В системе агрессивных военных приготовлении американского империализма важное место отводится авиации ВМС, предназначенной для нанесения ядерных ударов по наземным и морским объектам противника, а также для борьбы с его подводными лодками в любых районах Мирового океана. Повысить боеспособность авиации ВМС предусматривается не только путем оснащения ее современной боевой техникой, но и укомплектованием хорошо подготовленным летным составом.

По данным зарубежной печати, подготовкой лётчиков авиации флота и морской пехоты занимается учебное командование авиации ВМС, которому подчинены авиационная школа в Пенсакола (штат Флорида), учебный авианосец CVT16 и восемь учебных авиационных крыльев. С 1972 года летный состав для авиации ВМС США комплектуется только из офицеров регулярных ВМС и резерва в возрасте от 19 до 27 лет. В соответствии с этим учебное командование авиации ВМС осуществляет набор слушателей из офицеров, окончивших одно из следующих учебных заведений: военно-морское училище в Аннаполисе, кандидатскую школу офицеров авиации флота или курсы вневойсковой подготовки офицеров при гражданских высших учебных заведениях.

Подготовка морских лётчиков в рамках учебного командования делится на начальную, основную и повышенную (рис. 1).

Последовательность обучение морских лётчиков
Рис. 1 Последовательность обучение морских лётчиков (время подготовки дано в неделях)

Начальная подготовка

Обучение будущих лётчиков начинается в авиационной школе ВМС в Пенсакола. Здесь они в течение 16 недель изучают основы теории полетов, навигацию, устройство самолётов и двигателей, вырабатывают командные навыки, знакомятся с обычаями и традициями флота и авиации. Начальная подготовка в свою очередь состоит из трех этапов.

Основной целью первого этапа является физическая закалка будущих лётчиков. В этот период в течение двух недель слушатели проходят программу «выживания», включающую отработку способов действий летного состава после аварии или вынужденной посадки самолётов или вертолётов в различных климатических и географических условиях.

На следующем этапе (предполетная подготовка) проводятся классные занятия, во время которых слушатели изучают теоретические и специальные дисциплины из курса основ летного дела.

На последнем этапе после освоения теоретической программы слушатели совершают с инструкторами ознакомительные полеты на учебных поршневых самолётах Т-34В . Как правило, половина учебного времени отводится на занятия в классе, а другая — на начальную летную подготовку. Классные занятия проводятся главным образом в форме самостоятельной подготовки под руководством офицера-инструктора. При этом степень усвоения изучаемого материала периодически контролируется.

Начальная летная подготовка на учебно-тренировочном самолёте Т-34 осуществляется следующим образом.

В течение первой недели инструктор знакомит обучаемых с устройством самолёта. Затем совершается тренировочный полет с инструктором для развития у обучаемого первичных навыков самостоятельного управления самолётом и, наконец, первый самостоятельный полет. На этом этапе подготовки слушатель должен налетать с инструктором 26 ч. При завершении начальной летной подготовки обучаемого знакомят с приемами высшего пилотажа, выполняется петля, бочка, иммельман, восьмерка. При этом он совершает три полета с инструктором (на заднем сиденье) и три самостоятельных.

В конце начальной подготовки слушатели распределяются по летным специальностям — пилоты реактивных самолётов, пилоты поршневых самолётов и пилоты вертолётов.

В иностранной печати сообщалось, что в последние годы 42% обучаемых готовятся для полетов на реактивных самолётах, 28% — на поршневых и 30% становятся пилотами вертолётов. Отмечается также, что в ходе начальной подготовки до 25% слушателей отчисляются из-за неуспеваемости и по другим причинам. Успешно окончившим курс начальной подготовки и прошедшим соответствующее аттестование присваивается звание офицера авиации ВМС, после чего в зависимости от предназначения они направляются в учебные авиационные крылья для дальнейшей подготовки.

Основная и повышенная подготовка лётчиков осуществляется дифференцированно: пилоты, которые должны летать на реактивных самолётах обучаются на самолётах Т-2В и Т-2С ; лётчики, выделенные для полетов па поршневых самолётах, совершенствуют навыки на учебных одномоторных поршневых самолётах Т-28С , а пилоты вертолётов тренируются на учебных вертолётах ТН-57 .

Программы подготовки лётчиков реактивных и поршневых самолётов в этот период почти одинаковы. лётчики обучаются полетам с наземных аэродромов, отрабатывают полеты с использованием зеркальной системы посадки, а также осваивают взлет и посадку на учебный авианосец в море. Кроме того, проводятся тренировки полетов строем, отрабатываются связь по радио и самолётовождение ночью, значительное внимание уделяется теоретической подготовке и обучению на тренажерах.

Пилоты реактивных самолётов направляются в учебные авиационные крылья на авиабазы в Чейз-Филд или Кингсвилл (штат Техас), где в течение 26 недель проходят основную подготовку на самолётах Т-2В или Т-2С (рис. 2).

Учебный реактивный самолёт Т-2С «Бакай»
Рис. 2. Учебный реактивный самолёт Т-2С «Бакай»

На первом этапе (общая летная подготовка) они совершают групповые полеты, полеты для получения навигационной практики, выхода в точку встречи и поиска цели, тренируются в применении бортового оружия. Большое внимание при этом уделяется отработке и выполнению правил безопасности полетов.

На втором этапе будущие морские лётчики получают необходимые навыки взлета и посадки на учебный авианосец. После одного подготовительного и одного тренировочного полета с инструктором они выполняют упражнения по самостоятельной посадке на полевую модель посадочной палубы авианосца, которая представляет собой аэродромную взлетно-посадочную полосу, оборудованную тормозной системой. После нескольких тренировочных посадок на такую ВПП они совершают посадки на учебный авианосец «Лексингтон». Первоначально проводятся два учебных полета с выполнением маневра «касание—взлет» («touch-and-go»), то есть самолёт, идя на посадку, касается посадочной палубы авианосца и вновь взлетает (на форсаже). На следующем этапе подготовки выполняются посадки на палубу авианосца с использованием системы торможения (лётчик выпускает посадочный крюк, который зацепляется за один из тормозных тросов). Считается, что после совершения восьми посадок на авианосец лётчик может проходить повышенную подготовку.

Повышенная подготовка

Повышенная подготовка пилотов па реактивных самолётах TA-4J длится 16 недель. За это время каждый лётчик должен выполнить до 90 полетов и налетать не менее 124 ч. Часть полетов осуществляется с авианосца. В ходе этой подготовки лётчики тренируются в стрельбе из пушек, бомбометании на бреющем полете, использовании ракет и наведении истребителей на цель с наземного пункта управления. При этом 11 полетов такого рода выполняются на учебных самолётах, а на завершающем этапе — на учебно-боевых.

Пилоты поршневых самолётов проходят 26-недельный курс основной подготовки в авиационной школе в Пенсакола. Общая летная подготовка проводится на учебном поршневом самолёте Т-28С (налет каждого лётчика за это время должен составлять 113 ч). Методы обучения примерно те же, что и для пилотов реактивных самолётов. На втором этапе основной подготовки лётчики патрульных, противолодочных и транспортных самолётов продолжают изучать авиационную технику, оборудование самолёта, навигацию, средства посадки, правила полетов, вооружение, а также получают навыки руководства полетами. Учебные полеты по программе основной подготовки завершаются двумя тренировками по касанию палубы авианосца «Лексингтон» в море и шестью посадками на него с использованием тормозной системы.

Повышенная подготовка пилотов поршневых самолётов проводится в течение 15 недель на авиабазе Корпус-Кристи на двухмоторном самолёте TS-2A . Здесь, наряду с летной практикой, изучаются и теоретические дисциплины. По программе повышенной подготовки каждый лётчик многомоторною самолёта должен налетать 140 ч.

Пилоты вертолётов при прохождении основной подготовки, прежде чем приступить к полетам на вертолётах, в течение четырех недель обучаются полетам на учебном самолёте Т-28С. Для них определен налет около 20 ч. После этого они остаются в авиационной школе в Пенсакола и приступают к обучению полетам на учебных вертолётах ТН-57, а при прохождении курса повышенной подготовки — на вертолётах TH-1L (рис. 3), UH-1E (вертолёт морской пехоты) и UH-10 (арендуются у командования сухопутных войск). Обучение длится в среднем 10 недель. За это время каждый лётчик должен налетать 70 ч. В этот период отрабатываются полеты с максимальным грузом, взлеты и посадки на пересеченной местности, групповые полеты, ориентировка на местности, ведение визуальной разведки, полеты по приборам, пилотирование в режимах висения и планирования, а также взлет и посадка на авианосец «Лексингтон» на ходу корабля. Закончившие курс повышенной подготовки аттестуются как пилоты вертолётов авианосной авиации. Их допускают также к управлению поршневыми самолётами, но без права совершать посадки на авианосцы. Для получения этого права они должны пройти дополнительную подготовку и специальное аттестование.

Учебный вертолёт TH-1L
Рис. 3. Учебный вертолёт TH-1L

После окончания курса повышенной подготовки в учебных авиационных крыльев офицерам присваивается квалификация лётчика авиации ВМС. Весь курс подготовки продолжается около 60 недель, при этом налет каждого лётчика составляет примерно 150 ч.

Существующая система подготовки летного состава авиации флота предусматривает, что лётчики, прошедшие курсы начальной, основной и повышенной подготовки в рамках учебного командования, прежде чем назначаться в боевые авиационные части ВМС, проходят еще один этап подготовки (Transition Training) в одной из учебно-боевых эскадрилий. Эти эскадрильи имеют на вооружении самолёты тех типов, на которых пилотам предстоит летать во время несения боевой службы.

По сообщениям американской военной печати, такая организация обучения обеспечивает необходимую подготовку морских лётчиков в соответствии с требованиями, которые предъявляет командование авиации ВМС США.

Добавить комментарий