Руководители Пентагона считают, что ВМС обладают способностью мобильно и гибко действовать в самой различной обстановке и внезапно применять разнообразные боевые средства. Они возлагают на военно-морские силы такую важную задачу, как завоевание и удержание господства на море, особенно на Атлантике. По замыслам американского командования, в случае возникновения войны это должно обеспечить использование жизненно важных морских коммуникаций, связывающих Европейский театр войны с , которые являются основной военно-экономической базой .

Учитывая важность задач, стоящих перед ВМС, американское военно-морское командование уделяет большое внимание созданию высокоэффективных регулярных сил флота. На смену значительному количеству выводимых из боевого состава устаревших кораблей вводятся в строй корабли, оснащённые современным оружием. Кроме того, в США изучаются возможности создания кораблей совершенно новых классов и типов, например так называемых авианесущих кораблей.

В публикуемой ниже статье кратко излагаются взгляды американских военно-морских специалистов на использование будущих авианосных кораблей, приводятся их некоторые проектные тактико-технические данные. В связи с тем что такие корабли предполагается вооружить самолётами с вертикальным взлётом и посадкой , освещаются лётно-технические характеристики этого самолёта. Статья также содержит некоторые сведения о разрабатываемом в Великобритании крейсере со сплошной полётной палубой, который по своим характеристикам якобы будет сходен с авианесущими кораблями.

Девять месяцев назад министр ВМС США Чэфи заявил группе английских журналистов в Лондоне о том, что самолёт с вертикальным взлётом и посадкой «Харриер» не будет принят на вооружение авианесущих кораблей (SCS). Однако сейчас появилось много признаков того, что самолёты «Харриер» все же будут базироваться на корабли этого класса. Такое изменение объясняется очевидным желанием командования ВМС США как можно скорее воспользоваться потенциальными возможностями самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. Искусством боевого применения самолётов «Харриер» можно овладеть сравнительно быстро, в то время как только на создание нового самолёта такого типа ушло бы по меньшей мере 10 лет.

Рисунок авианесущего корабля
Рисунок авианесущего корабля

Намерение командования ВМС США закупить самолёты «Харриер» для будущих авианесущих кораблей было встречено высшими кругами министерства обороны с некоторым скептицизмом. Обоснован ли он?

Прежде всего следует принять во внимание сроки отработки американскими ВМС практического применения самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. Два месяца назад в Норфолке после переоборудования в состав регулярного флота введён десантный вертолётоносец LPH9 . Переоборудовался он в целях проверки возможностей базирования на корабль и действий с него самолётов «Харриер» и противолодочных вертолётов. Для проведения испытаний была сформирована новая специальная эскадрилья вертолётов. Испытания продлятся до июля, а возможно, даже до конца 1973 года. Эти сроки совпадают с планами командования ВМС по размещению заказов на строительство первых двух из восьми запланированных к постройке авианесущих кораблей. Для них уже заказано оборудование, требующее длительного изготовления. Было бы неразумно доводить проектирование этих кораблей до момента выдачи заказов на строительство и только тогда беспокоиться о том, какими самолётами их вооружать.

В течение последних шести месяцев проводилась тщательная проверка и оценка концепции авианесущих кораблей, в результате чего было выявлено, что на десантный вертолётоносец «Гуам» могут базироваться 6 самолётов «Харриер» и 10 противолодочных вертолётов. По мнению контр-адмирала Кокса, координатора программ морской авиации и надводных кораблей при начальнике штаба ВМС США, десантный вертолётоносец «Гуам» можно считать прототипом авианесущих кораблей.

Следует отметить, что взгляды многих американских и английских военно-морских специалистов на использование с кораблей самолётов с вертикальным взлётом и посадкой почти совпадают.

По мнению некоторых офицеров ВМС США, меньшие по водоизмещению и более дешёвые авианесущие корабли должны прийти на смену большим и дорогостоящим ударным авианосцам. Однако в американских ВМС имеются лица, являющиеся противниками этой идеи. Начальник штаба ВМС США адмирал Замволт был раскритикован ими за то, что после разрешения правительства строить авианесущие корабли он согласился сократить авианосные силы и не форсировать постройку атомных ударных авианосцев.

В то же время в совете адмиралтейства заявили, что английский эквивалент авианесущего корабля — крейсер со сплошной полётной палубой (TDC) — будет построен даже в том случае, если из авиационных средств на нем придётся иметь только вертолёты. Самолёты «Харриер», если они и будут закуплены для ВМС, просто дополнят вооружение этого корабля. Подчёркивалось также, что оснащение крейсера зенитными ракетами , современными радиолокационными станциями и средствами управления оружием — все это, безусловно, сделает его кораблём очень насыщенным боевой техникой.

В последние несколько месяцев как в США, так и в Великобритании постепенно начали меняться взгляды на роль авианесущих кораблей и крейсеров со сплошной полётной палубой. Оставаясь весьма далёкими от мысли заменить ударные авианосцы, американские офицеры — сторонники авианесущих кораблей непреклонны в том, что основная их задача — защита торговых судов в составе конвоев, а это очень напоминает задачи эскортных авианосцев времён второй мировой войны.

В Великобритании слово «Command» в буквенном обозначении упомянутого выше крейсера (TDC) начали опускать. Все большее число английских военно-морских специалистов считает, что основная задача таких кораблей — защита морских коммуникаций, поэтому они должны быть способны обеспечить в определённых районах оборону торговых судов от атак самолётов дальней ракетоносной морской авиации и надводных кораблей противника. Другими словами, как в ВМС США, так и в ВМС Великобритании, кажется, пришли к заключению, что ни авианесущие корабли, ни крейсера со сплошной полётной палубой не являются кораблями, которые могли бы заменить ударные авианосцы; в равной мере их нельзя отнести и к противолодочным вертолётоносцам. Достойно сожаления, что ни командование ВМС США, ни командование ВМС Великобритании все ещё не осведомлены о целях и интересах друг друга в создании этих новых кораблей.

Английские офицеры все ещё указывают на большое количество авианосцев в составе ВМС США и воспринимают планы постройки авианесущих кораблей как ход конём, чтобы получить побольше самолётов для ВМС, не вызывая шума в конгрессе, который следит за любой попыткой увеличить ассигнования на строительство авианосцев. Американские офицеры в свою очередь отмечают, что оснащение крейсеров со сплошной полётной палубой ракетами «Си Дарт» и совершенным радиоэлектронным оборудованием является попыткой компенсировать удар, обрушившийся на ВМС Великобритании в 1966 году, когда английское правительство запретило им строить ударный авианосец CVAOl. При этом офицеры ВМС США допускают, что английская концепция в отличие от американской предполагает оказание кораблям TDC авиационной поддержки самолётами берегового базирования.

Но если согласиться, что командования ВМС США и Великобритании стремятся к одной цели, если корабли SCS и TDC в основном предназначаются для защиты торговых судов от атак тактическими ракетами с самолётов, надводных кораблей и подводных лодок, тогда необходимо сказать, что американцы в попытке объяснить, как они представляют себе участие кораблей SCS в общей схеме боевых действий на море, ушли намного дальше англичан. Совет английского адмиралтейства пока не сумел сделать этого. Несмотря на то что средства на разработку самолётов с вертикальным взлётом и посадкой ВМС уже выделяются (а это означает, что на них будут летать морские лётчики), проект создания крейсера со сплошной полётной палубой во все большей степени оказывается под угрозой «обстрела» критиков, которые рассматривают данный корабль как один из типов авианосцев.

Итак, совету адмиралтейства необходимо срочно раскрыть свои карты и сказать откровенно, какая роль отводится кораблям со сплошной полётной палубой в ВМС 80-х годов. Но давайте сначала ясно представим взгляды американских военных специалистов на использование авианесущих кораблей, первый из которых, как и английский крейсер со сплошной полётной палубой, предполагается построить к 1978 году.

Во-первых, авианесущий корабль нельзя рассматривать изолированно. Он явится ядром группы кораблей, состоящей из эскадренных миноносцев УРО и современных сторожевых кораблей, то есть кораблей, имеющих водоизмещение в среднем по 3500 т, оснащённых газотурбинными энергетическими установками, противолодочной вертолётной системой , которой заменяют используемую сейчас вертолётную систему «Дэш».

Во-вторых, группа этих кораблей (включая авианесущий) будет иметь возможность постоянно держать в воздухе противолодочный вертолёт и вертолёт ДРЛО. Прототип последнего — позднейшая модификация вертолёта — совершил первый полёт в ноябре 1971 года. Авианесущие корабли должны всесторонне обеспечивать и действия вертолётов, базирующихся на сторожевые корабли.

Из шести самолётов «Харриер», которые намечается иметь на авианесущем корабле, по крайней мере один будет находиться на палубе в постоянной готовности к взлёту и перехвату воздушных или надводных целей противника. Для повышения боевой готовности самолётов и сокращения времени выполнения ими боевой задачи разрабатывается специальная система для-облегчения их взлёта, устройство и принцип действия которой остаются пока засекреченными.

Изучается также возможность создания воздушного поста управления, Для чего используется многоцелевой вертолёт «Си Кинг». Создание такого поста устранило бы необходимость установки соответствующего оборудования на самом авианесущем корабле, позволило бы уменьшить размеры его верхней надстройки и снизить стоимость строительства этих кораблей до 100 млн. долларов (после постройки первых двух кораблей из восьми запланированных).

Вполне очевидно, что все восемь авианесущих кораблей будут строиться на одной судоверфи. Водоизмещение каждого из них составит около 15 000 т: газотурбинные энергетические установки позволят им развивать скорость хода 27—28 узлов; оснащёние кораблей средствами защиты от тактических ракет не предусматривается.

Несмотря на то что авианесущий корабль должен располагать 10 —11 вертолётами «Си Кинг», корабли охранения, особенно новые сторожевые корабли, планируется вооружить лёгкими вертолётами. Вполне возможно, что выбор падёт на вертолёт WG. 13 «Линкс», поскольку командование ВМС США проявляет к нему повышенный интерес. Защиту авианесущего корабля от ракет средней и малой дальности стрельбы будут обеспечивать сторожевые корабли. Для перехвата воздушных целей на больших расстояниях, для защиты вертолётов ДРЛО и действий против надводных кораблей противника намечается использовать самолёты «Харриер». Эффективность их при решении этих задач намечено определить во время испытательных полётов самолётов с десантного вертолётоносца «Гуам».

Мы уже упоминали, что авиагруппу отряда кораблей, ядром которых будет авианесущий корабль, составят вертолёты «Си Кинг» и самолёты «Харриер». Но на десантном вертолётоносце «Гуам» недавно испытывали и канадский самолёт CL-84-1. Это турбовинтовой самолёт с крылом изменяемой геометрии, с горизонтальным и вертикальным взлётом и посадкой. Первый полёт он совершил в мае 1965 года. Пока построено лишь несколько таких машин, которые в настоящее время проходят испытания. На десантном вертолётоносце «Гуам» выявлялась возможность применения самолёта CL-84-1 для борьбы с подводными лодками противника. Основными недостатками этого самолёта являются очень небольшие дальность полёта и полезная нагрузка (2722 кг — при взлёте и посадке с небольшим пробегом, 2041 кг — при вертикальном взлёте и посадке). Поэтому маловероятно, что он окажется серьёзным конкурентом вертолёта «Си Кинг», по крайней мере при оснащении первых восьми авианесущих кораблей.

В отличие от самолёта «Харриер» самолёт CL-84-1 пока не является боевым. Возможно, что частично в этом виновато канадское правительство, военная политика которого за последние несколько лет не была достаточно дальновидной. Кроме того, трудно представить, с каких кораблей канадские ВМС смогли бы использовать этот самолёт.

Самолёт «Харриер», несомненно, привлекает большое внимание многих старших офицеров ВМС США, которые весьма положительно его оценивают. К тому же морская пехота США уже закупает его. Пока конгресс разрешил приобрести 30 самолётов, 12 из которых уже получены. Всего командование морской пехоты намерено закупить около 120 таких машин.

Принадлежащая морской пехоте эскадрилья самолётов «Харриер» временно базируется не на корабли, а на наземные аэродромы, и главным образом потому, что эти летательные аппараты широко используются для различных испытаний и демонстраций. Однако в будущем ими предполагается вооружить пять строящихся универсальных десантных кораблей (LHA), в которых совмещаются качества десантных вертолётоносцев (LPH) и десантновертолётных кораблей-доков (LPD).

Универсальные десантные корабли по главным размерениям будут близки к авианосцам типа «Эссекс». Они смогут принимать на борт по 1900 человек морской пехоты и высаживать их на берег с помощью вертолётов и других десантно-высадочных средств. Когда морская пехота будет переброшена на берег, начнёт действовать концепция «подвижного базирования», поскольку универсальные десантные корабли и корабли поддержки останутся в районе высадки, но в недосягаемости тактических ракет,, и артиллерии противника. В это время универсальные десантные корабли должны использоваться как центры связи и управления, а до тех пор, пока на берегу не оборудуют площадки для посадки и взлёта вертолётов и самолётов «Харриер», — как центры снабжения высаженных войск. Каждый такой корабль сможет, например, принять до 300 человек раненых, в результате чего удастся сократить некоторое количество весьма уязвимых полевых госпиталей, развёртываемых на первых этапах действий десанта.

Одно из первых разносторонних испытаний самолёта «Харриер» началось в апреле 1972 года на одной из авиационных баз в штате Северная Каролина. Он действовал там в искусственно созданных боевых условиях, оказывая непосредственную авиационную поддержку войскам.

В середине марта 1972 года на той же авиабазе начаты испытания на напряжённость боевых действий самолёта. За десять дней шесть самолётов совершили 376 вылетов с доставкой в назначенное место оружия, тогда как запланировано было только 252 вылета. Это означает, что каждый самолёт совершил в среднем 6,3 вылета в сутки.

Во время этих испытаний самолёты «Харриер» взлетали с площадок размером 60 X 60 м, имея на наружных подвесках груз весом 1361 кг. В каждом случае цели находились на удалении 50—80 км, а продолжительность полёта составляла 21—24 мин. Для взлёта и посадки использовались также местные шоссейные дороги.

Шесть самолётов «Харриер» во время испытаний на напряжённость боевых действий пользовались пятью площадками. Две из них размером 22 X 33,5 м были созданы в начале испытаний наземными командами. Первая площадка для приёма самолёта «Харриер» была смонтирована в течение 6,5 час.

В течение десяти дней испытаний самолёты находились в высокой степени боеготовности; был зарегистрирован только один случай отказа бомбосбрасывателя. Установлено, что при действиях с авиационной базы или с передовых аэродромов самолёт «Харриер» при взлёте с коротким разбегом способен доставить 2722 кг боевого груза к целям на расстояние до 320 км, а при вертикальном взлёте он может поднять и доставить к цели, находящейся на удалении 80 км, 1361 кг боевого груза. В день наибольшего напряжения шесть самолётов совершили 61 вылет и каждый из них доставлял к целям в среднем 28 т боевого груза.

В заключительной части доклада об испытаниях на напряжённость боевых действий этих самолётов отмечается: «Продемонстрированная ранее способность самолёта «Харриер» действовать с небольших кораблей, таких, как десантно-вертолётный корабль-док «Коронадо» и десантные вертолётоносцы «Гуам» и «Гвадалканал», а также гибкость, его использования обеспечиваемая главными береговыми и многочисленными передовыми базами, позволяет морской пехоте считать этот самолёт весьма ценным как для десантных операций, так и для широкого применения во время действий на берегу… Самолёт может успешно решать задачи, возлагаемые на него морской пехотой».

Выявленные в последние месяцы боевые возможности самолёта «Харриер», несомненно, ускорят принятие командованием ВМС США решения о вооружении им авианесущих кораблей. Без него эти корабли и новая концепция действий на море, опирающаяся на их использование, потеряли бы своё значение. Для ВМС Великобритании такое положение имеет ещё большее значение, поскольку самолёт «Харриер» и крейсер со сплошной полётной палубой — это единственные средства, способные оказывать существенную авиационную поддержку кораблям и судам, находящимся в море. Построив такие корабли и вооружив их самолётами «Харриер», можно создать флот, который в состоянии выполнить свою основную задачу — защитить жизненно важные для Великобритании морские коммуникации.

Добавить комментарий