосет», четыре 100-мм универсальные артустановки и до 8 вертолётов. Корабль может принять также 700 морских пехотинцев.
Крейсер УРО «Кольбер» (рис. 2) постройки 1959 года прошёл модернизацию (1970 — 1972 годы), в ходе которой был вооружён системами ЗУРО «Масурка» (спаренная пусковая установка) и УРО «Экзосет» (четыре ПУ), двумя 100-мм артустановками и шестью спаренными 57-мм зенитными автоматами. Его стандартное водоизмещение 8500 т, полное 11 300 т; мощность энергетической установки 86 000 л. с., наибольшая скорость хода 32 узла; дальность плавания 4000 миль при скорости 25 узлов. В кормовой части крейсера сооружена взлётно-посадочная площадка для вертолёта. Оснащённость корабля различным радиоэлектронным оборудованием и средствами связи позволяет использовать его в качестве штабного.
Рис. 2. Крейсер УРО «Кольбер»
В составе флота находятся девять эскадренных миноносцев УРО. Два из них — «Сюффрен» и «Дюкесн» (рис. 3) — полным водоизмещением каждый 6090 т по основным тактико-техническим характеристикам сходны с американскими кораблями типа «Кунц» и отличаются от последних главным образом системами оружия. Французские эскадренные миноносцы вооружены системами ЗУРО «Масурка» и ПЛУРО «Малафон», двумя 100-мм универсальными артустановками, двумя 30-мм зенитными автоматами и четырьмя однотрубными торпедными аппаратами. Два эскадренных миноносца УРО типа «Турвиль» введены в строй в 1972 («Турвиль») и 1974 («Дюге Труэн») годах. Находящийся в настоящее время в постройке третий корабль этого типа («Де Грасс») спущен на воду в сентябре 1974 года. Его предусматривается вооружить системой ЗУРО «Кроталь», пусковая установка которой будет смонтирована вместо кормовой 100-мм артустановки. Основные тактико-технические данные кораблей этого типа приведены на цветной вклейке.
Рис 3. Эскадренный миноносец УРО «Дюкесн»
Для обеспечения ПВО соединения кораблей на переходе морем используются эскадренные миноносцы УРО типа «Дюпти Туар» (постройки 1951-1953 годов). Четыре корабля этого типа («Бувэ», «Дюпти Туар», «Дю Шейла», «Керсен») в 1963—1965 годах прошли модернизацию и были оснащёны американскими системами ЗУРО «Тартар». Их стандартное водоизмещение 2750 т, полное 3740 т; максимальная скорость хода 34 узла; кроме системы ЗУРО, они вооружены тремя спаренными 57-мм зенитными автоматами и двумя трёхтрубными 550-мм торпедными аппаратами. Эскадренный миноносец «Дюпре» в 1967—1971 годах использовался в качестве экспериментального корабля для проведения исследований в области гидроакустики. В 1972—1973 годах прошёл переоборудование (вооружён четырьмя пусковыми установками для УР «Экзосет» и вертолётом «Линкс») и переклассифицирован в эскадренный миноносец УРО.
Французский флот имеет десять эскадренных миноносцев трёх типов. Эскадренный миноносец «Ла Галиссоньер» построен в 1962 году, а позднее переоборудован в штабной корабль. Его водоизмещение такое же, как и у кораблей типа «Дюпти Туар», а вооружение состоит из двух 100-мм универсальных артустановок, системы ПЛУРО «Малафон», двух трёхтрубных торпедных аппаратов, противолодочного вертолёта. Четыре эскадренных миноносца типа «Дюпре»: «Ла Бурдоннэ», «Форбэн» (рис. 4), «Тартю» и «Жорегиберри» — построены в 1958 году и оснащены 127-мм артустановками, зенитными автоматами и трёхтрубными торпедными аппаратами. Пять эскадренных миноносцев типа «Сюркуф» («Майе Брезе», «Воклен», «Д’Эстре», «Касабианка», «Гепрат») построены в 1956 — 1957 годах, позднее переоборудованы в противолодочные корабли и вооружены системой ПЛУРО «Малафон», шестиствольным бомбомётом «Бофорс», двумя 100-мм универсальными артустановками, зенитными автоматами и торпедными аппаратами.
Рис. 4. Эскадренный миноносец «Форбэн» (с площадкой для вертолёта)
К этому же классу кораблей относится и эскадренный миноносец «Аконит» (строился как сторожевой корабль проекта С65), введённый в состав флота в 1973 году. Его стандартное водоизмещение 3500 т, полное 3800 т; вооружение: две 100-мм артустановки, система ПЛУРО «Малафон», четырёхствольный бомбомёт, два однотрубных 533-мм торпедных аппарата. Как свидетельствует французская печать, в ходе строительства и ходовых испытании корабля выяснилось, что на нём не может быть размещено все запланированное вооружение, а небольшая скорость (максимальная — 27 узлов) ограничивает выполнение задач охранения быстроходных кораблей и судов. Поэтому командование ВМС решило считать этот проект переходным и от строительства серии таких кораблей отказаться.
Класс французских фрегатов представлен 16 кораблями типа «Ле Корс» постройки 1956—1960 годов и девятью типа «Коммандан Ривьер» постройки 1962—1969 годов. Первые корабли характеризуются: полное водоизмещение 1702 т, наибольшая скорость хода 27 узлов, дальность плавания 4500 миль при скорости 15 узлов; вооружение: четыре—шесть 57-мм и два 20-мм зенитных автомата, четыре трёхтрубных 550-мм торпедных аппарата, шестиствольный 375-мм бомбомёт «Бофорс» или четырёхствольный 305-мм реактивный бомбомёт, два бомбомёта и бомбосбрасыватель. Вторые — полное водоизмещение 2250 т, наибольшая скорость хода 25 узлов, дальность плавания 4500 миль при скорости 15 узлов; вооружение: три 100-мм универсальные артустановки, два 30-мм зенитных автомата, два трёхтрубных торпедных аппарата и четырёхствольный 305-мм реактивный бомбомёт, могут принимать на борт лёгкий вертолёт. В иностранной прессе сообщалось, что корабли этого типа оснащаются четырьмя пусковыми установками для УР «Экзосет».
В 1972 году началось строительство серии фрегатов УРО из 14 кораблей (по французской классификации типа «Авизо»), предназначенных для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями в прибрежных районах. Головной фрегат F781 «Д’Эстьен д’Орв» вошел в строй в конце 1975 года. Его полное водоизмещение 1170 т, наибольшая скорость хода 24 узла, дальность плавания 4500 миль при скорости 15 узлов; вооружение: две пусковые установки для УР «Экзосет», 100-мм универсальная артустановка, два 20-мм зенитных автомата, четыре однотрубных торпедных аппарата и шестиствольный 375-мм бомбомёт Мк54.
В составе французского флота имеется восемь дизельных торпедных подводных лодок типа «Дафнэ» (подводное водоизмещение 1043 т), четыре типа «Аретуз» (669 т) и шесть типа «Нарваль» (1910 т). В 1976 году должны быть введены в строй первые две из четырёх строящихся дизельных торпедных подводных лодок типа «Агоста» (водоизмещение стандартное 1200 т, надводное 1470 т, подводное 1790 т; надводная скорость хода 12 узлов, подводная 20 узлов). Кроме того, в ВМС имеется опытовая дизельная ракетная подводная лодка «Жимнот» (подводное водоизмещение 3250 т), предназначенная для экспериментальных запусков баллистических ракет и испытания техники и вооружения.
В составе флота находятся также 11 малых противолодочных кораблей типа «Ле Фуге» (полное водоизмещение 400 т), а также ракетный катер (оснащён ракетами SS-12) и десять сторожевых катеров различных типов.
Группа минно-тральных кораблей включает 57 тральщиков, в том числе: пять тральщиков — искателей мин типа «Сирсе» (водоизмещение 510 т), 13 морских тральщиков типа «Берневаль» (780 т) и 39 базовых — 22 типа «Акасья» (372 т) американской постройки, 16 типа «Сириус» (440 т) и один типа «Меркюр». Часть бывших тральщиков (с них снято тральное оборудование) используется в качестве патрульных кораблей и вспомогательных судов.
Амфибийные силы флота состоят из двух десантных транспортов-доков «Ураган» и «Ораж» (полное водоизмещение 8500 т; десантовместимость: два танкодесантных катера типа EDIC по 11 лёгких танков или 18 пехотно-десантных катеров типа LCM в каждом; 1500 т груза, 350 — 470 десантников и четыре лёгких вертолёта); семи танкодесантных кораблей (пять типа «Триё» и два типа «Шамплен»); 12 танкодесантных катеров (десять типа EDIC и по одному типа LCT (8) и «Иссоль») и 14 катеров типа LCM.
Кроме того, в состав флота входят различные вспомогательные суда (танкеры, плавмастерские, плавбазы, океанографические и гидрографические суда) и базовые плавучие средства.
В зарубежной печати сообщалось, что большая часть кораблей ныне действующего флота была построена в 50-60-х годах. Изменения в военной политике Франции, происшедшие после её выхода из военной организации НАТО, вызвали стремление французского командования создать собственные сбалансированные ВМС, что потребовало разработки долговременной программы развития ВМС, которая и была принята в 1972 году (сроком на 15 лет).
Согласно этой программе к 1985 году ВМС Франции должны иметь: два авианосца, два крейсера вертолётоносца, около 30 эскадренных миноносцев УРО, не менее 35 фрегатов, шесть атомных ракетных подводных лодок, 20 атомных и дизельных торпедных подводных лодок, 30 сторожевых и ракетных катеров, 35 тральщиков (в том числе тральщики — искатели мин), два десантных транспорта-дока, несколько танкодесантных кораблей и катеров, значительное количество вспомогательных судов современных типов (транспорты снабжения, танкеры, плавмастерские и другие). Кроме того, предусматривается обновить палубную авиацию и иметь около 50 самолётов базовой патрульной авиации большого радиуса действия. Ожидается, что численность личного состава ВМС достигнет 73 тыс. человек.
Многие из находящихся в строю боевых кораблей, как считают военно-морские специалисты, к 1985 году устареют и будут исключены из состава флота. Вместо них в соответствии с упомянутой программой должно быть построено большое количество новых кораблей, часть которых, судя по сообщениям французской печати, уже строится или находится в стадии разработки. Так, на замену выведенному из действующего флота в 1973 году противолодочному авианосцу «Арромаш» планируется к 1980 году построить атомный крейсер-вертолётоносец РН75. Сообщалось также, что командование ВМС Франции намерено иметь в составе флота, помимо фрегатов УРО типа «Авизо», предназначенных для противолодочной борьбы в прибрежной зоне, другую группу кораблей, которые обеспечивали бы ПЛО и ПВО соединения в открытом море. К ним относятся эскадренные миноносцы УРО типа «Турвиль» (их строительство завершается) и типа «Жорж Леги».
Эскадренный миноносец УРО «Жорж Леги» является первым в серии из 24 кораблей, которые планируется построить к 1985 году. Предусматривается 18 из них оснастить преимущественно противолодочным оружием, а шесть — зенитным. Первые три эскадренных миноносца уже строятся в противолодочном варианте. Их стандартное водоизмещение 3800 т, полное 4100 т; наибольшая скорость хода около 30 узлов; дальность плавания 9000 миль при скорости 18 узлов; вооружение: четыре пусковые установки для УР «Экзосет», система ЗУРО «Кроталь», 100-мм артустановка, два 20-мм зенитных автомата, два пятитрубных торпедных аппарата, два многоцелевых вертолёта «Линкс». Корабль будет оснащён боевой информационно-управляющей системой «Зенит». В 1976 году планируется начать строительство первого корабля в варианте ПВО, вооружённого системой ЗУРО «Стандарт», а в 1981 году ввести его в строй. По мере ввода в боевой состав флота эскадренных миноносцев этого типа из него будут исключаться корабли типа «Дюпти Туар».
После завершения строительства подводных лодок типа «Агоста» планируется начать постройку 20 атомных торпедных подводных лодок. Во французской печати сообщалось, что первая лодка заложена в январе 1976 года. Ее водоизмещение около 2500 т, атомная энергетическая установка обеспечит скорость хода в подводном положении до 25 узлов. Ввести её в строй намечено в 1980 году.
Программой развития ВМС предусматривается также строительство 30 быстроходных сторожевых и ракетных катеров (водоизмещение 130 т), которыми заменят малые противолодочные корабли типа «Ле Фуге». Минно-тральные силы флота пополнятся как обычными тральщиками, вооружёнными электромагнитными, акустическими и контактными тралами, так и тральщиками — искателями мин, оснащёнными системой поиска и уничтожения неконтактных мин независимо от установленных в них типов взрывателей.
По данным французской печати, численность личного состава ВМС на начало 1976 года составляла около 70 тыс. человек, в том числе 4500 офицеров и 26 500 унтер-офицеров. Распределение личного состава в ВМС следующее: надводные корабли — 16 000 человек, подводные лодки — 2500, морская авиация 11 500, морская пехота — 500, военно-морские округа — 5000, учебные заведения — 13 000, штабы и службы военно-морских баз — 14 500, испытательные центры и полигоны — 7000 человек.
ВМС Франции комплектуются личным составом, призываемым на срочную службу (12 месяцев) на основе закона о всеобщей воинской повинности, и добровольцами, подписавшими контракт на различные сроки службы. После нескольких недель начальной подготовки в учебных отрядах (Уртэн и Брест) молодые матросы приступают к изучению одной из 50 корабельных специальностей. Подготовка специалистов рядового состава осуществляется в специальных школах и учебных центрах (Брест, Тулон, Шербур). Унтер-офицеры готовятся на курсах. Подготовка высококвалифицированных специалистов производится на курсах усовершенствования. Для повышения квалификации существуют так называемые «ускоренные курсы», а также различного рода стажировки.
В военно-морском училище в Ланвеок-Пульмик (Брест) обучаются будущие кадровые офицеры из числа гражданской молодежи (срок два года). При училище в 1969 году была открыта годичная школа, в которой готовится офицерский состав из унтер-офицеров, имеющих опыт службы на кораблях. Выпускники этих учебных заведений проходят затем годичную стажировку на крейсере-вертолётоносце «Жанна д’Арк» и других кораблях. Высшее военное образование морские офицеры могут получить в Высшей военной школе флота (готовятся специалисты штабов), а некоторые старшие офицеры (капитаны 1 ранга и выше) — в Центре военных исследований.
Основными базами военно-морского флота являются: Брест и Тулон (главные), Шербур и Лориан. Все они имеют достаточные судоремонтные возможности и значительные запасы всех видов снабжения.
Морская авиация располагает шестью авиабазами: Ландивизьо (район Бреста) и Иер для палубной авиации, Ланн-Бигуэ (район Лориан) и Ним-Гарон (в Южной Франции) для базовой патрульной авиации, Сен-Мандрие и Ланвеок-Пульмик для вертолётов.
Как свидетельствуют сообщения иностранной печати, в ходе боевой и оперативной подготовки военно-морские силы отрабатывают стоящие перед ними задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и ВВС. Хотя Франция и вышла из военной организации НАТО, в последние годы, отмечают зарубежные обозреватели, французский флот вновь начал участвовать в военных манёврах этого блока, а также в учениях, проводимых совместно с ВМС отдельных стран НАТО как на Средиземном море, так и в Атлантике. Вполне очевидно, что эти действия являются не чем иным, как материализацией недавнего официального заявления начальника штаба вооружённых сил Франции о «новой форме стратегии», которое оценивается иностранной прессой как «подыгрывание интересам агрессивного блока НАТО».