В агрессивных планах американского империализма ВМС рассматриваются как ударная сила, способная мобильно и гибко действовать в самой различной обстановке. Поэтому их боевая выучка и постоянная готовность к использованию являются предметом особой заботы Пентагона.

Судя по сообщениям зарубежной печати, целью боевой подготовки ВМС , в том числе и Атлантического флота, по-прежнему оставались практическая проверка и отработка оперативных планов национальных и объединённых командований, повышение готовности к ведению боевых действий на море. Она была направлена на подготовку сил и средств флота к выполнению следующих задач:

  • завоевание господства в районе боевых действий;
  • нанесение ударов авианосной авиацией по береговым объектам;
  • ПЛО и ПВО соединений в море;
  • высадка морских десантов;
  • противолодочная оборона восточного побережья американского континента;
  • зашита морских коммуникаций в Атлантике.

В 1975 году, так же как и в предыдущие годы, боевая подготовка основывалась на принципе последовательности отработки задач в зависимости от их сложности и складывалась из освоения личным составом новых образцов и систем оружия, тактической и огневой подготовки кораблей и самолётов, отработки действий в составе групп и соединений флота на учениях и деятельности в составе передовых группировок.

Анализируя проведенные учения, иностранные военные специалисты отмечают, что интенсивность боевой и оперативной подготовки Атлантического флота в 1975 году была несколько выше, чем в предыдущем. По данным зарубежной прессы, в 1975 году американский Атлантический флот принимал участие более чем в 40 различных по масштабу и предназначению учениях, 20 из которых проводились по планам , десять — совместно с ВМС других стран — союзников США по военно-политическим блокам и остальные — по национальным планам.

Как и ранее, боевая и оперативная подготовка Атлантического флота осуществлялась путём отработки кораблями задач одиночной подготовки и проведения частных учений в районах своих военно-морских баз и в водах Карибского военно-морского округа с последующим проведением типовых и комбинированных учений в составе 2-го и 6-го флотов и совместных учении с ВМС Канады, латиноамериканских государств и европейских стран НАТО.

В начале года, как обычно, было организовано учение «Спрингборд-75», основной целью которого являлось подготовить корабли к ввиду в число боеготовых. К участию в нём привлекались главным образом корабли новой постройки, а также прошедшие модернизацию или длительный ремонт. В ходе учения отрабатывались боевые задачи как одиночного корабля, так и однородного тактического соединения флота, авиации и морской пехоты дня последующего ввода их в состав оперативных объединений и соединений ВМС. Одновременно с этим отрабатывались вопросы совместного плавания и маневрирования, борьбы за живучесть, артиллерийские, ракетные и торпедные стрельбы, высадка тактических морских десантов и их действия на берегу, постановка и траление мин, поиск и уничтожение подводных лодок, пополнение запасов на ходу в море, а также все виды обороны корабельного соединения на переходе морем. Всего в таком учении, продолжавшемся четыре месяца, принимало участие более 50 кораблей и 150 самолётов (в том числе несколько кораблей и самолётов от ВМС Великобритании, Канады, Нидерландов, Италии и других стран), а также подразделения морской пехоты из состава 2-й дивизии и 2-го авиационного крыла, дислоцирующихся на восточном побережье США.

В мае 1975 года Атлантический флот пополнился новым атомным многоцелевым авианосцем (база приписки Норфолк). Судя по сообщениям иностранной печати, американское военно-морское командование разработало специальную программу поэтапного ввода его в состав боеготовых сил. На первом этапе отрабатывались вопросы подготовки одиночного корабля, на втором — боевая подготовка в составе авианосной многоцелевой группы и на последнем — участие в комплексных флотских учениях. Программой предусматривалась также практическая проверка возможностей атомной многоцелевой авианосной группы (авианосец «Нимитц», атомные крейсера УРО и и атомная подводная лодка) для решения различных боевых задач. По оценке командования ВМС, такая группа по сравнению с обычной имеет ряд преимуществ благодаря более высокой подвижности и автономности, а также способности нести большее количество самолётов, авиационных боеприпасов и топлива. В период август—сентябрь 1975 года атомная многоцелевая авианосная группа совершила плавание в воды Европы, где приняла участие в учениях объединённых ВМС НАТО на Северо-Европейском ТВД.

Действия авианосных ударных и многоцелевых сил отрабатывались в течение года на всех крупных учениях и манёврах в составе ударных (многоцелевых) групп и соединений как в условиях обычной, так и всеобщей ядерной войны.

В ходе учений проигрывались вопросы развертывания сил и формирования авианосных ударных (многоцелевых) соединений, все виды обороны при формировании и переходах морем в районы боевого предназначения, нанесение ударов авианосной авиацией по морским и наземным целям, обеспечение господства в воздухе в интересах оперативно-тактических десантов, непосредственная авиационная поддержка сил десанта в ходе боя за плацдарм, а также вопросы материально технического обеспечения в базе и особенно на ходу в море. При этом удары по береговым объектам наносились палубными штурмовиками А-7 2 и А-6 «Интрудер». Для перехвата и уничтожения воздушных целей применялись новые палубные истребители F-14 , а также истребители F-4 2.

В боевой подготовке авианосных ударных (многоцелевых) сил особое место занимали отработка вопросов завоевания господства в определённых районах на ТВД. Наиболее интенсивно такие задачи решались на учениях «Оушн сафари-75», «Дон пэтрол-75», «Дип экспресс-75», «Отэм фордж-75», проводившихся по планам НАТО, а также на национальны учениях: «Нэшнл уик-18», «Нэшнл уик-19», «Медекс-75», «Солид шилд-75», «Лантредекс-75» и других.

В зарубежной печати отмечалось, что немало учений Атлантического флота было проведено в целях обеспечения противолодочной подготовки кораблей и соединения. Особое внимание здесь уделялось вопросам борьбы с подводными лодками не только в передовой противолодочной зоне, но и на подходах к побережью США, а также при проведении операции по защите морских коммуникаций. Эти вопросы являлись темой почти каждого учения, проводившегося как в рамках блока НАТО, так и совместно со странами — союзницами по военно-политическим блокам. Наиболее характерными из них являлись: двусторонние учения противолодочных сил НАТО «Джойнт мэритайм кос-75» и «Минорекс-75», состоявшиеся в районе Шетландских о-вов, учения «Локт гейт» в Иберийской зоне Атлантики и в западной части Средиземного моря и «Боулд гейм» в зоне Балтийских проливов, совместные учения «Карибекс-75», проведенные в водах Карибского военно-морского округа с ВМС Великобритании, Бразилии и Нидерландов, и «Унитас-16»—с ВМС стран Латинской Америки.

Ежегодное учение «Унитас-16» было проведено во второй половине 1975 года и продолжалось с небольшими перерывами в течение пяти месяцев. В нём принимали участие ВМС Колумбии, Перу, , Аргентины, Уругвая, Бразилии и Венесуэлы. ВМС США представляли эскадренный миноносец УРО «Уильям В. Пратт», два фрегата «Брамби» и «Трует», подводная лодка «Сэлмон» и противолодочные самолёты Р-3 «Орион». В ходе учения корабли совершили плавание вокруг Южной Америки, отрабатывая поочередно с кораблями вышеперечисленных стран вопросы борьбы с подводными лодками. Кроме того, проводились артиллерийские и ракетные стрельбы, решались задачи по борьбе за живучесть, выполнялось совместное маневрирование, осуществлялось пополнение запасов в море и базах, для чего корабли периодически заходили в порты и военно-морские базы латиноамериканских стран. Учение «Унитас-16» началось в Карибском море, затем корабли прошли Панамский канал, проследовали вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки и, обогнув ее, вошли в зону Атлантического океана. Помимо задач противолодочной обороны Южноамериканского континента, как отмечалось в иностранной печати, это учение преследовало и политические цели — демонстрацию американской мощи и намерение США поддерживать существующие режимы в некоторых странах Латинской Америки.

Важное значение придавалось десантной подготовке флота и морской пехоты. В ходе её отрабатывалось планирование морской десантной операции на ТВД, погрузка войск и боевой техники «по-боевому», формирование амфибийных оперативных соединений, их обеспечение авианосными ударными (многоцелевыми) группами, все виды обороны соединения на переходе морем при активном противодействии противника, высадка оперативно-тактических десантов на побережье, непосредственная авиационная и артиллерийская поддержки сил десанта в бою за высадку. В десантной подготовке особое внимание уделялось действиям сил в условиях горной местности, в пустыне и в арктических районах. Всего в течение 1975 года Атлантический флот участвовал в семи десантных учениях: два из них проводились по планам НАТО (учение объединённых ВМС НАТО «Римпорт-75» в Карибском море и «Сардиния-75» в Средиземном море), два совместно с ВМС других стран (англо-американское «Лантредекс-75» в Западной Атлантике и американо-испанское «Карбонерас-75» на Средиземном море) и три по национальным планам (двустороннее «Агат панч», вооружённых сил США «Солид шилд-75» и 6-го флота США «Фиблекс-75»).

Из упомянутых десантных учений наиболее крупный десант (до экспедиционной бригады морской пехоты) был высажен на учении 2-го флота США под условным наименованием «Агат панч», которое проводилось в Западной Атлантике с 13 по 24 апреля 1975 года. В нём приняло участие около 40 кораблей и до 100 самолётов и вертолётов. Учение было двусторонним и проводилось на фоне возникновения локального вооружённого конфликта в одной из дружественных США стран и оказания ей военной помощи силами американского флота.

Пентагон, судя по сообщениям зарубежной печати, придает большое значение стратегическим переброскам войск с континентальной части США в Европу как по воздуху, так и морем. В соответствии с планом ежегодного совместного американо-западногерманского учения в 1975 году впервые после второй мировой войны из США в был доставлен экспедиционный батальон морской пехоты для усиления группировки американских войск на Центрально-Европейском ТВД. Переброска его морем осуществлялась на четырех десантных кораблях, включая десантный вертолетоносец «Гвадалканал». После завершения учения на территории ФРГ американские морские пехотинцы были отправлены в Великобританию, где были проведены совместные тактические тренировки с английскими и голландскими подразделениями морской пехоты.

Вопросы противодесантной обороны отрабатывались в ходе учения объединённых вооружённых сил НАТО «Бар фрост-75» в Северной Норвегии в условиях возникновения локального конфликта и на зачётном учении объединённых ВМС НАТО «Флотекс-75» в Норвежском море.

Важное место в боевой подготовке Атлантического флота в 1975 году отводилось защите морских коммуникаций. Она была также темой ряда учений, проводившихся совместно с ВМС стран — членов блока НАТО. Среди них отмечаются учения объединённых ВМС НАТО «Роумин нат» и «Брайт хорайзн-75» по борьбе с подводными лодками и защите морских коммуникаций в Северном море, учение объединённых BМC НАТО «Дог фиш-75» по отработке таких же задач в Средиземном море. Кроме них, проводилось также совместное командно-штабное учение ВМС США, Аргентины, Испании, Южно-Африканской Республики под кодовым наименованием «Трансатлантик-3». Цель его — проверка планов зашиты трансатлантических коммуникаций в угрожаемый период. Задачи защиты морских коммуникаций, и в частности вопросы организации проводки и охраны конвоев, отрабатывались на многих учениях в ходе десантной и противолодочной подготовки флота.

Большое внимание в 1975 году уделялось подготовке сил флота для действий в составе передовых группировок. При этом важное место занимала проверка и отработка планов боевого использования этих сил в ограниченном вооружённом конфликте, перерастающем во всеобщую (коалиционную) войну. Наиболее крупные учения с отработкой целого комплекса подобных задач проводились по плачам НАТО в зоне Атлантического океана и на Средиземном море. К ним относятся стратегическое командно-штабное учение «Уинтекс-75» и такие учения, как: «Дип экспресс-75», «Дифенс фури», «Эктив эдж», «Дон пэтрол-75», «Джойнт мэритайм кос», «Бар фрост-75», «Флотекс-75», «Оушн сафари-75», «Отэм фордж» и другие.

В течение 1975 года боевая подготовка резерва Атлантического флота, подразделяющегося по родам ВМС на флотский, авиации флота и морской пехоты, проводилась по плану оперативной и боевой подготовки штаба ВМС. Для всех частей организованного резерва в 1975 году проведено 48 двухчасовые занятий, а также двухнедельные полевые сборы. В процессе боевой подготовки резервных формирований особое место отводилось изучению и освоению новейших образцов оружия и боевой техники. В учебных центрах ВМС для обучения резервистов широко практиковалось использование различных стендов и тренажёров.

Зарубежные военно-морские специалисты отмечают, что командование ВМС в последние годы стало больше уделять внимания повышению боевой готовности резерва и осуществлению его тесного взаимодействия с регулярными силами. Так, для совершенствования боевой подготовки стало шире практиковаться включение резервных частей и подразделений на период сборов непосредственно в те соединения, для усиления которых они предназначаются. Подобная практика, по свидетельству американской прессы, обязывает командиров частей более внимательно вникать в вопросы боевой готовности резервистов и позволяет преодолеть существующее различие между уровнем подготовки резерва и регулярных сил. Отмечается также, что соединения и части организованного резерва принимают теперь участие в различного рода учениях, в том числе и в проводимых штабами объединённых командований.

Приведенные выше далеко не полные данные по боевой подготовке Атлантического флота показывают, что её цели, направленность и содержание носят откровенно агрессивный, наступательный характер и не способствуют процессу разрядки международной напряжённости, делу укрепления мира.

Добавить комментарий