По данным иностранной печати, в настоящее время на вооружении авиации ВМС Японии находятся базовые противолодочные самолёты трёх типов: P2V-7 «Нептун» (строился в Японии по американской лицензии), P-2J и PS-1.
Базовый противолодочный самолёт P2V-7 «Нептун» (рис. 1) представляет собой моноплан со средне-расположенным прямым крылом, хвостовым оперением нормальной схемы и трёхстоечным шасси с передней стойкой.
Рис. 1. Самолёт P2V-7 «Нептун» (самолёты такого типа состоят на вооружении авиации ВМС Японии)
Силовая установка состоит из двух поршневых 18-цилиндровых двигателей R-3550 мощностью по 2500 л. с. и двух турбореактивных двигателей J34 максимальной тягой по 1540 кг.
Ёмкость топливных баков 8315 л. При необходимости в бомбоотсеке может быть установлен дополнительный бак ёмкостью 2645 л.
Самолёт вооружён двумя 12,7-мм пулемётами и может нести в бомбоотсеке бомбовую, минную и торпедную нагрузку общим весом до 3630 кг. Кроме того, под крылом самолёта могут быть подвешены 16 127-мм НУР. Самолёт оснащен средствами обнаружения подводных лодок: поисковая РЛС, магнитный обнаружитель и система радиогидроакустнческих буёв (РГБ).
По данным зарубежной печати, в Японии было построено и поступило на вооружение авиации ВМС около 50 самолётов P2V-7 «Нептун».
Базовый противолодочный самолёт P-2J (рис. 2) разработан на основе самолёта P2V-7 «Нептун» японской фирмой «Кавасаки». Работы по его созданию начались в 1961 году. С середины 1966 года начались лётные испытания, а в 1969 году самолёт поступил на вооружение авиации ВМС Японии.
Рис. 2. Самолёт P-2J
Самолёт P-2J отличается от своего предшественника удлинённой передней частью фюзеляжа, силовой установкой, топливной системой увеличенной ёмкости и конструкцией шасси.
Силовая установка самолёта состоит из двух турбовинтовых двигателей T64-IHI-10 мощностью на валу по 2850 л. с. и двух турбореактивных двигателей J3-IHI-7C максимальной тягой по 1400 кг. Турбовинтовые двигатели приводят во вращение трёхлопастные цельнометаллические реверсивные пинты диаметром 4,4 м. Двигатели T64-IHI-10 производятся в Японии по лицензии американской фирмы «Дженерал электрик», a J3-IHI-7C являются собственно японской разработкой.
Топливо на самолёте размещается во внутренних фюзеляжных и крыльевых баках общей ёмкостью 11 430 л, а также в двух дополнительных топливных баках ёмкостью по 760 л, устанавливаемых на концах крыла. Общая ёмкость топливной системы 12 950 л.
Основные стойки шасси имеют по два колеса размером 33х100 см при давлении воздуха в пневматиках 7,0 кг/кв.см. Передняя стойка оснащена одним колесом размером 25х87 см при давлении воздуха в пневматике 6,3 кг/кв.см.
Экипаж самолёта 12 человек. Кроме двух лётчиков, в него входят десять операторов, которые работают с бортовым противолодочным оборудованием в тактическом отсеке, расположенном в передней части фюзеляжа за кабиной лётчиков.
В бортовое противолодочное оборудование самолёта входят поисковая РЛС, пассивная акустическая система поиска подводных лодок «Джезебел» и активная акустическая система «Джули», магнитный обнаружитель, газоанализатор и поисковый прожектор. Средства связи включают две УКВ и одну КВ радиостанцию.
По данным зарубежной печати, к началу 1975 года в авиацию ВМС было поставлено около 50 самолётов.
Базовый противолодочный самолёт PS-1 (летающая лодка) с укороченным взлётом и посадкой (рис. 3) разработан японской фирмой «Син Мэйва».
Рис. 3. Самолёт PS-1
По аэродинамической схеме он представляет собой моноплан с высокораеположенным прямым крылом и Т-образным хвостовым оперением.
Как сообщает зарубежная печать, система управления пограничным слоем и мощная механизация крыла, состоящая из двухсекционных закрылков, предкрылков, элеронов и спойлеров, позволили значительно повысить коэффициент подъёмной силы крыла самолёта. При этом закрылки, кроме основного предназначения, используются для отклонения вниз потока воздуха, отбрасываемого винтами. Благодаря этому значительно снижена скорость отрыва и посадки самолёта и, как следствие, уменьшена длина взлётной и посадочной дистанции.
За счёт установки вдоль бортов фюзеляжа специальных приспособлений значительно снижено брызгообразование при движении самолёта по воде, вследствие чего можно производить посадку и взлёт с поверхности моря при высоте волн до 4 м.
Экипаж десять человек — два лётчика, бортинженер, два оператора управления системами с использованием РГБ, штурман, оператор управления магнитным обнаружителем, оператор поисковой РЛС, радист и тактический координатор. Весь экипаж размещается в передней части фюзеляжа.
Силовая установка самолёта включает четыре турбовинтовых двигателя Т64-ІНІ-10 мощностью на валу по 2850 л. с. Кроме основных двигателей, в верхней части фюзеляжа (район центроплана крыла) установлен дополнительный газотурбинный двигатель Т58-IHI-10 мощностью 1400 л. с., предназначенный для привода компрессора, подающего сжатый воздух в систему управления пограничным слоем. Сжатый воздух подается по воздухопроводам на обдув внешних и внутренних закрылков, рулей поворота и высоты. Самолёт имеет топливные баки общей ёмкостью 19 520 л.
Опускаемая гидроакустическая станция, пассивная акустическая система поиска подводных лодок «Джезебел» и активная акустическая система поиска «Джули» с 30 РГБ размещены в бомбовом отсеке. Убирающийся магнитный обнаружитель находится в хвостовой части фюзеляжа, а поисковая РЛС — в носовой. Под правой плоскостью крыла самолёта между крайним двигателем и поплавком расположен поисковый прожектор.
В бомбовом отсеке самолёта могут подвешиваться: до четырёх глубинных бомб весом по 150 кг и дымовые заряды. Под каждым крылом на одном узле подвески, расположенном между двигателями, можно разместить по две самонаводящиеся торпеды, а на другом узле (на консоли крыла) — три 127-мм НУР.
В январе 1964 года началась разработка самолёта, а в октябре 1967 года уже был построен его первый опытный образец. В 1970 году самолёт начал поступать на вооружение авиации ВМС Японии. По данным зарубежной печати, в авиации ВМС Японии насчитывается около 15 самолётов PS-1. Ожидается, что будет заказано еще около десяти самолётов этого типа.
Проект PXL базового противолодочного самолёта. В настоящее время, как сообщает зарубежная печать, в Японии обсуждается вопрос о создании нового противолодочного самолёта, который со временем должен заменить самолёт P-2J. При выборе окончательного варианта Япония стоит перед альтернативой — наладить производство одного из современных или перспективных иностранных самолётов по лицензии либо разработать собственный самолёт.
В качестве возможных вариантов самолёта рассматриваются противолодочные самолёты «Нимрод» английской фирмы «Хаукер Сиддли», «Атлантик» французской фирмы «Бреге», а также самолёт Р-3С «Орион» американской фирмы «Локхид». Кроме того, американская фирма «Боинг» предложила использовать для проекта PXL четырёхдвигательный вариант самолёта Боинг 737-200 (рис. 4). Фирма предлагает продать Японии лицензию на производство этого самолёта и обещает оказать своё содействие при разработке бортовых противолодочных систем.
Рис. 4. Общий вид противолодочного самолёта, предлагаемого фирмой «Боинг»
По заявлению специалистов фирмы, предлагаемый самолёт может выполнять боевые задачи в широком диапазоне высот и скоростей полёта. На самолёте намечено установить систему автоматического управления полётом, что позволит ему безопасно маневрировать на минимально допустимых высотах.
На самолёт планируется установить четыре двухконтурных турбореактивных двигателя TF34 максимальной тягой по 4200 кг (вместо двух двигателей на существующих самолётах Боинг 737-200), что позволит эксплуатировать самолёт с коротких ВПП, имеющихся в Японии.
Самолёт планируется оборудовать системой, включающей приемное устройство и РГБ, последние сбрасываются с больших и малых высот. Система предназначена для обнаружения аномалий магнитного поля Земли и обработки акустических данных, которые должны позволить точно определить местонахождение подводной лодки.
Кроме перечисленных вариантов противолодочного самолёта, рассматриваются предложения японских самолётостроительных фирм «Кавасаки» и «Тошиба». Фирма «Кавасаки» предлагает модифицировать разработанный ею для ВВС Японии военно-транспортный самолёт С-1, а фирма «Тошиба» — усовершенствовать самолёт Р-2J за счёт установки на нем новейшего бортового противолодочного оборудования.
Как сообщает зарубежная печать, вопрос о том, какой из вышеперечисленных вариантов или проектов самолётов будет выбран Японией, пока остается нерешённым.