Милитаристские круги в планах военных приготовлений важное место отводят авиации ВМС, которая предназначена наносить ракетные и бомбовые удары (в том числе ядерные) по кораблям, военно-морским базам и другим объектам противника; участвовать в завоевании и удержании превосходства на море и в воздухе в районах боевых действий, нести борьбу с подводными лодками; прикрывать десантные силы на переходе морем; оказывать непосредственную авиационную поддержку сухопутным войскам и наземным силам десанта.

По мнению командования ВМС, морская авиация находится в высокой степени боевой готовности, а дальнейшее повышение её боеспособности зависит не только от оснащении частей и подразделений новой техникой и оружием, по и от их укомплектованности хорошо подготовленным лётным составом.

Американская печать сообщает, что подготовка лётных кадров для авиации ВМС проводится в два этапа. Первый этап — обучение в специально созданном учебном командовании авиации ВМС — NATC (Naval Air Training Command) со штабом на авиабазе Корпус-Кристи (штат Техас) — длится около 15 месяцев. Второй — полёты в учебно-боевых эскадрильях Атлантического и Тихоокеанского флотов — продолжается пять-шесть месяцев.

Учебное командование (рис. 1) возглавляет в настоящее время контр-адмирал Бартон X. Шефард (бывший командир многоцелевого авианосца «Америка», а перед назначением в NATC — генеральный инспектор ВМС). В его постоянном составе более 15000 человек, в том числе около 2000 офицеров, 9000 унтер-офицеров и рядовых, а также свыше 4000 гражданских служащих. Ежегодно NATC готовит до 1300 лётчиков и примерно 600 офицеров различных лётных специальностей (штурманы-навигаторы, штурманы-бомбардиры, операторы РЭБ, офицеры управления ракетным оружием, операторы воздушного наведения и т. д.). Во время войны во Вьетнаме ежегодный выпуск достигал, правда за счёт некоторого снижения качества лётной подготовки, 3500 человек. Для обучения лётного состава используются учебные и учебно-боевые самолёты и вертолёты десяти типов.

Организация учебного командования авиации ВМС США
Рис. 1 Организация учебного командования авиации ВМС США

Основные подразделения командования расположены в южных штатах страны (Флорида, Техас, Миссисипи), для которых характерно наибольшее количество ясных дней в году. Главным центром подготовки лётного состава является авиабаза Пенсакола (штат Флорида). Здесь размещены различные авиационные школы, аэродромы, учебные классы, оборудованные тренажёрами, лагеря общевойсковой подготовки и т. д. Кроме того, в Пенсакола имеются школа инструкторов, эскадрилья «Голубые ангелы», лётчики которой участвуют в воздушных парадах и показательных полётах, музей авиации ВМС.

Набор кандидатов (принимаются мужчины и женщины) в авиационные школы NATC производится из лиц гражданской молодёжи, окончивших колледж или университет (до 70%) и офицеров (около 30%) — выпускников военно-морского училища в г. Аннаполис (штат Мэриленд), офицеров морской пехоты, резерва ВМС, береговой охраны, а также офицеров ВМС стран — союзниц США (в возрасте не старше 20 лет, для штурманов до 27,5 лет). Женщины готовятся летать лишь на самолётах и вертолётах разведки погоды, береговой охраны, транспортной авиации. К полётам на самолётах палубной авиации женщины-лётчицы не допускаются.

Лица из числа гражданской молодёжи направляются в кандидатскую школу офицеров авиации ВМС, где в течение трёх месяцев проходят курс общевойсковой и физической подготовки, а также изучают историю ВМС, военно-морское право, основы аэродинамики, навигации, устройство самолётов и другие дисциплины.

Обучение гражданской молодёжи отличается жёстким режимом. По свидетельству американской прессы, занятия, особенно в лагерях общевойсковой подготовки, проводятся с большой физической нагрузкой, там царит обстановка унижений и оскорблений. Значительное место занимают так называемые тренировки на «выживание», включающие отработку способов действия лётного состава после аварии или вынужденной посадки самолёта (вертолёта) в различных условиях. Большое внимание уделяется интенсивной идеологической обработке. Командование ВМС считает, что морской лётчик должен иметь энергичный настойчивый характер. «Нестойкие», как правило, покидают кандидатскую школу уже в конце первой недели обучения.

Успешно окончившим эту шкоду присваивается первое офицерское звание »энсанн», после чего они вместе с принятыми офицерами приступают к непосредственному курсу лётного обучения.

Подготовка кадров для морской авиации в рамках NATC подразделяется на начальную, основную и повышенную.

Начальная подготовка

В этот период будущие лётчики и штурманы продолжают заниматься наземной подготовкой, используя преимущественно самостоятельный метод изучения теоретических специальных дисциплин из курса основ лётного дела, и одновременно выполняют полёты на учебных самолётах Т-34С сначала с инструктором (12 полётов), а затем самостоятельно. Продолжительность начальной подготовки три-четыре месяца. Общий налёт для обучаемых составляет около 90 ч. Отмечается, что в ходе начальной подготовки около 25% слушателей отчисляются из-за неуспеваемости и по другим причинам.

Завершившие начальный курс подготовки распределяются для дальнейшего обучения: на реактивных самолётах — примерно 42% слушателей, на турбовинтовых — до 28% и на вертолётах — около 30%. Назначение зависит от теоретической и лётной подготовки обучаемого, личного желания и потребностей авиации ВМС. Затем они направляются в учебные авиационные крылья NATC для основного (промежуточного) обучения, причём лётчики и штурманы готовятся в разных учебных эскадрильях.

Учебный реактивный самолет Т-2С БакайОсновная (промежуточная) подготовка лётчиков, предназначенных для реактивной авиации, проводится на учебном реактивном самолёте Т-2С «Бакан», для турбовинтовой — – на поршневом самолёте Т-28С , для вертолётов — сначала на самолёте Т-28С «Троян», а затем на вертолёте TH-57 . Будущие штурманы тренируются на самолётах Т-2С «Бакан» и T-39D «Сейбрлайнер».

Учебный самолет Т-28С ТроянПрограммы подготовки будущих пилотов реактивных и турбовинтовых самолётов в этот период практически одинаковы. Они включают отработку одиночных и групповых полётов с наземных аэродромов, самостоятельную посадку на полевую модель посадочной палубы авианосца, дальнейшее изучение авиационной техники, оборудования самолёта, его вооружения, а также вопросов тактики. Перед первой поездкой на учебный авианосец слушатели выполняют не менее 60-80 упражнений «касание — взлёт» на ВПК с изображённой на ней посадочной палубой авианосца, оборудованной аэрофинишерами. По сообщениям американской печати, все береговые аэродромы авиации ВМС оснащены ими. Обучение взлёту с катапульты проводится на учебном авианосце. Наземные катапульты имеются только на испытательном полигоне Лейкхерст (штат Нью-Джерси) и в испытательном центре Патаксент-Ривер (штат Виргиния).

Учебный вертолет ТН-57 Си РейнджерОсновной (промежуточный) курс длится 4,5 месяца и завершается самостоятельным полётом обучаемого с посадкой самолёта на палубу учебного авианосца.

Повышенная подготовка (четыре месяца) проводится, как правило, в тех же учебных авиационных крыльях, но только уже на учебно-боевых самолётах (вертолётах): лётчики реактивной авиации — ТА-4J , турбовинтовой — US-2B/C , штурманы — T-39D «Сейбрлайнер», лётчики вертолётов — HH-46А «Си Найт» и TH-1L . В настоящее время устаревшие самолёты «Треккер» заменяются более совершенными Т-44A «Кинг Эр». Будущие пилоты реактивных и турбовинтовых самолётов, продолжая заниматься интенсивной наземной подготовкой, отрабатывают в воздухе фигуры высшего пилотажа, групповую слётанность, тактику применения оружия, я лётчики вертолётов проводят полёты с максимальным грузом, по приборам, пилотирование в режимах висения и планирования.

Повышенная подготовка, как и основная (промежуточная), заканчивается самостоятельным полётом обучаемого с посадкой самолёта на учебный авианосец «Лексингтон». После окончании курса повышенной подготовки в учебном командовании офицерам присваивается квалификация лётчика авиации ВМС, и они направляются в учебно-боевые эскадрильи Атлантического и Тихоокеанского флотов. Общий налёт во время обучения в NATC лётчиков реактивных самолётов составляет примерно 250 ч, а пилотов турбовинтовых самолётов и вертолётов — около 200 ч.

Повышенная подготовка штурманов предусматривает специализацию по пяти основным направлениям:

  • штурманы реактивной авиации (летают на самолётах А-6, А-3, RA-5C, ЕА-6A, RF-4B, S-3A);
  • операторы РЭБ (на самолётах ЕA-6В. ЕС-121, ЕР-3, ЕА-ЗВ);
  • офицеры управления ракетным оружием и перехватом (на истребителях F-14 и F-4);
  • штурманы навигаторы (на патрульных и транспортных самолётах Р-3 и С 130);
  • операторы воздушного наведения (на самолётах Е-2В/С).

За время обучения в NATC они должны налетать 75-100 ч, причём вся подготовка занимает 10-14 месяцев в зависимости от специализации. Закончив курс повышенной подготовки в NATC, штурманы аттестуются как офицеры лётного состава ВМС. Второй этап обучения они, как и лётчики, проходит в учебно-боевых эскадрильях флотов, имея аналогичные сроки и задачи.

В зарубежной печати отмечается возрастание роли штурманов в современной авиации и подчёркивается, что теперь их допускают к командованию тактическими подразделениями (до командира авиационной эскадрильи включительно).

В целях повышения качества подготовки лётчиков в США внедряется новая интегрированная система лётного обучения — NIFTS (Navy Integrated Flight Training System). Одним из основных элементов её является совместное обучение штурманов навигаторов морской авиации с ВВС США на авиабазе Матер (штат Калифорния), где ВВС имеют специальный самолёт Т-43 (военный вариант Боинг 737) для тренировки навигаторов и соответствующее наземное оборудование. Предполагается также централизовать подготовку пилотов вертолётов авиации ВМС, ВВС и армейской авиации по единой программе в учебном центре (авиабаза Форт-Раккер, штат Алабама). Кроме того, предусматривается сокращение классных занятий и предоставление обучаемым возможности самостоятельно изучать заранее составленные программные тексты перед выполнением отдельных элементов программы лётной подготовки, а так же установка сложных тренажёров и каждой учебной эскадрилье и обучение будущих лётчиков на новых учебно-боевых самолётах.

Наиболее эффективным средством обучения лётного состава американские специалисты считают наземную подготовку на тренажёрной аппаратуре. Так, на тренажёре связи и навигации ID23 в Пенсакола могут одновременно заниматься 40 человек. Каждая его кабина имеет оборудование, включая ЭВМ, такое же. как на боевых самолётах F-4, А-6, Е-2 и F-14. В кабинах расположены приборы и пульты управления, экраны отображения обстановки, которые связаны с центральным цифровым вычислителем, заставляющим приборы и экраны «отвечать» на вводные обучаемого, когда он пытается вести свой «самолёт» по заданной программе. ЭВМ не только решает уравнения полёта, но выполняет анализ и выставляет оценку слушателю.

Вместе с тем командование NATC, увеличивая количество часов работы обучаемых на тренажёре, старается не сокращать время фактического налёта, так как считает, что настоящее лётное мастерство приобретается только в воздухе.

В учебных эскадрильях в период отработки особо сложных элементов лётной программы к каждому слушателю стараются прикрепить по два инструктора, а контрольные полёты выполняются с »чужими» инструкторами.

Новая система интегрированного обучения наряду с такими важными видами лётной подготовки, как посадка на палубу, полёты по приборам, полёты строем, аэроакробатика, навигация, предусматривает начать отработку некоторых тактических приёмов на этапе подготовки в NATC, а дальнейшее совершенствование их будет проводиться в учебно-боевых эскадрильях флотов.

Учебная программа NATC предусматривает также занятия с жёнами слушателей по вопросам медицины, истории ВМС, военному этикету и т. п. По мнению командования NATC, это подготовит жён будущих авиаторов к решению ряда жизненных проблем, которые ожидают их в связи со службой мужей в морской авиации.

Отмечая положительные стороны в подготовке лётного состава авиации ВМС в NATC, американская военная печать вместе с тем указывает и на некоторые недостатки в учебном процессе. Это прежде всего короткий срок их подготовки (15 месяцев), а также несовершенство и высокая стоимость тренажёров.

Таковы коротко основные этапы и виды подготовки лётного состава авиации ВМС США.

Добавить комментарий