Рис. 1. Эскадренный миноносец DD963 «Спрюенс»
По сообщениям зарубежной печати, эскадренный миноносец имеет следующие тактико-технические характеристики: водоизмещение 7800 т, длина 171,1 м, ширина 17,6 м, осадка 8,8 м, мощность энергетической установки 80000 л. с., скорость хода 32 узла, дальность плавания 6000 миль (при скорости хода 20 узлов); вооружение — системы ПЛУРО «Асрок» и ЗУРО «Си Спарроу», две 127-мм универсальные башенные артустановки, два трёхтрубных торпедных аппарата Мк32, вертолёт SH-3D «Си кинг» или два вертолёта SH-2D «Сиспрайт». Экипаж 250 человек (из них 18 офицеров). Размещение вооружения на корабле показано на рис. 2.
Рис. 2. Схема эскадренного миноносца «Спрюенс»: 1 — 127-мм универсальная башенная установка: 2 — пусковая установка системы ПЛУРО «Асрок; 3 — антенна РЛС АN/SPQ-9; 4 — антенна РЛС AN/SPG-60; 5 — антенна РЛС AN/SPS-55; 6 — дымовые трубы; 7 — КВ антенны; 8 — антенна РЛС AN/SPS-40A; 9 — антенна РНС «Танан»; 10 — ангар; 11 — взлётно-посадочная площадка; 12 — «фальшборт» торпедного аппарата; 13 — пусковая установка системы ЗУРО «Си Спарроу»
На кораблях типа «Спрюенс» четыре газотурбинные установки типа LM-2500, которые по сравнению с двигателями других типов (при равной мощности) на 40% легче, меньше по габаритам (размеры одного двигателя 8,65х2,71х2,4 м), требуют меньшее количество обслуживающего персонала (почти в два раза), более просты в эксплуатации, надёжны в работе. Главная энергетическая установка двухвальная с винтом регулируемого шага.
Энергетическая система корабля управляется со специальных пультов (рис. 3), сопряжённых с ЭВМ, в которую четыре раза в секунду поступает информация почти от 300 датчиков, размещённых в ГТД, электрогенераторах и других агрегатах. Эта информация обрабатывается и отображается на индикаторах пультов управления или в случае необходимости выводится на печатающее устройство. При отклонении контролируемых параметров от норм подаются звуковой и световой сигналы, а также выдаются рекомендации по устранению неисправности. Дымовые трубы имеют характерную для кораблей с газотурбинными энергетическими установками округлую обтекаемую форму и разнесены по бортам.
Рис. 3. Центральный пост управления главной энергетической установкой корабля
Несмотря на широкую предварительную рекламу, проект корабля был подвергнут критике в американском конгрессе и в печати за несоответствие вооружения корабля характеру боевых задач, которые он должен выполнять. В результате командование ВМС приняло дополнительную программу модернизации строящихся эскадренных миноносцев с тем, чтобы повысить их боевую эффективность. Программа предусматривает оснащение корабля новейшими образцами вооружения и электронной техники, в том числе несколькими ЭВМ, входящими в системы различного назначения, средствами радиолокации и гидроакустики, радиосвязи и навигации, радио- и радиотехнической разведки.
Предполагается, что вооружение корабля будет усилено путём замены носовой и кормовой пусковых установок (Мк16 и Мк29) универсальными установками типа Мк26. Эти высокоскоростные, автоматизированные и управляемые специальными ЭВМ установки обеспечивают стрельбу ракетами «Асрок», «Стандарт», «Гарпун», а в варианте Мк26 мод. 1 — «Си Спарроу». Кроме того, программой модернизации предусматривается замена 127-мм универсальных артустановок облегченными 203,2 мм башенными артиллерийскими установками и оснащение корабля двумя шестиствольными 20-мм зенитными автоматами «Вулкан-Фаланкс».
На головном корабле «Спрюенс», проходящем в настоящее время ходовые испытания, имеется электронное оборудование, ещё не подвергшееся замене по программе модернизации. По предварительным расчётам зарубежных военно-морских специалистов, его стоимость составляет около 30% общей стоимости постройки корабля. В состав этого оборудования входит БИУС NTDS, включающая две (в перспективе четыре) цифровые мини-ЭВМ AN/UYK-7 модульной конструкции, устройство отображения информации AN/UYA-4 и средства внутренней и внешней связи.
ЭВМ третьего поколения AN/UYK-7 (вес 239 кг, объём 0,28 куб.м.) выполнена полностью на полупроводниковых приборах с широким применением интегральных схем. Объем памяти её запоминающего устройства RD-281, состоящего из четырех пакетов магнитных дисков (20 работающих поверхностей в каждом пакете), может достигать 216 Мбит. Количество ЭВМ при необходимости можно увеличивать без демонтажа корабельного оборудования.
Данные об окружающей обстановке (воздушной, надводной и подводной) поступают на пульты управления БИУС NTDS по каналам внутрикорабельной связи от главного командного пункта, систем управления оружием, средств радио- и радиотехнической разведки, наблюдения и целеуказания, а также по каналам внешней связи (в первую очередь радиосвязи) от аналогичных систем взаимодействующих кораблей или вышестоящего командования. По указанию операторов БИУС эти данные отбираются и передаются с пультов в ЭВМ, где они запоминаются, обрабатываются и оцениваются.
При обработке всей поступающей информации используются обслуживающие и управляющие программы высокой эффективности. Вся информация о силах противника в районе боевых действий и о своих силах отображается в реальном масштабе времени на индикаторах AN/UYA-4, выполненных на электронно-лучевых трубках с высокой разрешающей способностью.
Обмен данными между БИУС эскадренных миноносцев типа «Спрюенс» и БИУС кораблей других проектов будет осуществляться по специальным каналам УКВ связи. В зарубежной печати сообщалось об установке на корабле УКВ радиостанций AN/SRC-23, AN/SRC-31 и AN/SRC-34, работающих в диапазоне 225—400 МГц.
Коротковолновая радиосвязь пока является основным видом дальней связи в ВМС США. Как правило, на американских эскадренных миноносцах устанавливается 4—5 КВ радиопередатчиков типа AN/URT-23 и до 10 радиоприёмных устройств. На эскадренном миноносце «Спрюенс» смонтированы стандартные для ВМС США конусные и штыревые КВ антенны. Связь на этом корабле отличается высокой степенью автоматизации, осуществляемой с помощью ЭВМ БИУС NTDS.
Так, ЭВМ AN/UYК-7 через управляемый ею коммутатор выбирает передатчик, настраивает его на нужную частоту, подключает соответствующий усилитель мощности и антенну, то есть полностью формирует нужный радиоканал или сеть связи, а также контролирует работу радиосредств. Для приёма большого количества поступающей информации совместно с ЭВМ используется четырёхканальный блок обработки CP-1199/V и счётно-решающее устройство LC-4516, имеющее 16 разрядов и блок памяти на 8192 слова, которые обеспечивают распознавание информации и её чтение за 4—8 мкс. В зарубежной печати сообщается о возможности установки на кораблях типа «Спрюенс» станций AN/SSC-3 спутниковой системы связи, что, по мнению американского командования, в определённой мере позволит повысить надёжность, быстроту, скрытность и гибкость связи.
БИУС NTDS обрабатывает также данные о подводной обстановке, получаемые от корабельных ГАС AN/SQS-26CX и AN/SQS-35 (место для последней зарезервировано). ГАС AN/SQS-26CX разработанная фирмой «Дженерал электрик», размещается под форштевнем корабля в бульбообразном обтекателе (размер 11,3x6x3 м, толщина стенок 25 мм, вес 8,6 т), выполненном из армированной стальными прутьями звукопрозрачной резины, выдерживающей давление 5,6 кг/кв.см. Антенная система цилиндрической формы (диаметр 4,8 м) состоит из 576 приёмоизлучающих элементов (из цирконата свинца) и обладает большой взрывостойкостью. По мнению американских военно-морских специалистов, такая конструкция антенного устройства позволяет увеличить дальность действия ГАС за счет снижения собственных помех и повысить скорость поиска целей. Станция может работать в режимах эхо- и шумопеленгования, а также звукоподводной связи. Дальность действия её в активном режиме около 30 км, а при использовании зон конвергенции 55-60 км. Она выполнена на полупроводниках, имеет высокую надежность и является вариантом станции AN/SQS-26. Однако программой модернизации её предусматривается заменить ГАС AN/SQS-53, имеющей лучшие технические характеристики, при сохранении прежнего антенного устройства.
Буксируемая шумопеленгаторная станция AN/SQS-35 с переменной глубиной погружения акустической антенной решётки предназначена для обнаружения подводных лодок под слоем температурного скачка. Она разработана на базе станции AN/SQA-13, состоящей из буксируемого контейнера с установленным в нём преобразователем, буксирного кабель-троса, механизма постановки и уборки контейнера, а также электронных блоков. Общий вес её около 10 т. Ожидается, что станция будет установлена на корабле позднее.
БИУС NTDS в случае необходимости выдает команду в систему управления противолодочным оружием корабля Мк116, которая имеет в своем составе ЭВМ и манёвренный планшет. Они помогают обрабатывать и оценивать акустическую информацию, следить за скоростными глубоководными подводными лодками, выбирать оружие и управлять им. В случае выдачи команды на использование торпедного оружия система Мк116 управляет стрельбой торпедами Мк46 из аппаратов Мк32, находящихся под вертолётной палубой за фальшбортом.
Основными источниками информации о надводной и воздушной обстановке являются РЛС AN/SPS-40A, AN/SPS-55, AN/SPQ-9, AN/SPG-60 (схема размещения их антенн показана на рис. 2) и средства радио- и радиотехнической разведки. Предполагается установить также две РЛС подсветки цели Мк51.
AN/SPS-40A (диапазон 5,77 — 19,35 см) — двухкоординатная станция дальнего обнаружения воздушных целей. Она сопряжена с аппаратурой опознавания «свой — чужой» и является основной РЛС для эскадренных миноносцев. Эта станция отличается от других резко выраженным наклоном антенны по отношению к вертикали и выносом облучателя через верхнюю часть антенны.
В настоящее время планируется заменить её более мощной трехкоординатной РЛС дальнего обнаружения и опознавания AN/SPS-48, в конструкции которой использованы новейшие достижения в области радиоэлектронной техники, обеспечивающие более эффективное обнаружение управляемых ракет. Станция имеет антенну с электронным сканированием, дальность действия по воздушной цели до 350 км при импульсной мощности передатчика около 1000 кВт.
РЛС AN/SPS-55 разработана в 1974 году для замены станции AN/SPS-10 обнаружения надводных целей. Она работает в 3-см диапазоне волн и обнаруживает на дальностях от 50 м до радиолокационного горизонта надводные цели, низколетящие самолёты (вертолёты), а также подводные лодки, идущие под перископом или РДП.
РЛС AN/SPQ-9 и AN/SPG-60 входят в систему управления огнем Мк86, которая на эскадренном миноносце «Спрюенс» установлена в облегчённом варианте и обеспечивает управление ракетной стрельбой, а также носовой и кормовой 127-мм универсальными артустановками.
РЛС AN/SPQ-9 (3-см диапазон) имеет два режима обнаружения: надводных целей на дальностях до 20 миль и низколетящих воздушных целей с пределом по высоте 600 м.
Станция облагает высокой помехозашищённостью от естественных помех, вызванных отражениями от морской поверхности. В ней предусмотрены высокоскоростной круговой обзор пространства со скоростью 60 об/мин и секторное сканирование. Антенна размещается на стабилизированной платформе под сферическим обтекателем диаметром около 3 м.
Ипульсно-доплеровская PЛC AN/SPG-60 предназначена для обнаружения (сопровождения) воздушных целей на дальностях до 50 миль или их сопровождения по данным целеуказания от других РЛС.
Вся информация от PЛC AN/SPQ-9 и AN/SPG-60 отображается на индикаторных устройствах системы Мк86 (рис. 4), с помощью которых операторы ведут стрельбу по целям. Управление и контроль за работой этих РЛС осуществляет счётно-решающее устройство Мк152 системы Мк86, в котором учитываются и обрабатываются в реальном масштабе времени все данные для стрельбы и проводится обмен информацией как с ЭВМ БИУС, так и с другими корабельными ЭВМ. В дополнение к вышеназванным РЛС система Мк86 имеет телевизионную систему обнаружения целей на малых углах места и электронно-оптические визиры (лазерные и инфракрасные).
Рис. 4. Индикаторы отображения донных системы управления оружием Мк86
Система радиотехнической разведки корабля разработана на базе авиационной системы AN/ALR-59, состоящей из счётно-решающего устройства LC4516, фазового интерферометра, приёмного устройства и устройства обработки данных в реальном масштабе времени. В зарубежной печати сообщается об установке аппаратуры радиотехнической разведки AN/WLR-8, включающей панорамный и анализирующий приемники, станцию AN/SLQ-17 (с многоцелевой антенной) для постановки помех, средства выстреливания радиолокационных и ИК ловушек, которые будут использоваться в системе ПВО корабля. Кроме того, корабль оснащён тремя установками для выстреливания дипольных отражателей, команду на применение которых выдает БИУС NTDS.
Навигационное оборудование корабля включает: гирокомпас Мк19, электромагнитный лаг, автопрокладчик и радионавигационные устройства AN/SRN-9 (системы «Транзит»), AN/SRN-14 (системы «Омега») и AN/URN-20 (системы «Такан»).
AN/SRN-9 является основным навигационным средством корабля. Оно включает антенну весом 13,6 кг, печатающее устройство с блоком управления, источники питания и электронный блок, состоящий из генератора частоты, двух приёмников и счётно-решающего устройства СР-827. Устройство обеспечивает приём сигналов от ИСЗ на удалении до 3700 км (точность определения координат корабля ±185 м).
AN/SRN-14 — дублирующое устройство по отношению к аппаратуре системы «Транзит». По некоторым данным зарубежной прессы, оно обеспечивает точность определения места корабля 0,5 — 0,7 мили на удалении около 200 миль от контрольной станции и меньшую точность на больших дальностях.
AN/URN-20 обслуживает авиацию на дальностях до 300 миль. Антенна его размещается на топе мачты под радиопрозрачным полусферическим обтекателем. Передающая часть имеет 252 канала в полосе частот 962—1213 МГц, а приемная — 126 каналов в полосе 1025—1150 МГц.
По мнению американских военно-морских специалистов, планирующаяся модернизация вооружения и электронного оборудования эскадренных миноносцев типа «Спрюенс» позволит привлекать их не только для выполнения задач по борьбе с подводными лодками, но и для решения других задач, которые решались ранее эскортными кораблями. К их числу относятся охрана конвоев и соединений кораблей, огневая поддержка при высадке десанта, охрана водного района, радиотехническая разведка, наблюдение за кораблями противника, поисково-спасательные операции и т. д.