На вооружении авианосцев находятся дозвуковые штурмовики А-4 «Скайхок», А-6 «Интрудер» и А-7 «Корсар» 2, а также сверхзвуковой штурмовик-разведчик RA-5C «Виджилент», разработанные ещё в конце 50-х — начале 60-х годов. Все они участвовали в боевых действиях во Вьетнаме, и уже на первом этапе этой войны были выявлены их серьёзные недостатки. В частности, по мнению американских военных специалистов, штурмовики А-4А и А-6А показали низкую эффективность при нанесении ударов по объектам, и в особенности по малоразмерным целям. Поэтому американское командование вынуждено было в ходе боевых действий принять меры по модернизации этих самолётов и ускорению создания более совершенного штурмовика А-7А «Корсар» 2. Одновременно разрабатывались и испытывались новые виды вооружения и бортовые радиоэлектронные системы.
Как сообщает зарубежная печать, модернизация палубных штурмовиков с целью продлить срок их эксплуатации в частях продолжается и до настоящего времени. В ходе её самолёты оснащаются современными бортовыми комплексными навигационно-бомбардировачными системами, радиолокационными, инфракрасными, телевизионными и лазерными станциями, цифровыми ЭВМ, аппаратурой индикации данных и другим оборудованием, обеспечивающим возможность атаковать цели а любых метеорологических условиях с применением более эффективных видов оружия. За последнее десятилетие из вооружение авианосной авиации не был принят ни один палубный штурмовик нового типа.
Основные тактико-технические характеристики штурмовиков приведены в таблице.
Штурмовик А-4 «Скайхок» относится к лёгким машинам, спроектированным с учётом опыта использования штурмовиков «Скайрейдер» в агрессивной войне США в Корее. В процессе эксплуатации его боевые возможности улучшались за счёт оснащении более мощным двигателем, внедрения современного бортового радиоэлектронного оборудовании и небольших конструктивных новшеств. Выпущено шесть модификаций самолёта А-4 «Скайхок», которые по внешнему виду незначительно отличаются друг от друга.
Самолёт А-4А представляет собой одноместный моноплан с низкорасположенным крылом стреловидностью по хорде 35°. Силовая установка состоит из ТРД (максимальная тяга 3490 кг). Вооружён двумя встроенными 20-мм пушками Мк12. На подфюзеляжном и двух подкрыльевых узлах могут подвешиваться обычные бомбы различного назначения, напалмовые баки, НУР и другие виды боеприпасов. Максимальная боевая нагрузка около 3000 кг. Начал выпускаться серийно в 1956 году, всего построено 166 машин.
Самолёт А-4В имеет аппаратуру наведения УР «Буллпап» класса «воздух-земля» и устройство дозаправки самолёта топливом в полёте. Усовершенствовано навигационное оборудование. Всего выпущено 542 машины.
Самолёт А-4С имеет удлинённый фюзеляж, позволяющий разместить аппаратуру, которая обеспечивает полёт в любых метеорологических условиях днем и ночью, в том числе на малых высотах с огибанием рельефа местности. До 1962 года было построено 638 таких машин.
Самолёт А-4Е оснащён более мощным, чем предшествующие модификации, двигателем (тяга 3855 кг), увеличена дальность полёта на 27% за счёт установки дополнительного топливного бака, смонтировано пять (вместо трёх) узлов подвески вооружения (максимальная боевая нагрузка 3700 кг). Всего построено 439 самолётов, из них 43 для Израиля.
Самолёт A-4F (рис. 1) имеет двигатель тягой 4200 кг и улучшенную механизацию крыла, обеспечивающие длину разбега около 305 м. В 1967-1968 годах выпущено 146 самолётов.
Рис. 1. Палубный штурмовик A-4F «Скайхок»
Самолёт А-4М. Благодаря более мощному двигателю (тяга 5080 кг) манёвренность его повысилась на 30%, по сравнению с предшествующими модификациями. Увеличены размеры кабины и улучшен обзор для лётчика. Поставки самолёта для морской пехоты начались и 1970 году. На нем установлены протектированные крыльевые и фюзеляжный баки (вес топлива 3028 кг). На наружных узлах подвески могут размещаться: под фюзеляжем — баки ёмкостью 568, 1136 или 1514 л; внутренних подкрыльевых пилонах — по 568 или 1136 л.
Вооружение самолёта находится на пяти подкрыльевых узлах подвески. Подфюзеляжный узел рассчитан на подвеску боеприпасов весом до 1590 кг, внутренние подкрыльевые узлы — 1020 кг, наружные — 450 кг. Самолёт может брать как обычные, так и ядерные бомбы, УР «Булллап» («воздух — эемля>} и «Сайдвиндер» (»воздух — воздух»). Кроме того, самолёт вооружён 20-мм пушками Мк32 (боекомплект по 200 патронов). Предусмотрена возможность замены 20 мм пушек 30-мм пушками типа «Дефа» (боекомплект по 150 патронов). На подкрыльевых пилонах могут подвешиваться контейнеры со средствами постановки пассивных и активных помех.
По мнению американских специалистов, самолёт хорошо управляем и надёжен в полёте. Оснащён индикатором лётчика на лобовом стекле типа 546 (фирма «Эллиот»), РЛС для обеспечения полёта с огибанием рельефа местности AN/APG-53A, навигационными системами AN/ASN-41, AN/APN-153 (V) и «Такан», радиовысотомером типа AN/APN-141, средствами создания пассивных и активных помех и современной аппаратурой радиосвязи.
Штурмовик А-6 «Интрудер» начал выпускаться серийно в различных модификациях с 1963 года.
Самолёт А-6А широко использовался в агрессивной войне США во Вьетнаме. В течение 1963-1969 годов в ВМС было поставлено 482 машины. На его базе создан самолёт радиоэлектронного противодействия ЕА-6А (см. цветную вклейку). Построено 27 таких машин.
Самолёт А-6В имеет аппаратуру управления противорадиолокационой УР «Стандарт-ARM». Всего изготовлено 19 самолётов.
Самолёт А-6С имеет ИК разведывательную станцию, смонтированную под фюзеляжем на турельной установке, и ТВ станцию, обеспечивающую ведение боевых действий при низких уровнях освещённости. Всего сделано 12 самолётов.
Самолёт А-6Е — современный штурмовик с мощным вооружением и совершенным радиоэлектронным оборудованием. При его создании учитывался опыт боевого использования штурмовиков в Юго-Восточной Азии. На начало 1976 года построено 58 таких самолётов и 119 были переоборудованы из штурмовиков А-6А. Планируется иметь в составе флота 318 самолётов этой модификации.
Самолёт представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом стреловидностью 25°. Силовая установка состоит из двух ТРД тягой по 4200 кг. Топливо размещается во внутренних (7250 л), подвесных (3660 л) баках. Оснащён системой дозаправки топливом в полёте.
По данным зарубежной прессы, вооружение самолёта включает бомбы различного назначения, в том числе ядерные (максимальный калибр до 2000 фунтов). Вооружение подвешивается на пяти пилонах: подфюзеляжном и четырёх подкрыльевых. Каждый узел рассчитан на максимальную нагрузку 1630 кг (с учетом перегрузки). Типовой вариант загрузки самолёта — 30 фугасных бомб калибром по 500 фунтов (с подвеской на многозамковые держатели), три бомбы калибра 2000 фунтов и два топливных подвесных бака ёмкостью по 1135 л. Самолёт имеет оборудование для пуска противокорабельных ракет «Кондор».
Как сообщает иностранная печать, в отличие от предшествующих модификаций он оснащается более совершенным оборудованием, позволяющим успешно преодолевать средства ПВО и эффективно выполнять боевые задачи в любых метеорологических условиях днем и ночью, Основой этого оборудования является многофункциональная РЛС AN/APQ-148. Благодаря ей лётчик при полёте и район цели и обратно осуществляет самолётовождение, поиск, опознавание и сопровождение как стационарных, так и подвижных целей и атакует их с больших и малых высот. Кроме того, она даёт возможность обнаруживать, определять местоположение и следить за радиолокационными маяками, установленными на самолётах наведения при авиационной поддержке сухопутных войск. РЛС сопряжена с автоматической системой для обеспечения полёта с огибанием рельефа местности. В кабинах лётчика и штурмана-бомбардира есть свои индикаторы отображения тактической обстановки. В систему включена аппаратура автоматического определения неисправностей, которые устраняются техническим персоналом эскадрильи в короткие сроки.
Выполненная на твердотельнык элементах цифровая ЭВМ AN/ASQ-133 сопряжена с РЛС, инерциальной доплеровской навигационной системой, автоматической системой управления полётом и средствами радиосвязи.
Вычислительное устройство управления оружием самолёта позволяет оптимально выбирать тип вооружения и способы его применения (одиночно, серией или залпом). Вертикальный индикатор отображения данных AN/AVA-1 выдаёт лётчику сведения по навигации, заходу и осуществлению посадки, а также необходимые данные для атаки цели. С 1973 года началось оснащение самолётов А-6Е комбинированной электронно-оптической системой обнаружении и подсветки целей TRAM (Target Recognition Attack Multisensor). Она сопряжена с многофункциональной РЛС, системой управления оружием и ЭВМ, что позволяет автоматически сопровождать цели. В кабине имеются индикаторы отображения данных для электронно-оптической системы и собственно РЛС, На первом этапе сопровождение пели осуществляется РЛС, а после захвата и опознавания цели — электронно-оптической системой.
Штурмовик А-7 «Корсар» 2 имеет несколько модификаций, отличающихся двигателями и составом бортовой аппаратуру.
Самолёт А-7А (рис. 2) оснащён турбореактивным двух контурным двигателем максимальной тягой 5050 кг. Начал поступать на вооружение частей в 1965 году. За два года было выпущено 199 самолётов.
Рис. 2. Штурмовик А-7 «Корсар» 2 с 24 бомбами калибра 250 фунтов и двумя подвесными топливными баками
Самолёт А-7В выпускался с 1968 года (имеет двигатель максимальной тягой 5430 кг). С марта 1969 года применялся в боевых действиях во Вьетнаме. Всего было поставлено флоту 196 самолётов.
Самолёт А-7Е — наиболее совершенный штурмовик, оснащённый мощным двигателем и совершенным вооружением. Первый самолёт был изготовлен в 1969 году, а с мая 1970 года использовался в боевых действиях во Вьетнаме с авианосца «Америка».
Его аэродинамическая схема аналогична схемам предшествующих модификаций: моноплан с высокорасположенным крылом стреловидностью 35°. Компоновка самолёта и ТРДД максимальной тягой 6300 кг обеспечивают самолёту высокую маневренность, что имеет важное значение при нанесении ударов по наземным и морским целям. Эксплуатационные перегрузки самолёта лежат в пределах от -3 и до +7, а скорость по крену 90 град/с. Топливо размещается во внутренних (5673 л) и подвесных (4542 л) баках.
Вооружение самолёта, как сообщает зарубежная печать, размещается на шести подкрыльевых пилонах и двух пилонах, расположенных по бокам фюзеляжа. Подкрыльевые пилоны рассчитаны на следующую максимальную нагрузку: внешние по 1537 кг, внутренние и средние по 1134 кг и бортовые фюзеляжные по 227 кг. На подкрыльевые пилоны могут подвешиваться практически все виды бомб, находящиеся на вооружении авиации ВМС (калибр до 2000 фунтов), а также УР «Буллпап», противорадиолокационные ракеты «Шрайк» и НУР. С усовершенствованием системы управления оружием планируется использовать новые виды вооружения, включая управляемые бомбы и противокорабельные ракеты. На бортовых фюзеляжных пилонах подвешиваются УР «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух». Кроме того, исходя из опыта боевых действий других штурмовиков во Вьетнаме на самолёте А-7Е была установлена встроенная 20-ми шестиствольная пушка М61 »Вулкан» (скорострельность 4000-6000 выстр./мин. боекомплект 1000 патронов).
Броневую защиту имеют жизненно важные части самолёта: силовые приводы, компрессор и агрегаты двигателя, топливные баки, основной трубопровод подачи топлива к кабина лётчика. Общий вес брони (205,2 кг) распределяется следующим образом: двигатель — 155 кг, кабина лётчика — 39,3 кг, силовые приводы — 10,9 кг. Кроме того, гидравлические и электрические проводки проходят внутри элементов конструкции самолёта, что обеспечивает их максимальную защиту. В гидросистеме имеется специальный клапан, который при её повреждении отключает вспомогательное оборудование и переключает её на питание только системы управления полётом.
По высказыванию американских специалистов, вероятность попадания авиабомб в цель с самолёта А-7Е в два раза выше, чем с любого другого палубного самолёта. Средняя круговая вероятная ошибка при бомбометании со штурмовика А-4, которое совершали опытные лётчики, составляла 29-31 м, тогда как у неопытных лётчиков, выполнявших бомбометание с самолёта А-7Е, она равнялась 7-8 м (в полигонных условиях).
Самолёт имеет автоматическую систему управления полётом AN/ASW-30 и современные средства радиосвязи. Часть подкрыльевых узлов подвески может быть использована для размещения контейнеров со средствами РЭБ.
В 1976/77 финансовом голу самолёты A-7E начали оснащать электронно-оптической системой TRAM, аналогичной системе самолёта А-6Е, но работающей с меньшим количеством сопряжённого оборудования.
Самолёт А-7Е планируется использовать также и в варианте разведчика. Кроме того, на его базе строится двухместный вариант учебно-тренировочного самолёта, получившего обозначение А-7Н.
Штурмовик-разведчик RA-5C «Виджилент» (рис. 3). К концу 50-х годов по заданию командования ВМС был разработан сверхзвуковой тяжелый штурмовик А-5А «Виджилент». Он предназначен для нанесения ударов ядерными и обычными бомбами. Серийное производство его началось в 1960 году. Всего было заказано 59 машин. самолёт принят на вооружение авианосца «Энтерпрайз» в 1962 году. В ходе эксплуатации были обнаружены серьёзные недоработки в бомбардировочном оборудовании. По данным зарубежной прессы, в 1961 году было принято решение разработать па базе этого штурмовика разведывательный вариант (RA-5C), оснастив его соответствующим оборудованием. При этом на самолёте оставалась навигационно-бомбардировочная система и другая аппаратура, позволяющая одновременно использовать его в качестве штурмовика и разведчика. Модернизированный вариант был принят на вооружение авианосца «Рэнджер» в 1964 году. Тогда же самолёты были направлены в Юго-Восточную Азию для ведения воздушной разведки. Они совершили 150 самолёто-вылетов и согласно отзывам американского командования показали хорошие результаты по разведке объектов. Хотя серийное производство этих самолётов закончилось в 1970 году, оснащение их новейшими бортовыми радиоэлектронными системами продолжалось до 1974 года. По данным иностранной печати, в настоящее время на вооружении американской палубной авиации состоят только самолёты RA-5C, так как все ранее выпущенные самолёты A-5 были переоборудованы, получив обозначение RA-5C. Всего имеется 138 таких самолётов.
Рис. 3. Штурмовик-разведчик RA-5C «Виджилент»
Самолёт RA-5C оснащён двумя турбореактивными двигателями максимальной статической тягой по 8100 кг при включенной системе дожигания, что обеспечивает ему высокие тактико-технические характеристики (скорость, потолок и маневренность). Общий запас топлива 13 630 л.
Разведывательное оборудование самолёта выполнено в виде девяти самостоятельных модулей, размешенных под фюзеляжем и закрытых снизу обтекателем. Часть оборудования смонтирована в фюзеляже.
При применении самолёта в варианте штурмовика каждый из четырёх подкрыльевых пилонов может нести по ядерной бомбе Мк28 или Мк43, либо по фугасной бомбе Мк82, Мк83 или Мк84 калибра 500, 1000 или 2000 фунтов соответственно.
В настоящее время часть самолётов RA-5C, не прошедших модернизацию и имеющих устаревшее оборудование, выводится в резерв. Как сообщает зарубежная печать, командование ВМС изучает возможность замены в начале 80-х годов этих самолётов самолётами ЕА-7Е, разведывательное оборудование которых будет размещаться в подвесном контейнере.
Судя по сообщениям иностранной прессы, до середины 80-х годов основными палубными штурмовиками ВМС будут самолёты А-6Е и А-7Е. Штурмовики А-4Е выводятся в резерв и заменяются штурмовиками А-7Е. К середине 80-х годов планируется разработать палубный штурмовик А-18 — вариант находящегося в стадии окончания постройки истребителя F-18. Ими планируется заменить штурмовые А-7 «Корсар» 2.