Сложность проведения современных десантных операций (преодоление развитой системы противодесантной обороны и высадка на необорудованное побережье в условиях сильного противодействия противника) обусловливает, как подчеркивалось в зарубежной печати, необходимость привлечения в состав десанта разнородных сил и средств, а также организации тесного тактического взаимодействия его с авиацией морской пехоты. Эта авиация является составной частью сил морской пехоты и в значительной степени повышает их боевые возможности.
Авиация морской пехоты (штурмовая и истребительная) обеспечивает и прикрывает с воздуха действия наземных сил морской пехоты, в то время как транспортно-десантные вертолеты осуществляют высадку подразделений морской пехоты на фланги и в тыл противодесантной обороны противника и переброску их в ходе боя.
Судя по сообщениям иностранной печати, в зависимости от масштаба и задач десантной операции создаются самостоятельные оперативные формирования наземных сил и авиации морской пехоты.
Основным тактическим подразделением считается экспедиционный батальон (батальонная десантная группа), включающий батальон морской пехоты с подразделениями усиления и оперативную (смешанную) авиационную группу. Последняя состоит из эскадрилий (штурмовой, тяжёлых или средних транспортно-десантных вертолетов), а также из нескольких самолетов (вертолетов) разведывательно-корректировочной эскадрильи.
Для более крупных десантных операций формируется экспедиционная бригада (полковая десантная группа). Она включает полк морской пехоты с подразделениями усиления и усиленную (смешанную) авиационную группу, которая состоит из эскадрилий: штурмовых, истребительно-штурмовых, вертолетов огневой поддержки и транспортно-десантных вертолетов.
Основным оперативным формированием морской пехоты, предназначенным для проведения крупных морских десантных операций, является экспедиционная дивизия, в которую входит дивизия морской пехоты с частями и подразделениями усиления и авиационное крыло. Авиационное крыло считается высшим тактическим соединением авиации морской пехоты. Боевой состав авиакрыла не постоянен, он зависит от поставленных задач и обстановки. Обычно в его штат входят группы штабная, управления и обслуживания, группа транспортно-десантных вертолетов (5—6 эскадрилий), 2—4 авиационные группы (по 3—4 эскадрильи в каждой), смешанная разведывательная эскадрилья и эскадрилья самолётов-заправщиков. Всего в авиакрыле 300—400 самолетов и вертолетов. Кроме того, имеется дивизион ЗУРО «Си Хок» и батарея ЗУРО «Ред Ай».
В иностранной печати сообщалось, что американское военное командование при планировании морских десантных операций серьезное значение придает организации всех видов поддержки наземных сил десанта, в том числе авианосной авиации флота, стратегической и тактической авиации, корабельной артиллерии и так далее. При этом авиации морской пехоты отводится основная задача — поддержка наземных сил морской пехоты как при высадке десанта, так и в ходе ведения боевых действий на берегу. Считается, что авиация морской пехоты может действовать как с авианосцев, так и с полевых аэродромов, развернутых на побережье.
Состав сил, привлекаемых для авиационной поддержки, зависит от возлагаемых на авиацию задач, характера и масштаба десантной операции, состояния противодесантной обороны, ожидаемого противодействия наземных сил и авиации противника. По взглядам американских военно-морских специалистов, авиационная поддержка в морской десантной операции подразделяется на непосредственную (Close air support) и глубинную (Deep air support).
Непосредственная авиационная поддержка организуется в интересах наземных сил десанта для нанесения бомбо-штурмовых ударов по находящимся и непосредственной близости от войск десанта живой силе и огневым средствам противника, уничтожение или подавление которых окажет существенное влияние на исход боя за высадку. Как отмечалось в зарубежной печати, такая поддержка осуществляется при непременном завоевании превосходства в воздухе и в тесной связи с решением задач по изоляции района высадки десанта. Удары авиации при непосредственной авиационной поддержке наносятся по таким объектам противодесантной обороны противника, которые мешают успешным действиям наземных сил десанта, и их невозможно уничтожить корабельными огневыми средствами. Основными объектами для нанесения ударов с воздуха являются войска в боевых порядках, стартовые площадки ракет, огневые позиции артиллерии, командные пункты и радиотехнические средства управления противника.
В иностранной печати подчеркивалось, что непосредственная авиационная поддержка строится на основе четкого взаимодействия с наземными силами десанта, которое предполагает организацию надежной связи для обеспечения управления и наведения самолетов на объекты противника с учетом возможного передвижения своих наземных сил.
Непосредственная авиационная поддержка в морской десантной операции планируется заранее или осуществляется «по вызову». В последнем случае задачи самолетам, выделенным для нанесения бомбо-штурмовых ударов, ставятся по радио.
Основным органом, осуществляющим руководство боевыми действиями авиации в районе высадки десанта, как указывалось в иностранной печати, является центр управления тактической авиацией (ТАСС), который на основе решения вышестоящих инстанций планирует боевые действия авиации, распределяет по заявкам авиационные подразделения дня выполнения боевых задач, координирует боевые действия авиации и сил ПВО, а также руководит подчиненными подразделениями. В центре управления тактической авиацией сосредоточиваются все разведывательные данные о воздушной обстановке и её изменениях в районе высадки и боевых действий десанта. Он определяет и назначает степени боевой готовности для подразделений авиации и ПВО. При проведении десантных операций центр управления тактической авиацией создается и находится на одном из кораблей.
После высадки наземных сил десанта на побережье и перехода органов управления на берег там создается центр наведения тактической авиации (TADC), который принимает управление действиями авиации и системой наблюдения и оповещения в своем районе, а затем (по готовности) выполняет функции центра управления тактической авиацией. Он назначает секторы ПВО и создает в них центры управления секторами ПВО (TАОС), основные задачи которых — организация обороны назначенного района (включая управление действиями истребителей-перехватчиков и батареями ЗУРО), руководство системой наблюдения и оповещения, а также информация вышестоящих центров (ТАСС пли TADC) о воздушной обстановке в секторе.
В целях оперативного взаимодействия авиации с наземными силами десанта в период организации и нанесения авиационных ударов по противнику создается специальный центр непосредственной авиационной поддержки (DASC). Центр получает от частей и подразделений наземных сил десанта заявки на непосредственную авиационную поддержку, определяет необходимое для ее выполнения число самолетов (вертолетов) и количество авиационных бомб (УР или НУР), планирует и обеспечивает выполнение поступающих заявок.
Наведение самолетов (вертолетов) на цели осуществляют передовые авиационные наводчики (FAC) и посты наведения авиации поддержки (TАСР, наземные или воздушные). Для наведения самолетов (вертолетов) на неподвижные цели в сложных метеорологических условиях и при ограниченной видимости используются посты радиолокационного наведения авиации на цели (ASRT). Оно осуществляется по данным радиолокационной станции и с помощью различных световых средств. Центр непосредственной авиационной поддержки устанавливает постоянную связь с постами наведения авиации.
Подразделения управления и материально-технического обеспечения развертываются на берегу после высадки десанта, их количество и состав определяются обстановкой в районе боевых действий.
По данным зарубежной печати, система управления и наведения авиации оснащена современными радиолокационными станциями, электронно-вычислительной аппаратурой и средствами связи. При этом широко внедряются также и средства автоматизации.
По мнению иностранных военных специалистов, применение ЭВМ и устройств автоматической обработки данных освобождает операторов от выполнения большого числа шаблонных, периодически повторяющихся операций по решению задач ПВО и управления авиацией. Кроме того, это позволяет высвободить больше времени для оценки обстановки и принятия решения, повысить возможности системы управления и наведения авиации на цели и быстрее реагировать на изменения тактической обстановки.
Глубинная (дальняя) авиационная поддержка организуется в интересах десантной операции для нанесения ударов по силам и объектам противника, находящимся на таком удалении от войск десанта, когда отсутствует необходимость координации действий авиации с передвижением своих сил. Как правило, такая авиационная поддержка планируется в высшем командном звене и осуществляется главным образом в период, предшествующий высадке десанта. Ее цель — нанесение бомбо-штурмовых ударов по аэродромам, военным складам и районам сосредоточения войск и боевой техники противника, а также изоляция района боевых действий десанта. При этом особое внимание уделяется завоеванию превосходства в воздухе в районе высадки морского десанта.
Действия авиации и обеспечивающие их мероприятия американские военные специалисты подразделяют на активные и пассивные.
Активными (наступательными) действиями считаются бомбо-штурмовые удары, наносимые авиацией с целью максимального противодействия авиации и ракетным комплексам противника. В морской десантной операции такие действия осуществляются заблаговременно.
К числу пассивных мероприятий относят противовоздушную оборону своих войск, их рассредоточение и маскировку, а также действия, цель которых — ввести противника в заблуждение.
Иностранными военно-морскими специалистами боевые действия авиации в морских десантных операциях классифицируются также по срокам их проведения:
— действия авиации до дня «Д» (начало высадки десанта) сводятся к проведению всех видов разведки, обеспечению противолодочной обороны на переходе десанта морем, нанесению бомбо-штурмовых ударов по аэродромам, ракетным комплексам, боевой технике и другим объектам противника в районе предстоящей высадки, а также к осуществлению мероприятий, которые должны вводить противника в заблуждение.
— действия авиации в день «Д» включают ведение разведки, создание радиопомех, обработку района высадки десанта перед десантированием войск, непосредственную авиационную поддержку, переброску на вертолетах личного состава десанта и боевой техники в тыл и на фланги противодесантной обороны, а также эвакуацию их в случае необходимости.
Таковы коротко взгляды зарубежных военных специалистов на организацию авиационной поддержки в морской десантной операции.