После второй мировой войны значительно улучшились тактико-технические характеристики мин, резко возросла их противотральная стойкость. По мнению зарубежных военно-морских специалистов, применение приборов срочности и кратности, а также специальных схем защиты взрывателей от воздействия неконтактных тралов сделало существовавшие силы и средства траления малоэффективными. Теперь на тралящих кораблях необходимо иметь до шести различных контактных и неконтактных тралов, а при тралении совершить до 20 галсов, прежде чем считать район свободным от мин. С увеличением веса зарядов ВВ возросла вероятность подрыва тральщиков и выхода из строя контактных, а в ряде случаев и неконтактных тралов.
Все это заставило зарубежных военно-морских специалистов искать новые методы, силы и средства борьбы с минами. Эти методы заключаются в том, что технические средства ведут поиск мин на удалении от тралящих сил, с помощью телеуправляемых самоходных аппаратов доставляют к обнаруженным минам подрывные заряды, подрывают их и уничтожают мины на безопасном расстоянии от тралящих средств.
В ВМС ряда зарубежных стран были созданы специальные системы поиска, обнаружения и уничтожения мин и появился новый подкласс кораблей: тральщики — искатели мин. В настоящее время они входят в состав ВМС Франции (типов «Сирсе» и «Берневаль» по пять единиц). Великобритании (типа «Тон» 16 единиц), ФРГ (типа «Ландау» две единицы, кроме того, 10 переоборудуются), Бельгии (типы «Дюфур» и «Хейст», всего три единицы), Нидерландов (типа «Доккум» четыре единицы). Однако из всех этих кораблей только французские тральщики — искатели мин типа «Сирсе» были кораблями специальной постройки, а остальные переоборудованы из тральщиков серийной постройки прежних лет.
Основным элементом новых систем поиска, обнаружения и уничтожения мин стали гидролокаторы. К ним предъявляется ряд специфических требований, вытекающих из особенностей обнаружения малоразмерных объектов, лежащих на морском дне, и их классификации. Для получения интенсивного эхо-сигнала от мины небольшого размера длина волны посылки гидролокатора должна быть намного меньше размеров мины. Поэтому в гидролокаторах необходимо использовать акустические колебания высокой частоты (сотни кГц), но они значительно затухают при распространении в воде, что ограничивает дальность обнаружения мин до нескольких сотен метров.
Донные мины могут находиться среди валунов, в складках и неровностях дна. Для их классификации в этих условиях гидролокатор должен иметь очень высокую разрешающую способность, которая достигается применением еще более высоких рабочих частот в тракте усиления сигналов. Однако дно, на котором лежит мина, само интенсивно отражает акустическую энергию посылки гидролокатора, вызывая сильную реверберационную помеху, затрудняющую выделение на ее фоне сравнительно слабого эхо-сигнала, отраженного от мины. Для борьбы с такой помехой посылку модулируют по частоте, а при импульсном излучении используют очень короткие сигналы. Судя по материалам, опубликованным в зарубежной печати, эти технические особенности характерны для большинства современных гидролокаторов.
Одна из первых систем поиска и уничтожения мин под названием «Скубер Мор» была разработана во Франции и установлена на тральщиках—искателях мин типа «Сирсе» (1972 год). При проектировании кораблей были приняты специальные меры по снижению уровня собственных акустических помех. Так, все оборудование и механизмы были установлены на амортизаторах. Гребные винты большого диаметра (2,4 м), но с малой скоростью вращения имели более высокую докавитационную скорость.
В качестве основного средства системы обнаружения мин на корабле установлен гидролокатор типа DUBM-20A, который имеет два независимых усилительных тракта, обнаружения и классификации мин.
Дальность действия и сектор обзора первого тракта несколько больше, чем второго. При поиске мин весь обследуемый сектор облучается одной посылкой. Отраженные сигналы принимаются антенной, имеющей диаграмму направленности в виде узких лепестков, перекрывающих весь сектор обзора. Таким образом, определяется направление на обнаруженную мину и повышается помехоустойчивость приемного тракта. После обнаружения объекта поиска в его направлении разворачивается более узкий сектор тракта классификации.
В гидролокаторе используется общая приемоизлучающая антенна тракта обнаружения и раздельные — излучающая и приемная антенны тракта классификации, смонтированные в одном блоке, размещенном в обтекателе в носовой части корабля. Антенны стабилизированы так, что даже при амплитуде бортовой качки 20 и килевой 5° погрешность стабилизации не превышает 0,1°. Специальная шахта в корпусе корабля позволяет обслуживать и ремонтировать антенны без постановки корабля в док.
На пульте управления гидролокатора размещаются следующие индикаторы: один кругового обзора (ИКО) с радиальной разверткой лучей в секторе, обследуемом трактом обнаружения, и два типа «курсовой угол — дистанция» для грубого и точного анализа сигналов, принимаемых трактом классификации. Индикатор точной классификации работает в режиме «электронной лупы» и позволяет детально просматривать по выбору оператора любой участок протяженностью 22,5 м в секторе обзора тракта. Специальное запоминающее устройство позволяет в последующем сопоставлять записанный сигнал с другими.
Гидролокатор DUBM-20A используется в составе системы поиска и уничтожения мин «Скубер Мор» для первичного поиска и классификации донных мин. Если обнаруженный объект классифицируется как мина, то с корабля-искателя спускается самоходный телеуправляемый по кабелю подводный аппарат РАР-104, имеющий телевизионную камеру с прожектором для подсветки обнаруженного объекта и подрывной заряд ВВ весом 100 кг. Наведение аппарата и наблюдение за его перемещением под водой производится с помощью гидролокатора, для чего на аппаратуре установлен гидроакустический маячок-ответчик, работающий на частоте гидролокатора. Момент подхода к мине определяется по совпадению отметок сигналов, пришедших от мины и аппарата РАР-104, на экране ИКО гидролокатора.
Затем с помощью телевизионной системы опознается мина. После этого по команде от аппарата отделяется подрывной заряд, а сам он всплывает и возвращается на корабль. Заряд взрывается по акустическому сигналу, поступающему с тральщика-искателя.
Если аппарат РАР-104 по каким-либо причинам не может обеспечить окончательную классификацию и подрыв мины, то это делают водолазы-подрывники (шесть человек), которые находятся на борту корабля. Они получают целеуказание от гидролокатора и выходят в точку обнаружения мины, используя индивидуальные портативные гидролокаторы, например DSP-1A (дальность действия до 200 м.). С их помощью водолазы ориентируются по дальности до цели, принимая сигналы на слух.
Зарубежная печать утверждает, что гидролокатор DUBM-20A и система «Скубер Мор» в целом уже достаточно убедительно подтвердили свою эффективность. Так, к июлю 1972 года три тральщики-искателя тина «Сирсе» обнаружили и уничтожили в общей сложности 70 мин, оставшихся со второй мировой войны. По сообщению иностранной печати, гидролокатор этого типа применялся при тралении и расчистке Суэцкого канала. Шесть комплектов системы «Скубер Мор» с гидролокатором DUBM-20A были закуплены для ВМС Бельгии.
Гидролокатор ВМС Франции DUBM-21 является уменьшенным по габаритам и весу вариантом DUBM-20A, что позволяет устанавливать его на корабли малого водоизмещения. Уменьшение габаритов и веса достигнуто главным образом за счет упрощения конструкции антенного узла и системы его стабилизации, а также применения новой элементной базы для изготовления радиоэлектронных блоков.
В ВМС Франции аппаратура DUBM-21 была установлена на тральщиках типа «Берневаль» при переоборудовании их в искатели мин. Гидролокаторы этого типа были закуплены для кораблей ВМС Норвегии.
Чтобы обозначить границы района, подлежащего обследованию тральщиком-искателем, и обнаруженные в ходе поиска на дне мины и другие предметы, которые необходимо уничтожить или поднять на поверхность, применяются специальные малогабаритные автономные приводные маячки, выполненные в виде буев, способных работать на глубинах до 100 м в течение 500 ч. Их сигналы обнаруживаются гидролокаторами кораблей или водолазов-подрывников на расстояниях до 1000 м.
Для поиска донных мин могут использоваться и гидролокаторы бокового обзора DUBM-40 и DUBM-41A с акустическими антеннами, буксируемыми на небольшом удалении от дна. При этом просматривается полоса вдоль пути корабля шириной 12С —150 м. Оба гидролокатора могут устанавливаться на малых кораблях, в том числе и на катерных тральщиках.
В ВМС Великобритании гидролокаторы для поиска мин широко используются как самостоятельно, так и в системах поиска и уничтожения мин «Сперри Кэт». Основным из них является 193М — модернизированный в конце 60-х годов вариант гидролокатора типа 193. У него есть два независимых тракта — обнаружения и классификации мин. Каждый из них работает на своей частоте и имеет отдельную акустическую антенну.
Обе антенны объединены в общий блок, стабилизированы и помещены в обтекатель, установленный под килем корабля.
Электронный индикатор тракта обнаружения регистрирует сигналы, поступающие из всей зоны обзора, просматриваемой гидролокатором. На индикаторе тракта классификации просматривается в крупном масштабе отметка от обнаруженного объекта и прилегающий к нему участок дна. Полученные координаты мины отображаются в цифровой форме на специальном табло.
Подрывной заряд доставляется к мине катером-катамараном, управляемым по радио. На заряде закреплён гидроакустический отражатель или маячок-ответчик, обеспечивающий слежение за положением заряда с помощью гидролокатора. Заряд отделяется от катамарана в момент совмещения на индикаторе локатора отметок сигналов от мины и от заряда. Заряд подрывается после возвращения катамарана на борт корабля-искателя.
Если нельзя классифицировать объект как мину по данным, полученным только от гидролокатора, то прибегают к помощи водолазов-подрывников.
По мнению военно-морских специалистов Великобритании, поиск мин при сравнительно малой дальности действия гидролокаторов требует особо тщательного обеспечения деятельности тральных сил, чтобы исключить пропуск мин в районе поиска. Поэтому для тральщиков — искателен мин нового типа (проект 47) была заказана боевая информационная управляющая система CAAIS, обеспечивающая операции по тралению мин.
Гидролокатор типа 193М используется и на кораблях некоторых других ВМС. Так, в ВМС ФРГ они устанавливаются на тральщиках типа «Ландау», переоборудуемых в искатели мин.
На некоторых кораблях, принадлежащих ВМС Великобритании на строящихся на ее верфях для развивающихся стран, устанавливаются гидролокаторы типа 162, предназначенные для классификации обнаруженных на морском дне объектов по форме полученной от них акустической тени.
На кораблях ВМС США еще в 50-х годах были установлены гидролокаторы типа AN/UQS-1 для поиска якорных и донных мин. Позднее на вооружение кораблей поступили гидролокаторы AN/SQQ-14, АN/SQQ-16 и AN/SQS-19, имеющие каждый по две акустические антенны: одна подкильная, а другая — буксируемая вблизи дна. Радиоэлектронные блоки этих гидролокаторов подключаются только к одной из них. Применение в гидролокаторе буксируемых у дна антенн, как утверждают иностранные специалисты, позволяет несколько увеличить дальность его действия и повысить возможности классификации мин.
Информация о минах отображается на электронных индикаторах грубого и точного отсчетов, размешенных на пультах управления гидролокатора, и выдается в цифровой форме на выносном табло.
Гидролокатор AN/SQQ-16 имеет сравнительно небольшие размеры и вес, что позволяет устанавливать его на малые корабли-тральщики.
Американские гидролокаторы неоднократно использовались как при непосредственном ведении боевых действий ВМС (во время агрессивной войны во Вьетнаме), так и при проведении различных мероприятий в мирных условиях. Так, гидролокатор типа AN/SQS-19 широко применялся при поисках водородной бомбы, потерянной в районе Паломареса во время провокационных полетов самолетов с ядерным оружием на борту в 1966 году.
По данным американской печати, во время траления в Суэцком канале проходил оценочные испытания вертолетный опускаемый гидролокатор типа AN/AQS-14 (XN-2). Он оказался на 40 проц. эффективнее средств поиска мин, используемых ранее в ВМС США.
Работы по созданию гидролокаторов для поиска мин ведутся и в ВМС Японии. Так, на базовых тральщиках типа «Таками» устанавливается локатор типа ZQS-2, обладающий, как утверждают специалисты, высокой разрешающей способностью.
Таким образом, командования ВМС ряда капиталистических государств, основываясь на опыте использования минного оружия в недавних агрессивных локальных войнах, ведут интенсивные работы по созданию новых систем поиска и уничтожения мин, важной составной частью которых являются гидроакустические средства обнаружения.