Постоянное увеличение расходов на содержание и совершенствование военной машины ведущих государств свидетельствует о том, что милитаристские круги этого блока стремятся сохранить военную силу в качестве основного инструменте своей агрессивной политики. Наиболее эффективным в этом плане считаются военно-морские силы, обладающие, по мнению иностранных военных специалистов, способностью оперативно и гибко действовать в различных районах Мирового океана. Поэтому развитию и совершенствованию средств вооруженной борьбы на море, в том числе сил и средств «противолодочной войны», и их союзники уделяют постоянное и неослабное внимание.

Зарубежные военно-морские специалисты считают, что к борьбе с подводными лодками могут привлекаться авиация берегового базирования, авианосная авиация, подводные лодки и надводные корабли, которые действуют по данным собственных средств поиска и обнаружения или специально созданной стационарной системы дальнего гидроакустического наблюдения. При этом, анализируя современные возможности и перспективы развития различных противолодочных сил, многие из них склоняются к выводу, что наиболее эффективными в борьбе с подводными лодками противника могут стать подводные лодки. На страницах журнала «Спейс/Аэронотикс» утверждалось даже, что базовая патрульная авиация с гидроакустическими буями и магнитными обнаружителями, вертолёты с гидроакустическими станциями, эскадренные миноносцы с гидролокаторами ничего не могут сделать против быстроходной атомной подводной лодки, находящейся на большой глубине. Поэтому, как отмечалось в журнале, атомные подводные лодки являются единственным родом противолодочных сил, который имеет равные шансы с подводной лодкой противника для того, чтобы выследить и потопить её.

Р. Куэнн в книге «Торпедные подводные лодки» пишет, что «истинным противником подводной лодки будет сама подводная лодка и, без сомнения, таким противником будет атомная подводная лодка». Далее, развивая эту мысль, он утверждает, что «… самым важным кораблем ПЛО стала подводная лодка и она, очевидно, сохранит за собой эту роль, по крайней мере, в ближайшем будущем».

Первые попытки использовать подводные лодки для решения противолодочных задач имели место еще в первую Мировую войну (подводные лодки потопили 33 лодки, или 11,3% общего числа уничтоженных за войну). К этому же времени относится и начало строительства первых подводных лодок (в США и Великобритании), предназначенных специально для борьбы с подводными лодками противника. Однако они были построены лишь к концу войны и в боевых действиях не участвовали.

К началу второй мировой войны и в ходе её ни одно из капиталистических государств не имело в составе своих флотов специальных противолодочных подводных лодок. К решению противолодочных задач, как известно, привлекались лодки многоцелевого назначении. Но даже эпизодическое привлечение их к борьбе с подводными лодками было достаточно эффективным (подводными лодками было потоплено 80 лодок, или 7% всех уничтоженных во время войны).

В поисках путей борьбы с подводными лодками зарубежные военные специалисты в послевоенный период вновь обратились к возможностям использования для этой цели подводных лодок. Результатом этих поисков, судя по сообщениям иностранной печати, явилось интенсивное проектирование и строительство специальных противолодочных подводных лодок. В 1952 году в состав ВМС США вошли первые три такие лодки (типа «Барракуда»). Испытания выявили ограниченные возможности этих лодок для действий в удаленных районах, после чего они были признаны непригодными для выполнения противолодочных задач. Тогда же американское командование приняло решение переоборудовать семь подводных лодок типа «Гэтоу» в противолодочные. Одновременно со строительством и переоборудованием подводных лодок разрабатывалась и тактика их использования, для чего в ВМС США еще в 1949 году была создана специальная рабочая группа специалистов. Из-за неудовлетворительных результатов проведённых испытаний, как отмечалось в зарубежной печати, от переоборудования и постройки противолодочных подводных лодок в дальнейшем отказались и было признано целесообразным строить многоцелевые подводные лодки с торпедным вооружением, предназначенные для действий как против подводных лодок, так и против надводных кораблей.

Многие зарубежные военные обозреватели, анализируя состояние и перспективы развития иностранных флотов, отмечают, что в США осуществляется широкая программа строительства атомных торпедных подводных лодок с приданием им многоцелевого назначения (по данным справочника «Джейн» на 1975—1976 годы, в США их имелось 64, а в Великобритании восемь). Такие лодки наряду с противолодочным вооружением оснащены оружием для борьбы с надводными кораблями, а также техническими средствами ведения разведки. Однако главной задачей атомных торпедных подводных лодок остается задача борьбы с подводными лодками.

В США затрачиваются огромные средства на проведение разносторонних исследовательских и опытно-конструкторских работ по дальнейшему совершенствованию атомных торпедных подводных лодок. Для этого в последние годы создаются новые экспериментальные подводные лодки и глубоководные аппараты различного назначения. Среди них отмечается опытовая дизельная подводная лодка «Долфин» (спущена на воду в начале 1969 года), предназначенная для испытания корпусных конструкций глубоководных подводных лодок, их гидроакустического и торпедного вооружения. В зарубежной печати сообщалось, что эта лодка рассчитана на глубину погружения 1200 м, а торпедные аппараты допускают стрельбу торпедами с глубин до 1000 м. На этой же лодке реализованы основные идеи комплексной автоматизации, которые позволили сократить её экипаж примерно вдвое.

Другим направлением исследовательских работ является создание противолодочной подводной лодки малого водоизмещения с малогабаритной ядерной энергетической установкой. Первым шагом в решении этой задачи, судя по сообщениям западной печати, считается передача в 1969 году американскому флоту экспериментальной подводной лодки NR-1 (водоизмещение около 400 т, глубина погружения до 1000 м, ядерная энергетическая установка с забортными электродвигателями погружного типа). Ведущий специалист и области американской атомной энергетики вице-адмирал X Рикопер заявил, что по своей значимости в подводном кораблестроении экспериментальная лодка NR-1 занимает такое же место, как первая боевая атомная подводная лодка «Наутилус».

Одним из важнейших факторов повышения боевых возможностей подводных лодок, по мнению зарубежных специалистов, считается снижение шумности атомных подводных лодок. В настоящее время прежние нормы шумности работающих механизмов уже не отвечают современным требованиям, что потребовало принятия ряда дополнительных мер. Проблему разработки малошумного оборудования для таких лодок решают комплексно при совокупности конструктивных и технологических мероприятий, то есть как путём создания малошумного оборудования, так и применением звукоизолирующего материала для облицовки внутренних помещений, установкой механизмов на амортизаторы, использованием соосных гребных бинтов противоположного вращения и т. п. Исследуются возможности изготовления гребных винтов из пластмасс, которые, как предполагается, будут иметь лучшие акустические характеристики. Идут также поиски новых малошумных движителей (водометные, роторные, магнитодинамические).

Судя по сообщениям иностранной печати, некоторые из перечисленных направлений работ по снижению шумности уже реализуются в подводном кораблестроении США. Например, в 1967 году прошла испытания атомная подводная лодка «Джек» (тина «Пермит») с прямодействующей безредукторной турбиной и соосными гребными валами противоположного вращения. В 1969 году вступила в строй подводная лодка с естественной циркуляцией теплоносителя, что позволило исключить циркуляционные насосы 1-го контура. На строящейся атомной подводной лодке «Гленард П. Липскомб» уровень шумности должен быть снижен благодаря исключению из энергетической установки главного редуктора. Линия валов будет приводиться во вращение электродвигателем, получающим питание от турбогенератора. Основные направления в развитии американских подводных лодок показаны на рис. 1.

Эволюция подводных лодок США
Рис. 1. Эволюция подводных лодок США

Реализация положительных результатов испытаний экспериментальных лодок и различных глубоководных аппаратов, а также внедрение в подводное кораблестроение последних достижений науки и техники, по мнению зарубежных экспертов, превратит атомную подводную лодку в главную силу «противолодочной войны».

В последние годы за рубежом коренному пересмотру подверглась и боевая подготовка торпедных подводных лодок, основной направленностью которой стала борьба с подводными лодками. В американской прессе отмечалось, что до 70% всего ходового времени подводных лодок 1-й флотилии Тихоокеанского флота США приходится на участие в противолодочных учениях. Такие учения заняли прочное место в боевой подготовке ВМС и других стран НАТО. Все чаще к участию в них наряду с традиционными противолодочными силами (авиация и надводные корабли) привлекаются и торпедные подводные лодки.

Судя по сообщениям иностранной прессы, торпедные подводные лодки в обшей системе противолодочных мероприятий намечается использовать для:

  • борьбы с подводными лодками противника на выходах из баз, на маршрутах перехода и в районах боевых действий;
  • боевого обеспечения ракетных подводных лодок, ударных авианосцев и конвоев;
  • постановки активных минных заграждении, ведения разведки в интересах выполнении противолодочных задач.

Чтобы воспрепятствовать выходу подводных лодок противника в районы боевых действии, как считают зарубежные военные специалисты, на ближних подходах к его базам в заранее назначенных позициях должно быть организовано патрулирование (дежурство) атомных подводных лодок. Тактика их действий в этих условиях представляется следующей. Поиск осуществляется в секторе наиболее вероятных курсов выхода подводных лодок путём маневрирования на глубинах, обеспечивающих наибольшую дальность обнаружения противника и скрытность от его средств наблюдения. При появлении противолодочных сил противника торпедные подводные лодки уклоняются от обнаружения выходом из полосы поиска. Если уклониться от обнаружения не удалось, то применяется манёвр отрыва резким изменением курса, скорости и глубины погружения с одновременным использованием средств гидроакустического противодействия. Считается, что эффективность действий подводных лодок у военно-морских баз противника повышается, если они будут использовать данные об обстановке, получаемые от других сил разведки.

При организации борьбы с подводными лодками на маршрутах перехода особое внимание уделяется заблаговременному созданию комплексных противолодочных рубежей. При выборе их местоположения предпочтение отдается узкостям и проливам на вероятных маршрутах перехода подводных лодок противника. По мнению иностранных военных специалистов, современные противолодочные рубежи должны представлять собой взаимосвязанный комплекс систем обнаружения, классификации, опознавания и уничтожения подводных лодок и включать как стационарные гидроакустические системы наблюдения, так и разнородные противолодочные си ты. При оборудовании рубежей планируется широко использовать минные заграждения.

Важнейшим компонентом подобных рубежей считаются торпедные подводные лодки. Некоторое представление о характере использования подводных лодок на противолодочном рубеже дают рис. 2 и 3. Зарубежные военно-морские специалисты считают, что каждая подводная лодка будет решать задачи поиска и уничтожении подводных лодок противника в пределах заданной ей позиции, а сами позиции должны располагаться в наиболее узкой части проливов. При этом не скрывается и целевая направленность создания подобных рубежей. Иностранная печать поясняет, что современные комбинированные противолодочные рубежи предназначены для блокады выхода из своих портов советских подводных лодок.

Позиции подводных лодок и стационарных ГАС для обнаружения подводных лодок, выходящих в Атлантический океан
Рис. 2. Позиции подводных лодок и стационарных ГАС для обнаружения подводных лодок, выходящих в Атлантический океан

Организация боевого обеспечения ракетных подводных лодок предусматривает поиск противолодочными подводными лодками лодок противника по маршруту перехода своих ПЛАРБ в назначенный для них район патрулирования и на подходах к нему. Поэтому поиск противолодочных подводных лодок противника в мирное время выполняется для обеспечения уклонения ПЛАРБ от обнаружения и отрыва от слежения, если таковое выявлено. В военное время поиск осуществляется с целью уничтожения обнаруженных подводных лодок противника. По мнению зарубежных военно-морских специалистов, возможно также использование многоцелевых подводных лодок для имитации ПЛАРБ с целью отвлечь противолодочные силы противника на ложные направления.

Позиции подводных лодок и стационарных ГАС для обнаружения подводных лодок, выходящих в Тихий океан
Рис. 3. Позиции подводных лодок и стационарных ГАС для обнаружения подводных лодок, выходящих в Тихий океан

При организации боевого обеспечения авианосных ударных соединений одним из возможных вариантов использования торпедных подводных лодок считается привлечение их для предварительного обследования районов развёртывания этих соединений с целью уничтожения подводных лодок противника или вытеснения их из районов предстоящих действий авианосных ударных соединений. Они могут также развёртываться и на подходах к районам предстоящих действий авианосных ударных соединении для прикрытия их с угрожаемых направлений.

Эти же варианты использования противолодочные торпедных подводных лодок применимы, как считают иностранные военные специалисты, и при боевом обеспечении конвоев. При обороне боевых соединений и конвоев на переходе морем атомные торпедные подводные лодки предполагается использовать в «подвижных завесах», расположенных впереди или на флангах охраняемых объектов.

В интересах боевого обеспечения ПЛАРБ, авианосных ударных соединений и конвоев предусматривается привлекать торпедные подводные лодки и для выполнения скрытных постановок противолодочных мин.

В последние годы на страницах зарубежной печати ведётся дискуссия о возможности использования атомных торпедных подводных лодок в качестве эскортных кораблей авианосных ударных соединении и конвоев.

Изучая опыт использования подводных лодок во второй мировой войне, анализируя и сравнивая возможности современных надводных кораблей и атомных подводных лодок в решении задач обороны соединений боевых кораблей и конвоев на переходе морем, иностранные военно-морские специалисты приходят к выводу, что возросшие скорости хода атомных подводных лодок, наличие на них качественно новых средств наблюдения и оружия делают возможным привлечение их к решению задачи подводного эскорта. Так, уже упоминавшийся вице-адмирал Риковер, сетуя на недостаточный уровень разработки новой тактики для атомных подводных лодок, отмечает, что они сейчас еще почти не используются для эскортирования соединений боевых кораблей и конвоев. Р. Куэнн в книге «Торпедные подводные лодки» пишет, что «… великие морские державы… могут, как кажется сейчас, возлагать большие надежды на свои атомные торпедные подводные лодки в качестве эффективных сил охранения». Отмечается также, что «… подводная лодка сейчас способна взять на себя роль эскорта, выполняемую надводными кораблями».

Развивая идеи использования подводных лодок в составе сил эскорта, некоторые зарубежные специалисты считают возможным сознание «смешанного» охранения, состоящего из атомных подводных лодок и надводных кораблей. По их мнению, создание такого охранения является наиболее идеальным, так как оно в наилучшей степени сочетает противолодочную, противовоздушную и другие виды обороны охраняемого объекта. Считается, например, что в противолодочной обороне авианосного ударного соединения атомные торпедные подводные лодки могли бы вести поиск лодок противника на различных удалениях от него, а также периодически проверять, следят ли подводные лодки противника за ударными авианосцами. При обнаружении лодки противника атомная подводная лодка устанавливает слежение за ней и доносит командиру соединения. К слежению за обнаруженной подводной лодкой (по решению командира соединения) могут привлекаться также противолодочные самолёты и корабли.

Судя по сообщениям иностранной печати, реализация идеи использования подводных лодок в качестве сил эскорта встречается с определёнными трудностями. К числу таковых относят прежде всего ограниченные возможности подводных лодок к тактическому взаимодействию с охраняемыми объектами и другими силами эскорта.

Важное значение в противолодочной борьбе, по мнению руководства ВМС основных капиталистических государств, имеют активные минные постановки, о чем свидетельствует создание на Западе ряда усовершенствованных образцов минного оружия, специально предназначенного для постановки с подводных лодок. Ввиду большой скрытности действий лодок признается целесообразным ставить минные заграждения на выходах из баз подводных лодок противника и в навигационных узкостях, через которые пролегают пути их развёртывания.

Разрабатывая вопросы использования атомных подводных лодок и расширяя круг их тактических задач в «противолодочной войне», командование американских ВМС намеренно запугивает население США выходом советских ракетных подводных лодок в Мировой океан. Нагнетание обстановки в стране пресловутой «советской угрозой» понадобилось, как об этом пишут в западной прессе, для того, чтобы убедить общественность в необходимости дополнительных ассигнований для увеличения численности дорогостоящих атомных подводных лодок.

Добавить комментарий