В агрессивных планах Пентагона морской пехоте отводится роль ударного отряда, осуществляющего вмешательство во внутренние дела государств, не согласных с внешнеполитическим курсом империалистических кругов . Части морской пехоты содержатся в постоянной боевой готовности.

Для боевого и тылового обеспечения экспедиционной дивизии морской пехоты в период её высадки и закрепления на берегу формируется отряд береговых партии. Этот отряд создаётся только на время проведёння десантной операции, от масштабов и задач которой зависит его состав.

На отряд береговых партии возлагаются следующие задачи:

— маркировка и подготовка побережья для высадки десанта, то есть поставка и установка навигационных знаков, ограждающих места, опасные для движения десантно-высадочных средств и личного состава, устранение подводных и береговых препятствии непосредственно в районе высадки, участие и разминировании прибрежной полосы, устройство временных дорог и проездов для передвижения боевой техники и личного состава в прибрежной полосе;
— контроль за движением десантно-высадочных средств и проведение аварийно-спасательных работ у береговой черты, ремонт повреждённых десантно-высадочных средств;
— связь с командованием амфибийного оперативного соединения и десантируемых сил, а также с десантно-высадочными средствами в период высадки и закрепления десанта на берегу;
— эвакуация раненых и пленных, охрана их на побережье;
— установка понтонных причалов, доставка предметов снабжения (боеприпасы, продовольствие, ГСМ, вода) с десантных кораблей и судов на берег, организация снабжении штурмовых групп и других войсковых формирований до их закрепления на берегу и полного развёртывания штатных тыловых подразделений высаживаемых войск;
— организация рейдовой службы в районе высадки;
— оборона захваченного плацдарма и тылового района десантируемых войск после продвижения их вглубь побережья.

Отряд береговых партии комплектуется из подразделений штатного батальона береговых партии дивизии морской пехоты. Кроме того, в него могут входить подразделения различного назначения десантируемых армейских соединений. Основными элементами отряда береговых партий являются группы и команды.

Группа береговых партий обеспечивает высадку экспедиционной бригады морской пехоты или полковой десантной группы. Она включает группу управления (два офицера, 20 рядовых), две команды береговых партий (три офицера, 15 рядовых), которые обеспечивают высадку батальонной десантной группы, и приданные подразделения морской пехоты.

Группе береговых партий придаются инженерные и амфибийные строительные подразделения, роты по монтажу плавучих причалов, разгрузке судов и аварийно-спасательная, группа десантно-высадочных средств, подразделения охраны и тылового обеспечения.

Инженерные и амфибийные строительные подразделения отряда береговых партий подготавливают участки побережья к проходу войск и техники, разминируют берег и прокладывают вдоль него дороги, монтируют системы подачи, топлива и воды с кораблей на берег, строят десантные понтонные причалы, оборонительные сооружения, укрытия для техники и имущества, сооружения для развёртывания медицинских учреждений. Инженерные подразделения также эксплуатируют технические баржи, обеспечивающие деятельность отряда береговых партий. Прибрежная полоса разминируется специальными подразделениями водолазов-подрывникоа до высадки первой волны десанта.

Инженерные и амфибийные строительные подразделения

Инженерные и амфибийные строительные подразделения оснащены универсальными гусеничными машинами, используемыми в качестве бульдозеров, скреперов, автогрейдеров, самосвалов, тягачей и транспортёров. Эти машины могут развивать на дорогах скорость до 13 км/ч и преодолевать водные преграды на плаву. Для земляных работ машины загружаются грунтом-балластом, что значительно увеличивает их производительность.

На вооружении инженерных подразделений находится и специальная техника, например 20-т колесный кран-экскаватор с бульдозерным оборудованием, который может работать в морской воде на глубине до 1,2 м и преодолевать подъёмы крутизной до 20°.

Рота по монтажу плавучих причалов

В ВМС для сокращения сроков доставки техники и оборудования на участки высадки созданы плавучие причалы нескольких типов. Например, при проведении крупного учения морской пехоты США и Испании в районе Уэльвы (Испания) в море был собран и подведён к назначенному участку побережья 18-секционный плавучий причал. Поскольку глубина моря в районе высадки оказалась большей, чем предполагалось, за несколько часов было собрано и подведено к берегу ещё два девятисекционных плавучих причала.

В период агрессивной войны во Вьетнаме специалисты США разработали новые конструкции плавучих причалов, в том числе плавучий пирс «Понтонамми» из нескольких стальных плавучих секций, жёстко соединённых между собой (вес 50 т, размеры 27×8,5×1,5 м, максимальная нагрузка 260 т). Особенностью его конструкции являются трубчатые опоры, благодаря которым причал может подниматься при помощи гидравлических домкратов на необходимую высоту над уровнем моря.

В США создан плавучий пирс, состоящий из средних, носовых и аппарельных секций, которые собираются из стальных полых понтонов. Средние и носовые понтоны без днища, в их внутренних полостях размещены надувные камеры из двухслойной прорезиненной нейлоновой ткани. Компрессор, находящийся на десантном корабле, наполняет их воздухом. Понтоны могут опираться камерами на ровное дно и выдерживать груз весом до 56 т. Из них собирают следующие секции: береговую, включающую аппарельные понтоны, промежуточную и концевую (длина 27 м, ширина 6,4 м, вес 40 т), швартуемую к десантному кораблю.

В американском печати сообщалось, что во время испытаний по такому пирсу переправили с кораблей на берег 200 колесных и гусеничных машин, в том числе танки M103 весом по 56 т.

Рота разгрузки судов

Рота разгрузки судов оснащена дизельными вилочными погрузчиками высокой проходимости (грузоподъёмность 2,7 и 4,5 т), способными работать в морской воде на глубине до 1,5 м, разгружая десантные суда, стоящие у берега. Погрузчики могут подниматься по крутым аппарелям десантных судов и двигаться боком, что удобно при работе на небольших палубах. Благодаря широкой базе колес с шинами регулируемого давления, а также низкому расположению центра тяжести и улучшенной конструкции трансмиссии, погрузчики в состоянии передвигаться и по мягким грунтам, в том числе песку. Максимальная высота подъёма груза при работе — 4 м. Погрузчик (грузоподъёмность 4,5 т.) вместо вилочного захвата может быть оснащён крановом стрелой.

В США, по сведениям зарубежной печати, разработаны специальные канатные дороги для механизации работ при разгрузке десантных судов. Такая дорога состоит из морской и береговой опор, несущего и тяговых канатов и двухблочной тележки. Морская опора (высота 21 м) разборная. Она устанавливается на плавучей платформе, телескопические опоры которой опускаются и опираются на дно (в качестве морской опоры можно использовать специально оборудованный десантный корабль типа LST).

Береговая опора монтируется ка бронетранспортёре типа LVTP, на котором устанавливается А-образная конструкция (в походном положении укладывается на его крыше). Там же размещаются специальная лебёдка с приводом от главного двигателя и натяжное устройство (тяговое усилие от гидравлического привода до 18 т). Последнее натягивает несущий трос, закреплённый одним концом за верхнюю часть морском опоры, а вторым — за А-образную конструкцию на транспортёре. Двухблочная транспортная тележка с грузовым крюком управляется из транспорта.

При переброске грузов по канатной дороге нет необходимости небольшим десантным плавсредствам проходить через зону прибоя, где они часто получают повреждения. Грузы с транспортов доставляются десантными катерами к морской опоре, установленной на плавучей платформе, оттуда по канатной дороге транспортируются на берег, где опускаются непосредственно в кузовы автомашин. При установке морской опоры канатной дороги на десантный корабль типа LST грузы подаются на крюк тележки с палубы корабля, а к месту погрузки доставляются вилочными погрузчиками. Сообщалось, что производительность подвесной канатной дороги достигает 30 — 54 т/ч при максимальном весе перевозимого груза 900 кг. Длина дороги 300 — 600 м.

Аварийно-спасательная рота

Аварийно-спасательная рота отряда береговой партии занимается главным образом ремонтом и спасением у береговой черты десантно-высадочных плавсредств, плавающих гусеничных и колесных машин, В роте числится офицер и 60 рядовых.

При проведении крупной десантной операции, в которой участвуют армейские подразделения до дивизии и более, предусматривается усиление аварийно-спасательной роты личным составом армейских ремонтных частей. Кроме того, в состав роты включают лёгководолазов-ремонтников для работы под водой на глубинах до 5—7 м.

Это подразделение снабжено бульдозерами (см. рисунок), самоходными пожарными насосами и плавающими ремонтно-эвакуационными машинами LVTR-7. На последних имеется сварочное и металлорежущее оборудование, а также дополнительный двигатель, который приводит в действие мощную лебедку, генератор, компрессор и кран грузоподъёмностью 6 т. Рота может оснащаться тремя бульдозерами с различными навесными отвалами, тремя малыми самоходными пожарными насосами с комплектами шлангов, тремя комплектами подъёмно-такелажных устройств (тали, стропы), тремя комплектами инструмента и запасных частей, комплектами переносного металлорежущего и сварочного оборудования, различными запасными частями и материалами.

Погрузка бульдозеров и грейдеров на борт танкодесантного корабляПогрузка бульдозеров и грейдеров на борт танкодесантного корабля

Аварийный ремонт, проводимый ротой, заключается в снятии десантно-высадочного плавсредства с мели и переводе его к месту нахождения кораблей и судов амфибийного соединения для последующего ремонта в док-камере транспорта-дока. При значительных повреждениях десантно-высадочное плавсредство вытягивают на берег либо подрывают.

Аварийно-спасательная рота также ремонтирует и осуществляет аварийный подъём аппарелей десантных судов. Для ремонта используют запасные части и материалы ремонтных комплектов, а также детали и агрегаты с повреждённых плавсредств, восстановить которые в период проведения десантной операции невозможно. Десантные катера и баржи, которые нельзя отбуксировать к транспорту-доку и завести в док-камеру, ремонтируют на понтонных блоках, доставляемых к участку высадки на танкодесантных кораблях. На двух таких блоках (30 понтонов в каждом, длина 64 м и ширина 3 м) можно разместить четыре десантных катера. Подъём производится с помощью 50-т А-образной рамы из комплекта понтонных блоков.

Группа десантно-высадочных плавсредств

Группа десантно-высадочных плавсредств доставляет оборудование и грузы с десантных кораблей на побережье, спасает и ремонтирует повреждённые десантные катера и плавающие машины, эвакуирует раненних и пленных.

Подразделение охраны

Подразделение охраны отряда береговых партий формируется, как правило, из состава десантируемых войск и в случае необходимости может использоваться командованием этих войск в качестве резерва при ведении боевых действий на берегу.

По мнению американских военных специалистов, весь личный состав отряда береговых партии должен быть готов к ведению боевых действий в качестве пехотных подразделений. Каждый боец отряда носит форму защитного цвета, вооружён винтовкой и снабжён ранцем, спальным мешкем, котелком, флягой, спасательным жилетом, каской, противогазом. Боевая подготовка отряда направлена как на совершенствование приёмов, необходимых для обеспечения высадки десанта, так и на отработку боевых действий в составе отделений и взводов; основное внимание уделяется противотанковой обороне района высадки.

Подразделение тылового обеспечения

Подразделение тылового обеспечения отряда береговых партий включает автотранспортные взводы (более 50% их машин — плавающие, типа LARC-5, -15, -60), ремонтный взвод; медицинские взводы; подразделения материального обеспечения (подвоз продовольствия, подача боеприпасов, развёртывание склада ГСМ и системы подачи топлива с танкера на берег, обеспечение запасными частями и т. д.).

Эта рота до развёртывания склада ГСМ снабжает боевые подразделения горючим в 19-л канистрах или 110-л бочках, выгружаемых с десантных транспортов в первую очередь наравне с боеприпасами. Американские военные специалисты считают такую канистру весьма удобной для перевозки горючего на машинах и снабжения им небольших мобильных подразделений. В последние годы морская пехота получила новые образцы 19 и 30-л ёмкостей одноразового пользования.

По сведениям зарубежной печати, в США разработан комплект «Силдбин» для подвоза горючего 2,5-т автомобилями в боевые подразделения. В комплект входят два складывающихся контейнера по 1900 т и распределительное устройство. В сложенном виде комплект занимает примерно 25% объёма кузова, он может перевозиться на внешней подвеске вертолёта и сбрасываться на парашюте. Подразделения материального обеспечения отряда береговых партий могут широко использовать такие комплекты для подачи горючего на заправку боевых машин штурмовых групп десантных войск. Для морской пехоты США, как сообщалось в американской печати, создан жёсткий контейнер ёмкостью 3000 л. Он снабжён насосом, приспособленным для установки в кузове бронетранспортёра типа LVTP.

В случае необходимости десантные баржи переоборудуются под десантные топливные баржи. Такая баржа может подойти к самому берегу на минимальной глубине и выдать на заправку до 20 т топлива.

Тыловые подразделения морской пехоты и армии США оснащаются средствами подачи ГСМ с танкера на берег, а также средствами хранения и распределения топлива для обеспечения десантируемых войск. По данным американской печати, в США изготовлены складывающиеся ёмкости из специальной ткани для создания складов ГСЛМ на необорудованном побережье. Такую ёмкость (в свёрнутом виде размеры 0,4 х 3,9 м) команда из восьми человек за 15 мин развёртывает на 55 м — полная длина. Затем она закрепляется на земле и заполняется топливом, подаваемым под давлением по трубопроводу с танкера, приобретая при этом вид обычной цистерны на 159 тыс. л. Мягкие ёмкости и резинотканевые резервуары (на 38 тыс. л. и 1,9 тыс. л.) использовались ВМС США при проведении десантных операции в период агрессивной войны во Вьетнаме.

В США разработана также плавучая система трубопроводов для разгрузки топлива из барж и лихтеров. Эта система состоит из двух барабанов, на которые намотаны мягкие резиновые шланги (диаметр 200 мм, длина 76 м), развёртываемые за 10 мин. Сечение шлангов допускает подачу топлива со скоростью 320 тыс. л в час. Плавающие трубопроводы позволяют отказаться от бочек и буев для поддержки рукавов на поверхности.

В иностранной печати сообщалось, что командование морской пехоты США выдало заказ на изготовление новой системы снабжения топливом десантируемых частей, состоящей из 30 эластичных нейлоновых резервуаров с резиновым покрытием, шлангов общей длиной до 10000 м, распределительных щитов, счётчиков, насосов и фильтров. При развёртывании системы два резервуара ёмкостью по 75 000 л с насосами и раздаточным оборудованием предусматривается размещать на берегу в неглубоких укрытиях для защиты от осколков и огня стрелкового оружия. Топливо в эти резервуары будет подаваться по шлангам или перевозиться в переносных резервуарах на плавающих машинах. По мере расширения плацдарма от главных резервуаров прокладываются вглубь плацдарма шланги, по которым через переходную систему, состоящую из пяти ёмкостей и насосов распределительных устройств, топливо перекачивается в оконечные резервуары, откуда через счётчики и фильтры подаётся на распределительные щиты для заправки боевых машин. Максимальная ёмкость системы 2250 тыс. л, время её развёртывания 72 ч.

Для доставки горючего на необорудованное побережье могут использоваться вертолёты. Так, вертолёт CH-47А перевозит два мягких резервуара ёмкостью 1,9 тыс. л. каждый, а CH-54А — четыре. При помощи топливозаправочной системы «Минипорт» вертолёт CH-47А может транспортировать на внешней подвеске 7,6 тыс. л горючего.

Кроме того, в десантной операции могут быть применены специальные контейнеры для горючего, выполненные в виде соединённых попарно баллонов, ёмкость которых 1900 л. Эти баллоны буксируются по воде.

В период десантной операции оборудование склада ГСМ доставляется к берегу на танкодесантных кораблях, десантных катерах или вертолётами. Предусматривается, что первая очередь склада ГСМ должна быть развёрнута и введена в действие через 18—24 ч после выгрузки оборудования на берег.

Военно-морские специалисты США считают, что комплексное обеспечение десантируемых войск продовольствием, водой и горючим, а также медицинское обслуживание может организовать группа тылового обеспечения отряда береговых партий при помощи плавучих баз. В США разработан специальный проект «плавучей мобильной базы» для тылового обеспечения экспедиционной бригады или батальона морской пехоты. Такая база создаётся с целью сократить до минимума развёртывание тыловых подразделений отряда береговой партии на участке высадки и снабжать десантируемые войска только с судов этой мобильной базы.

Каждой батальонной десантной группе во время высадки морского десанта от отряда береговых партий выделяется подразделение коменданта пункта высадки, командиром которого назначается офицер. Сразу после высадки этого подразделения комендант разворачивает на берегу командный пункт в одной из отведённых для этой цели плавающих бронированных командно-штабных машин тина LVTC-7 н устанавливает связь с командованием амфибийного десантного соединения и десантируемых войск. Связь поддерживается в момент высадки десанта на берег, а также после высадки и продвижения войск в глубь захваченного участка побережья.

Комендант пункта высадки обязан с момента развёртывания КП сообщать командиру десантируемого подразделения информацию о состоянии побережья, ходе высадки личного состава и выгрузки техники, оборудования и предметов снабжения, об эвакуации раненых. Особое внимание обращается на состояние десантно-высадочных средств в полосе прибоя, так как комендант обязан давать рекомендации командирам десантно-высадочных плавсредств и десантируемого подразделения по действиям в этом районе. Кроме того, он контролирует действия всех подразделений ВМС на побережье, отвечает за подготовку и маркировку участков высадки и подходов к ним, организует аварийно-спасательные работы на побережье у береговой черты, эвакуацию раненых и пленных, а также их охрану на месте. В непосредственном подчинении коменданта пункта высадки находятся отделения управления, регулирования движения и связи.

Личный состав первых двух отделений наводит десантно-высадочные средства и десантные суда на определённые участки побережья, пользуясь для этого сигнальными флагами, фонарями и мегафонами. Ответственные за выгрузку указывают личному составу десанта места выхода, выгрузки техники и грузов.

Личный состав отделения связи с помощью плавающих машин, приспособленных для прокладки кабеля со специальной изоляцией, развертывает линии связи в интересах командира отряда береговых партии. Такой кабель, уложенный на дне моря в 500 м параллельно берегу, обеспечивает устойчивую связь между участками высадки батальонных десантных групп, удалёнными друг от друга на 5—7 км. Кабельная линия связи дополняет средства радиосвязи командира отряда береговых партий и коменданта пункта высадки.

Как сообщалось в иностранной печати, при проведении десантных операций в агрессивной войне США во Вьетнаме в деятельности подразделений отряда береговых партии и отмечались серьезные недостатки (затягивание времени выборочной разгрузки десантных транспортов и беспорядок на участках высадки войск). В настоящее время командование ВМС предпринимает меры, предусматривающие более четкую opгaнизацию боевого использования этих подразделений.

Добавить комментарий