Зарубежная печать сообщала, что в настоящее время французские ВМС располагают четырьмя атомными ракетными подводными лодками «Редутабль», «Террибль», «Фудройянт» и «Эндомтабль». Программой развития морских стратегических сил к 1982 году предусматривается иметь шесть ПЛАРБ.
Вместе с увеличением числа атомных ракетных подводных лодок возрастает и потребность в высококвалифицированных специалистах для них. Судя по сообщениям журнала «Коль блю», если численность личного состава морских стратегических сил в 1965 году (начало их развёртывания) не превышала 800 человек, то к 1977 году она достигнет 3200. Поэтому специальная подготовка личного состава экипажей ПЛАРБ считается во французских ВМС одним из важных элементов поддержания ракетных лодок в высокой степени боевой готовности использованию ракетно-ядерного оружия.
Морские стратегические силы, как и ВМС в целом, комплектуются личным составом, призываемым на срочную службу на основе закона о всеобщей воинской повинности, а также добровольцами, подписавшими контракт на прохождение военной службы на различные сроки. Вопросами комплектования и подготовки военнослужащих для ПЛАРБ и частей их обеспечения занимаются управление кадров и специальные органы штаба ВМС. Они определяют потребности морских стратегических сил в личном составе, производят отбор и проверку кандидатов, разрабатывают программы подготовки специалистов-подводников и формируют экипажи атомных ракетных подводных лодок.
Ко всему личному составу, предназначенному для службы в морских стратегических силах, особенно на ПЛАРБ, предъявляются повышенные требования с точки зрения политической благонадёжности, состояния здоровья, физической подготовки, а также общего развития и образования. Особое внимание обращается на подбор офицеров и унтер-офицеров, обеспечивающих пуск ракет. Зарубежная печать утверждает, что люди этой категории подбираются, проверяются и готовятся с таким расчетом, чтобы в случае получения приказа на использование ракетно-ядерного оружия они выполнили его без всяких колебаний и сомнений. Исходя из этих требований, экипажи укомплектовываются только лицами, изъявившими желание служить на атомных ракетных подводных лодках.
Для каждой лодки формируются два равноценных экипажа («синий» и «красный»), которые обеспечивают боевое патрулирование ПЛАРБ поочерёдно. Экипаж состоит из 135 человек, в том числе 15 офицеров (включая командира), 102 унтер-офицера, 18 старших матросов и матросов. Средний возраст членов экипажа, по данным французской прессы, не превышает 25 лет. Как правило, почти все офицеры и около половины унтер-офицеров ПЛАРБ имеют опыт службы на торпедных подводных лодках или надводных кораблях.
Личный состав экипажа по специальностям разделён на три группы:
- специалисты ракетно-торпедной боевой части (по ракетному и торпедному оружию, системам управления стрельбой, вычислительным машинам и навигационным системам);
- специалисты электромеханической боевой части (по эксплуатации ядерных силовых установок, различных систем лодки, электрики, мотористы);
- специалисты вспомогательных служб (интендантской, медицинской).
Рядовой и унтер-офицерский состав ПЛАРБ комплектуется главным образом специалистами-подводниками торпедных лодок, а также новобранцами. Для службы на ПЛАРБ подписываются контракты на срок до 10 лет. В последующем они могут продлеваться в пределах установленной выслуги лет по возрасту или воинскому званию.
Подготовка личного состава атомных ракетных подводных лодок делится на начальную (общевойсковую) и основную (специальную). Начальную подготовку проходят только новобранцы из гражданской молодежи. Она проводится в системе учебных центров ВМС для рядового состава и длится около двух месяцев. За это время курсанты обучаются по программе молодого матроса, знакомятся с организацией службы на кораблях и в частях ВМС. Основная (специальная) подготовка организуется для всех категорий личного состава независимо от характера предыдущей службы в специализированных учебных центрах: центре подготовки и комплектования экипажей ПЛАРБ в Рош-Дувр (район Бреста) и школе по подготовке специалистов по атомным энергетическим установкам в Шербур.
Центр в Рош-Дувр готовит специалистов ракетного и торпедного оружия, операторов систем управления огнём, вычислительной техники и навигационных систем. Здесь создан комплекс учебных лабораторий и кабинетов, где курсанты изучают материальную часть и обучаются практическим приемам обслуживания систем оружия и его использования. В учебных кабинетах, оборудованных тренажёрами, корабельными приборами и механизмами, воспроизводится обстановка основных постов управления ракетным и торпедным оружием, а также имитируется маневрирование подводной лодки. С помощью специальных пультов управления и электронных вычислительных машин в таких кабинетах проводятся индивидуальные и групповые тренировки боевых расчетов ПЛАРБ (рис. 1).
Рис. 1. Занятия операторов на тренажёре пульта управления движением ПЛАРБ в учебном центре Рош-Дувр
Центр в Шербур готовит рядовых, унтер-офицеров и офицеров электромеханической боевой части ПЛАРБ. Теоретический курс включает изучение основ работы ядерных реакторов и радиационной защиты. Техники-операторы по обслуживанию атомных энергетических установок после окончания обучения проходят стажировку в центре ядерных исследований в Кадараш, где установлен прототип атомной энергетической установки ПЛАРБ.
Подготовка рядового и унтер-офицерского состава в упомянутых центрах в зависимости от специальности продолжается 4—12 месяцев, затем курсанты проходят трёхмесячную стажировку на подводных лодках. Закончившим курс основной подготовки присваивается квалификация операторов систем ракетного и торпедного оружия, электронных вычислительных машин и атомных энергетических установок. Для дальнейшего прохождения службы специалисты назначаются на атомные ракетные подводные лодки или в арсенал баллистических ракет. В процессе службы на ПЛАРБ специалисты-подводники периодически направляются в названные центры для повышения квалификации, изучения и освоения новой техники или сдачи экзаменов на получение очередного унтер-офицерского звания.
Офицерский состав атомных ракетных подводных лодок комплектуется в основном кадровыми офицерами, избравшими службу в военно-морских силах в качестве своей профессии и прошедшими военную подготовку в системе учебных заведений ВМС. Они, как правило, имеют опыт службы на торпедных подводных лодках, а командиры экипажей и их старшие помощники до назначения на ПЛАРБ командовали торпедными лодками.
Судя по сообщениям иностранной печати, в экипаж ПЛАРБ входят командир, его старший помощник, командир и офицеры ракетно-торпедной боевой части, офицеры — операторы навигационных систем, командир (старший инженер-механик) и офицеры электромеханической боевой части, врач.
Все офицеры до начала службы на ПЛАРБ проходят подготовку в упомянутых выше учебных центрах, где приобретают или совершенствуют свои знания и навыки по специальностям операторов систем ракетного и торпедного оружия и атомных энергетических установок. Специалисты по атомным установкам, кроме того, в течение трёх месяцев стажируются в центре ядерных исследований в Кадараш, овладевая практическим навыком управления атомным реактором.
Офицер-медик, имея академическое образование, перед службой на ПЛАРБ дополнительно готовится в военных госпиталях по вопросам хирургии, стоматологии и изучает курс радиационной защиты.
По завершении подготовки в учебных центрах офицеры на три месяца направляются стажироваться на атомную ракетную подводную лодку, а затем в соответствии со своей должностью сдают зачеты на допуск к самостоятельному управлению боевой частью, несению ходовой вахты или командованию ракетной лодкой. В процессе последующей службы на ПЛАРБ офицеры повышают квалификацию в тех же учебных центрах и сдают там экзамены для получения очередного воинского звания.
В зарубежной печати сообщалось, что командование ВМС в интересах повышения эффективности подготовки личного состава для атомных ракетных подводных лодок большое внимание уделяет внедрению новых методов обучения с использованием специальных тренажёров, различной учебной аппаратуры, телевидения и электронных вычислительных машин.
Широкое применение тренажёров, по мнению иностранных военных специалистов, способствует приобретению личным составом практических навыков по своей специальности в лабораторных условиях без расхода моторесурсов механизмов и систем ПЛАРБ. Это в свою очередь сокращает сроки отработки задач боевой подготовки ракетной лодкой в период её нахождения в базе.
Формирование обоих экипажей атомной ракетной подводной лодки начинается задолго до её спуска на воду и заканчивается перед вводом лодки в состав боеготовых сил.
В период нахождения ПЛАРБ на судостроительной верфи назначаются её командир, старший помощник командира и старший инженер-механик. Совместно с управлением кадров ВМС они за семь-восемь месяцев до спуска лодки на воду разрабатывают план комплектования «синего» и «красного» экипажей. План определяет последовательность прибытия личного состава на ПЛАРБ в зависимости от проводимых на ней строительных работ и испытаний различных систем и вооружения. Он содержит также мероприятия по подготовке личного состава к приёму лодки, несению вахт на боевых постах и отработке корабельных расписаний. Особое внимание обращается на изучение личным составом вопросов живучести ПЛАРБ, её систем и механизмов.
Старший инженер-механик несет ответственность за ход и окончание строительства ПЛАРБ. Он возглавляет группу специалистов из десяти унтер-офицеров, которая первой прибывает на лодку за полгода до её спуска на воду. Они следят за проведением строительных работ, контролируют поставки оборудования и участвуют в его монтаже и проверках, проводимых специалистами завода и фирм-поставшиков.
После спуска ПЛАРБ на воду её экипаж постепенно увеличивается главным образом за счет специалистов электромеханической боевой части. Через два-три месяца комплектование электромеханической боевой части в основном заканчивается. Личный состав ракетно-торпедной боевой части прибывает на лодку к началу испытаний пусковых установок и электронных вычислительных машин (через шесть—девять месяцев после спуска ПЛАРБ на воду). До начала заводских ходовых испытаний формирование одного экипажа практически завершается. Личный состав расписывается по боевым постам в соответствии с корабельным расписанием. На лодке организуется дежурно-вахтенная служба. Большое внимание в этот период уделяется отработке противопожарных мероприятий и вопросов непотопляемости корабля.
С началом заводских ходовых испытаний на лодку начинает прибывать личный состав второго экипажа, который также принимает участие во всех работах и проверках, проводимых на ПЛАРБ. После заводских ходовых испытаний следуют четырёхмесячные государственные испытания. К этому времени на подводной лодке находятся полный первый экипаж и две трети второго. За месяц до окончания государственных испытаний на ПЛАРБ прибывает остальная часть второго экипажа и его командир, производится разделение личного состава и окончательное официальное оформление «синего» и «красного» экипажей. После завершения государственных испытаний ПЛАРБ передается флоту и переходит в базу атомных ракетных подводных лодок в Иль-Лонг (в районе ВМБ Брест).
Рис. 2. Отработка задач на посту управления движением ПЛАРБ «Фудройянт»
С прибытием в Иль-Лонг лодка приступает к отработке задач, которые предусмотрено выполнять перед её вводом в состав боеготовых сил (рис. 2 и 3). В ходе различных учений и тренировок, проводимых на лодке в этот период, её экипажи отрабатывают организацию подготовки к боевому патрулированию, вопросы использования оружия и борьбы за живучесть подводной лодки. Одним из основных этапов боевой подготовки является контрольно-тренировочный пуск ракет. Он служит своеобразной проверкой боевой готовности всех категорий личного состава, боевых расчетов и ПЛАРБ в целом к использованию ракетного оружия.
Рис. 3. Тренировка личного состава в центральном посту ПЛАРБ «Фудройянт»
На заключительном этапе отработки перечисленных задач подводная лодка выполняет два длительных похода продолжительностью по полтора месяца. Эти выходы в море обеспечиваются «синим» и «красным» экипажами попеременно, после чего атомная ракетная подводная лодка включается в состав боеготовых сил и выходит на боевое патрулирование.
По подсчётам иностранных военно-морских специалистов, формирование, подготовка и отработка двух экипажей для ПЛАРБ занимает около двух с половиной лет.