Суэцкий канал и одноименный залив являются самой короткой и оживленной водной артерией на морских коммуникациях, соединяющих Западную Европу и Азию. Сразу же после сооружения канал (его длина 160 км, ширина 129,9 — 152,3 м, глубина 12,2 м) стал предметом притязаний империалистических государств, которые и после его национализации Египтом не оставили попыток восстановить здесь свой контроль. Именно поэтому они всеми средствами поддерживали агрессивные устремления Израиля, развязавшего в 1967 году военные действия на Ближнем Востоке, в результате которых почти на восемь лет был выведен из строя этот стратегически важный узел коммуникаций.

Как известно, в июне—ноябре 1974 года по просьбе правительства Арабской Республики отряд кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов осуществлял разминирование Суэцкого залива. Экипажи кораблей провели на минных полях более 6 тыс. ч., пройдя с тралами свыше 17 тыс. миль. Советские моряки ликвидировали минную угрозу на площади 1250 кв. миль и открыли залив для свободного судоходства. «Это было настоящее испытание на мужество, боевую выучку, выносливость, — сказал член Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР маршал Советского Союза А.А. Гречко на Всеармейском совещании идеологических работников. — Советские моряки с честью выдержали это испытание, показали высокую моральную стойкость и выдержку в критические моменты, неоднократно возникавшие в ходе боевого траления». Ратный труд наших военных моряков в Суэцком заливе, о котором знает теперь вся страна, их вклад в дело мира снискали глубокую признательность и одобрение у народов арабских стран.

Весьма скупо сообщая об этих подвигах советских моряков, зарубежная печать в то же время широко освещала так называемую совместную операцию тральных сил западных стран по разминированию и расчистке Суэцкого канала. По-видимому, некоторые сведения об этой операции могут представить интерес и для читателей нашего журнала.

Совместная операция по разминированию и расчистке канала, возложенная в соответствии с соглашением на , Великобританию, Францию и АРЕ, продолжалась 14 месяцев и проходила в три этапа, получивших наименования: «Нимбус стар», «Нимбус мун» и «Нимрод спар».

На первом этапе предусматривалось провести боевое траление в водах Суэцкого качала и ликвидацию насыпного моста через канал, возведенного израильскими оккупантами в ходе последних боевых действий, на втором — расчистить канал от затонувшего оружия и боевой техники, неразорвавшихся авиационных бомб, артиллерийских снарядов и других взрывоопасных предметов, а также разминировать и расчистить оба берега канала в 50-м полосе от уреза воды; на третьем — поднятие затонувших судов и вывод из канала всех судов, оставленных там в период арабо-израильского конфликта и мешавших нормальному судоходству.

«Нимбус стар»

Первый этап операции («Нимбус стар») был начат 21 апреля и закончен 3 июня 1974 года. За это время было осуществлено боевое траление Суэцкого канала, которое проводилось ВМС США. Оно было выполнено с целью создания безопасных условий для плавания кораблей и работы боевых пловцов, принимавших участие в решении возложенных на них задач на втором и третьем этапах операции.

Траление каната выполнялось вертолётами-тральщиками 12-й противоминной эскадрильи авиации ВМС США. В её составе имеется 21 вертолёт типа , которые сведены в звенья по четыре вертолёта. Эта эскадрилья, как сообщалось в иностранной печати, была создана в 1971 году для проведения тральных операций в короткие сроки в любом районе Мирового океана. Решение такой задачи обеспечивается, по мнению зарубежных военных специалистов, возможностью переброски этих вертолётов военно-транспортными самолётами ВВС США, соответствующими тактико-техническими характеристиками и определёнными возможностями самих вертолётов. К последним относятся безопасный полёт над заминированным районом (высота при тралении около 20 м), возможность дозаправки топливом в воздухе, высокая скорость траления (10—25 узлов в зависимости от избранного трального вооружения), определённая экономия в людских ресурсах (экипаж вертолёта шесть человек, морского тральщика — 65, а базового — 32 человека). Чтобы увеличить время непрерывного траления (для одного вертолёта оно ограничено 4 ч.), предусмотрена передача в воздухе трального вооружения другому вертолёту или соответственно оснащённому надводному кораблю. Для повышения точности определения местонахождения вертолёта-тральщика и обеспечения всепогодного траления используются наземные РЛС и бортовые системы связи с ними.

Вертолёт-тральщик типа «Си Стэльен» обеспечивает траление как контактных, так и неконтактных мин. Он может боксировать следующие тралы: вертолётный контактный Mk103, акустический Мк104, электромагнитный Мк105 (см. рис. 1 и цветную вклейку), магнитоакустический Mk106 или электромагнитный МОР.

Вертолёт-тральщик «Си Стэльен» буксирует электромагнитный трал Mk105Рис 1. Вертолёт-тральщик «Си Стэльен» буксирует электромагнитный трал Mk105

Для проведения боевого траления в Суэцком канале восемь вертолётов-тральщиков были доставлены из США на о. Кипр транспортными самолётами С-5А «Гэлекси», а оттуда десантным вертолётоносцем ВМС США «Иводзима» в район Порт-Саида. Первоначально вертолёты-тральщики действовали с этого корабля, который стоял на якоре в шести милях от Порт-Саида. В мае 1974 года он был заменен десантным вертолётоносцем «Инчон». Затем вертолёты-тральщики вместе с тралами и обслуживающим персоналом были доставлены самолётами ВВС США в г. Исмаилия (средняя часть Суэцкого канала).

За время первого этапа операции вертолёты были заняты тралением 314 ч, ими пройдено с тралами 7616 миль и протралена водная акватория общей площадью около 110 кв. миль. На этом этапе было занято 419 человек личного состава ВМС США.

В ходе боевого траления имели место два неконтактных подрыва у берегового среза канала. По заявлению военно-морских специалистов США, здесь взорвались американские авиационные бомбы (с магнитными взрывателями), которые поставлялись США израильским ВВС.

«Нимбус мун»

Второй этап («Нимбус мун») был начат 1 мая 1974 года.

На этом этапе производилась расчистка канала от затонувших образцов различного вооружения, неразорвавшихся авиационных бомб, артиллерийских снарядов и других взрывоопасных предметов. В ней принимали участие: от ВМС Великобритании минный заградитель «Эбдайл» (штабной корабль), тральщик-искатель мин , два базовых тральщика «Боссингтон» и «Макстон» (рис. 2) и команда боевых пловцов, от ВМС АРЕ 200 боевых пловцов, а с середины июня 1974 года к упомянутым силам присоединились три тральщика и отряд боевых пловцов (20 человек) ВМС Франции.

Английский базовый тральщик «Макстон» в Суэцком каналеРис. 2. Английский базовый тральщик «Макстон» в Суэцком канале

Поиск перечисленных предметов вооружения в канале производился тральщиками с помощью ГАС поиска мин. При установлении контакта с металлическим предметом боевые пловцы тральщика обследовали его и устанавливали сигнальные вехи. При обнаружении боеприпасов, препятствующих передвижению тральщика, их уничтожали подрывом.

Группа из состава команд и отрядов боевых пловцов ВМС Великобритании, Франции и АРЕ, передвигаясь за тральщиком на катере и на береговом транспорте, производила окончательную расчистку канала от обнаруженных предметов. При этом боевые пловцы ВМС АРЕ производили эти работы на глубинах до 3 м, а пловцы ВМС Великобритании и Франции — на глубинах 3—8 м.

В канале было обнаружено большое количество различных предметов вооружения, в том числе: ракеты (около 220), авиационные бомбы (свыше 530), снаряды (до 230), мины (более 680), грузовые автомобили (15), танки (2), обломки самолётов (7), взрывчатые вещества (209 т) и т.д.

Параллельно с работой боевых пловцов шесть инженерных батальонов армии АРЕ разминировали и расчистили 50-м полосу вдоль обоих берегов канала. Личный состав этих батальонов к 15 августа 1974 года обнаружил около 500 тыс. противопехотных и противотанковых мин.

В июле 1974 года английский базовый тральщик «Макстом» прошёл весь Суэцкий канал и прибыл в Суэц, став первым кораблем, совершившим такое плавание с 1967 года.

«Нимрод спар»

Подъём судов, затонувших в водах канала во время арабо-израильского конфликта и мешавших судоходству, проводила американская частная кампания «Мэрфи пасифик марин сэлвидж». Было поднято девять судов (танкер, четыре земснаряда, пассажирское и грузовое суда, два буксира) и одни бетонный кессон.

В результате проведённого обследования затонувших судов администрация канала предложила фирме в первую очередь поднять земснаряд «15 сентября» (рис. 3) с тем, чтобы его можно было быстро отремонтировать и ввести в строй для осуществления дноуглубительных работ в канале. Остальные суда вводить в строй не планировалось из-за плохого технического состояния. Поэтому работы по подъёму пассажирского судна «Мекка» и грузового «Исмаилия», затонувших в северной части канала, решено было начать с откачки из цистерн оставшегося топлива, а затем, разрезав корпуса на секции весом до 80 т, поднимать их из воды посекционно.

Подъём земснаряда «15 сентября» плавучими кранамиРис. 3. Подъём земснаряда «15 сентября» плавучими кранами

Для подъёма затонувших судов фирма использовала два плавучих крана и «Тхор» грузоподъёмностью по 500 т, а со специальным приспособлением — до 1000 т, два специальных судна по подъёму судов ВМС США «Крэндэлл» и «Крилли». Последние были переведены из военно-морской базы Субик-Бей (Филиппины) в АРЕ.

Во время третьего этапа операции были также выведены из канала 15 торговых судов, стоявших там на якорях с 1967 года.

После выполнения перечисленных работ 5 июня 1975 года Суэцкий канал вновь был открыт для международного судоходства.

Добавить комментарий